Юрий нагибин чистые пруды краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна. Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом окоеме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности – двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было

чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде, – это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в Москве.

Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их Горьким запахом…

пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании “Чистопрудных”. Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений мертвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском.

Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка – обычная расплата за дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.

Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова, Златоустинского переулков, наголову разбили Чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра “Колизей”. Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со всеми высокими правами, какое давало это звание…

Чистые пруды. Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

Было время, я знал там каждую скамейку, каждое дерево, каждый куст крапивы возле старой лодочной станции, каждую световую надпись: “Берегись трамвая!”, мигающую красным на переходе. У Телеграфного переулка в слове “Берегись” три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: “Берег трамвая”. И сколько же свиданий назначалось на этом берегу! Мы, мои сверстники и я, не береглись трамвая, как в дальнейшем не береглись жизни. Мы перебегали рельсы наперерез трамваю, садились и спрыгивали только на ходу. Для нас, городских мальчишек, трамваи были тем же, что волки и медведи для ребят таёжной глуши, дикие кони для детей прерии. Дело шло напрямую: кто кого? И думаю, мы не были побеждёнными в этой борьбе.

Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда стремящиеся лечь плашмя “снегурочки” становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья. Чистые пруды — это первая горушка, которую ты одолел на лыжах, и я не знаю, есть ли среди высот, что приходится нам брать в жизни, более важная да и более трудная, чем эта первая высота. Чистые пруды — это первая снежная баба, первый дом из глины, вылепленный твоими руками, и пусть ты не стал ни ваятелем, ни зодчим, — ты открыл в себе творца, строителя, узнал, что руки твой могут не только хватать, комкать, рушить, но и создавать то, чего ещё не было.

Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! С дерева спускается широкий холст, на холсте намалёвана белая мраморная балюстрада, строй кипарисов, море, в море корабль с раздутыми парусами, а надо всём этим серебряная колбаса — дирижабль с гондолой. Уставившись на холст то слепым, чёрно-заколпаченным, то живым стеклянным глазом, покоится на растопыренной треноге коричневый деревянный ящик, который за десять минут может подарить тебе твоё изображение на фоне моря, среди кипарисов, с дирижаблем над головой. Для этого нужно, чтобы маленький чернявый человек, одетый зимой в жеребкбвую куртку, кубанку и бурки, а лётом щеголяющий в тенниске, парусиновых брюках и сандалиях на босу ногу, усадил тебя под кипарисы, затем припал к аппарату, накрыл себя чёрной тряпкой, резко крикнул: “Спокойно, снимаю!”. Да, чуть не забыл: ещё этот человек говорил:

“Смотрите сюда, сейчас вылетит птичка”. Он говорил это, когда я, четырёхлетний, сидел перед глазком аппарата на коленях у отца и разрыдался от того, что птичка не вылетела; он говорил это, когда я, дошкольником, снимался на лыжах под

кипарисами и всё ещё надеялся, что птичка вылетит, он говорил это, когда в канун окончания школы, в преддверии разлуки, я снимался у него с Ниной Варакиной и опять на миг поверил, что птичка наконец вылетит.

Чистые пруды — столбовая дорога нашего детства. На Чистые пруды водили нас няньки, по Чистым прудам ходили мы в школу и на Главный московский почтамт, он шефствовал над нашей школой. Мы ходили туда в ранние утренние часы, чтобы собирать бумажный утиль в его просторных, тихих залах. Утиль мы сдавали во дворе весовщику, он шмякал наши мешки на большие весы с гирями и вручал нам квитанцию. По вечерам мы ходили сюда, чтобы работать в столярной мастерской; мы сколачивали ящики для рационализаторских предложений рабочих и служащих почтамта, выпиливали из тонкой фанеры карикатурные портреты прогульщиков, склочников, бузотёров к вящему их позору. По Чистым прудам мы ходили в кино “Маяк”, самую плохую и дешёвую киношку во всей Москве. На Чистых прудах находилась наша библиотека, наш тир, наш клуб без стен, где решались наши пионерские дела, и наш райвоенкомат, откуда в сорок первом мы уходили на войну.

Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зелёном окаёме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности — двухцветное сродство Иван-да-Марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто чёрная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаённая жизнь всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде,— это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и лётом оставались в Москве.

Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мрамористой листве берёз, осин, клёнов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании “чистопрудных”. Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка—обычная расплата за дерзость. И всё же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестоким произволом Чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сдёлать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.

Мы выступили против Чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Лобкбвского, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкбва, Спасоглинйщевского, Космодемьянского, Златоустинского переулков, наголову разбили чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра “Колизей”. Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твой окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался Чистопрудным со всеми высокими правами, какие давало это звание.

Чистопрудный бульвар — свидетель и устроитель," увы, неудачный, первой моей и единственной школьной любви, которую я пронёс сквозь детство, отрочество, юность. Нина Варакина жила в том же Телеграфном переулке, близ Чистых прудов, где жил и я. Наш общий путь с ней в школу пролегал по Чистым прудам. В начальных классах мы шли так: Нина Варакина впереди, я на почтительном расстоянии сзади или по соседней аллее. Она знала, конечно, что я не просто следую своей дорогой, что я иду с ней. Ведь на переменках я столько раз подбегал к ней, чтобы толкнуть, подставить ножку, дёрнуть за косу или шлёпнуть по спине. Могла ли она не видеть, что я “гоняюсь” за ней? В пятых, шестых классах мы шли уже рядом, разговаривая, потом мы ходили, взявшись за руки, наконец, в последних классах,— под руку. Но это нисколько не приближало меня к ней. Мы расставались у необлицбванного кирпичного дома, за которым угрюмо высилась Меншикова башня.

— Пока! — всегда первая говорила Нина.
— Пока! — отвечал я с горечью в душе.

Она скрывалась в тёмной подворотне, я переходил на другую сторону, и сразу в нос ударял мне тяжкий, гнилостный, с винным привкусом запах: в подвале за железной решеткой помещалось картофелехранилище. Чёрт его знает, отчего там так пахло! Впрочем, я мог легко избежать этого запаха, просто мне не надо было переходить на другую сторону. Но я переходил. Мне казалось естественным, что после разлуки с Ниной всё портится в мире: тускнеет день, глохнут звуки, загнивает воздух. С тех пор я знаю, чем пахнет разлука: смертью с привкусом вина.

Сколько я натерпелся из-за этой девчонки. Редкий день меня не били. Калабухов, чистопрудный парень, не давал проходу ни ей, ни мне. Я был сильным, поэтому Калабухов никогда не нападал в одиночку. Меня били при выходе из школы, на бульваре, в устье Телеграфного переулка, на катке. Правда, били лишь тогда, когда видали с Ниной, без неё я был в безопасности. Сколько Нйниных носовых платков, которыми унимал я кровь, сколько монеток передал я ей — ведь дарить платки плохая примета. Нине было тяжело, что я подвергаюсь из-за неё постоянной опасности, но, чутко понимая мою обречённость, она никогда не предлагала мне ходить поврозь.

Когда мы стали старше, драки прекратились. Мы могли спокойно сидеть на скамейке Чистых прудов и в тысячный раз выяснять, почему я ей не нравлюсь, вернее, нравлюсь, но как-то не так. Не так, как наш бывший вожатый Шаповалов, не так, как Лемешев, не так, как лётчик Громов, не так, как Конрад Вейдт и Борис Бабочкин, — перебирал я мысленно, поскольку знал все самые сильные Нйнины влюблённости. Величие и отдалённость этих моих соперников избавляли меня от ревности, но не от тоски. К несчастью, было и другое. Я знал, что Нина целовалась с красивым, щеголеватым старшеклассником Лазутиным, редактором школьной стенной газеты; что нередко её привозит в школу на мотоцикле парень в кожаной куртке;

что пропуска в Художественный театр достаёт ей какой-то студиец.

Иногда мимо нас проходил Калабухов; он учился теперь в спецшколе и носил военную форму. Он приветствовал Нину по-военному, бросая руку к околышку фуражки, а на меня кидал угрюмо-сочувственный взгляд. Его жест и взгляд совпадали, и мне казалось, что он салютует моей грустной стойкости.

Самая трудная пора наступила, когда мы перешли в десятый класс. Нину “открыла” вся школа. Я и то удивлялся, как могут ребята размениваться на других девчонок, когда есть Нина. И вот, наконец, что было мне ведомо многие годы, вдруг стало ясным всем ребятам: в 326 школе есть чудо, и чудо это — Нина Варакина. Возможно, пришло время раскрыться всему, что таилось в её зыбкой, смутной прелести подростка. Очарованный ею, когда она была ещё косолапой, смешной девчонкой, я не берусь об этом судить.

Общее поклонение, как и всякий культ, непременно должно было обрести единую форму. Этой формой оказалась поэзия. Школой овладело стихотворное помешательство. Не было дня, чтобы очередной поэт не вёл Нину на Чистые пруды, к беседке, чтобы прочесть ей стихи своего сердца. Стихи были плохие, с однообразными околичностями, почти в каждом упоминались роза и озеро, читай: бульвар и пруд. Мы вместе с ней смеялись над этими стихами. И всё же я с болью чувствовал, что Нину трогают если не сами стихи, то усилия, затраченные в её честь. И становилось странным, отчего же молчу я, самый давний и преданный её поклонник.

И вот я просидел долгую ночь, марая один тетрадочный лист за другим. Первая строчка давалась легко: “Пусть все тебе пишут играя”, “Всю жизнь так близко и далёко”, “Неужто ты не понимаешь”, “Я тебя разлюбить не умею”, “Какая боль, какая нежность”. Иногда к первой строчке подтягивалась вторая, но и на этом всё кончалось. Я стал вспоминать стихи своих любимых поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Снова потекли первые строчки: “Я полюбил тебя младую”, “Твой взор меня бежит”, “Там на берегу пруда”. И дальше ни с места. Мне было печально и больно. Уже под утро я схватил чистый лист бумаги и твердо написал: “Ты самая красивая, я очень тебя люблю”.

Нинино лицо, когда она прочла это краткое послание, выразило досаду и разочарование. Потом она ещё раз прочла его и долго, задумчиво улыбнулась. “Пиши прозу,— сказала она,— у тебя получается”.

Прошли годы и годы, я так и не придумал ничего лучшего. И вот теперь, уже немолодой, я могу сказать своей нынешней любви всё то же: “Ты самая красивая, я очень тебя люблю. ”

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточённых боёв в Испании. В воскресный день в садах и парках Москвы шло праздничное гулянье молодёжи. Быть может, потому, что отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, что многие юноши носили республиканские зелёные пилотки с красным кантом и кисточкой, что на улицах то и дело вспыхивала “Бандера роха”, самая популярная песня тех дней, что в разговорах поминутно звучали красивые и горькие слова: “Гвадалахара”, “Овьёдо”, “Уэска”, “Астурия”, “Мадрид”, что небо было озарено алым отблеском праздничных огней, а порой, в стороне Москвы-реки, ослепительно лопались в выси фейерверки, что вечер этот был душист и жарок и звенела музыка,— нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, её звуками и ароматами, её борьбой, её гневной непримиримостью.

Мы собрались, чтобы поехать в парк культуры и отдыха, но вдруг, уже на пути к метро, раздумали и свернули на Чистые пруды. Испания была разлита в воздухе, Испания была в нашем сердце. Мы ощутили странную знаменательность этого вечера, тень судьбы скользнула над нашими головами в бойцовских пилотках. Мы проглянули и приняли грядущее со всём, что оно возложит на наши плечи.

Поэтому и потянуло нас на Чистые пруды, хоть не было здесь ни трубачей, ни многоцветья огней и фейерверков,— нас потянуло сюда, как тянет человека к истоку юности, к началу начал. И само собой получилось, что мы шли строем, по трое в ряд. Нам повстречался наш однокашник, весёлый человек, Юрка Петров. Отдавая шутливую дань нашему воинскому строю, строгому молчанию и пилоткам, он крикнул:

— Привет бойцам-антифашйстам! Мы ответили в голос, без улыбки:
— Но пасаран!

Не пройдёт и пяти лет, и те же слова, сказанные по-русски, многие из нас оплатят своей кровью. А сейчас они рядом, они полны силы и молодости, полны надежд, любви, замыслов, поэзии слов и поэзии чисел, они идут, не отличимые от тех, кому суждено остаться в живых, равные с равными, по людному бульвару к тёмному, тихому пруду.

Когда мы ловили рыбу на Чистых прудах, нас часто окружали зеваки. Брала рыба очень плохо, часами не бывало поклёвки, и, обозлённые отсутствием впечатлений, бездельники начинали поносить нас и Чистые пруды.

— Охота дурью мучиться, разве здесь может быть рыба?
— В такой грязи не то что рыба — лягушка сдохнет!
— Нашли где ловить — в сточной канаве!

Мы не вступали в спор, мы продолжали удить, мы пили горстями холодную, ломившую зубы воду, а люди на берегу плевались и предрекали нам хворь. Но мы были уверены, что водоём наш чист, что рыбе в нём живётся привольно и сытно и ей не по вкусу наша приманка: дождевые черви и хлебные катыши.

Как мы гордились и торжествовали, когда кому-нибудь из нас удавалось вытащить карасика или пескаря! Но случалось это редко и не могло развеять дурную славу нашего пруда.

Однажды осенью пруд спустили, чтобы углубить и расчистить. И вот тогда-то по берегам выстроились огромные плетёные корзины, доверху полные живой рыбой. Тяжко раздувая перламутровые жаберные крышки, упруго сгибая хвост, силились выскочить из корзин крупные, литые сазаны, подпрыгивали, будто чувствуя себя уже на сковородке, золотые и серебряные караси, зеркально светлели пескари и плотицы. Как же чист и щедр был наш водоём, если в нём могла дышать и жить вся эта рыбья нёсметь! Да, он был чист и щедр, как наше детство, он поил нас свежей водой, старый московский пруд, сказочное озеро молодых, давних лет!

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Юрий Нагибин Чистые пруды

Чистые пруды: краткое содержание, описание и аннотация

Юрий Нагибин: другие книги автора

Кто написал Чистые пруды? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Юрий Нагибин: Дневник

Дневник

Юрий Нагибин: Терпение

Терпение

Юрий Нагибин: Маленькие рассказы о большой судьбе

Маленькие рассказы о большой судьбе

Юрий Нагибин: Ваганов

Ваганов

Юрий Нагибин: Зимний дуб

Зимний дуб

Юрий Нагибин: Мой первый друг, мой друг бесценный

Мой первый друг, мой друг бесценный

Юрий Нагибин: Шампиньоны

Шампиньоны

Юрий Нагибин: Нас было четверо

Нас было четверо

Юрий Нагибин: Велосипед

Велосипед

Юрий Нагибин: Через двадцать лет

Через двадцать лет

Юрий Нагибин: Бабочки

Бабочки

Юрий Нагибин: Я изучаю языки

Я изучаю языки

Чистые пруды — читать онлайн ознакомительный отрывок

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.

На Чистых прудах ходили китаянки с крошечными ступнями, оставлявшими на песочных дорожках бульвара детский, лишь более глубокий след. Мы нередко отыскивали их по этому следу: китаянки продавали бумажные фонарики, мгновенно сгорающие, едва вставишь в них свечку; голубые, красные, желтые, оранжевые шарики на длинных резинках, набитые опилками, эти шарики чудесно подскакивали на резинке, возвращаясь прямо в ладонь, но удивительно скоро начинали сочиться опилками, съеживались и умирали; трещотки на спичке с сургучной головкой; причудливые изделия из тонкой сухой гофрированной цветной бумаги: с помощью двух палочек им можно было придать различную форму, от шара до улитки, но существование их отличалось, увы, такой же мотыльковой краткостью.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Киселева Вера Александровна ,
преподаватель русского языка и литературы

Санкт-Петербургскго ГБПОУ
"Пожарно-спасательный колледж
"Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей""

Подготовила:
Киселёва В. А.


Ход урока
1. Прочитайте рассказ. Проанализируйте его содержание. Обратите внимание на то, что писатель не только передаёт нам воспоминания о своей романтической юности, но и вскрывает истоки сознания целого поколения людей, чья юность оборвалась войной.
Ю. Нагибин прослеживает в рассказе истоки любви к природе, к земле, к Родине, истоки преданности и мужества будущих бойцов-антифашистов. Знаменательно, что через весь рассказ проходит полемически заострённая тема чистоты этих истоков.
1. Заметьте, что в соответствии с содержанием рассказ расчленён на 9 частей. Почти для всех этих частей характерно единое начало (полное или частичное):
1. Чистые пруды… для иных это просто улица… (абзацы 1, 2);
2. Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках… (абзац 3);
3. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей (абзац 4);
4. Чистые пруды – столбовая дорога нашего детства (абзац 5);
5. Чистые пруды были для нас школой природы (абзацы 6, 7);
6. Чистые пруды были для нас и школой мужества (абзацы 8, 9);
7. Чистопрудный бульвар – свидетель и устроитель , увы, неудачной первой моей и единственной школьной любви… (абзацы 10 – 19);
8. В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности (абзацы 20, 22)№
9. Когда мы ловили рыбу на Чистых прудах, нас окружали зеваки (абзац 23).

Определите, какую роль играет такое членение в создании общего тона произведения.

2. Прочитайте первую часть рассказа (абзацы 1 – 2), в которой автор вводит нас в прекрасную, романтическую страну своего детства. Скажите, какие лексические и синтаксические средства придают повествованию приподнятость, эмоциональность.

3. Прочитайте 3-й абзац. Определите, какова общая тональность рассматриваемого отрывка. Какими языковыми средствами она выражена?

Какой экспрессивно-эмоциональный оттенок придают этому описанию слова щеголящий в тенниске, припал к аппарату, резко крикнул.

Прочитайте отрывок, в котором автор аллегорически повествует о наивном детском ожидании чуда:

Определите, какова тональность этого отрывка и всего 4-го абзаца в целом.

6. Прочитайте 6-й и 7-й абзацы, в которых изображаются Чистые пруды как школа природы.
Обратите внимание на употребление прилагательных потайной, мраморный, палый. Какая особенность стилистической манеры писателя в них проявляется?
Определите, какова тональность рассматриваемого отрывка. Какими лексико-грамматическими средствами она достигается?

б) Когда мы стали старше, драки прекратились. Мы могли спокойной сидеть на скамейке Чистых прудов и в тысячный раз выяснять, почему я ей не нравлюсь, вернее, нравлюсь, но как-то не так. Не так, как Лемешев, как лётчик Громов, как Конрад Вейдт и Борис Бабочкин…
Величие и отдалённость этих моих соперников избавляли меня от ревности, но не от тоски…

в) И вот, наконец, что было мне ведомо многие годы, вдруг стало ясным всем ребятам: в 326-й школе есть чудо, и чудо это – Нина Варакина.
Общее поклонение, как и всякий культ, непременно должно было обрести единую форму.Этой формой оказалась поэзия.

Определите, какова эмоциональная окраска отрывка.

Определите, какие лексико-грамматические средства придают этому предложению по звучанию высокий пафос, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на читателя.

Прочитайте: Мы проглянули и приняли грядущее со всем, что оно возложит на наши плечи.
Какой оттенок придаёт предложению употребление глагола проглянуть и существительное грядущее?

10. В заключительной части рассказа Ю. Нагибин вновь возвращается к теме истоков.
Прочитайте отрывок, в котором писатель даёт слово своим воображаемым оппонентам, сомневающимся в чистоте и щедрости Чистых прудов.

Когда мы ловили рыбу на Чистых прудах, нас окружали зеваки. Брала рыба очень плохо, часами не было поклёвки, и , обозлённые отсутствием впечатлений, бездельники начинали поносить нас и Чистые пруды.
- Охота дурью мучиться, разве здесь может быть рыба?
- В такой грязи не то что рыба – лягушка сдохнет!
- Нашли где ловить – в сточной канаве!

Определите отношение автора к говорящим. Какими лексико-грамматическими средствами это отношение выражено?

Прочитайте:
Однажды осенью пруд опустили, чтобы углубить и расчистить. И вот тогда-то по берегам выстроились огромные плетёные корзины, доверху полные живой рыбы… Как же чист и щедр был наш водоём, если в нём могла дышать и жить вся эта рыбья несметь! Да, он был чист и щедр, как наше детство, он поил нас свежей водой, старый московский пруд, сказочное озеро молодых, давних лет!

Скажите как слова как же был чист и щедр наш водоём, сказочное озеро, старый московский пруд соотносятся с заглавием рассказа.

II
Эмоциональная приподнятость вступительной части рассказа (абзацы 1 – 2) создаётся:
а) ритмической организацией первого предложения, которая достигается повторением однородных членов предложения (самого прекрасного…, самого радостного…, самого печального);
б) использованием сугубо книжной, устаревшей лексики (средоточие, исполнено).

VI
1. Для Нагибина характерно обращение к словообразованию в поисках дополнительной экспрессивности, выразительности (палый, мрамористый).
2. Поэтичность, лиричность рассматриваемых отрывков (абзацы 6,7) достигается:
а) ритмической организацией текста (А плавание…, а смелые броски…, а теплота…, а потаённая жизнь…);
б) метафорическим употреблением слов: Нежности и бережности учили нас… непрочные шарики( одуванчика), верности – двухцветное сродство Иван-да-Марьи…, бульвар тонул в опавшей листве…, не менее щедра была и наша чистопрудная осень.

IX
1. Рассматриваемая часть занимает центральное место в системе всего произведения как по своему содержанию, так и по силе экспрессивного воздействия на читателя.
В этой части рассказа автор говорит о высокой исторической миссии своего поколения, которое в полной мере разделило с отцами тяжесть борьбы с фашизмом и радость победы над ним. Повествование проникнуто высоким гражданским пафосом.
2. В рассматриваемом предложении говорится о причинах огромного воздействия героической борьбы испанского народа на сознание довоенного юношества.
Приподнятость, эмоциональность данному предложению придает прежде всего своеобразная синтаксическая и ритмическая его организация.
Шестикратное повторение однородных придаточных предложений причины ритмически организует текст, создавая эффект постепенного нарастания эмоциональной напряженности:

Читайте также: