Взаимодействие семьи и воскресной школы

Обновлено: 30.06.2024

Этой актуальной теме в январе 2004 года были посвящены VIII Новосибирские Рождественские образовательные чтения.

Собравшиеся в рождественские дни на образовательном форуме священнослужители, учителя, преподаватели, работники управлений образования, обсуждая насущные проблемы воспитания и образования в обществе, были едины в понимании того, что ключ к решению многих из них лежит именно в сфере плодотворного взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания подрастающего поколения.

Почетный председатель рождественских чтений архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон в своем выступлении остановился на поистине устрашающих цифрах и фактах, которые привел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на епархиальном собрании Москвы в декабре 2004 года: в России "большинство браков кончается разводом, число рожденных детей значительно меньше количества убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, умножается количество самоубийств. Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым".

Эти и другие данные еще раз свидетельствуют о том, что Россия переживает глубокий кризис, проходит труднейшее испытание - может быть, самое серьезное из всех, выпадавших ей за всю многовековую историю. Для выхода из него насущно необходимо национальное единство, консолидация всех здоровых сил общества, сотрудничество государства, Церкви и школы. Наличие стремлений к такому единству вселяет надежду на то, что кризис будет преодолен.

"Общество наше возвращается к единству, - отметил в своем выступлении архиепископ Тихон. - Мы видим, что общие наши беды нас сплачивают, и, в частности, нравственные, духовные проблемы общества. Поэтому мы сегодня - вместе со светскими деятелями образования. И тема "Семья, школа, Церковь: сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи", я думаю, близка всем нам".

VI Новосибирские Рождественские образовательные чтения (2003 г.) также посвящались вопросам воспитания детей и молодежи. Тогда в своем докладе архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон сказал следующее: "Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание. Оно имеет большую ценность, чем все материальные богатства мира. Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа, - это образование в них доброго и благого нрава, воспитание в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим. Свобода и нравственность никогда не войдут в противоречие, если свободу понимать как служение добру и развитие в добре. Там, где свобода - произвол, там зло. Воспитывать надо так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это не выгодно".

Эти слова архипастыря остаются актуальными и сегодня. Только в добром взаимодействии семьи, школы и Церкви можно помочь нравственному здоровью детей и молодежи.

Академик Д.С. Лихачев считал, что "нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество" ("Русская культура".- М., 2000).

Формирование основ нравственного воспитания традиционно начинается в семье. В своем выступлении на рождественских чтениях глава управления образования администрации Новосибирской области В.В. Иванов особо отмечал: "Семья несет в себе огромный социальный, экономический и культурный потенциал, и его необходимо использовать для достижения нового качества современного российского общества.

Прогрессивное развитие России невозможно без ответственного отношения граждан к созданию семьи, к рождению и воспитанию детей, поэтому обеспечение благоприятных условий для сохранения и развития семьи - приоритетная задача государства. Сегодня государство заинтересовано в активно действующей семье, способной обеспечить не только свое выживание, но и развитие. Именно такая семья может стать мощным фактором укрепления и стабильного развития всего общества".

Говоря о нравственном воспитании как о приоритетной задаче образования, начальник управления образованием мэрии Новосибирска Г.А. Старцев подробно рассказал о муниципальных программах, ориентированных на помощь семье и школе в деле нравственного воспитания школьников. Это программы - "Дети и город", "Гражданское и военно-патриотическое воспитание молодежи г. Новосибирска". Реализацией этих и некоторых других программ и конкурсов "Управление образования, - отметил докладчик, - старается, прежде всего, поддерживать в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека. Расширяя воспитательное пространство, мы значительно облегчаем включение воспитанников в сферу социального взаимодействия, а сформированные в школьные годы идеалы могут служить им неплохой нравственной опорой".

В своем докладе на тему "Православные российские традиции взаимодействия и сотрудничества Церкви, семьи и школы", представленном на VIII Рождественских чтениях, руководитель Отдела образования Новосибирской епархии протоиерей Борис Пивоваров сказал, что проблемы семьи активно обсуждаются в обществе уже более десяти лет. Не случайно 1994-й год Организацией Объединенных Наций был объявлен Годом семьи. В апреле 1994 года в Варшаве проходил XVIII Международный конгресс семьи. В 1996 году на русском языке были опубликованы материалы этого конгресса, а перед ними - Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В этом Обращении Святейший Патриарх написал слова, которые не утратили актуальности и спустя более десяти лет, прошедших после Международного года семьи:
"Наиболее пагубным и разрушительным образом борьба благих и злых сил сказалась на "домашней церкви", как Апостол Павел назвал семью (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15). Мы, православные христиане, убеждены, что кризис современной семьи является следствием разрушения традиционных духовно-нравственных основ, которые с ветхозаветных времен определяли освященный Господом смысл и порядок устроения семьи во имя продолжения рода человеческого. К сожалению, приходится признать, что этот изначальный смысл супружеского союза ныне во многом утрачен. Современный брак подчас омрачил свою святость и незыблемость под натиском разрушительных сил, выпущенных на свободу обезбоженным человечеством.

Сегодня в семье не часто видят благодатное средоточие Божественного дара любви и созидания. Эгоистическое, потребительское отношение к брачному союзу лишило его устойчивости и крепости, привело к тому, что дети - "наследие от Господа, награда от Него" (Пс. 126, 3) - стали рассматриваться как досадная помеха благополучию и достатку Верующий человек не может равнодушно взирать на творящееся беззаконие, не имеет морального права самоустраниться от борьбы между тьмой и светом. Каждый из христиан обязан стать преградой на пути зла" (XVIII Международный конгресс семьи: Семинары и встречи.- М.: Изд. Фонда "Семья - надежда завтрашнего дня", 1996, с. 9).

Анализ современных проблем семьи и школы в воспитании учащихся продолжила директор православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского Л.П. Талышева: "Воспитание ребенка начинается с семьи. Кажется очевидным и естественным святое чувство, заложенное в самой природе человека, - любовь к детям! Но какова эта наша родительская любовь? Чем мы озабочены, воспитывая своих детей? Не происходит ли зачастую подмены действительно святого чувства - нашим эгоизмом, тщеславием, корыстью?
Мы воспитываем в детях гордость, своеволие, честолюбие, корысть, нацеливаем на материальное благополучие и успех, удовольствия, наслаждения - и совсем не заботимся о душе. Итог такого воспитания - жестокость, беспощадность, распущенность, вседозволенность. "Если хотите сделать своего ребенка совершенно несчастным, - писал К.Д. Ушинский, - позвольте ему делать все, что он захочет".

Четкое представление, какой должна быть родительская любовь, дается в Евангелии. Христос учит: "Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, - недостоин Меня" (Мф. 10, 37). Странным и даже безумным может показаться кому-то такой тезис. Но многовековая история Православия подтверждает: если человек Бога любит больше всех, то и его ребенку будет больше пользы - он будет воспитан в благочестии. С оскудением веры в Бога оскудевает и доверие между людьми - в частности между родителями и детьми, между учащимися и педагогами.

Первопричина нравственного кризиса нашего общества заключается в утрате четкого и ясного понятия о добре и зле. А при размытости или полном отсутствии нравственных критериев невозможно предостеречь и сохранить наших детей от зла и от гибели. Если не дать ребенку понятия о грехе, - это все равно, что пустить его по минному полю, не предупредив об опасности.

Среди некоторых родителей и педагогов, к сожалению, существует заблуждение, что религиозно-нравственное воспитание, предпринимаемое совместно школой, семьей и Церковью, сковывает развитие личности, мешает ребенку насладиться всеми благами жизни, делает его жизнь неполноценной… Но окружающая нас жизнь ежедневно показывает нам обратное - бездуховное, безрелигиозное, безнравственное воспитание делает человека несчастным, поскольку не может оградить его от величайшего зла - греха, разрушающего жизнь человека и общества.

Оптимистами в сфере воспитания как семейного, так и школьного, на мой взгляд, являются верующие родители и верующие педагоги, так как они, осознавая современные проблемы воспитания и даже собственную слабость, - верят в помощь Божию детям".

В докладе учителя русского языка, литературы и риторики высшей категории, отличника образования РФ А.И. Дорониной, представленном на VIII Рождественских чтениях, отмечалось: "Семья, как известно, является первичной, основной ячейкой общества, в ее рамках люди проводят большую, значительную часть своей жизни, она оказывает огромное влияние на формирование личности. Она является колыбелью духовного рождения человека. Здесь формируются основы его характера, отношение к труду, важнейшим нравственным, идейным и культурным ценностям. И поэтому помощь семье со стороны Церкви и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи сегодня важна как никогда ранее".

Подводя итог рассмотрению проблем взаимодействия Церкви, школы и семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон на VIII Рождественских чтениях сказал: "Мы коснулись сегодня многих проблем жизни Церкви и общества, разрешение которых не терпит отлагательства. Когда мы напоминали о духовном опустошении нашего Отечества в годы богоборчества, перед взором предстали выжженные солнцем пустыни Святой Земли. Когда проезжаешь их летом, то ничего кроме камней не видишь. Но весной, в сезон дождей, эти безжизненные камни вдруг оживают - все зеленеет и цветет, потому что выжженной бывает только поверхность, а внутри, под каменистой почвой, сохраняются корни, которые и дают возможность пустыне процвести…".

Одной из актуальных проблем, связанных с возрождением духовности, сохранением национально-нравственных и культурных традиций российского народа, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Духовность и нравственность являются общечеловеческими ценностями, без которых невозможно развитие цивилизованного общества. В настоящее время, период поиска путей духовного возрождения России, особенно актуально обращение к православной воспитательной традиции. Православный аспект духовно-нравственного развития и воспитания, наряду со светским, затрагивается в работах многих ученых и трудах святых отцов и учителей Церкви. В нашей стране традиционно главным институтом воспитания является семья. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, обеспечивающих оптимальные возможности духовно-нравственного воспитания ребенка. Как социальный институт семья в последние десятилетия претерпевает серьезные изменения, которые приводят к усложнению межличностных отношений, снижению духовного и физического здоровья членов семьи, утрате семейных ценностей. Одним из факторов, воспитательный потенциал которых в меньшей степени подвержен принципиальным изменениям, является православная традиция духовно-нравственного становления детей в воскресных школах. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. В статье раскрываются условия организации взаимодействия семьи и воскресной школы как структурной единицы Русской православной церкви в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Воскресная школа как образовательная организация во взаимодействии с семьей выполняет ряд важнейших функций: развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение в традициях православной культуры; вовлекает родителей в совместную с детьми деятельность; корректирует процесс воспитания в семьях отдельных учащихся. В статье описан опыт организации взаимодействия семей обучающихся и преподавателей воскресной школы Храма Рождества Христова в городе Нижневартовске. Для многих воспитанников начальной воскресной школы и членов их семей процесс обучения является периодом развернутой ориентировки в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. За два десятка лет своего существования воскресная школа из традиционной детской постепенно преобразуется в школу семейную. В статье описан опыт работы с родителями воспитанников: беседы преподавателей и священников о духовно-нравственном потенциале семьи; организация совместных учебных занятий; общее домашнее чтение; участие в конференциях с рассказами о летних совместных экскурсионных и паломнических поездках, участие в организации традиционных церковных праздников; совместный труд и участие в конкурсах рисунков, поделок и сочинений для всего нижневартовского благочиния.

Ключевые слова

Полный текст

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Взаимодействие семьи, школы и церкви.pptx

Взаимодействие семьи школы и церкви в духовно-нравственном воспитании учащихс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Взаимодействие семьи школы и церкви в духовно-нравственном воспитании учащихс.

Взаимодействие семьи школы и церкви в духовно-нравственном воспитании учащихся Люб © Фокина Лидия Петровна

Мы находимся в начале долгого пути к духовно-нравственному возрождению России.

Мы находимся в начале долгого пути к духовно-нравственному возрождению России и отчетливо осознаем, что православное учение и практика церковной жизни во многом может нам помочь в образовании, укрепить союз школы и семьи. © Фокина Лидия Петровна

И. А. Ильин мудрый человек, философ писал:«Самое важное в воспитании – это ду.

Отец Николай в школе © Фокина Лидия Петровна

Отец Николай в школе © Фокина Лидия Петровна

Пасха © Фокина Лидия Петровна

Пасха © Фокина Лидия Петровна

Участие в концерте при храме © Фокина Лидия Петровна

Участие в концерте при храме © Фокина Лидия Петровна

Поделки на конкурсы © Фокина Лидия Петровна

Поделки на конкурсы © Фокина Лидия Петровна

Беседа со старшеклассниками © Фокина Лидия Петровна

Беседа со старшеклассниками © Фокина Лидия Петровна

В Лихославльском храме © Фокина Лидия Петровна

В Лихославльском храме © Фокина Лидия Петровна

В Лихославльском храме © Фокина Лидия Петровна

В Лихославльском храме © Фокина Лидия Петровна

Молебен на начало учебного года © Фокина Лидия Петровна

Молебен на начало учебного года © Фокина Лидия Петровна

Скит Марфо-Мариинской обители © Фокина Лидия Петровна

Скит Марфо-Мариинской обители © Фокина Лидия Петровна

У Третьяковской галереи © Фокина Лидия Петровна

У Третьяковской галереи © Фокина Лидия Петровна

Чесменская церковь, на могиле Севастьянова А.Т. © Фокина Лидия Петровна

Чесменская церковь, на могиле Севастьянова А.Т. © Фокина Лидия Петровна

Старица © Фокина Лидия Петровна

Старица © Фокина Лидия Петровна

Идем в Храм Христа Спасителя © Фокина Лидия Петровна

Идем в Храм Христа Спасителя © Фокина Лидия Петровна

Суздаль © Фокина Лидия Петровна

Суздаль © Фокина Лидия Петровна

Оптина пустынь, Шамордино © Фокина Лидия Петровна

Оптина пустынь, Шамордино © Фокина Лидия Петровна

Давайте будем строить воспитание детей в школе, не забывая о роли государства.

Давайте будем строить воспитание детей в школе, не забывая о роли государства, об участии семьи, и не исключая из этого процесса и Русскую Православную Церковь. © Фокина Лидия Петровна

Выбранный для просмотра документ Взаимодействие семьи.docx

Взаимодействие

семьи, школы и церкви

в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Любимова Елена Анатольевна,

учитель русского языка,

литературы и ОДНКНР

Лихославль 2017

Взаимодействие семьи, школы и церкви

в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Мы находимся в начале долгого пути к духовно-нравственному возрождению России и отчетливо осознаем, что православное учение и практика церковной жизни во многом может нам помочь в образовании, укрепить союз школы и семьи.

Духовно-нравственные ценности в содержании образования занимают ведущее место в рамках нового федерального образовательного Стандарта общего образования. Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели – гуманизации всего общества, (в нашем случае - к воспитанию поликультурного, толерантного, духовно и нравственного богатого человека) что в современных условиях, возможно через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности.

Я убеждена, что главная цель педагогической деятельности учителя в условиях глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику детей — обучение и воспитание духовно богатой, творчески мыслящей, ответственной личности на основе традиционной для русского народа православной культуры.

Воспитание нравственной культуры ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие чувства патриотизма, милосердия и гражданской гордости – в целом гармоничное развитие личности является важнейшей задачей для коллектива нашей школы.

В связи с этим налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы Отцом Николаем, совместно с которым проводятся уроки, внеклассные мероприятия, паломнические поездки в храмы и монастыри.

Важное место для воспитания духовного мира ребёнка занимают православные праздники Рождество Христово, Святки, Пасха. При подготовке и проведении праздничных мероприятий дети не просто получают информацию, а проживают ситуацию праздника, что имеет огромное эмоциональное воздействие на каждого ребёнка. Особенностью праздников в нашей школе является то, что его создают сами дети, их родители и педагоги. И здесь является очень важной поддержка Церкви и семьи, также учащиеся нашей школы являются активными участниками проведения праздников при храме.

Учащиеся 5-6 классов с удовольствием каждый год ходят на экскурсию в Храм Успения Божией Матери, отец Николай рассказывает им об истории храма, об иконах, а по завершении не торопятся расходится, задают вопросы, ставят свечи, придя домой делятся впечатлениями с родителями. В течение года многие дети с бабушками и родителями посещают службы. У нас стало традицией на молебен, посвященный окончанию учебного года и сдаче экзаменов старшеклассники приходят с родителями и классными руководителями. Ведь классный руководитель работает над решением следующих задач:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

создаю условия для формирования здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Наряду с посещением храма, паломнических поездок в монастыри России, славной традицией стали поездки во деревню Владычня, где находится скит Марфо-Мариинской обители. Узнают о жизни Сергия Сребрянского, понимают, что интересное, познавательное может находиться совсем рядом.

Сегодня указание на духовность стала столь популярным, что вульгаризация этого понятия просто неизбежна и это тревожит тех, кто в течение многих лет не переставал ставить вопрос о воспитании, как определяющим системообразующим понятии в образовании человека.

Главная задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы избрать путь светлой духовности, исследовать этот путь. Это самое сложное положение для светской педагогики и далеко не всегда учитываемое в практике. Мы осознаем, что такая деятельность может быть успешна в практике педагога, если он создает доверительную атмосферу, соблюдает принцип внутренней свободы, если он сам владеет рефлексивным характером себя и побуждает к этому ребенка.

Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, поэтому я, как учитель русского языка и литературы, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки: на уроках литературы дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям; на уроках русского языка полученная информация транслируется учащимися в виде индивидуальных творческих работ.

Большую помощь в организации внеклассной работы оказывают учащиеся, которые посещают Воскресную школу, с их помощью провожу классный час. Благотворное влияние Воскресной школы и Церкви должно способствовать постепенному повышению общей культуры нашего народа. Поэтому Воскресная школа является уникальным средством сплочения людей.

Прежде чем посетить храм или монастырь проводим классный час, на котором рассказываем: об устройстве храма, иконостасе, иконах как виде искусства. Рассматриваем понятия литургия, песнопение, молитва, псалмы и т. д. Говорим о поведении в церкви (как должна быть одета девочка, женщина и т. д.)

Затем организовываю экскурсии (очные и заочные) во время, которых учащиеся знакомятся с историей храмов и монастырей.

Учащиеся с интересом слушали экскурсии, знакомятся с традициями и правилами посещения храма, православной церкви. Экскурсии показывают, что детям нравится беседовать о Боге, о вере, о Божьих заповедях и т.д. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать. Экскурсии и туристические поездки в храмы, монастыри Тверской области помогают формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству.

Вера православная долго была гонима и подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время не только надежды, но и реальной совместной деятельности.

Устойчивая конструкция должна стоять минимально на 3-х опорах. В деле духовно-нравственного воспитания детей в российской школе такими опорами являются семья, государство и общественные структуры, в том числе Русская Православная Церковь, другие российские традиционные религиозные организации. Если выбить хотя бы одну, вся конструкция нормально стоять не сможет. Давайте будем строить воспитание детей в школе, не забывая о роли государства, об участии семьи, и не исключая из этого процесса и Русскую Православную Церковь, другие традиционные российские религии.

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии

Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России /И.А. Ильин //Родина и мы. – М.:1995

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНКЕТА-ЗАЯВКА

2. Татьяна Анатольевна

3. Духовный сан- нет.

4. Ученая степень – нет.

5. Ученое звание – нет.

6. Место работы – МОУ Мальчевская СОШ

7. Должность – заместитель директора по учебно – воспитательной работе по начальным классам

8. Служебный адрес- Миллеровский район, станица Мальчевская, ул. Голдобина, 1 а.

10. Домашний адрес – Миллеровский район, станица Мальчевская, ул. Луначарского,6

12. Адрес электронной почты – mssata @ mail . ru

13. Форма участия в конференции (очная или заочная) – очная.

15. Потребность в технических средствах для демонстрации материалов доклада – проектор, компьютер.

16. Необходимость официального приглашения от Оргкомитета – да.

17. Необходимость обеспечения жильем – нет.

I Андреевские образовательные чтения

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьей как часть целостного воспитательного процесса

Аниканова Татьяна Анатольевна

МОУ Мальчевская СОШ,

по учебно-воспитательной работе

по начальным классам

г. Миллерово, 2012 год

Глава 1. Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьёй как часть целостного воспитательного процесса……3

Сотрудничество семьи, школы, Церкви в воспитании подрастающего поколения……………………………………………………………… ..…3

Светская и православная антропология: пути эффективного взаимодействия в воспитательном процессе…………………………….5

ВВЕДЕНИЕ (Слайд 1,2)

Изначально воспитание происходило, прежде всего, и более всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни (слайд 4). Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он запечатлевал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания (слайд 5). Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.

(Слайд 6)Еще более важную — освящающую — роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей.

Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и священнослужителей в воспитании детей и юношества.

ГЛАВА 1. Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьёй как часть целостного воспитательного процесса.

Сотрудничество семьи, школы, Церкви в воспитании подрастающего поколения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота.

Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.

(Слайд 9)Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви.

1.2 Светская и православная антропология: пути эффективного взаимодействия в воспитательном процессе.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. (Слайд 10) Данные из социального - педагогического паспорта школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

(Слайд 11)Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия учителей с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Перечислим основные направления (Слайд 12) способы взаимодействия, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

чтение книг совместно с ребенком;

выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в воспитательной работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

(Слайд 13)К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, педагогические всеобучи, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому, нравственному просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, представителей духовенства, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

Детям, их семьям при педагогической поддержке классных руководителей и администрации школы были даны задания, с которыми они успешно справились. В ходе данной работы рассматривались вопросы семейных традиций, правильной организации досуга в семье, изучения родословной семьи и воспитание духовности в семейных отношениях.

Младшие школьники и их семьи с большим удовольствием откликнулись на участие в конкурсах, они получили массу позитивных эмоций, способствующих укреплению духовности и сплоченности семейных отношений.

Сегодня родители и педагоги достаточно четко осознают необходимость тесного взаимодействия школы, семьи и церкви, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей, черпая крупицы духовной мудрости из православной педагогики.

(слайд 20)Однако сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей должно быть обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви. Обретение благодатного взаимоединства – главный результат усилий всех участников педагогического процесса.

Выход из сложившейся ситуации, видится в попытке современного отечественного образования, выстраивать свои образовательные и воспитательные позиции, прежде всего, на ценностях русской культуры и православия. Педагоги в своей деятельности по духовно-нравственному формированию личности учащихся должны опираться на культурное достояние России, на ее традиционные ценности.

Светская и православная антропология едина в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека, формировании жизненных ценностей, приоритетного направления воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Этот же принцип ложится и в основу светской и православной педагогики. Таким образом, в настоящее время в условиях демократизации общества в сфере образования создаются объективно благоприятные педагогические условия взаимодействия государственной системы образования, семьи и церкви. Консолидации совместных усилий в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

Акутина С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно – нравственных ценностей у старшеклассников // Образование и общество. №1, 2009.

Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Просвещение. М., 2011.

Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. Школьная пресса. М., 2002.

Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А., Алтушкина Т. А. Культура семьи: Учебное пособие. М., 2009. С. 184.

Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьей как часть целостного воспитательного процесса Православное образование и воспитание Аниканова Т.А. зам.директора по УВР по начальным классам МОУ Мальчевская СОШ

Работа образовательных государственных и церковных учреждений с семьей как часть целостного воспитательного процесса

Православное образование и воспитание

Аниканова Т.А.

зам.директора по УВР по начальным классам

МОУ Мальчевская СОШ

ДУХОВНЫЕ ПРИМЕРЫ, НЕСОМНЕННО, ДЕЙСТВУЮТ СИЛЬНЕЕ ХОРОШИХ ПРАВИЛ. Джон ЛОКК

ДУХОВНЫЕ ПРИМЕРЫ, НЕСОМНЕННО, ДЕЙСТВУЮТ СИЛЬНЕЕ

ХОРОШИХ ПРАВИЛ.

Джон ЛОКК

Кризисное состояние социума

Кризисное состояние социума

Изначально именно в семье закладывались первоосновы воспитания и обучения

Изначально именно в семье закладывались первоосновы воспитания и обучения

Школа была призвана поддержать семейное воспитание и дополнить комплексом знаний

Школа была призвана поддержать семейное воспитание и дополнить комплексом знаний

Церковь носила освещающую роль, способствующую духовно-нравственному становлению личности

Церковь носила освещающую роль, способствующую духовно-нравственному становлению личности

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Концепция модернизации российского образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Взаимодействие семьи, школы и церкви

Данные из социального - педагогического мониторинга свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Данные из социального - педагогического мониторинга свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

1-й тип

2-й тип

Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре " особых " забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.

3-й тип

4-й тип

Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

5-й тип

Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Дифференцированный подход с родителями строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

Основные направления и способы взаимодействия, используемые в работе с родителями:

Основные направления и способы взаимодействия, используемые в работе с родителями:

  • Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
  • Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Взаимодействие с родительским комитетом.
  • Совместная деятельность родителей и учащихся.
  • Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
  • Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Встречи с администрацией

Формы взаимодействия с семьёй

Встречи с представителями ПДН УВД

Работа с психологом

Встречи с инспекторами ГИБДД

Моя родословная

Преподавание ОРКСЭ

Ивашова Дарья

Бердникова Яна

Бондарев Олег

Вывод: взаимодействие школы, семьи и церкви должно выражаться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей, черпая крупицы духовной мудрости из православной педагогики. СЕМЬЯ ЦЕРКОВЬ

Вывод: взаимодействие школы, семьи и церкви должно выражаться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей, черпая крупицы духовной мудрости из православной педагогики.

Читайте также: