Карты бьюзена применение в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Слушателям семинара были представлены:

  • презентация теоретического блока, раскрывающая вопросы актуальности применения метода мыслительных карт Тони Бьюзена в современных условиях детского сада;
  • практический блок, в котором образовательную деятельность с детьми представили педагоги детского сада.

Материалы семинара

  • Наталия Валерьевна
  • 25 августа 2016
  • 5274
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Всем доброго времени суток! В начале хочу рассказать почему меня заинтересовал метод Тони Бьюзера. Все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление. Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.

Мышление с помощью ассоциаций находится за пределами логики.

Многие из них просто возникают в голове в ответ на картинку, заботливо предложенную воображением. Но именно развитие ассоциативного мышления благоприятно влияет на:

осознание принципов работы логики,

восприятие смысловых связей,

Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.

Методы управления процессом генерирования ассоциаций

Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

1. объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

2. основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3. ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д. ;

4. ветви формируют связанную узловую систему.

Ментальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольниками

В начале недели я погружаю детей в тему, применяя этот метод. Адаптировав его к возрастным возможностям детей, с помощью этого приема решаю следующие задачи:

- формировать навыки запоминания информации

- формировать навыки систематизации информации

- учить приемам пиктографического письма

- воспитывать умение высказываться только в рамках обсуждаемой темы.


Детская йога в работе с дошкольниками В современном беспокойном мире многие взрослые люди регулярно практикуют йогу, чтобы поддержать тонус организма, снять стресс, укрепить.

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена. Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский.

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога Метафорические ассоциативные карты в работе психологов используются уже более 40 лет, но мода на этот метод не угасает, а наоборот, стремительно.

Метод имаготренинга в работе с дошкольниками

Метод имаготренинга в работе с дошкольниками Имаготренинг – (лат. imago – образ, представление, тренинг (апгл. training train – обучать, воспитывать; метод активного обучения, направленный.

Нетрадиционное рисование в работе с дошкольниками

Нетрадиционное рисование в работе с дошкольниками Много лет я веду кружок "Нетрадиционное рисование" с детьми среднего и старшего возраста. Желающих всегда достаточно, ведь занятие рисованием.

Витражная роспись в работе с дошкольниками Актуальность: Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 муниципального образования Абинский район

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками

работа над методической темой самообразования

воспитатель Тищенко И.П.

hello_html_m23141b40.jpg

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

1. Рассмотреть теоритические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

2. Изучить возможности применения метода мыслительных карт на практике.

3. Способствовать эффективному речевому и познавательному развитию детей.

1. Теоретические положения и возможности использования мыслительных карт Тони Бьюзена.

Мыслительная карта (от анг.сл. MindMap ) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта

hello_html_620a25ea.jpg

Что они из себя представляют?

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры , то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Интеллект-карта — это графическое изображение процесса нашего мышления, а т.к. оно имеет радиантную структуру (исходящее из центра в разные стороны.

Если сравнить изображение интеллект-карты и нейрона (клетки нервной системы человека) можно отметить много общего.

hello_html_7427b26c.jpg
hello_html_m54ea082f.jpg

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

1. Их легко составить.

2. Можно запомнить быстро и качественно много информации.

3. При составлении М.К. развивается мышление, память, воображение.

4. Экономия времени (писать нужно мало, написать можно быстро)

5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

6. Концентрация информации на важных моментах.

7. Рисовать их может как взрослый, так и ребенок.

Мыслительные карты могут использоваться с целью:

1. Изучение нового материала.

2. Закрепление материала.

3. Обобщение материала.

4. Планирование деятельности.

5. Подготовка проекта, презентации.

6. Упорядочивания и систематизации информации.

7. Игровой деятельности (к примеру квест-игры и т.п.).

8. Организация проектной деятельности по модели трех вопросов

Правила создания карт:

1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т.д. (чем ярче карта, тем мощнее будет эффект) Формат бумаги А4 или А3.

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре (ядро).

3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки (рисование активно задействует правое полушарие – основу методики, которую предложил Тони Бьюзен). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

5. Ментальные карты должны быть красивыми. Если вам приятно смотреть на собственную карту – значит она удалась.

6. Ветви должны быть изогнутыми, органичными, а не прямыми (как ветви дерева).

7. На каждой линии – ветви, пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. Но и не оставляя пустых мест.

7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Тони Бьюзен рекомендует их рисовать горизонтально. по мнению создателя методики, так их удобно читать.

Свойства мыслительных карт.

1. Наглядность (всю проблему, с её многочисленными сторонами, можно окинуть одним взглядом).

2. Привлекательность (хорошая карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно).

3. Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается).

4. Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает).

5. Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи).

6. Возможность пересмотра (пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а так же увидеть новые идеи).

Актуальность работы над методической темой.

Метод интеллект-карт для изучения и внедрения я выбрала, потому что, он мне близок по духу. Он помогает мне повышать мотивации, качество знаний не только у моих воспитанников, но и у меня в том числе. Метод помогает мне внедрять инновационные технологии, так как, по моему мнению, актуален, адекватен, конкурентоспособен и позволяет развивать предметные и коммуникативные компетенции, реализовывать на практике творческие способности. Активизировать деятельность, выявлять причины затруднений, корректировать знания воспитанников.

Задачи работы над методической темой:

Повысить собственный уровень знаний через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена. Изучения необходимой литературы, самообразования.

Разработать перспективный план работы с детьми.

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

Оформить в группе соответствующий методический материал.

План работы на 2017 – 2018 учебный год

занятия, беседы совместная деятельность с использовнием мыслительных карт

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Оформить для группы соответствующий методический материал

Создание индивидуальных мыслительных карт по желанию детей

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Организовать работу кружка на следующий учебный год, создать перспективный план

Разработала: старший воспитатель

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
  2. Продемонстрировать возможности применения метода мыслительных карт Тони Бьюзена на практике.
  3. Развивать рефлексивную культуру и аналитические способности педагогов.

План:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

- Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена

- Основные правила составления мыслительных карт

- Работа в группах (практическая часть).

Использование метода в различных видах деятельности (планирование, образовательная деятельность, проектирование, изучение документа)

Педагоги становятся в круг, ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии.

Основные вопросы, которые возникли у Вас, когда вы увидели тему семинара:

- Кто такой Тони Бьюзен?

- Что представляет собой метод мыслительных карт?

- Насколько актуален этот метод для меня и моих воспитанников?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего семинара.

  1. Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

  1. Их легко составить
  2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
  3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
  4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
  5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  6. Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление материала
  3. обобщение материала
  4. планирования деятельности
  5. подготовка проекта, презентации
  6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  7. упорядочивания и систематизации информации
  8. конспектирование

Рассмотрение 2-3 примеров использования карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт:

  1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Практическая часть

  1. Разделимся на группы: младший, средний, старший возраст, управленческий состав. Попробуем применить данный метод в различных видах деятельности:

Этот метод можно применить и для распределения для своего бюджета. Н-р:………(показать на примере)

Свойства мыслительных карт:

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

Читайте также: