Яблоко нартов краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

(Перевод с осетинского Панченко)

Высоко ценя нартский эпос, Коста Хетагуров в одном из стихотворений пишет:

(Перевод с осетинского Олендера)

Коста в лучших своих произведениях отразил всю прелесть народного творчества, украсил блеском своего таланта замечательные народные сказания и песни.

Многовековая история, быт и психология осетинского народа получили яркое и глубокое отражение в нартском эпосе. Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

"Подлинную историю трудового народа, - говорит М. Горький, - нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание таких крупнейших произведений книжной литературы, как, например, "Фауст", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пантагрюэль и Гаргантюа", "Тиль Уленшпигель" де-Костера, "Освобожденный Прометей" Шелли и многие другие. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории". (М. Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей.)

Нартские сказания, несомненно, зародились в условиях родового строя. Нартское общество состоит из нескольких родов. Среди них особо выделяются три главных рода: Ахсартаггата, Бората и Алагата.

Основные сказания о нартах рисуют черты весьма древних общественных отношений, свойственных раннему патриархату с яркими пережитками матриархата. Эти пережитки наиболее ярко сохранились в первых двух циклах: "Уархаг и его сыновья" и "Шатана и Урызмаг". В сказаниях о Шатане наиболее заметное отражение получили древние формы брачных отношений, свойственных материнско-родовой организации. Шатана жила в своем роде, была замужем за своим братом Урызмагом, в общественной жизни нартов она играла выдающуюся роль.

Все эти черты, несомненно, являясь пережитками матриархата, свидетельствуют о том, что формирование нартского эпоса началось еще в глубокой древности - в эпоху материнско-родовой организации.

Однако, эпос, создававшийся в течение тысячелетий, не мог не отразить черт последующих общественно-экономических формаций. Сказания, не теряя своей жизненности, на протяжении многих веков развивались, обогащались новым содержанием. Поэтому вполне понятно, что ряд сказаний отражает черты зарождавшегося у осетин феодализма, борьбу нартов с алдарами, князьями.

В соответствии с этим, если в первых наиболее древних сказаниях речь идет преимущественно об охоте, как основном занятии нартов, то в последующих сказаниях все чаще упоминается о довольно развитом скотоводстве, земледелии, садоводстве, кузнечном ремесле и о появлении водяной мельницы.

В сказаниях о Сослане и Батрадзе нарты выступают не только как охотники, но и как скотоводы и земледельцы.

В сказании "Чем небожители одарили Сослана" рассказывается о том, как нартский народ в лице Сослана получил от покровителя мужчин Уастырджи булатный меч; от покровителя зверей Афсати - обещание удачи в охоте; от покровителя домашнего скота Фалвара - обещание оберегать стада нартов от хищных зверей; от небесного кузнеца Курдалагона - железную соху; от покровителя урожаев Уацилла нарты получили хлебные зерна и обещание богатых урожаев; от повелителя ветров Галагона - обещание ветра в осеннюю пору, когда нарты веют хлеб, и от повелителя вод Донбеттыра - разрешение строить мельницы на быстротекущих реках. Но описание материальных условий жизни нартов было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какое высокое развитие у них получило садоводство, домашнее хозяйство - рукоделие, приготовление пива и других напитков, изготовление металлического оружия и его закалка, строительство чудных оригинальных башен-домов, изготовление музыкального инструмента.

М О Я О С Е Т И Я

ЯБЛОКО НАРТОВ

Яблоня росла в саду нартов, небесной лазурью сияли цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало. Целый день зрело яблоко, сверкая на верхушке дерева, но каждую ночь кто-то его похищал. Нарты по очереди стерегли свое яблоко, но никто из них ни разу не видел вора, а яблоко каждую ночь исчезало.
Пришел черед сторожить сад Уархагу. Призвал он своих сыновей Ахсара и Ахсартага и сказал им:
— Идите, солнышки мои, постерегите золотое яблоко. Вся надежда моя на вас. Если не устережете, то знайте — все три нартских рода соберутся сюда. По одному человеку от каждого дома пришлют они и одному из вас отрубят голову, другому отсекут руку и, на позор мне, наденут их на колья. Один останусь я на старости лет, без защитников и кормильцев.

  1. Не бойся, отец наш. Уж мы-то устережем это яблоко, и вор не уйдет от нас, — ответили ему сыновья.
  2. Знаю я, что вы ничего не страшитесь, но сам я страшусь за вас, — сказал отец.

Оградой из оленьих рогов огорожен был сад нартов, и так высока была эта ограда, что даже птица не могла перелететь через нее. Сели братья под чудесной яблоней, поужинали, и младший, Ахсартаг, сказал старшему, Ахсару:
— Будем стеречь по очереди. Ты ложись сейчас и спи до полуночи. А с полуночи до утра будет твой черед.
Согласился Ахсар, лег и заснул. Проснулся он в полночь и говорит брату:

  1. Пусть бог простит меня, Ахсартаг, я, кажется, проспал.
  2. Пока нет полуночи, поспи еще, — ответил ему Ахсартаг.

Ахсар со сна не разобрал времени, лег и снова уснул.
Не спит Ахсартаг, сидит он под яблоней, держит наготове лук и стрелу. И в час, когда ночь сменяется днем, три голубки перелетели через ограду. Внезапно осветилась яблоня, и видит Ахсартаг: возле чудесного яблока опустились голубки. Но ни одна из них не успела клюнуть яблоко, как пустил стрелу Ахсартаг. Голубки улетели. Но одна летела низко и роняла на землю алые капельки крови.
Тогда Ахсартаг разбудил Ахсара.
— Видишь капли крови, - сказал он брату. - Это я на яблоне нашей ранил голубку, но она улетела. Низко, над самой землей, летела она, оставляя кровавый след. Я должен пойти по этому следу — или поймаю ее, или погибну, — не могу поступить я иначе.
Бережно собрал он капли запекшейся крови, завернул их в шелковый платок, спрятал платок за ноговицу и, когда совсем рассвело, сказал Ахсару:
— Я ухожу на поиски этих неведомых птиц. Что ты мне скажешь?
— Я тоже пойду с тобой, — ответил Ахсар.
Пошли братья по кровавому следу, привел он их к берегу моря и ушел на морское дно. Ахсартаг сказал Ахсару:
— Я иду на дно морское. Жди меня здесь. Если волны вынесут на берег кровавую пену, значит, нет меня больше в живых, и ты возвращайся домой. Если вынесут волны на берег белую пену, то жди меня здесь ровно год.
— Хорошо, — ответил Ахсар и остался на берегу.
Запахнул тут одежду Ахсартаг, туго подтянул ее, пошел по дну и скрылся под водой.



Нартский эпос осетин - неувядаемый фольклорный шедевр
Ацамаз и алдар Мысыра
Ацамаз и красавица Агунда
Рождение Сослана и его закалка
Чем небожители одарили Сослана
Сослан ищет того, кто сильнее его
Сослан и гумский человек
Сослан и сыновья Тара
Как Сослан и Сырдон стали врагами
Как Сослан женился на Бедохе
Как Сослан спас Шатану из озера Ада
Как Сослан женился на Кошер
Сослан в стране мертвых
Смерть Сослана
Рождение Сырдона
Поход Нартов
Как появился Фандыр
Как Сырдон опять обманул Нартов
Как Сырдон обманул Уаигов
Как Сырдон устроил поминание по своим покойникам
Кто кого обманул
Сырдон после смерти
Рождение Ахсара и Ахсартага
Яблоко Нартов
Красавица Дзерасса
Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага
Как Хамыц женился
Рождение Батрадза
Как Батрадза из моря выманили
Игры маленького Батрадза
Батрадз, сын Хамыца, и Арахдзау, сын Деденага
Батрадз и пестробородый Уаиг
Как Батрадз закалил себя
Как Батрадз спас Урызмага
Батрадз и Тыхыфырт Мукара
Батрадз и заносчивый сын Уаига Афсарона
Кривой Уаиг Афсарон мстит Нартам
Как Батрадз спас именитых Нартов
Как Батрадз спас Сослана
Как Батрадз взял крепость Хиза
Батрадз и чаша Уацамонга
Женитьба Батрадза, или симд Нартов
Смерть Хамыца
Как Батрадз отомстил за смерть отца
Как Шатана стала женой Урызмага
Как Урызмаг разводился с Шатаной
Безымянный сын Урызмага
Урызмаг и кривой Уаиг
Последний поход Урызмага
Как появилось пиво
Кому досталась черная ллсица
Ахсартаггата и Бората - кровники
Нарты и череп Уаига
Айсана
Сын Шатаны
Нарт Сыбалц, сын Уархтанага
Тотрадз и Сослан
Бедзенагов сын удалой Арахдзау
Саууай
Уастырджи и нарт Маргудз Безносый
Гибель Нартов
Примечания
Словарь


Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы, но за день только по одному яблоку созревало на ней. Золотое было то яблоко, и, подобно огню, сверкало оно. Живительной силой обладало яблоко, исцеляло людей от всяких болезней и залечивало любые раны. Только от смерти не спасало оно. Целый день зрело яблоко, сверкая на верхушке дерева, но ночью кто-то его похищал. Нарты по очереди стерегли свое яблоко, но никто из них ни разу не видел вора, а яблоко каждую ночь исчезало.
Пришел черед сторожить сад Уархагу. Призвал он своих сыновей Ахсара и Ахсартага и сказал им:
– Идите, солнышки мои, постерегите золотое яблоко. Вся надежда моя на вас. Если не устережете, то знайте – все три нартских рода соберутся сюда. По одному человеку от каждого дома пришлют они; одному из вас отрубят голову, другому отсекут руку и, на позор мне, наденут на колья голову одного и руку другого. Один останусь я на старости лет, без защитников и кормильцев.
– Не бойся, отец наш, уж мы-то устережем это яблоко, и вор не уйдет от нас,– ответили ему сыновья.
– Пойти вы пойдете. Знаю я, что вы ничего не страшитесь, но сам я страшусь за вас. Ведь если не устережете яблока, тогда не вернуться вам ко мне,– сказал отец.
Забором из оленьих рогов огорожен был сад нартов, и так высока была эта ограда, что даже птица не могла перелететь через нее. Сели братья под чудесной яблоней, поужинали, и младший, Ахсартаг, сказал старшему, Ахсару:
– Будем стеречь по очереди. Ты ложись сейчас и спи до полуночи. А с полуночи до утра будет твой черед.
Согласился Ахсар, лег и заснул. Проснулся он в полночь и говорит брату:
– Пусть бог простит мне, Ахсартаг. Я, кажется, проспал.
– Пока нет полуночи, поспи еще, – ответил ему Ахсартаг. Ахсар со сна и не разобрал, сколько времени, лег и снова уснул. Не спит Ахсартаг, сидит под яблоней, держит наготове лук и стрелу. И в час, когда ночь сменяется днем, словно птица какая-то прилетела в сад.
Осветилась внезапно яблоня, и увидел Ахсартаг голубку возле чудесного яблока. И только сорвала она яблоко, как пустил стрелу Ахсартаг, и половина крыла голубки упала на землю, сама она, обливаясь кровью, неровно и низко пролетела над землей, а яблоко упало на землю. Тогда Ахсартаг разбудил Ахсара.
– Видишь капли крови?–сказал он брату.–Это я на яблоне нашей подстрелил голубку. Она улетела, но вот половина ее крыла. Низко, над самой землей летела она, оставляя кровавый след. Я должен пойти по этому следу – или поймаю ее, или погибну. Иначе я не могу поступить.
Бережно завернул Ахсартаг в шелковый платок половину крыла голубки. Платок сунул за пояс, яблоко – за пазуху и, когда совсем рассвело, сказал Ахсару:
– Я ухожу искать эту погибельную птицу. Что ты мне скажешь?
– Я тоже пойду туда, куда ты,– ответил Ахсар. Пошли братья по кровавому следу, привел он их к берегу моря.
– Он под воду ведет,– сказал Ахсар. Ахсартаг сказал Ахсару:
– Я иду на дно морское. Жди меня здесь. Если волны вынесут на берег кровавую пену – значит, нет меня больше в живых, и ты возвращайся домой. Если вынесут волны на берег белую пену, то жди меня здесь ровно год.
– Хорошо,– ответил Ахсар и остался на берегу. Запахнул тогда одежду Ахсартаг, туго подтянул ее, ступил на дно моря и скрылся под водой.

Золотое дерево нартов - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.06.2021

Яблоко – плод дерева жизни. Под таким деревом решались судьбы людей, под ним собирались боги, здесь искали бессмертия, здоровья и молодости. Конечно же с яблоком в качестве сочного талисмана. Также оно является символом богатства и благополучия.

Согласно мифологии древних греков, золотые яблоки вечной молодости росли в прекрасном саду у берегов реки Океан. Охраняли их дракон Ладон и сестры Геспериды. Как известно, яблоки удалось похитить Гераклу, что вошло в мифологию как двенадцатый подвиг, а в искусство – как один из наиболее популярных сюжетов в античной вазописи.

Яблоня росла в саду нартов. Живительной силой обладало яблоко, исцеляло людей от всяких болезней и залечивало любые раны. Только от смерти не спасало оно. Целый день зрело яблоко, но ночью кто-то похищал его. Нарты по очереди стерегли свое яблоко, но никто из них не видел вора. Пришел черед сторожить сад Уархагу. Призвал он своих сыновей Ахсара и Ахсартага.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:



Согласно сказаниям о нартах – легендарных предков осетин, росла у них в саду.

Высоко в горах, там, где живут небожители, у легендарных предков осетин Нарто.

Высоко в горах, там, где живут небожители, у легендарных предков осетин Нартов росла Яблоня. Нартовские яблоки обладали чудодейственными свойствами: они несли в себе силы здоровья, красоты и вечной молодости. Только самым дерзким и талантливым удавалось похитить это яблоко. И они становились великими и могущественными.

Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы, но за день тольк.

Яблоня росла в саду нартов. Небесной лазурью сияли ее цветы, но за день только по одному яблоку созревало на ней. Золотое было то яблоко, и, подобно огню, сверкало оно. Живительной силой обладало яблоко, исцеляло людей от всяких болезней и залечивало любые раны. Только от смерти не спасало оно. Целый день зрело яблоко, сверкая на верхушке дерева, но ночью кто-то его похищал. Нарты по очереди стерегли свое яблоко, но никто из них ни разу не видел вора, а яблоко каждую ночь исчезало, Пришел черед сторожить сад Уархагу. Призвал он своих сыновей Ахсара и Ахсартага и сказал им: — Идите, солнышки мои, постерегите золотое яблоко. Вся надежда моя на вас. Если не устережете, то знайте — все три нартских рода соберутся сюда. По одному человеку от каждого дома пришлют они; одному из вас отрубят голову, другому отсекут руку и, на позор мне, наденут на колья голову одного и руку другого. Один останусь я на старости лет, без защитников и кормильцев. — Не бойся, отец наш, уж мы-то устережем это яблоко, и вор не уйдет от нас,— ответили ему сыновья.

Пойти вы пойдете. Знаю я, что вы ничего не страшитесь, но сам я страшусь за в.

Пойти вы пойдете. Знаю я, что вы ничего не страшитесь, но сам я страшусь за вас. Ведь если не устережете яблока, тогда не вернуться вам ко мне,— сказал отец. Забором из оленьих рогов огорожен был сад нартов, и так высока была эта ограда, что даже птица не могла перелететь через нее. Сели братья под чудесной яблоней, поужинали, и младший, Ахсартаг, сказал старшему, Ахсару: — Будем стеречь по очереди. Ты ложись сейчас и спи до полуночи. А с полуночи до утра будет твой черед. Согласился Ахсар, лег и заснул. Проснулся он в полночь и говорит брату: Пусть бог простит мне, Ахсартаг. Я, кажется, проспал. Пока нет полуночи, поспи еще,— ответил ему Ахсартаг. Ахсар со сна и не разобрал, сколько времени, лег и снова уснул. Не спит Ахсартаг, сидит под яблоней, держит наготове лук и стрелу. И в час, когда ночь сменяется днем, словно птица какая-то прилетела в сад, Осветилась внезапно яблоня, и увидел Ахсартаг голубку возле чудесного яблока. И только сорвала она яблоко, как пустил стрелу Ахсартаг, и половина крыла голубки упала на землю, сама она, обливаясь кровью, неровно и низко пролетела над землей, а яблоко упало на землю. Тогда Ахсартаг разбудил Ахсара.

Видишь капли крови? — сказал он брату.— Это я на яблоне нашей подстрелил гол.

Видишь капли крови? — сказал он брату.— Это я на яблоне нашей подстрелил голубку. Она улетела,ано вот половина ее крыла. Низко, над самой землей летела она, оставляя кровавый след. Я должен пойти по этому следу - или поймаю ее, или погибну. Иначе я не могу поступить. Бережно завернул Ахсартаг в шелковый платок половину крыла голубки. Платок сунул за пояс, яблоко — за пазуху и, когда совсем рассвело, сказал Ахсару: — Я ухожу искать эту погибельную птицу. Что ты мне скажешь? — Я тоже пойду туда, куда ты,— ответил Ахсар. Пошли братья по кровавому следу, привел он их к берегу моря. Он под воду ведет, - сказал Ахсар. Ахсартаг сказал Ахсару: — Я иду на дно морское. Жди меня здесь. Если волны вынесут на берег кровавую пену – значит, нет меня больше в живых, и ты возвращайся домой. Если вынесут волны на берег белую пену, то жди меня здесь ровно год. Хорошо,— ответил Ахсар и остался на берегу. Запахнул тогда одежду Ахсартаг, туго подтянул ее ступил на дно моря и скрылся под водой.

Ребенок познает мир… Мир, в котором рядом живут добро и зло, радость и горе.

Ребенок познает мир… Мир, в котором рядом живут добро и зло, радость и горе, красота и уродство. Он берет в руки краски и кисть, и под неверной еще детской рукой начинается извечная борьба белого и черного, палитра расцвечивается миллионами красок, оживают сказочные герои. В своих рисованых фантазиях маленький художник видит себя то бесстрашным героем-победителем, то прекрасным принцем, то сказочным исполином, но всегда – сильным и красивым, таким, как его любимые герои.

Нартский эпос проникнут мудростью, и она прослеживаются везде – в общении с.

Нартский эпос проникнут мудростью, и она прослеживаются везде – в общении с людьми, в поступках, в отношении к природе, представлениях о мире, о человеке, о животных… Нартский эпос – это уникальный памятник, духовная культура творений народа. Он является хранителем народной мудрости много столетии. Это история народа. Как хранитель его культуры и этикета нартский эпос является культурной ценностью народов Северного Кавказа.

Читайте также: