19 глава мастер и маргарита краткое содержание анализ

Обновлено: 05.07.2024

Особенность 2 части (оставшиеся 14 глав романа) – в ней начинает действовать Маргарита.

Главы 19-23 повествуют об истории ее посвящения в ведьму и в королеву на бале сатаны.

Глава 19. Маргарита

Глава 20. Крем Азазелло

Натершись кремом, полученным от Азазелло, Маргарита молодеет на 10 лет и ощущает радость и невесомость. Она дарит остатки крема и всю свою одежду домработнице Наташе, шокирует своей наготой соседа и затем навсегда улетает из квартиры на метле.

Глава 21. Полет

Маргарита отправляется летать над Москвой и встречает дом Драмлита, где находит квартиру Латунского, который зло критиковал роман мастера. Она нещадно громит квартиру, а затем разбила окна во всем доме, пока не увидела маленького мальчика, которому стало страшно. Маргарита отправляется на неизвестную реку, где купается, знакомится с водяным, русалками и затем отправляется обратно в Москву на бал сатаны.

Глава 22. При свечах

Грач привозит Маргариту в машине по воздуху, на кладбище ее встречает Азазелло и они прилетают в квартиру Воланда. Но там появляется бесконечная лестница вверх и наверху необъятный зал с колоннадой. Коровьев понравился Маргарите. В комнате со свечами она впервые увидела Воланда, сидящего на кровати с грязными простынями. В этой главе (впервые) вся свита Воланда показана невероятно обаятельной. Кот очень забавно шутит, все галантны и учтивы. Маргарита натирает ногу Воланда мазью и задушевно с ним беседует.

Глава 23. Великий бал у сатаны

Приняв всех гостей, Маргарита так устала, что расплакалась от боли, но опять ее омыли кровью, и стало легче.

Когда кончились танцы, принесли живую голову Берлиоза на блюде.

Затем на бал пришел барон Майгель - единственный живой человек на этом балу, если не считать Маргариты и Наташи. Воланд его убивает за то, что он хотел подслушать и подсмотреть все, что творится на балу.

Его кровью наполняют чашу из черепа Берлиоза.

Воланд пьет, и его грязная домашняя одежда меняется, превращаясь в рыцарскую. Маргариту тоже заставили выпить, и тут же бал исчез, все приглашенные вновь превратились в трупы, а Маргарита оказалась в обычной обстановке той же квартиры номер 50.

Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков писал на протяжении двенадцати лет. Этим произведением он словно подвел итоги своей жизни и творчества. Данный роман раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть.

Прочтение “Мастера и Маргариты” необычайно обогащает каждого человека духовно, наполняет его новыми, свежими идеями. Сам автор “умудрился” объединить в своем произведении невероятное количество самых разнообразных тем. Этот роман можно назвать и социальным,

и философским, и мистически-фантастическим, и сатирическим, и, безусловно, любовным.
Тему любви в произведении раскрывают образы главных героев – Мастера и Маргариты. Человек, называющий себя Мастером, появляется на страницах романа раньше своей возлюбленной. С ним знакомится Иванушка Бездомный в клинике для душевнобольных.

Талантливый писатель рассказывает Ивану историю своей жизни, своего романа и своей любви. Так, читатель впервые видит Маргариту глазами Мастера. Он рассказывает историю их любви и расставания.

Мы знаем чувства и переживания Мастера, но что же чувствует Маргарита?
Впервые

об этом мы узнаем из 19 главы, открывающей вторую часть романа. Она называется просто и емко – “Маргарита”. Глава начинается с обращения Булгакова к своему читателю: “За мной, читатель!

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”. Действительно, Маргарита Николаевна олицетворяет собой в романе верную, преданную, всепоглощающую любовь.

В этом образе Булгаков раскрыл свой идеал женщины, верной спутницы истинного гения. Во многом образ Маргариты наделен чертами жены самого писателя – Елены Сергеевны Булгаковой.
В самом начале главы автор рассказывает нам судьбу своей героини: “многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны”. У нее был молодой, красивый, добрый муж, обожающий свою жену. Они “вдвоем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!”.

Маргарита никогда не нуждалась в деньгах и всегда была обеспечена всем, что ей было нужно. Но эта женщина не была счастлива “ни одной минуты”. Понимание того, что она живет не своей жизнью, изводило Маргариту.
Встреча с Мастером подарила героине новую, счастливую жизнь. Им было очень хорошо вместе, пока страшные жизненные обстоятельства не разлучили их. И вот она ждет своего исчезнувшего возлюбленного уже очень долго, но по-прежнему хранит ему верность.

Как самую большую драгоценность на свете бережет она все, что касается любимого: “… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка Мастера, …, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем”. В один из дней Маргарита внезапно проснулась утром без слез и горечи в сердце. Ее душу наполнило предчувствие скорого разрешения ее беды.

Ей даже снится сон, в котором она видит своего возлюбленного, и он зовет ее к себе.
Отправившись на прогулку, Маргарита внутренне разговаривает со своим возлюбленным. Благодаря этому монологу мы понимаем, насколько сильны чувства героини: “Если ты сослан, то почему же ты не даешь знать о себе? Ведь дают же люди знать. Ты разлюбил меня?

Нет, я почему-то этому не верю. Значит ты был сослан и умер… Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом”.

Но непонятное предчувствие будоражит душу Маргариты, заставляя ее надеяться. И не зря. На той самой лавочке, где ровно год назад Марго сидела вместе с Мастером, происходит ее встреча с Азазелло, посланником самого Воланда. Их разговор начинается с обсуждения похорон председателя МАССОЛИТа Берлиоза.

Его голова была странным образом похищена, что вызвало недоумение на лицах всех литераторов, сопровождавших гроб.
Азазелло говорит героине, что он посланец одного “очень знатного иностранца”, и между ними происходит очень забавный диалог. Маргарита принимает своего собеседника то за агента тайной спецслужбы, то за уличного сводника. Но как только у нее появляется надежда узнать что-то о своем возлюбленном, она становится готовой на все: “Лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем!”. Читатель понимает, что Маргарита решится пойти к самому сатане (к которому она и попала), чтобы найти Мастера и вернуть его: “… иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. …

Я погибаю из-за любви!”.
Героиня готова на все ради своего возлюбленного, разговор с Азазелло явился своеобразной прелюдией дальнейших ведьмовских похождений Маргариты. Автор подчеркивает ее мистическую сущность: “Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весной мимозами?”. Для самого Булгакова настоящая женщина уже несла на себе печать некой таинственной силы, ведьмовской сущности.
Эта глава имеет огромное значение для всего романа. Именно c нее открывается вторая часть романа, здесь появляется главная героиня произведения со своими чувствами и переживаниями. С образом Маргариты в произведение входит тема любви, верности и преданности.

Перед нами появляется силуэт женщины, она находится в смятение, она ищет любимого, ей катастрофически нужен Мастер. Он пропал, не оставив ни одной весточки Маргарите, и теперь, она всеми силами старается узнать о том, жив ли он, а может быть умер?

Но, все старания безнадежны. Он исчез, испарился вовсе. Женщина теряет всякий смысл жизни. Любящий муж не может залечить раны, а достойный дом в центре Москвы не приносит радости. Ведь душа Маргариты опустошена. Она одинока, глаза ее наполнены грустью.

Различные жизненные преграды, критика романа, пропажа любимого не убивают в ней пылкие чувства любви и преданности. Ее мысли полностью посвящены Мастеру. И хоть его и нет рядом, женщина не забывает про возлюбленного ни на минуту.

И вот, в одну из обычных ночей ей сниться сон. Она встречается с Мастером, он зовет ее к себе. После пробуждения, девушка поняла только одно. Если он жив, значит, они скоро воссоединятся в своей любви. А если мертв, значит, Маргарита скоро встретиться со смертью и уже в другом мире найдет любимого. Так и случилось!

Во время прогулки, героиня знакомится с незнакомцем. Это был Азазелло – посланник Воланда. Он появился по прощению самой Маргариты. Ведь до этого, девушка произнесла в своей голове мысль о том, что готова душу отдать Дьяволу, только чтобы повидаться с любимым.

Слуга Сатаны убеждает Маргариту прийти на встречу с Воландом. Она соглашается отдать свою душу и стать ведьмой. Теперь, перевоплощение в другой образ, делает Маргариту по-настоящему свободной. Она избавилась от угнетающего замужества, она в надежде на долгожданную встречу с любимым. Ее переполняло вдохновение. Благодаря своей смелости, отважности, сильной, преданной любви, она снова с Мастером. Они снова вместе, хоть и не в земной жизни.

Краткое содержание романа “Мастер и Маргарита” пригодится абсолютно всем, кто не хочет тратить большое количество своего времени на прочтение целой книги, либо тем, кто когда-то читал произведение, но подзабыл. Этот роман написал Михаил Афанасьевич Булгаков в период 1928 по 1940 года. Произведение считается одним из лучших в этом жанре и активно изучается в школах, его проходят с 9 по 11 класс. Ниже представлен короткий вариант произведения по главам .

История создания

Булгаков в момент написания руководствовался книгой “Фауст” Гете. Источники сообщают, что в ранних версиях романа Мастером был именно сам Фауст. Интересно, что при жизни Михаила Афанасьевича рукопись не была дописана до конца, и так и не была издана.

Важно! Изначально Булгаков хотел назвать роман “Князь тьмы” или “Гастроли Воланда”. Но перед смертью писатель все-таки дал книге правильное и точное название - “Мастер и Маргарита”.

Характеристика персонажей

  • Воланд - сатана , превращающийся в обычного человека, фокусника.
  • Мастер - писатель . Написал произведение о прокураторе.
  • Маргарита - возлюбленная Мастера , любившая книгу о Понтие Пилате больше, чем самого Мастера.
  • Бегемот - черный говорящий кот.
  • Иешуа - философ , чистый и праведный человек. Распят на кресте.
  • Понтий Пилат - прокуратор , пытающийся спасти Иешуа.
  • Коровьев - человек в пиджаке в клетку.
  • Азазелло - рыжий персонаж с ярко выделенным клыком.
  • Каифа - ученик Иешуа , любивший своего учителя больше всего на свете.
  • Иван Бездомный - поэт , член МАССОЛИТа (объединения литераторов). Попал в психушку.
  • Берлиоз - член МАССОЛИТа.
  • Гелла - нагая вампирша.

Встреча на Патриарших прудах, художник Александра Федорова, 1979 год

Мастер и Маргарита - краткое содержание. Часть 1

Книга имеет две сюжетные линии, кардинально отличающиеся друг от друга. Первая линия показывает сюжет в Москве, а во второй - нам рассказывают о Ершалаиме, затрагивая тематику веры и Бога.

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Автор переносит нас к беседе двух литераторов - Ивану Бездомному и Михаилу Берлиозу. Они разговаривают об Иисусе Христе, и вдруг к ним в спор вклинивается иностранец Воланд. Он предрекает скорую смерть главе МАССОЛИТа Берлиозу: вы лишитесь головы, а сделает это “русская женщина, комсомолка”.

Глава 2. Понтий Пилат

К Понтию Пилату заводят бедного заключенного. Он имел имя Иешуа Га-Ноцри, он обвинялся в помыслах о разрушении храма. У прокуратора болела голова, и Иешуа, как рукой, избавил того от болезни, чем начал симпатизировать Понтию Пилату. Прокуратор просит подчиненного Марка Крысобоя вывести парня и объяснить ему, как нужно общаться с прокуратором. Понтий Пилат пытается спасти Иешуа, но молодой парень подтверждает все подозрения. Понтий Пилат предпринимает методы по спасению целителя, обращаясь за этим к Каифу, чтобы из 3 осужденных освободили именно Иешуа, но тот оставляет в живых вора и убийцу - Вар-раввана.

Глава 3. Седьмое доказательство

Михаил Берлиоз начинает думать, что иностранец - сумасшедший, ведь он хочет поселиться в имении Михаила. Глава МАССОЛИТа оставляет Бездомного и незнакомца, решив сходить к автомату и позвонить в консульство. Ему вслед кричит иностранец и рекомендует уверовать в дьявола. Михаил идет сквозь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле от Аннушки, и он лишается головы.

Седьмое доказательство, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 4. Погоня

Иван Бездомный услышал о трагедии и увидел здесь нечистое. Он догоняет иностранца, который уже успел отойти, но парень якобы не понимает русский. К ним подходит мужчина в клетчатом пиджаке и защищает иностранца. Поэт заметил вдруг что-то странное рядом с ними. Это был огромный черный кот, названный Берлиозом, который шел позади. Бездомный зачем-то забежал в чужую квартиру, украл оттуда свечку и образок и продолжил охоту. Он почему-то хочет искупаться в Москве-реке. У поэта украли все вещи. Поэт отправляется в ресторан МОССАЛИТа.

Глава 5. Дело было в Грибоедове

Забежав в ресторан, Иван продолжает поиски злобного Воланда, попутно говоря о произошедшем представителям ассоциации. Говорит он смутно, невнятно, пытается драться. Его привозят в психиатрическую больницу.

Глава 6. Шизофрения, как и было сказано

Поэт рассказывает все доктору, тот его полностью выслушивает, но тоже принимает слова за бред. Он пытается сбежать, но безрезультатно. Его определяют с шизофренией.

Глава 7. Нехорошая квартирка

Лиходеев, который проживал вместе с Берлиозом, видит незнакомого мужчину в черном в своем доме. Обернувшись, Степа видит, что парень не один, с ним большой кот, пьющий водку, и мужчина в пиджаке. Вдруг из зеркала вылазит Азазелло и рекомендует вышвырнуть директора из квартиры. Через мгновение Степа Лиходеев очутится непонятный образом в Ялте.

Глава 8. Поединок между профессором и поэтом

Глава 9. Коровьевские штуки

Никанор Босой, являвшийся председателем, заходит в квартиру №50 и застает Коровьева - переводчика Воланда. Он предлагает Никанору сдать квартиру черному магу, сразу же давая задаток и взятку. Босой прячет деньги у себя дома, а на следующий день его арестовывают за хранение валюты, ведь рубли странным образом превратились в валюту.

Коровьев, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 10. Вести из Ялты

В Варьете Римскому присылают телеграмму, дабы подтвердить личность Лиходеева, находящегося в Ялте. Директор думает, что это шутка, и появляется версия, что Степан напился и с издевкой шутит над ним. Директор посылает администратора Варенуху в милицию, разобраться с телеграммами. По пути его избивают двое персонажей, один - похож на кота, а второй - клыкастого человека. Они относят Варенуху в квартиру №50, где парня целует нагая Гелла, и администратор падает в беспамятстве.

Глава 11. Раздвоение Ивана

Поэту Ивану Бездомному вкололи успокаивающее, и ему сложно составить текст для милиции. Он начинает слышать внутренние голоса, один из которых продолжает тревожить мужчину по поводу Берлиоза, а другой - упрекает в том, что Иван не разузнал у незнакомца больше о Понтией Пилате.

Глава 12. Черная магия и ее разоблачение

Действие переносится в Варьете, где Римский рвет и мечет, потому как Варенуха не возвращается, хотя уже поздний час. Вдруг к директору наведываются Воланд с котом и Коровьевым. Бенгальский дает Воланду пространство на публике, и тот принимается показывать фокусы с Коровьевым, который теперь называется Фаготом. Вдруг с потолка падает куча рублевых бумажек, а Бенгальский все кричит, что это ненастоящие деньги. Воланд слушается зрителей, которые кричат, что Бенгальскому следует отрубить голову, и разрезает ему шею. Публика жалеет конферансье, и Фагот приделывает тому голову обратно. Пострадавшего увозят на скорой, а сеанс заканчивается тем, что на сцене появляется дамская комната, где можно выбрать любой наряд абсолютно бесплатно. Женщины переодеваются, но вдруг вся одежда исчезает и зрители массово выбегают на улицу полностью нагие.

Глава 13. Явление героя

Сюжет разворачивается в лечебнице, где к Ивану заходит незнакомый человек, имевший в руках связку ключей. Они разговорились и осознали, что обоих заслал в психушку сатана. Новый знакомый поэта оказался Мастером. Дабы это подтвердить, он показал Бездомному шляпу с вышитой на ней буквой “М”. Ему эту шляпу сшила Маргарита. Мужчины разговорились. Мастер рассказал, как он встретил Маргариту, говорившую, что в его романах вся ее душа. Мастер сжег почти весь роман, а любимой удалось сохранить несколько страниц произведения. Мастер познакомился с Магарычем, который не нравился Маргарите. В лечебницу доставляют человека, утверждающего что у него отрублена голова.

Мастер, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 14. Слава Петуху!

Римский из Варьете норовит по телефону сообщить о случившемся, но голос подозрительной дамы в трубке запрещает ему это сделать. Неожиданно возвращается Варенуха, заявляя что Степа Лиходеев и вправду был пьян, а сейчас и вовсе находится в вытрезвителе. Но финдиректор замечает, что от администратора не отходит тень, да и одет он странно, имеет теплый шарф, хоть на дворе лето. Внезапно появляется рыжая девушка, а вампир запирается изнутри, но тронуть директора те не успевают. Раздается петушиный крик, и ощущается, что день для директора закончился. Римский поспешно собирает вещи и убегает в Ленинград.

Глава 15. Сон Никанора Ивановича

Правоохранительные власти пытают Босого, но тот только и заявляет о дьявольской силе. Никанора Ивановича привезли в больницу.

Глава 16. Казнь

Иешуа вместе с другими заключенными везут на Лысую гору, чтобы убить. Всех казнили, действующие лица казни покинули холм. Остался лишь ученик Га-Ноцри - Левий Матвей, который хотел убить Иешуа первым, дабы облегчить ему смерть, но не успел. Ученик снял всех убитых и похитил труп учителя.

Глава 17. Беспокойный день

Все афиши о Воланде в Варьете пропали. В контору зашла милиция, дабы выяснить причины пропажи директора. Бухгалтер Ласточкин поехал к Прохору Петровичу сдать выручку за спектакль, но в рюкзаке обнаруживает валюту. Следует арест.

Глава 18. Неудачливые визитеры

В наследство дяде Берлиозу досталась квартира и он прилетел на нее посмотреть. Азазелло выгнал дядю, а кот забрал у него паспорт. В помещение вошел буфетчик Соков из Варьете и пожаловался Воланду на то, что деньги оказались ненастоящими. Воланд предрекает смерть буфетчика через 9 месяце от цирроза печени. Тот бежит к врачу и кричит о болезни.

Часть 2

Глава 19. Маргарита

Маргарита просыпается и вспоминает о Мастере, только что ей приснившемся. Девушка шагает по Москве и замечает похороны литератора. С ней заговорил человечек с клыком и посоветовал пойти за ней, дав в подарок целебный крем.

Глава 20. Крем Азазелло

Попробовав крем, Маргарита научилась летать. Возлюбленная пишет Мастеру письмо о необходимости расстаться, ведь она стала ведьмой. Сев на половую швабру, девушка полетела к Азазелло.

Крем Азазелло, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 21. Полет

Пока Маргарита летит, она всячески развлекается, пугая прохожих. Вдруг девушка замечает Латунского, того самого критика, погубившего роман. Маргарита залетает туда и громит все на своем ходу.

Главы 22-23. При свечах. Великий бал у сатаны

Маргарита летит в жилище Берлиоза. Девушку прихорашивают и красиво одевают. Она руководит балом. Бал заканчивается, все снова становится на круги своя, а огромный зал для танцев превращается в обычную гостиную.

Главы 24-25-26. Извлечение Мастера. Как прокуратор пытался спасти Иуду. Погребение

Воланд норовит исполнить любое желание королевы бала, и та желает, чтобы перед ней появился ее Мастер. Злодей держит в руках абсолютно целую и невредимую книгу Мастера. Влюбленные уходят и живут теперь в каком-то странном подвале. Прокуратор приказывает всех казненных предать погребению. Иуду убивают возле Ершалаима и забирают все деньги, а позже подбрасывают Каифе. Левий Матвей идет по улице и ведет беседы будто бы с живым Иешуа. Говорят о разном - о смысле жизни, о предательстве, трусости и сути мира.

Воланд велит покидать столицу. Кот напоследок поджигает помещение. Они направляются в магазин, где торгуют валютой, и он тоже загорается.

Глава 30. Пора! Пора!

Азазелло прилетает в подвал к Мастеру и Маргарите, и поджигает его. Все трое уносятся ввысь, на небо. Мастер называет поэта Бездомного своим учеником и велит дописать рассказ.

Главы 31-32. На Воробьевых горах. Прощание и вечный приют

Начинается самая настоящая Вальпургиева ночь. Именно в эту дату, в этот день сводятся все счеты. Читателю показывают Понтия Пилата. Ему ежедневно снится одинаковый сон, где перед ним стоит дорога, но пройти по ней он не может. И, наконец, Мастер кричит ему: “Свободен!”.

Лунная дорога, художник Александра Федорова, 1979 год

Эпилог

Римский уволился, Бенгальский последовал за ним, Иван Бездомный вылечился, теперь преподает философию, а Варенуха перестал врать и грубить. Все странности в милиции объяснили проделками иллюзионистов и мошенников, а само дело так и не было раскрыто. Предлагаем посмотреть краткое содержание романа " Мастер и Маргарита " в видеоролике:

Читайте также: