Идейном содержании росписей ватиканских станц афинская школа диспута парнас

Обновлено: 05.07.2024

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – часть обширного музейного комплекса в Ватикане. Так называют четыре расположенных в музее относительно небольших (примерно 6х8 метров каждое) помещения, расписанных великим художником эпохи Возрождения Рафаэлем Санти (Raffaello Santi) и его учениками.

Фрески Рафаэля, украшающие стены и потолки станц, поражают посетителей музейного комплекса в Ватикане не только мастерством исполнения, гармоничностью и яркостью цветов, но и сюжетностью, проработанностью деталей, глубочайшим смыслом и символизмом. По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Афинская школа фреска Рафаэля

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

Станца д’Элиодоро в Ватикане Рафаэль

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро . Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Фреска Изведение апостола Петра из темницы

Многие видят здесь намек на историю жизни Папы Римского Льва Х: в 1512 году тот попал в плен к французам, но сумел сбежать.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Станца Рафаэля дель Инчендио ди Борго

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.

фреска Рафаэля Станца дель Инчендио ди Борго

Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина Рафаэль

Как попасть в музей Ватикана

Идеальный вариант насладиться станцами – заказать индивидуальную экскурсию в музеи с лицензированным гидом.

Посетить музейный комплекс Ватикана можно ежедневно, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музеи открыты с 8:45 до 16:45, по субботам они работают до 13:45. В музее нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде, пляжных майках и шортах.

Рафаэль. Фреска Станца делла Сеньятура. Диспут


Рафаэль. Диспут.
Станца делла Сеньятура.
1508 — 1511.

Триумф христианской религии на небесах поддержан рассказом о церкви, борющейся на земле. Изображение занимает всю нижнюю часть фрески, где на ступенчатом мраморном пьедестале стоит алтарь, а по обе стороны размещены группы отцов церкви, священников и простых христиан. Изображая эти фигуры, Рафаэль достигособой свободы в обрисовке поз и внешности героев, представив их в разнообразных ракурсах и многоцветных одеждах.

Лица исторические и современники художника принимают участие в богословском диспуте: умершие папы, монах-еретик Савонарола, казненный на костре, великий поэт Данте, известный живописец фра Беато Анджелико и множество простолюдинов. В левой части фрески Рафаэль написал пейзажный мотив со строящимся зданием, перекликающийся с идеей утверждения христианской религии.

Рафаэль. Фреска Станца делла Сеньятура. Философия (Афинская школа)


Рафаэль. Философия (Афинская школа).
Станца делла Сеньятура.

Живая сцена общения мудрецов, вокруг которых толпятся последователи и ученики, полна мимолетных наблюдений и точных характеристик. Расположившийся на ступенях Диоген и строгий Зенон, жестикулирующий Сократ и погруженный в книгу Пифагор искусно размещены в живописном пространстве. Их позы, выражающие яркую индивидуальность, естественно согласуются со строгой симметрией композиции. В центре Платон и Аристотель, символизирующий своими жестами основы постижения мироздания: Платон указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную сущность происходящего в мире, а Аристотель простер свою руку над землей, утверждая материальную основу всех вещей.

Многие ученые древности похожи на современников Рафаэля. Знаменитые философы прошлого нашли среди них своих последователей, и этот союз наполнил близкий Рафаэлю мир созидательной творческой энергией во имя духовной свободы и познания Вселенной.

Рафаэль. Фреска Станца делла Сеньятура. Парнас


Рафаэль. Парнас.
Станца делла Сеньятура.

Аполлон сидит у Кастальского ключа — по преданию, источника поэтического вдохновения — и увлеченно играет на виоле, распространенном во времена Возрождения музыкальном инструменте, заменившем в руках бога традиционную лиру или более позднюю кифару, с которой изображали Аполлона древние художники и скульпторы. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Вокруг Аполлона с музами Рафаэль изобразил знаменитых греческих и римских поэтов, поместив их в прославленном кругу, и своих более близких современников, где рядом с Гомером, Вергилием, Горацием, Анакреоном стоят Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто и даже Микеланджело, выступающий здесь как автор поэтических циклов. Среди всех этих великолепных фигур выделяется Сапфо, внимательно прислушивающаяся к стоящим рядом с ней поэтам, и кажется, что в эти минуты рождаются в ее душе пронзительные стихи.

М. Лебедянский, доктор искусствоведения

Классическая европейская живопись и мировое художественное творчество представлены на сайте клуба Хоупфиш. Рубрика Скрипки и свитки содержит статьи и заметки по различным аспектам художественного творчества, а также образования и развития. Живопись, графика, скульптура, архитектура, а также литература, театр и музыка - все подвластные музам стороны приобщения к прекрасному и эмоциональному - представлены в заметках как профессиональных искусствоведов и критиков, так и независимых авторов, выражающих субъективную точку зрения без флёра выспренности и отсылок к конъюнктуре.

16 Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II).jpg

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Содержание

Станца дель Инчендио ди Борго



По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Станца делла Сеньятура



Станца д’Элиодоро



Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Галерея


Афинская школа. Платон и Аристотель (задний план), Гераклит и Диоген (передний план)


Стилистика и сюжеты фресок

Сюжетные линии воспроизводят цельную эпопею Италии. Экскурсант, рассматривая фрески, как бы присутствует на грандиозном представлении, где один образ сменяется другим. Даже не зная истории Древнего Рима, не будучи знакомым с библейскими сюжетами, зрителя потрясает и завораживает духовная и физическая красота изображенных персонажей, их величие, благородство, мудрость.

В этой работе раскрылся художественный дар Рафаэля как монументалиста. Это первая работа мастера в подобной технике. Никогда ранее ему не приходилось сталкиваться со столь глобальными картинами. Однако он гениально справился с задачей, сумев собрать в стройные композиционные ряды множество отдельных персоналий. Повороты головы, жесты, фигуры, световые решения плавно и непринужденно разворачиваются в роскошные панорамы.

Станца делла Сеньятура[ | ]

и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.

Фрески Станца делла Сеньятура

Станца делла Сеньятура


Рафаэль создал сложные пространственные композиции, на которых группы философов, богословов, поэтов и мудрецов размещены среди архитектурных декораций или живописных пейзажей. Герои изображены как мудрые, уверенные в себе люди с высоким достоинством и сильной волей. Потолок украшает аллегорическая фигура Правосудия, изображенная традиционно с весами и мечом.

Станца делла Сеньятура Рафаэля

Станца д’Элиодоро

Вторая комната в личных покоях Понтифика отводилась под частные встречи Юлия II с видными деятелями современности: политиками, дипломатами, кардиналами. Тематика фресок соответствует обстановке, подчеркивая могущество Римской церкви, которой подчинены все земные силы, и божественное проведение, охраняющее ее. Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Лично мастер оформил 4 стены. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, – другие корифеи по эскизам Рафаэля.


Станцы Рафаэля

В станцах всего 4 комнаты, поэтому давайте рассмотрим каждую отдельно.

Станца делла Сеньятура

Тема её фресок – духовное совершенствование, и Рафаэль изобразил эту тему в 4 аспектах:

Рафаэль писал фрески на стенах этой станцы в 1509-1511 годах. В этих шедеврах гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди архитектурных декораций и пейзажа.

Художник показывает мир, где человек величествен, мудр и уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках изображены люди сильной воли и высокого достоинства.

Даже если кто-то не знал истории, никогда не слышали о папстве и о классической древности, о Парнасе и об апостоле Петре, эти фрески впечатлят человека не меньше.

Несмотря на то, что Рафаэлю никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует свое умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию.

Станца д’Элиодоро

Станца дель Инчендио ди Борго

После смерти папы Юлия II, в 1514-1517 годах, Рафаэль и его ученики расписывали третью комнату, известную как Станца дель Инчендио ди Борго (комната Пожара в Борго). В роли заказчика выступал папа Лев X, и потому темами картин стали эпизоды из истории правления пап Льва III и Льва IV.

Станца Константина

Самая большая из четырех комнат – зал Константина, расписали воспитанники Рафаэля после смерти мастера.

Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.

Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.


Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.

Станца Константина

Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.


Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.

Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.

Где увидеть фрески?

  • Станцы Рафаэля находятся в музее Ватикана по адресу: Roma, Viale Vaticano;
  • режим и время работы: музейный комплекс открыт все дни недели, исключая воскресенье, с 8:45 до 16:45, в субботу короткий рабочий день – до 13:45;
  • попасть туда можно по единому билету, который разрешает посещение всех выставок музейного комплекса. Цена вопроса составляет 16 EUR, для студентов и пенсионеров половина стоимости полного билета, т. е. 8 EUR. Если заказывать заранее по интернету стоимость обойдется на 4 EUR дороже: 20 EUR и 12 EUR соответственно;
  • перед походом стоит уточнить информацию на сайте музея.

Как добраться самостоятельно?


Как добраться

Огромные площади Папского (Апостольского) дворца вмещают в себя тысячи помещений с музеями Ватикана, в том числе станцы Рафаэля. Чтобы попасть в дворцовый комплекс, сначала нужно доехать до входов на ватиканскую территорию и перейти формальную границу с Италией.

Сделать это несложно. Достаточно подобрать подходящий вид общественного транспорта или арендовать автомобиль. По анклаву туристы передвигаются только пешком.

Виртуальный тур по станцам Рафаэля — Официальный сайт

Метро

Римский метрополитен — один из самых доступных способов добраться до стен Ватикана. На схеме метро необходимая ветка обозначена красным цветом (линия A). Выходить нужно на станции Ottaviаno. Далее пешком около 15 минут.

Карта метро в Риме — Официальный сайт

Автобусы

Также до Ватикана можно добраться на наземном общественном транспорте. Автобусные остановки находятся всего в 5–10 минутах ходьбы от музеев. К станции на площади Risorgimento подходят рейсы: № 32, 81, 982. К остановке V.le Vaticano/Musei Vaticani — автобус № 49.

Схема автобусных маршрутов в Риме — Официальный сайт

Автомобиль

От аэропорта Чампино можно добраться на арендованном автомобиле. Только обязательно нужно учесть, что многие кварталы в центре Рима и сам Ватикан входят в зону ограниченного движения. Дорога займет около 30 минут без учета пробок. Расстояние почти 20 километров. Короткий путь проходит по трассе Via Appia Nuova/SS7. После въезда в город, нужно придерживаться берега реки и пересечь мост Виктора Эммануила II.

Советы по посещению

  • нанося визит в музейный комплекс, стоит помнить, что Ватикан требует от гостей определенного уважения и, как следствие, дресс-кода. Внутрь вас не пустят в открытой одежде, в шортах или майках;
  • лучше всего при осмотре музея заказать экскурсию с лицензированным гидом.

Вам также может понравиться:

Вилла Фарнезина


Вилла Фарнезина – красивые интерьеры и очаровательные фрески

Галерея Дориа-Памфили


Галерея Дориа-Памфили – незабываемые картины и впечатления

Музеи Ватикана


Музейный комплекс Ватикана – выдающиеся образцы искусства

Палаццо Корсини в Риме


Палаццо и галерея Корсини в Риме

Читайте также: