Зачем открывают школы при коронавирусе

Обновлено: 05.07.2024

Ученики радуются и переходят на онлайн-обучение

Школы и вузы начинают дистанционные занятия, курсы дополнительного образования не отстают: даже взрослым предлагают занятия английским или живописью по скайпу. Школьники радуются трехнедельным каникулам, а студенты ищут места со стабильным интернетом.

Ученики выпускных классов переживают: досрочный период ЕГЭ уже перенесен, и еще неизвестно, что будет с основным периодом экзаменов. Приемные комиссии вузов тоже пока молчат. Кроме экзаменов, сдвинуты даты проведения ВПР и Всероссийской олимпиады, что только добавляет стресса и ученикам, и преподавателям.

Взрослые, посещающие курсы, не знают, как поступить. С одной стороны, частные школы не обязаны организовывать дистанционное обучение, но если работодатель отправил всех сотрудников на карантин, странно ходить куда-то еще. К счастью, большинство владельцев частных курсов идет навстречу ученикам и переводит их на онлайн-занятия.

Родители переживают, но доверяют дистанционному образованию

Родители школьников переживают за экзамены и поступление в вуз. Летние каникулы тоже под вопросом: пока непонятно, будут они сдвинуты из-за карантина или начнутся в июне.

Онлайн-школы частично разгружают родителей, позволяя им хотя бы несколько часов не думать о том, чем занят ребенок. Те, кто до карантина настороженно относился к дистанционному образованию, сейчас смогут оценить его удобство на реальных примерах. Возможно, новый опыт поможет им по-другому взглянуть на онлайн-уроки и перестать возить ребенка на репетиторство через весь город после учебы.

Преподаватели осваивают новые инструменты и помогают друг другу

Учителя, которые уже работали онлайн, рассказывают в соцсетях о том, как лучше организовать класс, и предлагают свою помощь тем, кто в ней нуждается.


Бизнес терпит убытки и вкладывается в развитие

Минпросвещения рекомендовало всем российским регионам перевести образовательный процесс на дистанционную форму обучения.

Офлайн-курсы массово переводят занятия в интернет, открывая для себя новые направления развития. С другой стороны, Министерство просвещения только рекомендует частным школам закрываться на карантин и организовывать дистанционное обучение. Некоторые курсы продолжают работать как обычно, особенно если их основные клиенты — взрослые. Но даже при соблюдении всех мер безопасности в виде регулярного мытья рук, проветривания и масок офлайн-курсы теряют постоянных учеников, перешедших на работу из дома.

Условия карантина заставляют бизнес искать новые способы обучения. В ход идет все: онлайн-игры, марафоны в мессенджерах и челленджи для учеников в TikTok. Какие-то из инструментов перестанут быть актуальны вместе с карантином, а какие-то позволят взглянуть на процесс обучения с другой стороны и помогут развить перспективные направления.

Чтобы получить максимальную пользу от перехода на онлайн во время карантина, достаточно отнестись к этому серьезно. Строгий режим для учеников поможет детям не отстать от программы, а родителям — разгрузить время для работы. Учителям и бизнесу стоит оценить риски и попробовать новые инструменты, чтобы пережить этот сложный период без потерь. И всем нам, конечно, нужно позаботиться о себе и своих близких.

Екатерина Сибирцева объяснила, как и зачем открывают школы в пандемию. Коротко и ясно главные тезисы

Родители не смогут оставить ребенка на дистанционном обучении по своему желанию. Преподавателям в возрасте, которые попадают в группу риска по коронавирусу, разрешат продолжить самоизоляцию, но выплаты в этот период им не положены.

  • Начало учебного года – очно. Школы будут работать в соответствии с СанПиНом.
  • Родители по своему желанию не смогут оставить ребенка на дистанционном обучении. Возможно только перевести его на семейную форму, но тогда учащегося отчислят из школы.
  • Рассадка школьников будет обыкновенная. Масок не будет. В школах постараются минимизировать общение между классами, но не за счет перевода детей во вторую смену.
  • Родителям не придется скидываться на дезинфекторы и бесконтактные термометры. Оборудование в школах уже установили.
  • Школы открывают, так как хотят, чтобы дети начали учиться. Они болеют не так тяжело, как взрослые. Это определенный риск для педагогов, но у них вся работа с этим связана.
  • Если у школьника обнаружат коронавирус, то класс закроют на карантин по предписанию Роспотребнадзора.
  • Массовых линеек на 1 сентября не будет. Каждый класс сам организует свой праздник.
  • Нет требования отстранить педагогов в возрасте. Учитель может сам принять решение самоизолироваться. Дополнительные выплаты за это не предусмотрены.
  • Потребность в продленке больше, чем возможность. Поэтому такие группы будут не во всех учебных заведениях.
  • Школам рекомендовали перейти на пятидневку, в том числе за счет использования дистанционных технологий. Но в 11 классах школьники, скорее всего, будут учиться шесть дней в неделю.
  • Всероссийские проверочные работы за 5 и 6 класс в этом году будут.
  • Родителей настоятельно просят прививать детей от гриппа. Но без прививки в школы не будут пускать только в том случае, если объявят эпидемическую ситуацию по данной инфекции.
  • Обязательный медосмотр перед школой никого делать не обяжут.
  • Дополнительные федеральные выплаты в 5 тысяч рублей в этом году получат классные руководители.

Накануне Екатерина Сибирцева рассказывала, как будут проходить занятия после 1 сентября. Так, по ее словам, чтобы развести поток учеников, школы будут работать с двумя-тремя входами и выходами. На каждом планируют измерять температуру и обрабатывать руки антисептиком.

Из-за пандемии школьники несколько месяцев занимались удаленно. Как говорил президент России Владимир Путин, с этого учебного года опыт дистанционного образования будут использовать, но не в качестве основной модели обучения.

Все лето вирусологи и эпидемиологи предупреждали, что открытие школ может стать новым драйвером пандемии. Это противоречило более ранним утверждениям, что дети плохо заражаются новым коронавирусом. В конце октября стало ясно, что вспышки в школах и детских садах есть, но их заметно меньше, чем опасались пессимисты. Почему заболеваемость среди детей так плохо поддается прогнозированию и насколько легко они в действительности подхватывают и передают вирус?

Отсутствующие данные

Начальные стадии эпидемии пришлись на китайский новый год, который длится почти месяц. Дети в это время не ходили в школы, а когда праздники закончились, власти КНР ввели в пораженных провинциях и городах жесткий карантин, затронувший, в том числе и школы с детскими садами. В Европе поначалу коронавирус не воспринимали всерьез, но когда цифры заболевших стали стремительно расти, власти почти всех государств ЕС ввели частичный или полный карантин с обязательным, несмотря на необычную статистику заболеваемости среди детей, закрытием школ. Благодаря ограничительным мерам к лету распространение инфекции удалось замедлить, а школьники ушли на каникулы.

Таким образом, к началу нового учебного года у ученых толком не было данных о том, как хорошо (или плохо) дети цепляют и распространяют SARS-CoV-2. Хотя отдельные работы указывали, что странное отсутствие детей в статистике заболевших связано вовсе не с тем, что вирус их игнорирует, а с уникальными обстоятельствами в начале пандемии, из-за которых дети оказались вырванными из привычного образа жизни. Например, редкое наглядное доказательство в августе пришло из американского штата Джорджия, где был организован летний лагерь для детей. Несмотря на чудовищные к тому моменту (заезд был 21 июня) цифры прироста новых случаев в США, меры предосторожности были, мягко говоря, очень либеральными. Дети и преподаватели должны были предоставить отрицательный тест на COVID-19, сделанный не позже, чем за 12(!) дней до заезда, во время мероприятий в классах не открывали окна, а маски в лагере носили только работники. 23 числа у одного из сотрудников (подростка) поднялась температура, тест выявил коронавирус. На следующий день детей начали отправлять домой, но окончательно лагерь закрылся только 27 июня.

К началу учебного года у ученых толком не было данных о том, как хорошо (или плохо) дети цепляют и распространяют коронавирус

Подсказать, что там с детьми, могли бы данные из Швеции, где школы не закрывали, – но их не было. Шведский минздрав публиковал только скупые отчеты о количестве людей, у которых выявили антитела к SARS-CoV-2, – то есть о тех, кто уже перенес коронавирусную инфекцию (шведы долгое время почти не вводили ограничений, надеясь, что им удастся за несколько месяцев наработать коллективный иммунитет, но к концу лета даже в Стокгольме было меньше 12% людей с антителами, так что с осени в стране начали ужесточать правила). В середине июня доля положительных серологических тестов в среднем по стране составила 6,3%, в группе от 30 до 64 лет – 7,6%, среди детей – 7,5%. И хотя в группу детей шведы включали всех от 0 до 19, эти данные намекали, что при более или менее обычном ритме жизни дети и взрослые заражаются одинаково часто. Шведские данные заодно выявляют еще один серьезный недостаток почти всех работ, в которых изучаются дети: в эту категорию включают и младенцев, и детсадовцев, и младших школьников, и подростков. Сегодня уже очевидно, что течение болезни, заразность и прочие параметры очень сильно отличаются в этих возрастных группах, и их необходимо анализировать отдельно.

Проверка

Опасаясь, что выпущенные из карантина дети могут поспособствовать резкому росту заболеваемости, власти почти всех стран попытались так или иначе ограничить распространение вируса в школах и вузах (вводить ограничительные меры в детских садиках, очевидно, не слишком реально). В зависимости от страны меры были разными: детей делили на утренний и вечерний потоки, рассаживали дальше друг от друга, вешали между партами плексигласовые экраны, разрешали снимать маски только малышам и исключительно на уроках или в столовой, регулярно проветривали помещения. Кое-где старших школьников отправляли на дистанционное обучение. Прошел месяц-другой – и выяснилось, что, хотя вспышки COVID в школах, садах и университетах есть, они не носят глобального характера. Более того, процент выявленных заболевших среди персонала выше, чем среди учеников – хотя и ненамного.

Однозначного объяснения, почему в школах не наблюдается значительного роста числа новых случаев, нет. Но есть множество предположений, которые, теоретически, можно было бы проверить в обозримом будущем. Во-первых, благодаря страхам, что школы станут рассадниками вируса, правительства озаботились внедрением там профилактических мер гораздо серьезнее, чем где бы то ни было. Риск заразиться во время уроков, когда ученики сидят на хорошем удалении друг от друга и часто в масках, а комната регулярно проветривается, снижен до очень незначительного. Те вспышки, которые имеют место, вполне вероятно, зарождаются во время околошкольных активностей, когда дети вместе идут домой или гуляют после уроков.


Во-вторых, имеющиеся данные о заразившихся школьниках получены, главным образом, на основе результатов ПЦР-тестов. Учитывая нехватку тест-систем и загруженность лабораторий, их делают преимущественно тем, у кого проявляются характерные симптомы. Иногда на анализ отправляют и школьников, которые близко контактировали с заболевшим, но далеко не во всех школах есть возможность делать это. Чаще контактных просто сажают на двухнедельный карантин. В результате мы выявляем только активных – и к тому же симптомных – носителей. Но среди детей крайне велик процент тех, кто переносит ковид без всяких проявлений, поэтому нельзя исключать, что реальный процент заразившихся намного выше. Выяснить, так ли это, можно при помощи массовых серологических скринингов (то есть тестов на антитела к коронавирусу), но пока подобная практика не слишком распространена. Одна из причин – для анализа необходимо брать кровь из вены, и, скорее всего, далеко не все родители дадут согласие на анализ. Особенно это касается младших школьников.

Когда ученые из Великобритании все же провели небольшое серологическое исследование среди детей от 2 до 15 лет, они обнаружили у 6,9% из них антитела к SARS-CoV-2. При этом какие-либо симптомы были лишь у половины детей с антителами. Анализы у детей брали с середины апреля по начало июля – то есть даже когда школы были закрыты значительное количество детей перенесли инфекцию (впрочем, это были дети медиков, так что выборка может быть смещенной).

Возможность контроля

С другой стороны, у нас есть примеры, которые демонстрируют, что при строгом соблюдении мер количество заражений – реальных, а не тех, которые спорадически ловят при проявлении у кого-то из детей симптомов – в учебных заведениях остается минимальным. В Корнелльском университете после летних каникул было решено открыть кампус Итака в Нью-Йорке, эпицентре первой волны коронавируса в США. Там проживает 24 тысячи студентов – ни один другой университет, входящий в престижную Лигу Плюща, не возобновил очное обучение для такого количества слушателей. Помимо строгого соблюдения мер, а именно дистанцирования, ношения масок и разделения потоков (здесь можно поиграть с простой, но очень наглядной моделью, показанной физиком из немецкого Института Роберта Коха Дирком Брокманом, которая демонстрирует, насколько эффективна эта мера), в университете дважды в неделю тестируют на коронавирус всех студентов и персонал – в общей сложности 35 тысяч человек.

Для этого используются ПЦР-тесты, но для экономии времени и реактивов тестирование проводят пулом, то есть в одну пробирку сливают до пяти образцов разных людей. Если в какой-то из пробирок результат оказывается положительным, каждого из этих пяти человек проверяют отдельно. Такая технология позволила снизить стоимость одного теста до $12 против стандартных $30. Однако даже несмотря на эту хитрость, противоковидные меры обойдутся Корнеллу в $10 млн за семестр. Но результат университета впечатляет: средний еженедельный процент заражений среди студентов и персонала составляет 0,006%. По расчетам моделистов Корнелла, это намного ниже, чем было бы, останься студенты у себя дома, где у них нет возможности регулярно делать тесты.

Но тратить по $10 млн за семестр необязательно: серьезных вспышек в школах нет практически нигде, где меры действительно соблюдают. Более того, так как дети болеют легко, главной задачей ближайшего будущего становится защита учителей, многие из которых принадлежат к группам риска тяжелого течения коронавирусной инфекции. Правительства это понимают: Германия уже объявила, что учителя и полицейские – вторые на очереди к вакцинации после врачей. И если регуляторы не будут тянуть с одобрением вакцины, разработанной американо-немецким концерном Pfizer/BioNTech, то у них есть все шансы привиться уже в начале следующего года, по крайней мере, в Германии и США.

Незаметная болезнь

Неразбериха с детьми и их недопредставленностью в общей коронавирусной статистике связана не только с тем, что их физически удалили из цепочек заражения весной. Второй фактор – слабо выраженная, а зачастую и вовсе отсутствующая симптоматика. У тех, у кого COVID-19 все же проявляет себя, чаще всего встречаются кашель и температура, которые проходят за несколько дней. Еще один характерный детский симптом – кишечные расстройства. Вероятность тяжелого течения выше для младенцев младше одного года и детей с сопутствующими заболеваниями – диабетом, ожирением, хроническими легочными патологиями, иммунодефицитами. Кроме того, к группе риска, возможно, относятся дети с некоторыми генетическими, неврологическими и метаболическими расстройствами.

Синдром Кавасаки – очень редкая патология, но во время эпидемии коронавируса число детей, госпитализированных с характерными симптомами, возросло в разы. И хотя это по-прежнему редкое состояние, ученые смогли исследовать достаточно детей, чтобы немного разобраться в его природе. Стало ясно, что у детей, переболевших COVID-19, развивается не синдром Кавасаки, а некое похожее заболевание – сегодня его называют мультиорганный воспалительный синдром (MIS–C, Multisystem Inflammatory Syndrome in Children). MIS–C возникает через 2-4 недели после начала симптомов коронавирусной инфекции и чаще встречается у чернокожих детей и подростков, а также у детей латиноамериканского происхождения. При своевременной диагностике этот синдром поддается лечению и часто не оставляет никаких последствий.

Что дальше

Таким образом, хотя сегодня мы знаем про заражение и течение коронавирусной инфекции у детей гораздо больше, чем в начале эпидемии, огромное количество вопросов до сих пор не выяснены. Тем не менее, собранной информации, кажется, достаточно, чтобы принимать более или менее обоснованные решения относительно работы школ и детских садов.

Когда общий уровень заражений в популяции высок, число инфекций в школах, садах и вузах растет, но все равно остается небольшим и редко порождает серьезные вспышки (возможно, за счет большого числа бессимптомных). Более того, пример Корнелльского университета показывает, что при строгом соблюдении мер и массовом тестировании можно добиться крайне низкого уровня заражений, даже если в целом в регионе прирост новых заболевших значителен. Однако, учитывая, что дети и взрослые, видимо, одинаково часто заражаются коронавирусом, если меры не соблюдать, школьники и студенты не только переболеют сами, но еще и позаражают учителей и родителей.

Сами дети с их преимущественно легким или даже бессимптомным течением коронавирусной инфекции не относятся к группе риска, которая должна в первую очередь получить вакцину. В этом смысле ковид радикально отличается от гриппа, который особенно опасен как раз для детей (и стариков). А вот учителя, среди которых много пожилых и не очень здоровых людей, рискуют больше, чем остальные граждане – хотя и не так сильно, как, скажем, врачи.

Из этих вводных следует вполне четкая стратегия дальнейших действий. Сохранить сады, школы и вузы открытыми чрезвычайно важно как для экономики – работа с сидящими на голове детьми не слишком эффективна, так и для будущего, – представьте, что вас оперирует хирург, учившийся вскрывать людей дистанционно. Но для того чтобы обеспечить их работу и сохранить здоровье, а иногда и жизнь учителей, необходимо максимально высоко продвинуть их в очереди на вакцинацию. А пока вакцины не одобрены регуляторами, по максимуму обеспечивать в детских учреждениях соблюдение защитных мер. Как показывает практика, они работают, а вот опасения родителей, что дети не смогут выдержать несколько часов в масках, не подтвердились. Более того, если строго придерживаться ограничений, как минимум младшие школьники могут обходиться без них. А если государства всерьез озаботятся внедрением быстрых тестов, которые хоть и менее точны, чем ПЦР, но выявляют активных носителей, вероятно, можно будет в принципе вывести школы из зоны риска.


— Я думаю, что после возвращения детей к занятиям в школах будет всплеск заболеваемости ковидом. Мы знаем, что дети переносят коронавирус хорошо, при этом у них часто нет никаких клинических признаков. То есть они могут быть заражены, но об этом никто не будет знать. Поэтому, как только они вернутся в школы, начнется рост заболеваемости.

В Израиле вторая волна коронавируса началась именно со школ.

Сейчас у нас планируется, что младшие классы будут возвращаться к очным занятиям в полном составе, старшие классы и университеты пока вообще не возвращаются к очной учебе. Учеников средней школы поделят на мелкие группы, и они будут обязаны носить маски.

Такое решение принято, поскольку основным источником распространения являются старшеклассники. Кроме того, что они ходят в школу, они много встречаются с друзьями, гуляют, ходят куда-то, то есть ведут более активный образ жизни и больше контактируют со сверстниками. Младшеклассники в основном посещают школу, а остальное время проводят дома. В Израиле вторая волна началась именно со старших классов.

Чтобы как-то сдержать распространение вируса и снизить риск заражения, ребенок должен быть в школе в маске, это оправданно. Известно — если здоровый человек контактирует с больным, который носит маску, то шансы заразиться составляют примерно 30%, а если они оба в маске, то шанс снижается до 1,5%.

Родители должны попытаться объяснить детям, чтобы они не собирались большими группами и носили маски. Больше ничего в данной ситуации сделать нельзя.

При любых признаках респираторных заболеваний ребенка нужно оставлять дома и не пускать в школу.

Любые симптомы нужно воспринимать как коронавирусные, пока не проведен тест и не доказано обратное.

Потому что на данный момент у нас нет никакой возможности отличить коронавирус по клинической картине от всего остального.

Сейчас самое главное — оградить тех, кто находится в группе риска. Нет ничего страшного в том, что заразится ребенок. Главное, чтобы он не был в контакте с пожилыми людьми. Потому что самое страшное — заразить их.

У детей ковид протекает малозаметно

Дети должны обязательно соблюдать меры безопасности при посещении школы — часто мыть руки, носить маску и воздерживаться от тесных контактов со сверстниками, это поможет снизить риск заражения, считает врач-педиатр Суламифь Вольфсон.

— Как будет развиваться эпидемия после того, как школьники вернутся к очным занятиям?


— Давать прогнозы в данном случае невозможно. Этого абсолютно никто не знает.

Насколько сильно увеличится заболеваемость коронавирусом, предсказать крайне сложно.

— Целесообразно отправлять детей в школу в начале сентября или лучше подождать какое-то время?

— Каждый родитель должен решить этот вопрос для себя сам. Все семьи разные. Кто-то живет в одной квартире с пожилым человеком. В этом случае люди, скорее всего, будут минимизировать риск того, что ребенок чем-то заболеет и принесет вирус домой. А где-то, наоборот, ситуация категорически не позволяет оставить ребенка дома, например, все взрослые работают.

Все очень индивидуально, и на данный вопрос нет единого ответа. Каждый решает сам, исходя из своей ситуации.

— Что поможет снизить для ребенка риск заразиться в школе коронавирусом?


— Меры безопасности хорошо известны:

  1. Как можно чаще мыть руки.
  2. Носить маску. Если тяжело сидеть в маске на уроке, то вместо нее можно носить защитный прозрачный щиток (экран). В нем дышать немного легче, при этом он тоже защищает.
  3. Соблюдать дистанцию. Ребенку нужно объяснить, что не стоит тесно общаться с одноклассниками.

— Не вредно ли детям долго носить маску?

— По данным ВОЗ, ношение маски безопасно и помогает предотвратить заражение коронавирусной инфекцией.

Не стоит забывать, что любую маску через 3–4 часа непрерывного ношения нужно менять.

— В случае заболевания как распознать, у ребенка коронавирус или ОРВИ?

— Никаких четких критериев нет. COVID-19 часто протекает у детей малозаметно или стерто. И практически полностью мимикрирует под многочисленные другие заболевания. Нельзя сказать, ковид это или нет, пока не будут сделаны анализы, причем не КТ, а тест ПЦР. Каких-то однозначных клинических проявлений, чтобы сказать, что это точно ковид, нет.

— Есть смысл при появлении симптомов сразу делать анализ на ковид?

— В зависимости от эпидемиологической ситуации. Для назначения терапии никакой разницы нет, потому что лекарства для лечения именно этого вируса пока нет, а принцип лечения один и тот же: обильное питье, жаропонижающее при необходимости. Мы ждем, пока организм сам справится с вирусом.

От того, что мы узнаем, что это ковид, в лечении ничего не поменяется. Но это знание важно для тех, с кем ребенок контактировал, чтобы предотвратить распространение инфекции дальше. То есть всем контактирующим с ребенком желательно соблюдать карантин две недели. Это способ предотвратить распространение инфекции.

— Если нет симптомов, нужно делать тест регулярно?

— Я боюсь, что это уже сильная перестраховка. Если кого-то это успокаивает, то почему нет. Но совсем без симптомов это нужно делать только в том случае, если ребенок находился в контакте с больным.

— С какими симптомами можно просто отлежаться дома, а с какими — обязательно вызывать врача?

— Если у ребенка наблюдаются симптомы обычной простуды: кашель, насморк, легкое недомогание и небольшая температура, вполне можно оставить его дома на срок до трех дней без консультации врача.

Естественно, врач должен осмотреть ребенка, если у него высокая температура и/или есть симптомы, выходящие за рамки обычной легкой простуды.

Если говорить о социальной ответственности, сейчас при любой простуде нужно вызывать врача, чтобы сделать тест и ограничить распространение инфекции.

— Как не пропустить Кавасаки-подобный синдром?


— Этот синдром — потенциальное осложнение COVID-19 у детей. Он встречается достаточно редко. Его основной симптом — высокая температура. Если нет температуры, значит, это что угодно, но не Кавасаки-подобный синдром.

Если высокая температура держится более суток, ребенку откровенно плохо, его самочувствие ухудшается, надо вызывать врача, который определит, нужно срочно ехать в больницу или нет.

— Нужно ли делать плановые прививки этой осенью?

— Это нужно делать обязательно, если есть возможность. Потому что, несмотря на коронавирус, инфекции, от которых делали прививки, были, есть и будут.

— Ставить ли детям прививку от гриппа в этом году?

— В обязательном порядке. Более того, в сентябре ее уже можно и нужно делать.

Прививаться надо обязательно, потому что ковид позволяет себе существовать вместе с другим вирусом. Это реальная ситуация, когда у человека одновременно и грипп, и инфекция COVID-19.

И та, и другая инфекция потенциально достаточно опасные, их сочетание опасно вдвойне. От ковида мы защититься не можем, но, по крайней мере, мы можем защититься от гриппа.

Теперь с насморком в школу нельзя

Эпидемиологическая обстановка позволяет открыть школы, но при любых респираторных симптомах нужно оставлять ребенка дома, считает пульмонолог Василий Штабницкий.

— Чего ждать после того, как дети вернутся в школы? Оправдано ли возвращение к очной учебе?


— Это крайне сложно предугадать, но пока что вся история говорит нам о том, что в осеннее время наблюдается повышение, скачок заболеваемости респираторными инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем. Появляется много организованных коллективов — школы, детские сады, институты. Также многие возвращаются из отпуска, дети приезжают из летних лагерей. То есть это комплексная проблема.

Здесь мы ничем не можем спастись. Но обратная сторона этого в том, что общество должно функционировать, в том числе учиться и работать.

Учитывая более-менее благоприятную эпидемиологическую обстановку, такое обучение возможно.

Ждать в изоляции — не совсем правильная тактика. Мне кажется, что детям можно начать ходить в школу. При том, что у нас сейчас есть отработанные инструменты диагностики, хорошая система мониторинга заболеваемости, несколько тестов, которые широко доступны. То есть приближающуюся волну коронавируса мы сможем распознать и принять какие-то меры, в том числе закрыть снова школы на карантин.

— Какие меры можно применить в школах, чтобы снизить для детей риски заражения?

— Пошире раздвинуть парты для соблюдения дистанции, проводить занятия в масках, ограничить передвижение детей по школе, возможно, проводить перемены в классах, не выпуская детей в коридор.

В случае проявления любых респираторных симптомов нужно проинформировать медиков, а самое главное — не идти в школу. Это касается как детей, так и учителей.

— Не вредно ребенку целый день сидеть в маске?

— Не вредно. Маска никаким образом навредить не может, кислород она не перекрывает, никаким образом не ухудшает состояние ни детей, ни взрослых. Исключение составляет тот случай, что у человека есть аллергия на компоненты маски.

— Есть ли смысл регулярно тестировать школьников на ковид?


— Массовое тестирование не спасает коллективы. В целом в этом нет большого смысла, но при этом может возникнуть колоссальная нагрузка на здравоохранение.

— О чем стоит помнить родителям, если ребенок заболел?

— В целом дети болеют коронавирусом гораздо легче, чем взрослые, и, как правило, переносят его как обычное ОРВИ. У детей нет высокого риска летального исхода при коронавирусе.

Есть отдельное состояние, о котором надо знать, но оно случается крайне редко, в единичных случаях, — это Кавасаки-подобный синдром. Это единственное осложнение у детей, которое может оказаться значимым.

Его симптомы — сильная лихорадка, которая не снижается самостоятельно, может быть боль в животе и какие-то неврологические проявления, например, раздражительность, покраснение сосудов глаз, появляется характерная сыпь на туловище, а иногда и в области промежности. Заболевание чем-то похоже на скарлатину, и появляются признаки, характерные при ней — красные сухие губы, воспаленное горло, малиновый язык, увеличенные шейные лимфоузлы.

Но не стоит искать это заболевание у каждого ребенка, это осложнение появляется в единичных случаях.

Странное спокойствие Минпросвещения при увеличении роста заболеваемости в школах

Минпросвещения упорно не видит (или не хочет видеть) ухудшающееся изо дня в день положение в наших школах. Сотни классов и десятки школ уже закрыты на карантин или будут закрыты в ближайшее время.

Стало понятно, что предотвратить внутришкольное заражение невозможно. С начала сентября в большом количестве школ отмечено массовое заболевание учеников.

Чем болеют школьники, доподлинно неизвестно. Симптомы ОРВИ и COVID-19 очень схожи, особенно у детей. В поликлиниках массово ставят диагнозы ОРВИ, часто даже не проводя анализов на COVID-19. В результате большая часть школьников уходит на карантин. Однако правило двадцати процентов (когда класс уходит на карантин при 20% заболевших) часто не соблюдается и распространение инфекции продолжается.

Заболевают и учителя. Так, на недавней пресс-конференции (21 сентября 2020) министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук рассказал о выявлении COVID-19 сразу у 13 учителей разных школ.

Справедливости ради надо отметить, что в столице мониторинг за заболевшими школьниками налажен более или менее хорошо. Чаще проводятся диагностические тесты, а классы и школы вовремя отправляются на карантин при заболевших школьниках или педагогах.


Но, к сожалению, о наших регионах такого сказать нельзя. В большинстве из них школы переполнены, дети из разных классов имеют тесные контакты друг с другом, рекомендации Роспотребнадзора не соблюдаются.

Переход на карантин — нужен или нет?

Надо сразу сказать, что переход на дистанционное обучение — это крайний вариант, который не устраивает многих.

Те сложности, с которыми столкнулись при введении общего карантина и дистанционного обучения этой весной, закончились полным хаосом и стрессовой ситуацией для всех — школьников, их родителей и учителей. Стало ясно, что дистанционное обучение не может быть полноценной заменой очному.

Однако обучение — обучением, а эпидемиологическая обстановка в школах — это уже совсем другое. Это вопрос здоровья детей и их родителей. Недостаточное внимание к этому вопросу может привести к большим неприятностям.

Согласно официальной статистике в России растет количество заболевших COVID-19. Все больше стран в мире вводят ограничения похожие на весенние. Общее число заболевших коронавирусом в мире превысило 30 миллионов человек. США, Индия, Бразилия — страны, где выявлено больше всего инфицированных. Тревожные темпы прироста демонстрируют и европейские страны. Растет число государств, которые решаются на введение более жестких ограничений. Закрываются учебные заведения. Переходят на карантин регионы и целые страны.

Да, закрытие образовательных учреждений — это неприятная и вынужденная мера, сопряженная с большим количеством проблем для школьников и родителей, но в неизменном приоритете должно находиться здоровье наших детей.

За полгода пандемии в России количество погибших приближается к 20 000 человек, а количество зараженных превысило 1 100 000 человек. И это результаты только первой волны, когда предпринимались чрезвычайные меры безопасности.

Сейчас мы сталкиваемся с началом второй волны, но, несмотря на осложняющуюся эпидемиологическую обстановку, видим вместо решительных и действенных мер (например, предлагалось сдвинуть начало нового учебного года на месяц, для того чтобы избежать резкого подъема заболеваемости) какие-то полумеры, направленные только на одно — успокоить население.

Заранее продуманные превентивные меры могут помочь преодолеть надвигающуюся вторую волну коронавируса и спасти много человеческих жизней. Главное, чтобы не оказалось слишком поздно.

Очень хочется надеяться, что Минпросвещения сделает все возможное, чтобы посещение наших школ стало безопасным, т.к. здоровье детей — приоритетная задача для любой страны!

Кто на очереди по закрытию школ? Приводим список регионов, которые могут последовать примеру Москвы и закрыть школы на карантинные каникулы.

Читайте также: