Взаимодействие школы и сми

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

студентка 5 курса, гр. КРФЗф-501

Современные СМИ: Роль СМИ в системе образования

В современном мире в условиях информационной революции далеко не до конца осознана и изучена роль СМИ в системе образования. Так же остаётся открытым вопрос её перспективы и дальнейшего развития.

На сегодняшний день одна из главных проблем - взаимодействие образования и СМИ. В современной действительности - не в полной мере исследованы рычаги воздействия СМИ на социализацию учащихся.

Актуальность данного исследования определена образовательными возможностями современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью школ.

Цель данного исследования: анализ нынешней позиции медиа системы, с точки зрения участников учебного процесса.
Задачей исследования является сбор данных характеристик отношения к СМИ современных учащихся; выявление сложностей, связанных с использованием СМИ в современном учебно-воспитательном процессе.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии основных функций электронных медиа и их связь с образованием.

На втором этапе был проведен теоретический анализ проблемы, из которого мы получили различные мнения, относительно образовательных возможностей СМИ. Современные информационные средства дают свободный доступ к самой разнообразной информации. Главной задачей преподавателя на сегодняшний день является правильное направление учащихся на самостоятельное получение знаний, грамотно и целесообразно организовать взаимодействие школьников и СМИ, обеспечить воспитательный и дидактический потенциал применяемых педагогических средств.

По каналам СМИ передается так много разноплановой и разнокачественной информации, что чрезвычайно ценной оказывается способность ориентироваться в личном информационном поле и в существующем медиа-мире в целом.

А.А. Журин отмечает, что информация, получаемая из различных средств массовой информации, в отличие от учебного материала в школе, обладает рядом притягательных для детей свойств. Она актуальна, доступна для понимания, не требует заучивания и не оценивается. Все это делает медиа как источник знаний более привлекательным для учащихся, чем уроки в школе [2005. №7 С. 6-15].

В ходе анализа научных источников в исследовании был сделан вывод, что, несмотря на то, что за последние ХХ лет произошли большие изменения системы средств массовой коммуникации, СМИ доверяют. На основании медиа формируют действующую картину мира, значительно усиливается влияние на аудиторию современной молодёжи. Нынешняя ситуация требует готовность человека к глобальным переменам общества и система образование не исключение.

Важно более активно проводить различные формы медиаобразования в современном учебно-воспитательном процессе. В каждой школе должно существовать изучение СМИ. Это должно стать реальностью. Одинаковую важность здесь представляет как – использование материалов СМИ на уроках, так и специальное – развивающее – использующее изучение отдельных видов медиа и обучающее созданию медиатекстов.

Список использованных источников

Горячев M Д Формирование идейной убежденности старшеклассников средствами массовой информации Автореф дис . канд. пед. наук: 13 00.01 М., 1989, C . 16

Журин А А Принципы отбора информации СМИ для использования на уроках химии // Химия, методика преподавания. Научно-методический журнал М • Школьная пресса 2005 №7 С 6-15

М. Шаш, доктор педагогических наук, профессор, педагогический факультет, Университет Алеппо, Сирия // Роль СМИ в учебно-воспитательном процессе в России

Шариков А В. Медиаобразование. мировой и отечественный опыт М . Изд-во Академии педагогических наук, 1990. C. 65

В сборнике представлены материалы, раскрывающие теоретические основы формирования информационной культуры школьников в системе внешкольного воспитания и обучения, а также материалы прикладного характера, которые могут быть использованы в работе руководителей кружков и клубов юных журналистов, дикторов, режиссеров, кино-, видеолюбителей и др. Данный сборник может быть использован и в работе педагогов школы по формированию информационной культуры школьников.

Содержание

2. Средства массовой информации и школа……………………………6

3. Воздействие средств массовой коммуникации на формирование личности………………………………………………………………..9

4. Медиаобразование как средство формирования информационной культуры школьников…………………………………………………11

5. Современные подходы к медиаобразованию………………………..12

6. Ключевые понятия, цели и задачи медиаобразования………..…. 13

7. Методы медиаобразования…………………………………………..15

8. Медиаобразование в кружковой и клубной работе…………………16

9. Приложение 1. Система творческих заданий (по методике А.Федорова)……………………………………………………………19

10. Приложение 2. Примерный тематический план занятий в кружке радиожурналистики (актива школьного радиоузла)………………32

11. Приложение 3. Примерное положение о Пресс-клубе на базе УВВО………………………………………………………………….38

12. Приложение 4. Определения информационной культуры……… 39

13. Приложение 5. Словарик терминов медиаобразования…………41

Введение

Конец XX столетия характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Объем человеческих знаний удваивается каждые 10 лет, мощность компьютера – каждые 18 месяцев. За вторую половину XX века человечество узнало о мире больше, чем за все время своего существования. Система общекультурных знаний человечества практически каждый год получает мощнейший импульс обновления.

Все большее число работающих заняты созданием, обработкой и передачей информации. По прогнозам исследователя и социолога С.П. Кросса (C.P.Cross), в будущем более 85% трудоспособного населения будет работать в областях, связанных с созданием, передачей, потреблением информации. Информация является одним из ключевых понятий современной эпохи, следствием чего явились понятия "информационное общество" и "информационная цивилизация". Для информации нет границ государств и частей света, - она носит тотальный, всепроникающий характер.

Среди многих характеристик, которые даются нашему времени учеными и журналистами, нередко встречаются и такие, как “век информации”, “информационное общество”, “информационная цивилизация”. При этом имеется ввиду процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, а также возрастания роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого конкретного человека.

На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого человека всё более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей повседневной жизни (в трудовой деятельности, в учебной деятельности, на досуге, в быту). Поэтому возрастает значимость информационной культуры и её формирования.

Следовательно, особое значение приобретает повышение информационной культуры отдельных категорий потребителей информации, а также общества в целом. При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК), которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, ИК пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие ИК формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. ИК органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

Большую роль в формировании ИК играет открытое образование, которое должно формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

В условиях смены парадигмы образования образовательные учреждения призваны, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.

Средства массовой информации и школа

Особенно актуальна проблема взаимодействия СМИ и школы. И самое серьезное - практически полное игнорирование в любом школьном курсе всего того, что связано со СМИ. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок постоянно оказывается под “ударом” множества информационных потоков. И воздействие этих потоков ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается. Например, многочисленные экологические кампании в большей мере вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем, чем потребность искать и находить конструктивные решения. (“Оставшиеся леса или вырубают или загрязняют и они умирают”, “на планете вымирают животные“, “все на грани уничтожения”, ”наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится”.)

Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средств массовой информации порождают проблему образования, направленного на развитие критического мышления, включающего умение анализировать информацию разного рода. Но пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи детей под влиянием СМИ. Но в школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, так и с насыщением родного языка англицизмами, специфической лексикой бизнеса и политики.

Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Так создается как бы "параллельная школа". Информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Впервые в истории человечества каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию.

Во-вторых, время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе.

Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению человек может "свить" себе своеобразный "информационный кокон", отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.

Большое значение имеет то, что масс-медиа заговорили на языке подростков. У взрослого человека могут вызвать улыбку попытки сорокапятилетней тети вести себя, как тинэйджер, но то, что она говорит, имеет для подростка очень большое значение потому, что она говорит не как учитель на уроке, а так, как они сами.

И, наконец, если ученик не может на уроке воспроизвести учебную информацию, переданную ему учителем или зафиксированную в учебнике, то ему грозит, как минимум, "двойка". Если же не воспринята или забыта информация из газетной статьи, то журналист "двойку" не поставит.

Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, профессионально готовится специалистами в этой области. Эта информация - продукт, так называемой, индустрии сознания. Индустрия сознания - достаточно мощная отрасль производства, которая направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями.

Все это делает средства массовой информации как источник знаний более привлекательными для учащихся, чем школьные уроки.

Развитие общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой — возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволяли бы увязать разнообразие всей внешкольной информации и концепций, предлагаемых в различных пособиях, в единую систему знания. Не стоит забывать и о том, что должна быть фактически создана заново и система воспитания, поскольку сложившиеся за более чем семьдесят лет ценностные ориентации подвергаются активному пересмотру.

в течение учебного года

в течение учебного года

в течение учебного года

Заместители директора по УВР

в течение учебного года

Заместители директора по УВР

последняя пятница месяца

в течение учебного года

в течение учебного года

Заместители директора по УВР

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР

в течение учебного года

Секретарь учебной части

Размещение рабочих программ по учебным предметам

Заместители директора по УВР

Размещение рабочих программ внеурочной деятельности

Заместители директора по ВР

Размещение отчета о результатах самообследования МОАУ СОШ №1 г. Свободного за 2020 год

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР

в течение учебного года

Заместитель директора по ВР

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР

Диспетчер по расписанию

в течение учебного года

Ответственный за школьный музей

Размещение информации о деятельности школы

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР

Обновление списков учащихся

Секретарь учебной части

Обновление списков сотрудников

последняя пятница месяца

Внесение промежуточных отметок учащихся

Внесение тем уроков, домашних заданий

Внесение итоговых отметок

в конце четверти

в течение учебного года

в течение учебного года

Заместитель директора по УВР

Публикация статьи о 80-летии школы

Публикация статьи о Газпром-классе

Заместитель директора по УВР

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План План проведения педагогических измерений показателей здоровья школьников.

Цель: воспитания у школьников потребности заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни, а также повышение заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья. Зад.


План-конспект урока "Планы на будущее"


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР

Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР.

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за.


Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.


План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
План работыс одарёнными детьми

развёрнутый план работы с одарёнными детьми включающий в себя:Программу работы с одарёнными детьми, стратегию работы, план работы, вовлечение во внеурочную деятельность.


Дополнительное образование для учащихся в наше время имеет огромное разнообразие. После уроков подросток может обучаться абсолютно чему угодно, так как города предоставляют большой выбор домов детского творчества, в селах и деревнях развиваются центры дополнительного образования. И если раньше на кружки подростки, в основном, записывались по собственному желанию в более старшем возрасте, то сейчас новая тенденция — детей, которые еще достаточно юны, родители стараются определить в какую-нибудь сферу занятости. Все дело в том, что в наше время от выпускников школ, помимо знаний, требуются еще и такие качества, как инициативность, активность, любознательность, ответственность. Все это прививается подростку и во время дополнительных занятий, и, к тому же, это помогает ему при выпуске определиться с будущей профессией, а, соответственно, с выбором вуза.

Но во время обучения в школе учащиеся зачастую не находят применения своим знаниям и умениям, и желание участвовать во взрослой жизни реализуют путем осуществления ее отрицательных аспектов (алкоголь, курение и т. д.).

Школьная газета — это одно из проявлений взрослой формы деятельности, где подростки, стремящиеся показать свою готовность к новому

этапу в жизни, могут раскрыть весь свой потенциал. Именно об этом мы и поговорим далее.

Что такое школьная газета? По сути, это обыкновенное печатное издание, которое выходит в определенной школе, основной аудиторией которой являются ученики, учителя и работники данной школы. Соответственно, газета, которая выпускается каким-либо центром дополнительного образования, также ориентирована на его работников, педагогов и обучающихся. Отличие такой прессы от обычной в том, что выпускают ее сами ученики и воспитанники. Сами подростки становятся редакторами, корреспондентами, верстальщиками, дизайнерами; собирая круглые столы, они решают важные и серьезные вопросы, связанные с прошедшими или намечающимися событиями; главный редактор каждому дает задание и назначает дедлайн. Эта своеобразная ролевая игра в журналистику есть практика, в которой дети и реализовывают свои способности, развивая при этом те самые навыки, о которых говорилось ранее.

Также газета предполагает наличие отражения неформального общения разных возрастных групп, но запрещает публикацию ненормативной лексики.

«Согласно концепции подростковой школы, организационные формы должны побуждать развитие мышления. Это должны быть формы инициации мышления.

Для этого необходимо выстраивать ситуации, в которых возникает теоретическое мышление.

В результате создания таких ситуаций меняется способ существования ученика в школе, его способ работы; меняется пространственно-временная координация учебных предметов, обогащаются формы работы.

Согласно исследованиям Г. А. Цукерман и З. Н. Новлянской, основное направление детских инициатив и самодвижение развиваются в плане отношений, то есть в психолого-социальном плане. Соответственно, в пространстве основной школы должны быть представлены организационные формы для порождения и удержания, для оформления этих инициатив.

Определены два пути построения таких организационных форм.

Первый путь — это путь инициативы детей, возникающий из нужд интеллектуальной сферы. Примером такого пути является опыт З. Н. Новлянской и Г. Н. Кудиной, когда на уроке литературы возникла инициатива детей издавать некие периодические издания. Этот опыт длился в течение полутора лет. В классе появились три конкурирующие редколлегии, которые выпускали свои газеты с конкретной борьбой за читателя, за автора.

Концепция организации школьной газеты более детально рассматривается Спириной Н. А. Прежде всего, она видит необходимость в создании постоянной редакции для обеспечения регулярного выхода издания, которая включает в себя те же самые должности, что и в обычной: редактор, журналисты, фотокорреспондент, верстальщик и пр. Редактор при этом должен иметь хорошие организаторские способности в целях объединения юнкоров вокруг издания.

Спирина советует организовать в своем пресс-центре юнкорское объединение и обратиться за советами в лицеи, школы, гимназии, которые имеют и выпускают свои газеты. Проводя занятия, следует сочетать теорию и практику. Можно приглашать поэтов и писателей, профессиональных журналистов, печатников и так далее, чтобы сделать занятия разнообразнее и интересней. Например, дизайнер или художник могут провести для подростков занятия по дизайну. Но главное, чтобы юнкоры активно принимали участие в создании газеты и в событиях, о которых они напишут. Поэтому не обязательно сводить всё обучение юнкоров к профессионализму. Важно обучить их основам газетного дела. [Спирина, 2013]. Подобные организационные ходы вызывают в школьниках желание работать, развиваться в нужном направлении, а также побуждают интерес к самому процессу создания и выпуска газеты.

Итак, практическая деятельность становится основополагающей при такой работе, как выпуск школьного издания. Подросток принимает участие во взрослой жизни, к которой стремится; расширяет кругозор, собирая материал для своей работы; расставляет для себя акценты и приоритеты, приобретая в процессе работы свои собственные принципы; видит результат своей деятельности и осознает свою важность. Все эти аспекты очень важны для молодых людей в подростковом возрасте, поскольку стремление ко взрослой жизни достаточно быстро активизируется, формируется восприятие самого себя, как взрослую личность, чего старшее окружение не в силах принять и осознать. Этот диссонанс и выравнивает практическая деятельность в школьных СМИ.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная газета, взрослая жизнь, дополнительное образование, газета, подросток, практическая деятельность, школа.

Читайте также: