Семейные ценности план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели : Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у

Человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

– Раскрыть понятие “семья”, “члены

семьи”, “домочадцы”, “старшее поколение”, “младшее поколение”, “дружная семья”, “культура общения семьи”, выявить особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института

– Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

– Воспитывать любовь и уважение

к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у учащихся стремления

Помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию “основы светской этики”

I. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!

Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам?

А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II. Подготовка к изучению нового материала

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой –

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы – одна… (Семья!)

Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?

IV. Решение учебной задачи

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова “семья” в словаре.

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Итак, семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими.

А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

А для чего человеку семья? (Ответы детей)

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

Как появилось слово “семья” мы узнаем, услышав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;”Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”? И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”? И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приласкает?

Ответь на вопросы, подруга моя!” “я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я” Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

Скажите, Дети, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Чтение учителем легенды ” Как появилась дружная семья”.

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.

Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: ” Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Прочтем названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки.

Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

V. Изучение нового материала

– Какую роль играет семья в вашей жизни?

Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже – Церковью.

Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.

В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” и на дополняющих их словах апостола Павла: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю.

И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.

Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.

– Как традиционные религии относятся к семье.

VI. Работа с учебником – чтение текста.

– Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей).

Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал).

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной еще Адамом и Евой.

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придается почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи – это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине.

Пророк Мухаммад сказал, что “рай находится под ногами наших матерей”.

– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

VII. Чтение произведения. Г. Гребенщиков “Большая семья”

Есть такие семьи-пчельники, большие, дружные, от содружества веселые, в веселой работе неутомимые. Никогда не забуду свое первое знакомство с такой еврейской семьею в Семипалатинске, в городской больнице, где я готовил себя на медицинское поприще и мечтал быть когда-либо фельдшером….

Привезли к нам с гангреной на ноге молодую еврейку, а за нею на отдельной подводе приехала огромная семья: пятеро детей, муж, отец и мать-старуха. Четыре раза резали этой женщине ногу. Выжила и провела у нас в больнице более трех месяцев.

И вся семья вваливалась к ней три раза в неделю и находилась столько, сколько ей позволит фельдшер. Я брал на себя ответственность и оставлял, когда было мое дежурство, некоторых детей при матери на всю ночь. Это были мои сверстники, по тринадцати, четырнадцати лет, мальчик и девочки, так как самых младших бабушка в больнице не оставляла.

Вот тут-то я и насмотрелся на то, как могут эти бедные простые люди не только переносить свои страдания, но и проливать остаток своих сил на других.

Изможденная, сухая и обескровленная, эта женщина никогда не стонала, ни на что не жаловалась, а из ее черных крупных глаз всегда почти сверкали искры смеха и улыбок. Сколько она знала сказок и разных забавных случаев из жизни, сколько в ней было любви к своим детям и как постепенно она эту любовь внушала и всем тем, кто был с нею в одной палате. Постепенно и невольно и сам я засиживался дольше, нежели полагается в палате, и дети ее стали моими друзьями…

Над чем заставляет задуматься эта история?

О какой мудрости говорится в этом рассказе?

Можете ли вы рассказать о подобных дружных семьях?

Согласны ли вы с тем, что жить в дружной и сплоченной семье – счастье?

Как вы думаете, почему мать из этого рассказа, несмотря на свою болезнь, лучилась радостью и счастьем? (Ответы детей).

Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья, Мама, папа, брат и я.

IX. Закрепление и контроль (компьютер)

Как по латыни будет “семья”?

2 . А теперь скажите “семья” по-итальянски.

3 . Переведите с римского на русский: “патер фамилиас”.

4 . Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась “птицей Геры”?

5. Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорожденным, целой семье, девам, отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она?

6. Одно значение этого слова происходит от немецкого слова, означающего “недостаток”, а другое – от древнерусского глагола “брати”. Что это за слово?

Брак – семейный союз

7. Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку?

Су Пруги – находящиеся в одной упряжи

8. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, “тридцать три родных сестрицы”. Что это за семья?

9 . Какое выражение стало символом большой семьи?

Семеро по лавкам

10. Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака?

Он ковал кольца

11. В древнейшие времена белый цвет у многих народов, в том числе и у славян, был цветом траура. Почему же на славянской свадьбе невесте надлежало надевать именно белые наряды?

По верованиям славян, невеста должна была умереть для своего рода, чтобы вновь возродиться в роду мужа

12 . На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай?

Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться

13 . О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: “Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства”?

14. У нас говорят “глава семьи”, а какой предмет одежды вспоминают англичане, когда хотят указать на главного из супругов?

Брюки. Британский вариант вопроса “Кто у вас глава семьи?” в дословном переводе звучит так: “Кто у вас в семье носит брюки?”

15. Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение “хороший урожай”. В чешском, словацком и польском оно означает “семья”.

Что это за слово?

Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

2008 год. Указом Президента России объявлен Годом Семьи. Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи “позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей”

В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником – Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии.

– Что самое интересное было в уроке? – О чем вам хочется рассказать друзьям?

Цель: Формирование представлений о традициях и ценностях в современных семьях.

Задачи:

1. Расширить представление о понятиях: семья, мир, человеческие взаимоотношения.

2. Сформировать модель семьи.

3. Обсудить важность благоприятного психологического климата и любви в семье.

Участники: 11 человек

Возраст 10-17 лет

Используемые материалы: бумага А4; фломастеры; бумага А6 для упражнения "Ассоциации"; листы бумаги А4 с изображение мамы, папы, дочки, сына; жезл; листы с распечатанным деревом, список ценностей на каждого ребенка; карточки с пословицами; карточки с названиями животных.

План занятия:

1. Знакомство, приветствие, правила

2. Информационный блок, пословицы о семье.

1. Знакомство, приветствие, правила тренинга.

Все участники стоят в кругу. По кругу от одного участника к другому передается какой-нибудь предмет, например, карандаш (в моем случае жезл). В руках каждого участника он становится чем-то необычным - дирижерской палочкой, зубочисткой, указкой, спицей для вязания. Каждый участник демонстрирует предмет в действии так, чтобы все могли догадаться, что он имеет в виду. Карандаш может передаваться по кругу несколько раз до тех пор, пока участники группы смогут придумывать новые и новые его применения.

Педагог-психолог: Давайте познакомимся. Назовите свое имя и покажите какое-либо действие с предметом. Можно представить свои увлечения (любимые занятия).

- Умейте слушать друг друга.

- Не перебивайте друг друга

- Каждый говорит за себя, от своего имени

2. Информационный блок, пословицы о семье.

Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о семье. Что такое семья?

Славянское слово “семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом “семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием “я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок. Считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает успех во всех его добрых начинаниях.

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.

Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.

Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.

Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Я вам раздам пословицы, попрошу вас по кругу прочитать их. Давайте вместе обсудим их.

Психолог: Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

Вопросы-задания могут быть такими:

если семья – это постройка, то она…

если семья – это цвет, то она…

если семья – это музыка, то она…

если семья – это геометрическая фигура, то она…

если семья – это название фильма, то она…

если семья – это настроение, то она…

Игроки наугад вытаскивают карточки с названиями животных. На каждое животное – по две карточки. Затем, те, у кого совпали названия животных, объединяются в пары.


Очень часто мы предъявляем к друг другу повышенные требования. Ваша задача составить список, который характеризует идеальную МАМУ для юношей, для девушек список, характеризующий идеального ПАПУ и тд.

Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого родители не перестают любить своих детей, а дети родителей.


Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

Задача участников – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.


7. Притча

По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина. Строптивая хозяйка никак не могла понять, как же соседи уживаются без скандалов. И вот в один момент, в очередной раз обвинив мужа в том, что он опять не прав и забыл помыть посуду, заставила его пойти к соседу и выяснить почему соседи никогда не выясняют отношения. Мужчина зашел к соседям и его пригласили на кухню угостить чаем.

Мораль: Если вы решили жить вместе, то последнее что вам нужно делать, так это выносить свое эго на первое место.

Вывод: Когда вы научитесь брать на себя ответственность в семье, только тогда вы будете жить в счастье и радости.

8. Рефлексия. Что узнали нового? Что было интересно? Над чем задумались? Какие сделали выводы?

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод - тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

За общим столом еда вкуснее.

Любовь братская крепче каменных стен.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Семейное согласие всего дороже.

Семья, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласье в семье — богатство.

Старший брат как второй отец.

Хоть тесно, да лучше вместе.


- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека; - воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; - формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Оборудование: плакаты с пословицами, плакат с ребусом, вырезанные из бумаги фигуры людей, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши.

Содержимое разработки

Урок " Семья и семейные ценности"

Подготовила и провела Филимонова Ирина Анатольевна

- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Оборудование: плакаты с пословицами, плакат с ребусом, вырезанные из бумаги фигуры людей, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши.

1. Вступительное слово учителя.

Уч.- Вот и закончились ваши летние каникулы. Они были значительно длиннее предыдущих, поэтому многие ребята из нашего класса уезжали из города в летние лагеря, в гости к родственникам, к морю вместе с родителями. Но закончился август и вы все вернулись домой. Я рада вас видеть повзрослевшими теперь уже в 3 классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе. Спасибо вам за ваши чудесные цветы.

На нашем первом уроке в 3 классе мы будем говорить о семейном доме. Ведь не зря же русский народ сочинил пословицы о доме.

В гостях хорошо, а дома лучше.

- Как вы понимаете эту пословицу?

И стены в доме помогают.

- А эту?
Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?

Уч;.- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Уч;. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
Уч;. - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
Уч;. - Каковы ваши обязанности в семье?
Дети….(Ответы учеников.)
Уч;. - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем


Цель: дать представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, познакомить с основными семейными ценностями.

Форма проведения: КТД

Подготовительная часть: дети в виде корреспондентов берут интервью у учителей школы, задавая вопросы:

- Какие семейные ценности воспитываются в вашей семье?

Подготовленные дети ведут видео съёмку. Снятые ролики монтируются, вставляются в презентацию.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Психологический настрой.

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

2. Определение темы занятия.

- Нам сегодня нужны будут руки, а ещё нам нужны будут наши знания и старание. Всё это необходимо для того, чтобы заняться нам одним очень интересным, творческим делом. А чему оно будет посвящено, отгадайте по загадке.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

- О чём мы сегодня с вами будем говорить? ( О семье)

- 15 мая ежегодно отмечается Международный день семьи. (слайд 2)

- А как принято поздравлять людей на праздники? (открытками)

- Но у нас очень большой класс, как, же мы все вместе можем поздравить всех людей? (Сделать общую газету)

- Правильно, давайте сделаем стенгазету. И какой теме она будет посвящена?

3. Деление на группы.

- Кто создаёт газеты? (журналисты, корреспонденты)

- Кто такие корреспонденты? (Люди, сотрудники газеты или журнала, которые подбирают интересный материал)

- Кто ещё нам понадобиться для оформления газеты? (художники)

- Кто контролирует информацию в газете? (редактор- это человек, который руководит редакцией любого журнала или газеты) (слайд 3)

- О чём будем подбирать материал для газеты? (О семье)

- А что такое, по-вашему, семья? (слайд 4)

- Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

Наши юные корреспонденты задавали вопросы хорошо знакомым людям нашей школы. Посмотрите, что они нам сказали. (слайд 5)

Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Вывод: Кто это? (Члены семьи)

Перед вами лежат лепестки цветка. Выберите одного члена семьи, приклейте к лепестку и расположите по кругу у сердцевины цветка. (Дети строят цветок)

- Какие же основные семейные ценности выделяют?

1. Чувство значимости для своей семьи.

Каждый член семьи осознает, что играет серьезную роль в жизни близких.

Возвращаясь домой, мы хотим видеть радость в глазах близких, нам нужно чувствовать их любовь, знать, что она не зависит от достижений и побед. Хочется верить, что свое в свободное время каждый член семьи найдет минутку для другого, а не уйдет с головой в свои проблемы. Дом – крепость, а семья – тихая гавань, наверное, этого хочется каждому человеку. (слайд 7)

2. Доверительное общение.

В кругу родных можно без опасений поделиться проблемой и услышать дельный совет и слова поддержки, а не порицание.

У кого-то традиция собираться всей семьей на 9 мая у бабушки-ветерана, кто-то по субботам смотрит фильмы, собравшись в зале у телевизора, а кто-то каждый месяц всей семьей выбирается за город. У каждой семьи традиция своя, но ее наличие является что такое семейные ценности сплачивающим фактором и делает семью уникальной.

Семейные ценности и традиции крепко связаны, очень важно не разрывать эту тонкую, но прочную нить.

У каждого родственного круга есть свои привычки: как отмечать Новый год, как провожать Масленицу, когда украшать елку, какие печенья печь по воскресеньям, какой фильм смотреть в Рождество.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас на столах лежат жетоны красного и зеленого цветов. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, берете зеленый жетон, если нет – красный.

- Совместные обеды, ужины.

- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.

- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

- Совместное изготовление и украшение блюд к празднику, например раскрашивание яиц на Пасху.

- В летом и осенью походы в лес за грибами или ягодами.

- Совместные походы за покупками по выходным.

- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то поливает цветы, моет пол…

- Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.

- На даче в праздники устраивать шашлыки.

- Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!

- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

- Посмотрите, сколько оказывается в каждой вашей семье, существует традиций.

4. Уважение – и к старшим, и к младшим.

А сейчас хочу рассказать вам притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал, ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?

Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим. Ведь недаром народная мудрость гласит:

Если члены семьи не уважают друг друга, не интересуются мнением друг друга, то и нормальное общение между ними возможно не будет.

5. Ответственность.

Это чувство присуще всем состоявшимся людям и детям мы стараемся его привить как можно раньше. Но должна присутствовать ответственность не только за рабочие моменты, но и перед семьей, ведь все, что мы делаем это ради семьи и все ее члены должны знать это.

6. Умение прощать.

Никто из нас не совершенен и семья это последнее место, где нам хотелось бы слышать упреки и критику в свой адрес. А потому нужно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные. Чтобы ни творилось и ни говорилось в пылу ссор, семья – это то место, где всегда простят. Сюда можно вернуться в любой момент, даже после ругани и красноречивого хлопка дверью. Здесь поймут твои мотивы и забудут плохие слова. (слайд 11)

7. Честность.

Семья – это место, где тебе не соврут. Порой трезвая критика и неприкрытая правда звучат жестоко, но только здесь их можно получить в полном объеме. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.

8. Щедрость.

Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.

Мы недаром написали эту ценность последним пунктом, чтобы вы и сами успели догадаться о важности ее включения в перечень. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных.

Поступки, говорящие о ваших трепетных чувствах друг к другу, слова нежности, проявления заботы, внимание к проблемам другого и желание помочь – вот то, что сделает вашу семью нерушимой. (слайд 13)

- Все семейные ценности сохраняют семью, делают её ещё крепче. Семейные ценности – это взаимо- выручка, понимание, уважение, согласие, любовь.


Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

- На ладошках прикрепите выбранную вами семейную ценность и приклейте к нашей газете.

10. Работа с пословицами.

Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.

Предлагаю вам их вспомнить. Я начинаю, вы заканчиваете:

В гостях хорошо, а… (дома лучше).

- Не красна изба углами, а (красна пирогами).

- Дети не в тягость, а (в радость).

- Вся семья вместе, так и (душа на месте).

- Семья – это (семь я).

Дома и – (стены помогают)

Мой дом – (моя крепость)

Семья в куче – (не страшна и туча)

11. Самостоятельная работа. Оформление газеты (/data/files/q1495914988.jpg )

- Чего не хватает нашей газете?

Загадки о членах семьи

Пословицы и поговорки о семье

12. Подведение итогов. Рефлексия.

Как видим, семья - это словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. Все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

Ваш ответ мы запечатаем в конверт, передадим классному руководителю на хранение

Предлагаю вам выйти к доске и прочитать стихотворение, которое подведет итог нашей беседе. (Дети читают по строчке.)

Читайте также: