Здоровьесберегающие оборудование в доу

Обновлено: 30.06.2024

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении большое внимание уделяется созданию здоровьесберегающего пространства. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе помогает ребёнку отыскать область своих интересов. Раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. С этой целью в нашей группе физкультурное оборудование и спортивный инвентарь сгруппированы в виде физкультурного центра в спальной комнате. (3 слайд) Предметная среда нашего физкультурно – оздоровительного центра способствует полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка; помогает разнообразить двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которая является составной частью общей развивающей предметно-пространственной среды.(5 слайд).Физкультурно – оздоровительный центр оснащен традиционным оборудованием для всех видов движений. Чтобы сделать физкультурные центры более востребованными, увеличить режим двигательной активности, можно пополнить его самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала своими руками.Интересное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашей группе пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования помогает разнообразить упражнения для разных групп мышц.

Кроме физкультурного оборудования в спортивном уголке имеются картотека подвижных игр, различных видов гимнастик, много материала об известных спортсменах, схемы к упражнениям, играм и настольно-печатные игры.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитания привычки к здоровому образу жизни.

ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает разработанная нами система работы по применению здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

1. Формировать понимание необходимости заботится о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни

2. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию

3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

В детском саду используются следующие эффективные здоровьесберегающие технологии :

- бодрящая гимнастика после сна;

- профилактика и коррекция плоскостопия;

- гимнастика для глаз (профилактика нарушения зрения);

- утренняя гимнастика (разные варианты);

- досуги и развлечения;

- дни здоровья.

Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей, воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.

Реализуя здоровьесберегающие технологи, в работе с детьми мы применяем нестандартное оборудование, изготовленное своими руками.

С применением нестандартного оборудования решаем задачи

физического развития, которые позволяют:

1. повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участие в играх;

2. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

3. чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы,

стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

4. повысить моторную плотность физкультурных занятий;

5. уточнять представления о форме предметов, положений частей, их

относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;

6. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дошкольники приучаются применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Предлагаю несколько примеров нестандартного оборудования, которое мы используем в своей работе.

Дорожка здоровья.

Цель: развитие внимания, координации движений, массаж стоп, разные виды ходьбы, профилактика плоскостопия, профилактика опорно-двигательного аппарата.

Цель: массаж спины, рук, ног, головы ребенка; развитие мелкой моторики, улучшение эмоционального настроя.

Цель: развитие ловкости рук, координации движений.

Цель: развитие сильной направленной воздушной струи.

Цель: развитие сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики, координации движений кисти.

С ними можно работать в трех направлениях:

1. Развитие сильной направленной воздушной струи – дети дуют на дождик.

3. Синхронное или асинхронное вращение кистей с султанчиками в руках.

Цель: развитие координации движений, умения работать в команде.

Дети берут полотно (каждый игрок берет за свой угол, в середине полотна лежит мяч, а в каждом углу полотна свое отверстие. Детям необходимо выбрать цель, куда закатывать мяч и реализовать ее, сделать так, чтобы мяч угодил в нужную лунку.

Моталочка - это две небольшие палочки, которые между собой соединены веревочкой.

Цель: развитие ловкости рук, координации движений; умения работать на скорость.

Два игрока берут в руки моталочку (один ребенок держится за одну палочку, второй – за другую: в середине веревочки есть метка-узелок, по сигналу начинают накручивать веревочку (каждый на свою палочку). Кто первый придет к середине, тот победил.

Нестандартное оборудование в системе здоровьесбережения в ДОУ








Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования способствует оздоровлению дошкольников, улучшается общее состояние здоровья воспитанников. Дети более сознательно относятся к своему здоровью, учатся самостоятельно применять оздоровительные технологии в практической деятельности. При этом развиваются интегративные качества дошкольников и повышается уровень их физической подготовленности. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Нестандартное спортивное оборудование своими руками

Нестандартное спортивное оборудование своими руками Для поддержания здоровья и активности детей в своей работе использую нестандартное спортивное оборудование. Нестандартное оборудование-это.

Нестандартное оборудование для оформления младшей группы

Нестандартное оборудование для оформления младшей группы Пройдёт лето, и придёт время вновь оформлять группу к новому учебному году. Хочу поделиться своими наработками, которые может быть вызовут.

Нестандартное оборудование в первой младшей группе

Нестандартное оборудование в первой младшей группе .

Нестандартное оборудование в детском саду

Нестандартное оборудование в детском саду Нестандартное оборудование в детском саду. Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты.

Нестандартное оборудование в физкультурный уголок

Нестандартное оборудование в физкультурный уголок Главной задачей физкультурного уголка является развитие у детей культуры движения, развитие разнообразности движений. Физкультурный уголок.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические и демографические данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% - имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 36% - хронически больны. Аналогичная ситуация с состоянием здоровья детей сложилась в нашем городе и в нашем детском саду: только 24% здоровых детей. Все чаще встречаются дети с соматическими, неврологическими, сердечно-сосудистыми и опорно-двигательными заболеваниями.

Одной из приоритетных идей модернизации дошкольного образования стала идея здоровьесбережения, потому что именно в детстве закладывается фундамент здоровья ребенка: происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, черты характера и привычки, без которых невозможен здоровый образ жизни.

  • разработка модели здоровьесбережения;
  • создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды;
  • рациональное использование всех помещений детского сада;
  • оптимизация двигательной активности детей;
  • повышение уровня компетентности и валеологической грамотности педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

С внедрением ФГОС ДО целью дошкольного образования становится успешная, позитивная социализация ребенка. Процесс социализации ребенка может успешно протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на здоровье детей. Создание здоровьесберегающей среды полностью нацелено на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. В первую очередь здоровьесберегающая среда должна стать доступной, каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности не зависимо от состояния здоровья.

Модернизация дошкольного образования на современном этапе предполагает обеспечение адекватных условий, способствующих успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Работа заключается в создании единой коррекционно-развивающей здоровьесберегающей среды, способствующей успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Создание здоровьесберегающей среды в соответствии с ФГОС ДО:

  • Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • сопровождение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности направленной на здоровья ребенка;
  • сопровождение процессов инклюзивного образования;
  • сопровождение коррекционного процесса в учреждении.

Здоровьесберегающая инфраструктура детского сада

Спортивный зал - оснащенный тренажерами, оборудованием для фитнеса с разнообразным инвентарем для спортивных игр и упражнений, бассейн, в котором проводятся закаливающие процедуры и комплексы коррекционных упражнений на дыхание, укрепление осанки, а также элементы аквааэробики. Хорошее оснащение прогулочных участков, специально оборудованная футбольная площадка позволяет на высоком уровне укреплять здоровье детей, формировать основы здорового образа жизни, совершенствовать двигательные навыки и умения.

Также созданы хорошие условия для оздоровительной работы. Имеется медицинский блок, который включает в себя кабинет осмотра детей, лицензированный прививочный кабинет и кабинет первой неотложной помощи.

С учетом современных тенденций рационального использования площадей зимний сад - это богатейшее пространство для познавательно-речевого развития и двигательной активности, как в рамках основной деятельности, так и по дополнительному образованию. Там же расположен Центр игровой поддержки ребенка для развития детей раннего возраста, их социализации и адаптации.

Для детей, имеющих нарушения речи в детском саду имеется два логопедических кабинета для коррекционной работы, постановки звуков, автоматизации, развития психических познавательных процессов, артикуляционной и мелкой моторики детей.

В музыкально-хореографическом зале дети ежедневно получают заряд бодрости от утренней зарядки и движений под музыку.




Оснащенность оборудованием здоровьесберегающей направленности

Аэроклиматическое оборудование. Среди главных факторов, влияющих на здоровье детей в детском саду, выделили климат, воздух в помещениях детского сада. Все группы оборудованы аэроклиматическими установками (универсальными воздухоочистители-ионизаторами, бактерицидными рециркуляторными облучателями, увлажнителями-очистителями воздуха), которые поддерживают благоприятный климат в помещениях детского сада. Совсем недавно в детском саду была оборудована спелеокамера, пребывание в которой благотворно влияет на весь организм, повышает иммунитет и снижает заболеваемость.

Санитарно-гигиеническое оборудование. Посудомоечные машины, пылесосы, дозаторы питьевой воды, диспенсеры жидкого мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец – это оборудование не только облегчило труд младших воспитателей, но и значительно улучшило санитарно-гигиенические условия и климат в помещениях детского сада.

Медицинское оборудование. В медицинском кабинете имеются средства для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке, приступах бронхиальной астмы, гипертермии, менингококковой инфекции, судорожном синдроме, стенезирующем ларинготрахеите, острой крапивнице и отеке Квинке, коллапсе, обмороке, носовом кровотечении, тепловом и солнечном ударе, электротравме, травматическом шоке. Также имеется аппарат искусственной вентиляции легких, травматологическая укладка. Для наблюдения за физическим состоянием детей имеется динамометр (для измерения силы), секундомер (для измерения пульса), плантограф (для проведения скрининга по раннему выявлению плоскостопия), аппарат Рота (для проверки остроты зрения).

Оборудование для организации полезного питания. Было приобретено универсальное тепловое оборудование – пароконвектомат, удачно совмещающий в себе все достоинства и особенности традиционного жарочного шкафа и пароварочного аппарата, преимущества которого - в практически полностью автоматизированном процессе приготовления пищи и минимизации участия человека, в экономии электроэнергии и времени на приготовление блюд, в равномерности их приготовления.

Рациональность использования всех помещений дошкольного учреждения с целью оптимизации двигательной активности детей

Расширение здоровьесберегающей составляющей детского сада. Недалеко от нашего детского сада находится лесопарк им. Гагарина уникальность которого состоит в том, что в этом парке есть и березовая роща и сосновый бор. А в непосредственной близости к детскому саду находится сад Дружбы, куда мы организовываем туристические походы и развлечения во все времена года. Благодаря эффективному использованию прилегающей территории мы повысили оздоровительный потенциал детского сада.

Интерактивный пол. В одной из спальных комнат расположен интерактивный пол, современная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях. Специальная компьютерная программа помогает детям развиваться, играя, в движении.





Оптимизация двигательной активности

Оптимизация двигательной активности детей через использование игровых напольных полей. Оптимальный двигательный режим обеспечивает не только активный отдых и удовлетворение естественной потребности детей в движении, но и является важнейшим оздоровительным и профилактическим фактором, положительно влияющим на работу всех органов и физиологических систем. При поиске пособий, оборудования, инвентаря, отличающегося многофункциональностью, обеспечивающих игровую, познавательную и двигательную активность детей мы остановились на схематических игровых полях (классиках, лабиринтах), которые отвечают этим требованиям. Используя один рисунок, сделанный из клейкой цветной бумаги на линолеуме в группе или спальне, можно играть каждый день, используя разные цели, темы, виды двигательной активности, разные рисунки и задания, что позволяет избежать однообразия и статичности.

Для детей младшего возраста применяются различные змейки, паровозики, цепочки, в которых вместо цифр нарисованы следы, знакомые предметы или цветные сектора. Для старших детей игры усложняются, в секторах рисуются цифры, буквы, геометрические фигуры, признаки времен и месяцев года, времени суток и т.д.

Наличие компактной легко трансформируемой мебели. Для увеличения двигательной активности избавились от малофункциональной мебели, поменяли мебель в половине спален на трансформируемую, что позволило увеличить пространство для свободной деятельности детей на 175 м². Использование трансформируемых столов в группах также позволило увеличить групповое пространство и обеспечить двигательную активность детей.




Разнообразие игрового и физкультурно-спортивного оборудования, используемого в образовательном процессе

Многообразие оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего развития детей, многофункциональность и достаточное количество которого обеспечивает благоприятный уровень двигательной активности и своевременное формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

Оснащение спортивного зала

Оснащение бассейна

Физкультурное оборудование для игр в бассейне: разделительные дорожки, спасательные круги, нарукавники, поплавки, плавательные игрушки с плавучестью, мячи, поролоновые палки, надувные игрушки, плавательные очки, атрибуты для игр в воде и др.

Оснащение физкультурных уголков в группах

Во всех группах есть спортивные уголки, оборудование которых соответствует возрасту детей и удовлетворяет потребность дошкольников в движении и приобщает их к здоровому образу жизни: мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь для игр с метанием, ловлей и прыжками; оборудование для спортивных игр, упражнений, утренней гимнастики.

Главное преимущество спортивного уголка в группе в том, что его оборудование объединяет физкультуру с игрой, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, а вариативность использования игрового и физкультурно-спортивного оборудования развивает в воспитанниках произвольность движений, самостоятельность, творчество и креативность.

Активность участия детей и родителей в создании здоровьесберегающей среды, в изготовлении пособий, игр, предметов физкультурно-оздоровительной направленности

Таким образом, обобщая представленные материалы, можно прийти к выводу о необходимости разработки в каждом дошкольном образовательном учреждении не только системы работы по формированию здорового образа жизни, но и рациональной здоровьесберегающей среды, которая повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, ведь забота о сохранении здоровья детей – важная обязанность взрослых, родителей, педагогического коллектива и самого ребёнка.

QR код этой страницы

Ссылка скопирована — QR-код с ссылкой на эту страницы. А еще вы можете скопировать адрес этой страницы .

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:

Читайте также: