Взаимодействие семьи и воскресной школы
Обновлено: 30.06.2024
Этой актуальной теме в январе 2004 года были посвящены VIII Новосибирские Рождественские образовательные чтения.
Собравшиеся в рождественские дни на образовательном форуме священнослужители, учителя, преподаватели, работники управлений образования, обсуждая насущные проблемы воспитания и образования в обществе, были едины в понимании того, что ключ к решению многих из них лежит именно в сфере плодотворного взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания подрастающего поколения.
Почетный председатель рождественских чтений архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон в своем выступлении остановился на поистине устрашающих цифрах и фактах, которые привел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в декабре 2004 года: в России "большинство браков кончается разводом, число рожденных детей значительно меньше количества убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, умножается количество самоубийств. Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым".
Эти и другие данные еще раз свидетельствуют о том, что Россия переживает глубокий кризис, проходит труднейшее испытание - может быть, самое серьезное из всех, выпадавших ей за всю многовековую историю. Для выхода из него насущно необходимо национальное единство, консолидация всех здоровых сил общества, сотрудничество государства, Церкви и школы. Наличие стремлений к такому единству вселяет надежду на то, что кризис будет преодолен.
"Общество наше возвращается к единству, - отметил в своем выступлении архиепископ Тихон. - Мы видим, что общие наши беды нас сплачивают, и, в частности, нравственные, духовные проблемы общества. Поэтому мы сегодня - вместе со светскими деятелями образования. И тема "Семья, школа, Церковь: сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи", я думаю, близка всем нам".
VI Новосибирские Рождественские образовательные чтения (2003 г.) также посвящались вопросам воспитания детей и молодежи. Тогда в своем докладе архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон сказал следующее: "Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание. Оно имеет большую ценность, чем все материальные богатства мира. Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа, - это образование в них доброго и благого нрава, воспитание в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим. Свобода и нравственность никогда не войдут в противоречие, если свободу понимать как служение добру и развитие в добре. Там, где свобода - произвол, там зло. Воспитывать надо так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это не выгодно".
Эти слова архипастыря остаются актуальными и сегодня. Только в добром взаимодействии семьи, школы и Церкви можно помочь нравственному здоровью детей и молодежи.
Академик Д.С. Лихачев считал, что "нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество" ("Русская культура".- М., 2000).
Формирование основ нравственного воспитания традиционно начинается в семье. В своем выступлении на рождественских чтениях глава управления образования администрации Новосибирской области В.В. Иванов особо отмечал: "Семья несет в себе огромный социальный, экономический и культурный потенциал, и его необходимо использовать для достижения нового качества современного российского общества.
Прогрессивное развитие России невозможно без ответственного отношения граждан к созданию семьи, к рождению и воспитанию детей, поэтому обеспечение благоприятных условий для сохранения и развития семьи - приоритетная задача государства. Сегодня государство заинтересовано в активно действующей семье, способной обеспечить не только свое выживание, но и развитие. Именно такая семья может стать мощным фактором укрепления и стабильного развития всего общества".
Говоря о нравственном воспитании как о приоритетной задаче образования, начальник управления образованием мэрии Новосибирска Г.А. Старцев подробно рассказал о муниципальных программах, ориентированных на помощь семье и школе в деле нравственного воспитания школьников. Это программы - "Дети и город", "Гражданское и военно-патриотическое воспитание молодежи г. Новосибирска". Реализацией этих и некоторых других программ и конкурсов "Управление образования, - отметил докладчик, - старается, прежде всего, поддерживать в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека. Расширяя воспитательное пространство, мы значительно облегчаем включение воспитанников в сферу социального взаимодействия, а сформированные в школьные годы идеалы могут служить им неплохой нравственной опорой".
В своем докладе на тему "Православные российские традиции взаимодействия и сотрудничества Церкви, семьи и школы", представленном на VIII Рождественских чтениях, руководитель Отдела образования Новосибирской епархии протоиерей Борис Пивоваров сказал, что проблемы семьи активно обсуждаются в обществе уже более десяти лет. Не случайно 1994-й год Организацией Объединенных Наций был объявлен Годом семьи. В апреле 1994 года в Варшаве проходил XVIII Международный конгресс семьи. В 1996 году на русском языке были опубликованы материалы этого конгресса, а перед ними - Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В этом Обращении Святейший Патриарх написал слова, которые не утратили актуальности и спустя более десяти лет, прошедших после Международного года семьи:
"Наиболее пагубным и разрушительным образом борьба благих и злых сил сказалась на "домашней церкви", как Апостол Павел назвал семью (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15). Мы, православные христиане, убеждены, что кризис современной семьи является следствием разрушения традиционных духовно-нравственных основ, которые с ветхозаветных времен определяли освященный Господом смысл и порядок устроения семьи во имя продолжения рода человеческого. К сожалению, приходится признать, что этот изначальный смысл супружеского союза ныне во многом утрачен. Современный брак подчас омрачил свою святость и незыблемость под натиском разрушительных сил, выпущенных на свободу обезбоженным человечеством.
Сегодня в семье не часто видят благодатное средоточие Божественного дара любви и созидания. Эгоистическое, потребительское отношение к брачному союзу лишило его устойчивости и крепости, привело к тому, что дети - "наследие от Господа, награда от Него" (Пс. 126, 3) - стали рассматриваться как досадная помеха благополучию и достатку Верующий человек не может равнодушно взирать на творящееся беззаконие, не имеет морального права самоустраниться от борьбы между тьмой и светом. Каждый из христиан обязан стать преградой на пути зла" (XVIII Международный конгресс семьи: Семинары и встречи.- М.: Изд. Фонда "Семья - надежда завтрашнего дня", 1996, с. 9).
Анализ современных проблем семьи и школы в воспитании учащихся продолжила директор православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского Л.П. Талышева: "Воспитание ребенка начинается с семьи. Кажется очевидным и естественным святое чувство, заложенное в самой природе человека, - любовь к детям! Но какова эта наша родительская любовь? Чем мы озабочены, воспитывая своих детей? Не происходит ли зачастую подмены действительно святого чувства - нашим эгоизмом, тщеславием, корыстью?
Мы воспитываем в детях гордость, своеволие, честолюбие, корысть, нацеливаем на материальное благополучие и успех, удовольствия, наслаждения - и совсем не заботимся о душе. Итог такого воспитания - жестокость, беспощадность, распущенность, вседозволенность. "Если хотите сделать своего ребенка совершенно несчастным, - писал К.Д. Ушинский, - позвольте ему делать все, что он захочет".
Четкое представление, какой должна быть родительская любовь, дается в Евангелии. Христос учит: "Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, - недостоин Меня" (Мф. 10, 37). Странным и даже безумным может показаться кому-то такой тезис. Но многовековая история Православия подтверждает: если человек Бога любит больше всех, то и его ребенку будет больше пользы - он будет воспитан в благочестии. С оскудением веры в Бога оскудевает и доверие между людьми - в частности между родителями и детьми, между учащимися и педагогами.
Первопричина нравственного кризиса нашего общества заключается в утрате четкого и ясного понятия о добре и зле. А при размытости или полном отсутствии нравственных критериев невозможно предостеречь и сохранить наших детей от зла и от гибели. Если не дать ребенку понятия о грехе, - это все равно, что пустить его по минному полю, не предупредив об опасности.
Среди некоторых родителей и педагогов, к сожалению, существует заблуждение, что религиозно-нравственное воспитание, предпринимаемое совместно школой, семьей и Церковью, сковывает развитие личности, мешает ребенку насладиться всеми благами жизни, делает его жизнь неполноценной… Но окружающая нас жизнь ежедневно показывает нам обратное - бездуховное, безрелигиозное, безнравственное воспитание делает человека несчастным, поскольку не может оградить его от величайшего зла - греха, разрушающего жизнь человека и общества.
Оптимистами в сфере воспитания как семейного, так и школьного, на мой взгляд, являются верующие родители и верующие педагоги, так как они, осознавая современные проблемы воспитания и даже собственную слабость, - верят в помощь Божию детям".
В докладе учителя русского языка, литературы и риторики высшей категории, отличника образования РФ А.И. Дорониной, представленном на VIII Рождественских чтениях, отмечалось: "Семья, как известно, является первичной, основной ячейкой общества, в ее рамках люди проводят большую, значительную часть своей жизни, она оказывает огромное влияние на формирование личности. Она является колыбелью духовного рождения человека. Здесь формируются основы его характера, отношение к труду, важнейшим нравственным, идейным и культурным ценностям. И поэтому помощь семье со стороны Церкви и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи сегодня важна как никогда ранее".
Подводя итог рассмотрению проблем взаимодействия Церкви, школы и семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон на VIII Рождественских чтениях сказал: "Мы коснулись сегодня многих проблем жизни Церкви и общества, разрешение которых не терпит отлагательства. Когда мы напоминали о духовном опустошении нашего Отечества в годы богоборчества, перед взором предстали выжженные солнцем пустыни Святой Земли. Когда проезжаешь их летом, то ничего кроме камней не видишь. Но весной, в сезон дождей, эти безжизненные камни вдруг оживают - все зеленеет и цветет, потому что выжженной бывает только поверхность, а внутри, под каменистой почвой, сохраняются корни, которые и дают возможность пустыне процвести…".
Одной из актуальных проблем, связанных с возрождением духовности, сохранением национально-нравственных и культурных традиций российского народа, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются общечеловеческими ценностями, без которых невозможно развитие цивилизованного общества. В настоящее время, период поиска путей духовного возрождения России, особенно актуально обращение к православной воспитательной традиции. Православный аспект духовно-нравственного развития и воспитания, наряду со светским, затрагивается в работах многих ученых и трудах святых отцов и учителей Церкви. В нашей стране традиционно главным институтом воспитания является семья. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. Как социальный институт семья в последние десятилетия претерпевает серьезные изменения, которые приводят к усложнению межличностных отношений, снижению духовного и физического здоровья членов семьи, утрате семейных ценностей. Одним из факторов, воспитательный потенциал которых в меньшей степени подвержен принципиальным изменениям, является православная традиция духовно-нравственного становления детей в воскресных школах. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. В статье раскрываются условия организации взаимодействия семьи и воскресной школы как структурной единицы Русской православной церкви в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Воскресная школа как образовательная организация во взаимодействии с семьей выполняет ряд важнейших функций: развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение в традициях православной культуры; вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность; корректирует процесс воспитания в семьях отдельных учащихся. В статье описан опыт организации взаимодействия семей обучающихся и преподавателей воскресной школы Храма Рождества Христова в городе Нижневартовске. Для многих воспитанников начальной воскресной школы и членов их семей процесс обучения является периодом развернутой ориентировки в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. За два десятка лет своего существования воскресная школа из традиционной детской постепенно преобразуется в школу семейную. В статье описан опыт работы с родителями воспитанников: беседы преподавателей и священников о духовно-нравственном потенциале семьи; организация совместных учебных занятий; общее домашнее чтение; участие в конференциях с рассказами о летних совместных экскурсионных и паломнических поездках, участие в организации традиционных церковных праздников; совместный труд и участие в конкурсах рисунков, поделок и сочинений для всего нижневартовского благочиния.
Ключевые слова
Полный текст
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Взаимодействие семьи, школы и церкви.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Взаимодействие семьи школы и церкви в духовно-нравственном воспитании учащихся Люб © Фокина Лидия Петровна
Мы находимся в начале долгого пути к духовно-нравственному возрождению России и отчетливо осознаем, что православное учение и практика церковной жизни во многом может нам помочь в образовании, укрепить союз школы и семьи. © Фокина Лидия Петровна
Отец Николай в школе © Фокина Лидия Петровна
Пасха © Фокина Лидия Петровна
Участие в концерте при храме © Фокина Лидия Петровна
Поделки на конкурсы © Фокина Лидия Петровна
Беседа со старшеклассниками © Фокина Лидия Петровна
В Лихославльском храме © Фокина Лидия Петровна
В Лихославльском храме © Фокина Лидия Петровна
Молебен на начало учебного года © Фокина Лидия Петровна
Скит Марфо-Мариинской обители © Фокина Лидия Петровна
У Третьяковской галереи © Фокина Лидия Петровна
Чесменская церковь, на могиле Севастьянова А.Т. © Фокина Лидия Петровна
Старица © Фокина Лидия Петровна
Идем в Храм Христа Спасителя © Фокина Лидия Петровна
Суздаль © Фокина Лидия Петровна
Оптина пустынь, Шамордино © Фокина Лидия Петровна
Давайте будем строить воспитание детей в школе, не забывая о роли государства, об участии семьи, и не исключая из этого процесса и Русскую Православную Церковь. © Фокина Лидия Петровна
Выбранный для просмотра документ Взаимодействие семьи.docx
Взаимодействие
семьи, школы и церкви
в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Любимова Елена Анатольевна,
учитель русского языка,
литературы и ОДНКНР
Лихославль 2017
Взаимодействие семьи, школы и церкви
в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Мы находимся в начале долгого пути к духовно-нравственному возрождению России и отчетливо осознаем, что православное учение и практика церковной жизни во многом может нам помочь в образовании, укрепить союз школы и семьи.
Духовно-нравственные ценности в содержании образования занимают ведущее место в рамках нового федерального образовательного Стандарта общего образования. Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели – гуманизации всего общества, (в нашем случае - к воспитанию поликультурного, толерантного, духовно и нравственного богатого человека) что в современных условиях, возможно через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности.
Я убеждена, что главная цель педагогической деятельности учителя в условиях глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику детей — обучение и воспитание духовно богатой, творчески мыслящей, ответственной личности на основе традиционной для русского народа православной культуры.
Воспитание нравственной культуры ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие чувства патриотизма, милосердия и гражданской гордости – в целом гармоничное развитие личности является важнейшей задачей для коллектива нашей школы.
В связи с этим налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы Отцом Николаем, совместно с которым проводятся уроки, внеклассные мероприятия, паломнические поездки в храмы и монастыри.
Важное место для воспитания духовного мира ребёнка занимают православные праздники Рождество Христово, Святки, Пасха. При подготовке и проведении праздничных мероприятий дети не просто получают информацию, а проживают ситуацию праздника, что имеет огромное эмоциональное воздействие на каждого ребёнка. Особенностью праздников в нашей школе является то, что его создают сами дети, их родители и педагоги. И здесь является очень важной поддержка Церкви и семьи, также учащиеся нашей школы являются активными участниками проведения праздников при храме.
Учащиеся 5-6 классов с удовольствием каждый год ходят на экскурсию в Храм Успения Божией Матери, отец Николай рассказывает им об истории храма, об иконах, а по завершении не торопятся расходится, задают вопросы, ставят свечи, придя домой делятся впечатлениями с родителями. В течение года многие дети с бабушками и родителями посещают службы. У нас стало традицией на молебен, посвященный окончанию учебного года и сдаче экзаменов старшеклассники приходят с родителями и классными руководителями. Ведь классный руководитель работает над решением следующих задач:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
создаю условия для формирования здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Наряду с посещением храма, паломнических поездок в монастыри России, славной традицией стали поездки во деревню Владычня, где находится скит Марфо-Мариинской обители. Узнают о жизни Сергия Сребрянского, понимают, что интересное, познавательное может находиться совсем рядом.
Сегодня указание на духовность стала столь популярным, что вульгаризация этого понятия просто неизбежна и это тревожит тех, кто в течение многих лет не переставал ставить вопрос о воспитании, как определяющим системообразующим понятии в образовании человека.
Главная задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы избрать путь светлой духовности, исследовать этот путь. Это самое сложное положение для светской педагогики и далеко не всегда учитываемое в практике. Мы осознаем, что такая деятельность может быть успешна в практике педагога, если он создает доверительную атмосферу, соблюдает принцип внутренней свободы, если он сам владеет рефлексивным характером себя и побуждает к этому ребенка.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, поэтому я, как учитель русского языка и литературы, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки: на уроках литературы дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям; на уроках русского языка полученная информация транслируется учащимися в виде индивидуальных творческих работ.
Большую помощь в организации внеклассной работы оказывают учащиеся, которые посещают Воскресную школу, с их помощью провожу классный час. Благотворное влияние Воскресной школы и Церкви должно способствовать постепенному повышению общей культуры нашего народа. Поэтому Воскресная школа является уникальным средством сплочения людей.
Прежде чем посетить храм или монастырь проводим классный час, на котором рассказываем: об устройстве храма, иконостасе, иконах как виде искусства. Рассматриваем понятия литургия, песнопение, молитва, псалмы и т. д. Говорим о поведении в церкви (как должна быть одета девочка, женщина и т. д.)
Затем организовываю экскурсии (очные и заочные) во время, которых учащиеся знакомятся с историей храмов и монастырей.
Учащиеся с интересом слушали экскурсии, знакомятся с традициями и правилами посещения храма, православной церкви. Экскурсии показывают, что детям нравится беседовать о Боге, о вере, о Божьих заповедях и т.д. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать. Экскурсии и туристические поездки в храмы, монастыри Тверской области помогают формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству.
Вера православная долго была гонима и подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время не только надежды, но и реальной совместной деятельности.
Устойчивая конструкция должна стоять минимально на 3-х опорах. В деле духовно-нравственного воспитания детей в российской школе такими опорами являются семья, государство и общественные структуры, в том числе Русская Православная Церковь, другие российские традиционные религиозные организации. Если выбить хотя бы одну, вся конструкция нормально стоять не сможет. Давайте будем строить воспитание детей в школе, не забывая о роли государства, об участии семьи, и не исключая из этого процесса и Русскую Православную Церковь, другие традиционные российские религии.
Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии
Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России /И.А. Ильин //Родина и мы. – М.:1995
АНКЕТА-ЗАЯВКА
2. Татьяна Анатольевна
3. Духовный сан- нет.
4. Ученая степень – нет.
5. Ученое звание – нет.
6. Место работы – МОУ Мальчевская СОШ
7. Должность – заместитель директора по учебно – воспитательной работе по начальным классам
8. Служебный адрес- Миллеровский район, станица Мальчевская, ул. Голдобина, 1 а.
10. Домашний адрес – Миллеровский район, станица Мальчевская, ул. Луначарского,6
12. Адрес электронной почты – mssata @ mail . ru
13. Форма участия в конференции (очная или заочная) – очная.
15. Потребность в технических средствах для демонстрации материалов доклада – проектор, компьютер.
16. Необходимость официального приглашения от Оргкомитета – да.
17. Необходимость обеспечения жильем – нет.
I Андреевские образовательные чтения
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьей как часть целостного воспитательного процесса
Аниканова Татьяна Анатольевна
МОУ Мальчевская СОШ,
по учебно-воспитательной работе
по начальным классам
г. Миллерово, 2012 год
Глава 1. Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьёй как часть целостного воспитательного процесса……3
Сотрудничество семьи, школы, Церкви в воспитании подрастающего поколения……………………………………………………………… ..…3
Светская и православная антропология: пути эффективного взаимодействия в воспитательном процессе…………………………….5
ВВЕДЕНИЕ (Слайд 1,2)
Изначально воспитание происходило, прежде всего, и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни (слайд 4). Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он запечатлевал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания (слайд 5). Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.
(Слайд 6)Еще более важную — освящающую — роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей.
Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и священнослужителей в воспитании детей и юношества.
ГЛАВА 1. Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьёй как часть целостного воспитательного процесса.
Сотрудничество семьи, школы, Церкви в воспитании подрастающего поколения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота.
Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.
(Слайд 9)Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви.
1.2 Светская и православная антропология: пути эффективного взаимодействия в воспитательном процессе.
Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. (Слайд 10) Данные из социального - педагогического паспорта школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
(Слайд 11)Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия учителей с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Перечислим основные направления (Слайд 12) способы взаимодействия, которые мы используем в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
К ним можно добавить:
чтение книг совместно с ребенком;
выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;
проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в воспитательной работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
(Слайд 13)К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, педагогические всеобучи, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому, нравственному просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, представителей духовенства, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.
Детям, их семьям при педагогической поддержке классных руководителей и администрации школы были даны задания, с которыми они успешно справились. В ходе данной работы рассматривались вопросы семейных традиций, правильной организации досуга в семье, изучения родословной семьи и воспитание духовности в семейных отношениях.
Младшие школьники и их семьи с большим удовольствием откликнулись на участие в конкурсах, они получили массу позитивных эмоций, способствующих укреплению духовности и сплоченности семейных отношений.
Сегодня родители и педагоги достаточно четко осознают необходимость тесного взаимодействия школы, семьи и церкви, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей, черпая крупицы духовной мудрости из православной педагогики.
(слайд 20)Однако сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей должно быть обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви. Обретение благодатного взаимоединства – главный результат усилий всех участников педагогического процесса.
Выход из сложившейся ситуации, видится в попытке современного отечественного образования, выстраивать свои образовательные и воспитательные позиции, прежде всего, на ценностях русской культуры и православия. Педагоги в своей деятельности по духовно-нравственному формированию личности учащихся должны опираться на культурное достояние России, на ее традиционные ценности.
Светская и православная антропология едина в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека, формировании жизненных ценностей, приоритетного направления воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Этот же принцип ложится и в основу светской и православной педагогики. Таким образом, в настоящее время в условиях демократизации общества в сфере образования создаются объективно благоприятные педагогические условия взаимодействия государственной системы образования, семьи и церкви. Консолидации совместных усилий в духовно-нравственном воспитании современных школьников.
Акутина С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно – нравственных ценностей у старшеклассников // Образование и общество. №1, 2009.
Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Просвещение. М., 2011.
Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. Школьная пресса. М., 2002.
Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А., Алтушкина Т. А. Культура семьи: Учебное пособие. М., 2009. С. 184.
Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьей как часть целостного воспитательного процесса
Православное образование и воспитание
Аниканова Т.А.
зам.директора по УВР по начальным классам
МОУ Мальчевская СОШ
ДУХОВНЫЕ ПРИМЕРЫ, НЕСОМНЕННО, ДЕЙСТВУЮТ СИЛЬНЕЕ
ХОРОШИХ ПРАВИЛ.
Джон ЛОКК
Кризисное состояние социума
Изначально именно в семье закладывались первоосновы воспитания и обучения
Школа была призвана поддержать семейное воспитание и дополнить комплексом знаний
Церковь носила освещающую роль, способствующую духовно-нравственному становлению личности
Конституция Российской Федерации
Концепция модернизации российского образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Взаимодействие семьи, школы и церкви
Данные из социального - педагогического мониторинга свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.
1-й тип
2-й тип
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре " особых " забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.
3-й тип
4-й тип
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
5-й тип
Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Дифференцированный подход с родителями строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
Основные направления и способы взаимодействия, используемые в работе с родителями:
- Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие с родительским комитетом.
- Совместная деятельность родителей и учащихся.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
- Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Встречи с администрацией
Формы взаимодействия с семьёй
Встречи с представителями ПДН УВД
Работа с психологом
Встречи с инспекторами ГИБДД
Ивашова Дарья
Бердникова Яна
Бондарев Олег
Вывод: взаимодействие школы, семьи и церкви должно выражаться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей, черпая крупицы духовной мудрости из православной педагогики.
Читайте также: