Зрительные диктанты 3 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Методика проведения зрительных диктантов такова.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.


Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд просмотра и затем записать.

Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд просмотра и затем записать.

Такая работа помогает:

  • развить память;
  • тренировать внимание;
  • усвоить элементарные правила грамматики;
  • научиться читать быстрее.

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов.

В каждый из комплектов входит 6 простых предложений.

Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта — 2 слова, всего 8 букв.

Во втором — количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1.

В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции.

Данный набор составлен более 30 лет назад. Поэтому, некоторые фразы устарели и будут непонятны современным детям.

Презентация на тему: " Зрительные диктанты по русскому языку, 3 класс: Подготовила: Устинова А.А. учитель начальных классов." — Транскрипт:

1 Зрительные диктанты по русскому языку, 3 класс: Подготовила: Устинова А.А. учитель начальных классов

2 З.в.рила ч.йка ч.й Из морской к.пусты. Рыбы пили похв.лили, Ч.й уч.йки явку(с?н)ый. Вставь пропущенные буквы:

4 Проверяем! Заварила чайка чай Из морской капусты. Рыбы пили похвалили, Чай учайки явкусный.

7 Асенние динёчьки. В соду большие лужи. П.следние листочьки Халодный вет.р кружит. Исправь ошибки!

8 Осенние денёчки. В саду большие лужи. Последние листочки Холодный ветер кружит. (О. Высотская)

9 Осенние денёчки. В саду большие лужи. Последние листочки Холодный ветер кружит. (О. Высотская)

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Зрительные диктанты в начальной школе

Кормановская Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ
лицея № 144 Санкт-Петербурга

Успешность ребенка в школе зависит от того, как он относится к книгам, любит ли читать.
Если в семье сложились традиции семейного чтения, то ребенок в такой семье будет читать систематически и с удовольствием. В процессе чтения уровень знаний повышается, соответственно происходит интеллектуальное развитие ребенка, развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления. В противном случае происходит обратное.
Большую роль играет скорость чтения. Чем больше ребенок читает и делает это систематически, тем быстрее у него развивается навык скорочтения.
Для развития этого навыка в начальной школе полезно использовать зрительные диктанты. Знакомить детей с ними нужно в период обучения грамоте. Писать слова, словосочетания, предложения с изученными буквами. Тогда зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко будут более эффективны после завершения периода обучения грамоте, т.е. тогда, когда дети овладели навыком самостоятельного чтения. Данная методика способствует не только формированию навыка беглого чтения, но и развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Как проводить зрительные диктанты?
Так как начинать проводить зрительные диктанты по методике Федоренко И.Т. лучше после периода обучения грамоте, то это будет в 4 четверти 1 класса. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность заключается в том, что объем предложений с каждым набором увеличивается, а время демонстрации предложений сначала увеличивается, а потом сокращается. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет два месяца. Таким образом, за это время оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 43 букв.
В прошлом, когда школы не были оснащены техническими средствами, как сейчас (проекторы, мультимедиа), приходилось писать наборы на плакатах. В настоящее время я использую презентацию на каждый набор. Предложения из набора появляются последовательно и демонстрируются учащимся согласно времени, указанному в таблице наборов. В это время дети читают предложение про себя и запоминают его. Затем предложение исчезает, и дети пишут его по памяти. Так происходит со всеми предложениями из набора. В завершении появляются все 6 предложений, и дети их проверяют.
На проведение и выполнение одного набора зрительного диктанта уходит от 5 до 8 минут на уроке. Каждый набор повторяется 2-3 раза, т.е. пишется 2-3 дня подряд. Иногда требуется и 4 раз, в зависимости от качества выполнения работы. С каждым разом предложения пишутся более грамотно с минимальным количеством ошибок у некоторых детей, большинство пишет повторно наборы без ошибок.
Важное условие: проводить зрительные диктанты необходимо каждый день. Это возможно в том случае, если родители детей являются союзниками учителя. Я познакомила родителей с данной методикой и заинтересовала их перспективой положительной динамики скорочтения. Родителям на субботу и воскресенье предоставлялся текст набора и презентация, выполненные в пятницу, т.е. только повторение. Новый набор всегда писали в классе с учителем. Если проводить зрительные диктанты эпизодически, работа будет бесполезной.
Писать удобнее на отдельных листах, а не в тетрадях, чтобы не было соблазна подсмотреть. Хранить удобно в папке каждого ученика. Всегда можно посмотреть и сравнить свои результаты.

Читайте также: