Вольтер магомет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

МАГОМЕТ Трагедия (1742) Магомет - обманщик, грязный плут, самозванец, негодяй, противопоставленный всем положительным началам, носителем которых в пьесе сделан правитель Мекки Сафир. "Я изображаю Магомета- фанатика, насильника, обманщика, позор человеческого рода. " - напишет В., работая над трагедией.

Канву сюжета составляют обстоятельства захвата пророком М. Мекки, однако основные события, воссозданные в трагедии, являются вымышленными. М. похищает детей правителя Мекки в раннем детстве и делает из них фанатичных последователей ислама. Свыкшиеся с мыслью о том, что М. - наместник Аллаха на земле, Пальмира и Сеид, не зная своих родителей и того, что они брат и сестра, охвачены любовной страстью друг к другу. Дружескую привязанность они превратно понимают - М. всячески способствует инцесту-альной любви и хранит в тайне их родственные отношения. Сеиду М. предназначает совершить убийство отца, единственного, кто знает его истинные цели. Основатель ислама, М. показан как изувер, который навязывает мечом, кровью целым племенам свою волю и свои законы.

Желая покорить себе Мекку, М. обещает Сафиру вернуть похищенных детей. Старик Сафир, которому взамен счастья видеть детей, считавшихся погибшими, необходимо пойти на предательство, не считает себя способным к этому. М., предвидевший такой поворот событий, приводит в исполнение свой план и приказывает Сеиду убить Сафира. Старик понравился Сеиду, и М. вынужден воздействовать и косвенно: во имя любви Сеид решается на убийство. Пальмира и Сеид все выясняют, и окровавленный старик отец обнимает детей. Сеид отравлен М., который вдобавок пытается сделать Пальмиру своей наложницей. Проклиная пророка, Пальмира закалывается мечом. М. не достиг удовлетворения своих желаний.

Раздел: Краткое содержание произведений
Количество знаков с пробелами: 1854
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

. ненависть к религиозному фанатизму и тирании, славить идеи свободы и гражданского равенства - вот задачи, какие перед собой ставил автор. "Брут", "Смерть Цезаря", "Магомет", "Альзира" и другие его трагедии насыщены политическими идеями. Не всегда пьесы Вольтера находили свободный отступ на сцену. Вольтер хитрил, лукавил, чтобы открыть им этот доступ. В этой связи интересна и по содержанию и по .

. не погибли, они воспитывались меж слуг Пророка. Теперь их участь зависит от благоразумия отца. Если Зопир без боя сдаст город и объявит народу, что лишь Коран — единственный закон, а Магомет — пророк Бога, то он обретет и детей, и зятя. Но Зопир отвергает это предложение, не желая отдавать страну в рабство. Беспощадный Магомет тут же решает убить непокорного шейха. Из всех слуг Омар советует ему .

. к массе как к толпе рабов, приносимых в жертву его личному эгоизму и честолюбию. Богов среди людей нет; всякое обожествление отдельной личности ведет в конце концов к бесконтрольной ее власти над другими людьми, к тирании, - такова мысль Вольтера. Она красной нитью проходит по всей пьесе, проблематика которой чрезвычайно характерна для эпохи Просвещения 18 века, когда ставился под вопрос самый .

. в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых "Философских письмах", вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. "Письма" идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных .


На примере магометанства Вольтер стремится показать, что основой всякой религии является обман, беспрекословное послушание, подавление человеческого разума и свободы.

Кто думает — тот верить не рожден.

Послушное молчанье — вот закон!

— таков принцип Магомета.

Сеид искренне предан Магомету, слепо верит ему и, не рассуждая, убивает правителя Мекки — честного, благородного гуманного Сафира. Ситуация осложняется тем, что Сафир является отцом Сеида, о чем Сеид не знает, ибо еще ребенком был похищен Магометом и воспитан им. На примере истории Сеида Вольтер показывает опасность религиозного фанатизма, толкающего человека на преступления и именем бога эти преступления оправдывающего. Однако содержание трагедии шире.

Сеид находится в ситуации, близкой к той, в которой находился герой трагедии французского классицизма. Он должен убить своего отца, этого требует долг перед религией, в которую он верит, долг перед Магометом как владыкой государства, которому он служит. Однако голос природы, голос сердца заставляет его колебаться и мучиться. Не зная, что Сафир его отец, он чувствует к нему инстинктивную симпатию и решиться на убийство никак не может. Сознание долга тем не менее берет в нем верх над естественным чувством сострадания, которое он воспринимает как недостойную слабость. Моральные нормы, толкающие Сеида на преступление, составляли нравственную основу поведения героя классицистической трагедии, для которого подавление своей природы, естественного голоса своего сердца являлось выражением высшей добродетели, мужества и героизма. Сеид ощущает, что именно эти нормы и привели его к преступлению. Он с ужасом восклицает:

Ревнивый долг мой, детства колыбель,

Признательность и вера, и любовь,

Все, что для нас и дорого и свято,

На тяжкий грех подвинуло меня.

Дело не только в том, что просветительская идеология Вольтера была чужда моральным нормам старого порядка. В условиях XVIII века сами эти нормы переживали глубокий кризис. Официальная доктрина аскетизма и смирения имела своей оборотной стороной отказ верхов дворянского общества от каких бы то ни было нравственных принципов и признание эгоистических интересов единственной основой поведения человека. Зт0 нашло свое отражение в образе>главного героя трагедии.

В основу сюжета этой трагедии Вольтера легли события из жизни арабских племен Аравии, связанные с распространением ислама и деятельностью религиозного реформатора Магомета. Автор писал: “Я знаю, что Магомет не совершал такого именно предательства, какое составляет сюжет моей трагедии. Цель моя не в том лишь, чтобы вывести на сцене правдивые события, но в том, чтобы правдиво изобразить нравы, передать истинные мысли людей, порожденные обстоятельствами, в коих люди эти очутились, и, наконец, показать, до какой жестокости может дойти злостный

Магомет у меня – не что иное, как Тартюф с оружием в руках”. Действие пьесы Вольтера развертывается в Мекке около 630 г.
Шейх Мекки, Зопир, узнает о намерении Магомета, его злейшего врага, покорить город. Семья Зопира была истреблена Магометом, поэтому он очень привязан к плененной им юной Пальмире, которую Магомет считает своей рабыней и требует ее вернуть, так как она выросла в Медине, месте, уже обращенном в ислам. Там он властелин и кумир. Девушка ценит доброту и мягкость Зопира, но просит его выполнить волю Учителя и вернуть ее в Медину.

отказом, объясняя, что он не желает потакать вкравшемуся в доверие Пальмиры тирану.
Сенатор Фанор докладывает Зопиру о появлении в городе Омара, военачальника Магомета, со свитой. Омар за шесть лет до этого “ушел в поход, чтоб Мекку защитить, и, оттеснив войска изменника и вора, вдруг перешел к нему, не убоясь позора”. Теперь от имени Магомета он предлагает мир, клянется, что это не лукавство и в доказательство согласен дать в заложники молодого Сеида.

Омар приходит на переговоры с Зопиром, и шейх напоминает посланцу, кем был десять лет назад его прославленный владыка: “простой погонщик, плут, бродяга, муж неверный, ничтожнейший болтун, обманщик беспримерный”. Приговоренный судом к изгнанию за бунт, он ушел жить в пещеры и, краснобайствуя, стал совращать народ. Не отрицая таланта и ума Магомета, Зопир отмечает его злопамятность и жестокость: “тиранов мстительнее еще не знал Восток”. Военачальник же, терпеливо выслушав шейха, предлагает ему назвать цену за Пальмиру и мир.

Зопир с гневом отвергает это предложение, и Омар заявляет, что он в таком случае попытается склонить на сторону Пророка сенат.
Влюбленные Сеид и Пальмира безмерно счастливы, встретившись вновь. Когда шейх похитил Пальмиру, Сеид не находил себе места от горя, но теперь его любимая рядом и он надеется ее освободить. Молодые люди верят, что Магомет соединит их две судьбы в одну. А Пророк меж тем приближался к воротам древней Мекки.

Омар смог убедить сенат впустить в город того, кто был неправедным судом изгнан из него. Он для одних – тиран, а для других – герой… Открывая Омару свою тайну, Магомет признается, что его призывы к миру – миф, он хочет лишь извлечь выгоду из веры людей в посланца Бога, способного остановить пламя войны.

Его цель – покорить Мекку и уничтожить Зопира. Кроме того, Пальмира и Сеид, несмотря на их преданность Магомету, являются его врагами – так он заявляет Омару. Пророк любит Пальмиру а, узнав, что она предпочла ему раба, он приходит в ярость и помышляет о мести.
Встреча Зопира и Магомета состоялась. Шейх открыто обвиняет Магомета: “внедрившись подкупом, и лестью, и обманом, несчастья ты принес всем покоренным странам, и, в град святой вступив, дерзаешь ты, злодей, навязывать нам ложь религии своей!” Магомет ничуть не смущен этими речами и объясняет Зопиру, что народ готов поклоняться теперь любому, лишь бы новому идолу, поэтому настал его час, Зопир же должен не сопротивляться, а добровольно отдать власть. Лишь одно обстоятельство поколебало уверенность шейха.

Магомет сообщает, что похищенные дети Зопира не погибли, они воспитывались меж слуг Пророка. Теперь их участь зависит от благоразумия отца. Если Зопир без боя сдаст город и объявит народу, что лишь Коран – единственный закон, а Магомет – пророк Бога, то он обретет и детей, и зятя.

Но Зопир отвергает это предложение, не желая отдавать страну в рабство. Беспощадный Магомет тут же решает убить непокорного шейха. Из всех слуг Омар советует ему выбрать для этого Сеида, так как он “фанатик истовый, безумный и слепой, благоговеющий в восторге пред тобой”. Кроме того, Омару известна страшная тайна Магомета: Пальмира и Сеид – дети Зопира, поэтому сын отправляется злодеями на отцеубийство.

Магомет вызывает к себе Сеида и внушает ему повеление, якобы исходящее от Аллаха: “Приказано свершить святую месть и нанести удар, чтоб враг был уничтожен клинком, который вам в десницу Богом вложен”. Сеид приходит в ужас, но Магомет подкупает его обещанием: “Любовь Пальмиры вам наградою была б”. И юноша сдается.

Но уже держа в руке меч, юноша все равно не понимает, почему он должен убить беспомощного и безоружного старика. Он видит шейха, который начинает с ним проникновенную беседу, и Сеид не в силах занести над ним свое оружие. Омар, тайно наблюдавший за этой сценой, требует Сеида немедленно к Магомету. Пальмира, застав Сеида в страшном смятении, просит открыть ей всю правду, и юноша рассказывает, умоляя помочь ему разобраться в своих терзаниях: “Скажи мне слово, ты мой друг, мой добрый гений!

Направь мой дух! И меч мне помоги поднять. Объясни, зачем кровавое закланье Пророку доброму, отцу для всех людей?” Сеид говорит, что, по решению Пророка, их с Пальмирой счастье – награда за кровь несчастного Зопира.

Девушка уклоняется от совета, тем самым толкая юношу на роковой шаг.
Меж тем Герсид, один из слуг Магомета, в прошлом похитивший детей Зопира и знающий об их судьбе, назначает шейху свидание; но оно не состоялось, так как Омар, разгадав намерение Герсида открыть тайну, убивает его. Но Герсид все же успевает оставить предсмертную записку и передать ее Фанору. В это время Зопир идет молиться к алтарю и не скупится на проклятия в адрес Магомета. Сеид спешит прервать кощунственную речь, обнажает оружие и наносит удар.

Появляется Фанор. Он в ужасе, что не успел предотвратить убийство, и сообщает всем роковую тайну. Сеид падает на колени с возгласом: “Верните мне мой меч!

И я, себя кляня…” Пальмира удерживает руку Сеида: “Пусть не в Сеида он вонзится, а в меня! К отцеубийству я подталкивала брата!” Зопир же, смертельно раненный, обнимает детей: “В час смерти мне судьба послала дочь и сына! Сошлись вершины бед и радостей вершины”.

Отец с надеждой смотрит на сына: “Предатель не уйдет от казни и позора. Я буду отомщен”.
Омар, увидев Сеида, приказывает слугам схватить его как убийцу Зопира. Только теперь юноша узнает о коварстве Пророка. Военачальник спешит к Магомету и докладывает об обстановке в городе. Зопир умирает, разгневанный народ, прежде во всем послушный, ропщет.

Омар предлагает успокоить толпу заверениями в том, что Зопир принял смерть за отвержение ислама, а его жестокий убийца Сеид не избежит кары за содеянное. Войска Магомета скоро будут в городе – Пророк может не сомневаться в победе. Магомет интересуется, не мог ли кто-нибудь выдать Сеиду тайну его происхождения, и военачальник напоминает ему, что Герсид, единственный посвященный, мертв.

Омар признается, что в вино Сеиду он влил яд, поэтому близок час и его смерти.
Магомет велит позвать к нему Пальмиру. Он советует девушке забыть о брате и сулит ей богатство и роскошь. Все ее несчастья уже позади, она свободна, и он готов сделать для нее все, если она будет ему покорна. Девушка с презрением и возмущением бросает: “Убийца, лицемер бесчестный и кровавый, ты смеешь соблазнять меня нечистой славой?” Она уверена, что лжепророк будет разоблачен и возмездие недалеко.

Народ, узнав об убийстве Зопира, выходит на улицы, берет в осаду тюрьму, на борьбу поднимаются все горожане. Бунт возглавляет Сеид. Он кричит в исступлении, что в смерти его отца повинен Магомет, и стихийная ярость масс готова обрушиться на злодея. Внезапно обессилевший от действия яда Сеид на глазах толпы шатается и падает.

Воспользовавшись этим, Магомет заявляет, что это Бог карает неверного, и так будет со всеми, кто посягнет на него, великого Пророка: “Любой, кто возразить осмелится приказу, – пусть даже в помыслах, – покаран будет сразу. И если день для вас сияет до сих пор, то потому, что я смягчил свой приговор”. Но Пальмира разоблачает Магомета, говоря, что ее брат гибнет от яда, и проклинает негодяя.

Она называет Магомета кровавым зверем, лишившим ее и отца, и матери, и брата. Нет больше ничего, что привязывало бы ее к жизни, поэтому она уходит вслед за своими близкими. Сказав это, девушка бросается на меч Сеида и погибает.
При виде умирающей Пальмиры Магомет на мгновение поддается чувству любви, но тут же подавляет в себе этот порыв человечности со словами: “Я должен Богом быть – иль власть земная рухнет”. И ему удается овладеть толпой, избежать грозившего было разоблачения при помощи нового циничного обмана, лжечуда, которое опять бросает невежественную массу жителей Мекки к его ногам.

В основе сюжета данной трагедии Вольтера стали события из жизни племён арабских, которые связаны с деятельностью Магомета, религиозного реформатора и распространением ислама. Автор написал о том, что он знает, что Магомет не предавал никого. Он пояснил, что его цель состоит не только в том, чтобы на сцене вывести честные события, однако в том, чтобы изобразить правдиво нравы, передать настоящие мысли людей и до какой бессердечности может дойти злонамеренный обман. Действия пьесы Вольтера разворачивались в Мекке примерно в 630г.

Шейх Мекки, Зопир узнал о намерениях его самого злого врага, Магомета, завоевать город. Семью Зопира Магомет истребил, потому он достаточно привязан к Пальмире, которую Магомет взял в плен. Эта девушка ценила мягкость и доброту Зопира, однако все же попросила его исполнить волю Учителя и возвратить её в Медину. Шейх ответил отказом, пояснив, что не хочет потакать тирану, который вкрался в доверие девушке.

Фанор, сенатор, докладывал Зопиру о том, что в городе появился военачальник Магомета Омар со своей свитой. Омар за 6 лет до этого уходил в поход для защиты Мекки. Теперь, когда войска вора и изменника оттеснены, он предлагает от имени Магомета мир. Он поклялся, что не лукавит и в подтверждение соглашается отдать молодого Сеида в заложники. Омар пришел на переговоры с Зопиром, и шейх напомнил посланцу о том, кем был его имеющий признание владыка 10 лет назад: простым погонщиком, плутом, бродягой, мужем неверным, ничтожнейшим болтуном, обманщиком беспримерным. Его приговорили за бунт к изгнанию, и он уходит в пещеры жить. Там он начал соблазнять народ. Зопир не отрицает талант и ум Магомета, поэтому отметил его жестокость и злопамятность. Военачальник терпеливо выслушивает шейха и говорит ему, чтобы тот назвал стоимость за мир и Пальмиру. Зопир с яростью отверг это предложение, и Омар заявил, что в таком случае он попробует склонить сенат на сторону Пророка.

Возлюблённые Пальмира и Сеид очень счастливы, когда встретились снова. Когда шейх похищал Пальмиру, Сеид не мог найти себе от горя места, однако сейчас рядом его любимая и он верит, что сможет освободить её. Они верят в то, что Магомет сможет соединить две их судьбы в одну. Тем временем Пророк приблизился к Мекке. Омар убедил сенат пропустить в город тех, кто был изгнан из него неправедным судом. Поэтому он становится для одних тираном, а для других - героем. Магомет открыл свою тайну Омару, он признался, что его призывы к миру являются не больше, чем просто мифом, что он желает всего лишь извлекать выгоду из веры людей в посланца Бога, который может остановить войну. Его целью было покорить Мекку и убить Зопира. Помимо этого, Сеид и Пальмира, несмотря на их верность Магомету, обнаруживаются его врагами - так он говорит Омару. Пророк полюбил Пальмиру, и когда он узнал, что ему она предпочла раба, то пришел в бешенство и помышлял о мести.

Встреча Магомета и Зопира произошла. Шейх обвинил открыто Магомета в том, что он внедрился лестью и подкупом, и что он принес несчастья всем плененным странам. Магомет не смущается такими речами. Он объяснил Зопиру, что народ готовый теперь поклоняться любому, только лишь бы новейшему идолу, потому пришло его время, Зопир теперь не должен противиться, ему лучше отдать власть добровольно. Только 1 обстоятельство колебало твердость шейха. Магомет сообщил, что украденные дети Зопира не пропали, их воспитывали слуги Пророка. Теперь их дальнейшее пребывание на земле будет зависеть от благоразумия папы. Если Зопир сдаст город без боя и скажет народу о том, что только Коран является единственным законом, и Магомет - пророком Бога, то он получит и своих детей, и зятя. Однако Зопир отверг данное предложение, поскольку он не желает отдавать в рабство страну. Жестокий Магомет тут же решил убить непослушного шейха.

Тем временем один из слуг Магомета, Герсид, который похитил детей Зопира и знает об их судьбе, назначил свидание шейху. Свидание не состоялось, поскольку Омар разгадал его намерение раскрыть тайну, и убил его. Но Герсид успевает все-таки оставить записку предсмертную и дать её Фанору. Зопир идёт на молитву к алтарю и проклинает Магомета. Сеид хочет прекратить эту речь, и убивает его. Появившийся Фанор приходит в ужас от того, что не смог предупредить убийство, и сообщил всем о роковой тайне. Сеид упал на колени и просит меч, чтобы заколоть себя. Но Пальмира удержала его руку и сказала, что меч должен быть в ее груди, поскольку это она подтолкнула своего брата.

Когда Омар увидел Сеида, он приказал своим слугам арестовать его в качестве убийцы Зопира. Однако сейчас юноша узнал о коварстве Пророка. Военачальник поспешил к Магомету и доложил обстановку города. Зопир умер, и яростный народ стал роптать. Омар предложил унять толпу уверениями в том, что Зопир умер за отрицание ислама, и Сеид, его убийца, не сможет избежать кары за совершенное. Войска Магомета будут скоро в городе, и Пророк не сомневается в своей победе. Магомет интересовался, не мог ли кто-то выдать секрет происхождения Сеиду, и военачальник напомнил ему о том, что Герсид уже мёртв. Омар признался в том, что влил в вино Сеиду яд, потому час его смерти очень близок.

Магомет зовет к себе Пальмиру и рекомендует девушке позабыть о своем брате. Он сулил ей богатством и роскошью. Однако все её беды уже позади, она вольная, и он хочет для неё сделать все, если только она ему покорится. Девушка с возмущением и презрением начала ему говорить о том, что он является убийцей и лицемером. Она знала, что лжепророка разоблачат и расплата близко. Народ, который узнал об убийстве Зопира, вышел на улицы, взял тюрьму в осаду, на борьбу поднялись все горожане. Бунт возглавил Сеид. Он в исступлении кричал, что в смерти его папы виноват Магомет, и на злодея массы готовы пасть. Неожиданно Сеид, который обессилил от влияния яда, шатается и падает на глазах у всей толпы. Воспользовавшись данной ситуацией, Магомет сказал, что это Бог наказывает неверного, и так станет со всеми, кто на него посягнёт. Но Пальмира разоблачила Магомета, сказав, что её братец от яда гибнет, и начинает негодяя проклинать. Она назвала Магомета багровым зверем, который оставил её без отца, мамы и брата. Ничего больше нет из того, что бы привязывало её к жизни. И девушка бросилась на меч Сеида и умирает.

Магомет, видя умирающую Пальмиру, на миг поддался чувству любви, но сразу же подавил в себе данный порыв человечности. Он овладевает толпой, избегает разоблачения с помощью нового циничного обмана.

Читайте также: