Особенности европейского союза как международной интегрированной системы отдельных стран кратко

Обновлено: 05.07.2024

Европейский Союз (ЕС) – это политико-экономическое интеграционное объединение стран, большая часть которых располагается преимущественно в Европе.

Изначально в Евросоюз входило всего 6 стран, однако число их постепенно росло. На сегодняшний день состав Европейского Союза включает 27 государств - Австрию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Польшу, Португалию, Румынию, Словению, Словакию, Францию, Финляндию, Хорватию, Чехию, Швейцарию и Эстонию (рисунок 1). Еще несколько стран пытаются войти в Евросоюз. Статус кандидатов предоставлен Албании, Сербии, Северной Македонии, Турции и Черногории.

Рисунок 1. Европейский Союз на карте мире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По своим экономическим показателям Европейский Союз является довольно сильным интегративным объединением. На его долю приходится порядка 20% мирового ВВП, а на его территории проживает свыше 500 млн. чел.

История и особенности формирования Европейского Союза

Евросоюз имеет достаточно богатую историю развития. Первым толчком к его созданию стал послевоенный период середины ХХ века. Именно тогда возник вопрос, как же умиротворить страны, избежать политических кризисов и национализма. Таким образом, после окончания Второй мировой войны прозвучала идея о необходимости налаживания сотрудничества стран, имеющих тесные экономические и торговые взаимоотношения, без угрозы военного конфликта. Тогда же начали предлагаться различные проекты и идеи создания единой европейской организации или объединения. Результатом их развития стало формирование Европейского Союза.

Готовые работы на аналогичную тему

В общей сложности эксперты выделяют пять основных этапов Европейской интеграции:

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

На первом этапе шесть стран Западной Европы (Бельгия, Германия, Франция, Италия и Люксембург) решили объединиться, чтобы повысить эффективность внутреннего производства. В результате в 1951 году был принят ряд законопроектов, призванных упростить торговые отношения между странами. В результате пошлины, а также количественные ограничения экспорта и импорта были отменены. Для торговли в отношении прочих стран был установлен единый торговый тариф. Обмен рабочей силой и денежный оборот между странами упростились.

Третий этап Европейской интеграции был ознаменован создание общего рынка и интеграцией внешней политики. 7 февраля 1992 года был подписан Договор о Европейском Союзе. В нем говорилось, в том числе, и о создании единого гражданства ЕС, которое может существовать наравне с обычным основным гражданством. В этот период европейские страны активно договаривались о ведении единой внешней политики относительно друг друга, интегрировали остальные сферы, а также разрабатывали методы борьбы с преступностью. Тогда же была введена новая единая валюта – Евро (функционирует до сих пор).

В рамках четвертого этапа, затронувшего последние десятилетия ХХ века, происходило усиление экономической и политической интеграции стран Европы. В состав ЕС входило уже 15 стран. В 2002 году Европейской комиссией на вступление в ЕС было рекомендовано еще 10 стран-кандидатов. После их присоединения лидеры Евросоюза, имеющие высокий уровень экономического развития, попали в ситуацию, когда основной груз бюджетных расходов на дотации сельского хозяйства и социальную сферу лег на их плечи. У ЕС начались новые проблемы.

Сегодня Европейский Союз представляет собой уже устоявшуюся и полностью сформированную организацию, имеющую собственные органы власти и управления, выполняющие, прежде всего, надзорную функцию.

Перспективы развития Европейского Союза

В своем развитии Европейский Союз сталкивается с целым рядом проблем, решить которые не всегда просто. Тем не менее, как интеграционное объединение он себя еще не исчерпал. В настоящее время дискуссии, проводимые внутри Евросоюза относительно будущего европейской интеграции, затрагивают как направления дальнейшего институционального развития ЕС, так и концептуальное обеспечение его реформирования в 3 основных сферах:

  • восстановление демократической легитимности;
  • определение параметров дифференциации;
  • выстраивание экономических приоритетов, одним из которых выступает повышение конкурентоспособности всех экономики ЕС.

Согласно принятым стратегическим решениям основными факторами укрепления экономики еврозоны должен стать разумный, устойчивый и интегрирующий рост. Таким образом, речь идет о развитии экономики, основанной на знаниях и инновациях, и ее опоре на целесообразное использование ресурсов, конкуренции и экологических требований. В конце концов, должно быть достигнуто территориальное и социальное сплочение стран, повышение уровня занятости.

Достижение поставленных целей потребует от Евросоюза серьезного реформирования законодательства. В настоящее время экспертами рассматриваются различные сценарии возможного развития Союза.

Характерные черты и особенности Европейского Союза радикально отличают его от всех других международных организаций.

· Собственная система институтов. Институты ЕС самостоятельно осуществляют полномочия, которые находятся в сфере ведения интеграционных образований, и обладают правом принимать обязательные правовые акты.

· Собственная автономная правовая система. Учредительные акты, а также акты, которые принимаются институтами Евросоюза, и Конституция ЕС (полное официальное название - Договор о введении Конституции для Европы от октября 2004г.) являются источниками права ЕС. Эти акты производного права содержат большинство норм, регулирующих общественные отношения, имеющие отношение к процессу европейской интеграции.

· Собственный автономный бюджет. Особенностью бюджетной системы Евросоюза является процесс ее формирования, который происходит не за счет взносов стран-членов, а за счет собственных средств. Бюджет ЕС наполняется налогами и сборами от импорта сельскохозяйственной продукции, частью средств от НДС, отчислениями от ВВП стран-членов, но не более 1,2% национального ВВП. Все плательщики НДС (налога на добавленную стоимость) в государствах Евросоюза объединены в единую электронную базу данных. Многое определяют для себя члены ЕС и самостоятельно, например, ставки налогов. Так ставки НДС в странах Евросоюза регулируются лишь в минимальном размере основной (базовой) ставке. Следствие, судопроизводство, кодексы могут значительно отличаться в разных государствах сообщества. Размеры отчислений с фонда оплаты труда вообще не регулируются в рамках союза. Поэтому социальные платежи, отчисления в фонды медицинского страхования ощутимо различаются по странам ЕС. [5, с.77]

· Собственная валютная система. С 1999 года участниками еврозоны стали 17 государств, в которых введена в обращение единая европейская валюта - евро. Все члены зоны евро обязаны отвечать определенным требованиям, которые сформулированы в нормативно-правовых актах, образовавших в совокупности Пакт стабильности и экономического развития.

· Собственное гражданство. Гражданство Евросоюза является производным от национального гражданства стран-членов. Каждый человек, являющийся гражданином страны ЕС, автоматически обретает гражданство Европейского Союза. Но и утрата национального гражданства влечет за собой утрату гражданства ЕС. Граждане Евросоюза имеют определенные права и обязанности, включающие свободу передвижения и проживания на территории стран-членов; право избирать и быть избранным на выборах в Европарламент и местных выборах; право на защиту и представительство своих интересов на территории третьих стран со стороны дипломатических и консульских органов любого государства ЕС или со стороны Евросоюза в целом.

· Собственная территория. Национальная территория стран-членов образует территорию Евросоюза. Часть европейских стран в свое время пожелало основать общность на основе Шенгенского соглашения об общей внешней границе. Сегодня несколько тысяч километров можно проехать по дорогам Европы, не встречая пограничников.

· Таможенные границы между странами ЕС условны. Внутренние таможенные пункты как таковые упразднены, но таможни государств перешли на передвижной вариант службы. Так, например, В Чехии на основных транзитных маршрутах очень часто можно наблюдать микроавтобусы таможенной службы, ведущих наблюдение за проходящим транспортом. Передвижение граждан Евросоюза внутри сообщества свободное, но рынки труда регулируются отдельными положениями, требующими, например, получения разрешения на трудоустройство. [5, с.79]

Таблица 2. Страны ЕС, Шенгенского пространства и зоны действия евровалюты на 2015 год

Евросоюз радикально отличается от любых других международных организаций целым рядом характерных черт и особенностей .

1. ЕС обладает собственной системой институтов , которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в сферу ведения интеграционных образований, и обладает правом принятия обязательных правовых актов.

2. ЕС обладает собственной автономной правовой системой . Источниками права ЕС выступают как учредительные акты или замещающая их после вступления в силу Конституция ЕС, так и акты, непосредственно принимаемые институтами ЕС. Именно эти акты производного права содержат основную массу норм, регулирующих общественные отношения, связанные с процессом европейской интеграции.

3. ЕС обладает собственным автономным бюджетом. Одна из важнейших особенностей бюджетной системы ЕС заключается в том, что она формируется не за счет взносов государств членов, а за счет собственных средств. В бюджет ЕС поступают все налоги и сборы от импорта сельскохозяйственной продукции, переводится часть средств, поступающих от налога на добавленную стоимость, а также отчисления от внутреннего валового продукта государствчленов, составляющие не более 1,2 % ВВП.

4. ЕС обладает собственной валютной системой. Ее участниками стали с 1999 г. подавляющее большинство государствчленов. Во всех странах этой группы введена в обращение единая денежная единица – евро. Все участники зоны евро должны удовлетворять определенным требованиям, сформулированным в нормативноправовых актах, образующих в совокупности Пакт стабильности и экономического развития.

5. ЕС обладает собственным гражданством. Гражданство ЕС является производным от национального гражданства государств-членов. Каждое лицо, обладающее гражданством государства-члена, автоматически обретает гражданство ЕС. В свою очередь, утрата национального гражданства влечет за собой утрату гражданства ЕС. Состояние в гражданстве ЕС порождает определенные права и обязанности. Они включают свободу передвижения и проживания на территории государствчленов, правоизбирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент, а также при проведении местных выборов в государствахчленах по месту их проживания. Граждане ЕС располагают правом на защиту и представительство их интересов на территории третьих государств со стороны дипломатических и консульских органов других государствчленов или со стороны ЕС в целом.

6. ЕС обладает собственной территорией. Территорию ЕС образует национальная территория государствчленов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты

1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.Право в объективном смысле — совокупность правовых норм, в субъективном смысле — право, принадлежащее субъекту

67. Каковы характерные черты процедуры в судах Европейского Союза?

67. Каковы характерные черты процедуры в судах Европейского Союза? Наряду с признаками, указанными выше (две стадии процедуры, возможность участия генеральных адвокатов в делах, рассматриваемых Судом, и др.), необходимо отметить ряд других существенных аспектов,

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).Конституция РФ включает

2.4. Основные институты и характерные черты судебной системы России

2.4. Основные институты и характерные черты судебной системы России Законодательное регулирование судебной системы как конституционного установления, а именно как совокупности судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями их

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС Виды и характерные черты международно-правовых актов Таможенного союза обусловлены спецификой этого межгосударственного интеграционного

§ 5. Особенности и характерные черты имплементации международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в Таможенном союзе

§ 5. Особенности и характерные черты имплементации международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в Таможенном союзе Вопросы имплементации международных обязательств, т. е. реализации предписаний, установленных международно-правовыми актами,

4 Общие понятия. Иски. Характерные и особенные черты римского права

4 Общие понятия. Иски. Характерные и особенные черты римского права Общие понятияРассматривая некоторые общие понятия римского права, следует, по нашему мнению, поставить вопрос о возможности использования их современной интерпретации. В частности, можно ли говорить об

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам,

62. Квалифицирующие признаки, характерные для преступлений в сфере экономики

62. Квалифицирующие признаки, характерные для преступлений в сфере экономики 1. Значительный ущерб гражданину.Значительный ущерб гражданину – оценочно-формализованный признак, определяется с учетом имущественного положения потерпевшего, но не может составлять менее

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти) Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными

5.1. Сущность и характерные черты

5.1. Сущность и характерные черты С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения)

7.1. Современный терроризм: истоки и характерные черты

7.1. Современный терроризм: истоки и характерные черты В общественном сознании сложилось достаточно устойчивое мнение, что терроризм так же стар, как мир. Однако это не вполне соответствует действительности, поскольку стар не терроризм, а насилие, вызывающее у людей

Золото на голубом

Европейский союз — организация, которая объединяет 27 европейских стран. И хотя это политическое образование не является государством, у него все равно есть ряд характерных для современных стран признаков, включая уникальную символику.

flag of european union

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.

Как превращалась сталь

«…Французское правительство предлагает предпринять немедленные действия на одном ограниченном, но решающем направлении. Оно предлагает, чтобы производство угля и стали в целом было помещено под контроль общего высшего руководящего органа в рамках организации, открытой для участия других стран Европы.

Читайте также: