Зачем изо в школе

Обновлено: 02.07.2024

Учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются рихтеры

Задача нашего Центра в том числе — научить учителей влюблять детей в искусство. Задача очень непростая: сегодня учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает. Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.

Художественное развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения

Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений — опыт отношения к семье, друг к другу, к обществу — ему не перейдёт. Именно поэтому именно в школе необходимо общее художественное образование.

Нашим принципом организации обучения в школе является системность. Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо.

Важный принцип содержания предмета — опора на личный опыт ребёнка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни.

Важно и включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека значении. Эти занятия важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, да и просто помогают радоваться и жить интересно.

Учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются рихтеры

Задача нашего Центра в том числе — научить учителей влюблять детей в искусство. Задача очень непростая: сегодня учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает. Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.

Художественное развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения

Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений — опыт отношения к семье, друг к другу, к обществу — ему не перейдёт. Именно поэтому именно в школе необходимо общее художественное образование.

Нашим принципом организации обучения в школе является системность. Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо.

Важный принцип содержания предмета — опора на личный опыт ребёнка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни.

Важно и включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека значении. Эти занятия важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, да и просто помогают радоваться и жить интересно.

Ведь детям не даётся комплексного знания изобразительной грамоты, а неторных детей и вовсе это напрягает и отвлекает.
. Я сам работал некоторое время школьным педагогом ИЗО, работать нравилось , вот только смысла я как-то в этом не вижу

ключевая фраза в Вашем вопросе: "работал некоторое время " - потому и нет смысла, что Вы работали не зная зачем.
Изобразительное искусство развивает пространственное и логическое мышление, воображение, фантазию, чувство гармонии, чувство прекрасного, чувство цвета и композиции, чувство ритма. На примерах произведений изобразительног искусства изучается мировая культура и история.
А то что в школах полный бардак и на урок ИЗО дети идут побеситься и отдохнуть от физики и геометрии - это "заслуга" нашего безкультурия, и тупость администрации школ и вообще министерства образования. Через изобразительное искусство можно пройти все предметы! А вот сухая математика не воспитает человека, а только счетовода.
В общеобразовательной школе, действительно, тяжело преподавать этот предмет, но, слава Богу, есть художественные школы и Изостудии.
А по-поводу "не дается комплексного знания изобразительной грамоты" - это Ваша личная беда. Почему Вы этого не давали детям? Значит такой Вы педагог. Другое дело дать детям посильные задания, но и это не отрицает изобразительной грамоты.

По моим наблюдениям детям это не нужно , плюс часы выделяемые на уроки изо ничтожно малы, для того чтобы ознакомить детей комплексно .
В изостудии совсем другая ситуация, педагогическое воздействие можно осуществить комплексно и это имеет смысл и результаты с моей стороны .

Итиль Просветленный (34040) Раньше, во время царской России этого часа хватало, чтобы ученик за учебный год мог пройти от проведения прямой линии до рисунка гипсовой головы. Все дело в методике преподавания и отношения к предмету. К сожелению в современной школе завучи - матемтики и филологи не считают ни ИЗО ни музыку важным предметом и двойку по этим предметам ставить нельзя - ни при каких условиях. Так что беда не в наличии предмета в программе, а в отношении к нему. Открою одну тайну: у нас в художественной школе, некоторые именитые педагоги вообще считают академический рисунок не нужной вещью, главное красиво и выставочно сделать декоративную работу гуашью, даже акварель детям не дают. Так что подход к изобразительной грамотности не однозначен.

я на изо больше нервы порчу, чем развиваю пространственное и логическое мышление, воображение, фантазию и все что вы там говорили

Знаете, если вы уже взрослый (ая) не умничайте. Вы не понимаете, насколько сейчас сложно учиться. И на художник муху в автобусе рисует. Я лучше бы на час раньше пришла, чтобы дз сделать и не ложиться поздно.

Люди изобразительного искусства и благодаря им мы знаем как выглядят динозавры, какой скелет человека, как и какие люди жили в каменном веке, какое северное сияние, какая пустыня, 9-й вал на мору, что внутри двигателя внутреннего сгорания. Иван Грозный, битва за Сталинград, скульптура Апполона, интерьер в стиле борокко, ..изумительные фото . скрвировка стола. Они начинали с карандаша .. С каляки маляки. Благодаря им я знаю мир, который не видела ни когда. И то, малую долю. А секолько не знает, не видел ребёнок. И чем больше людей искусства, тем культурней общество, способней понимать друг друга, говорить.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально - логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Каждый уважающий себя взрослый знает, что человек – существо двуполушарное. Но мало кто задумывался, почему природа, обладая огромным количеством возможностей, наградила человека именно двумя полушариями. В противовес простому обывателю, ученые озаботились этой проблемой. Действительно, почему? Ведь в природе не бывает ничего случайного, ненужного, лишнего. Если не вникать в нейронауку и науку мозга, можно сказать, что оба полушария, работая вместе, тем не менее, работают по-разному. Левое полушарие – логическое, отвечает за структурированность информации. Правое – эмоциональное, творческое. Именно оно получает информацию о мире. Мы обращаем внимание, запоминаем, стремимся к тому, что нам интересно. И это утверждение легко проверить. Если пойти по ленте времени назад и вспомнить что-то из прошлого, то воспоминания наши будут эмоционально окрашены. Мы вспомним то, что нас удивило, восхитило, сильно огорчило, порадовало, т. е. те моменты жизни, когда мы испытывали сильные эмоции.

На уроке изобразительного искусства происходит активизация правого полушария, которое на других дисциплинах потихоньку дремало, ведь и логические науки, и авторитарные методы преподавания не способствуют этому.

На уроке искусства основная нагрузка ложится именно на правое полушарие, разгружая левое, что создает видимость отдыха или даже развлечения, ведь искусство эмоционально по своей природе.

Однако это не означает, что мыслительная деятельность на уроке затухает. Наоборот! Слаженно и продуктивно начинают работать ОБА полушария.

В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение (представление) этого дома и каким, по его мнению, дом может быть. Также свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его (почему такого цвета крыша, почему такие по форме окна и т. п.), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.

Подводя итог можно отметить, что:

  • во-первых, благодаря урокам изобразительного искусства, формируется гармоничный тип мышления, такого мышления, при котором активно работают и взаимодействуют оба полушария мозга. Это создает большие когнитивные (мыслительные, умственные) возможности;
  • во-вторых, мыслительная деятельность на уроке изобразительного искусства более напряженная, сложная, чем на дисциплинах естественно-математического цикла, поскольку к логическим рассуждениям и анализу имеющейся в распоряжении ученика информации добавляются эмоциональные переживания. Ребенок активно закрепляет знания, осваивает умения и понятия;
  • в-третьих, ребенок становится субъектом образовательного процесса. Он САМ решает композицию и всю работу целиком! Для ребенка очень важна и необходима свобода. Это с высоты своих лет взрослым кажется, что детство – беззаботный период. Ну да, ребенок не заботится о хлебе насущном, но у ребенка огромное количество ограничений, правил, предписаний, которые он обязан выполнять, чтобы гармонично существовать в мире взрослых, чтобы самому научиться чему-либо.
ВложениеРазмер
zachem_detyam_v_shkole_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx 18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ В ШКОЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО?

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально - логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Каждый уважающий себя взрослый знает, что человек – существо двуполушарное. Но мало кто задумывался, почему природа, обладая огромным количеством возможностей, наградила человека именно двумя полушариями. В противовес простому обывателю, ученые озаботились этой проблемой. Действительно, почему? Ведь в природе не бывает ничего случайного, ненужного, лишнего. Если не вникать в нейронауку и науку мозга, можно сказать, что оба полушария, работая вместе, тем не менее, работают по-разному. Левое полушарие – логическое, отвечает за структурированность информации. Правое – эмоциональное, творческое. Именно оно получает информацию о мире. Мы обращаем внимание, запоминаем, стремимся к тому, что нам интересно. И это утверждение легко проверить. Если пойти по ленте времени назад и вспомнить что-то из прошлого, то воспоминания наши будут эмоционально окрашены. Мы вспомним то, что нас удивило, восхитило, сильно огорчило, порадовало, т. е. те моменты жизни, когда мы испытывали сильные эмоции.

На уроке изобразительного искусства происходит активизация правого полушария, которое на других дисциплинах потихоньку дремало, ведь и логические науки, и авторитарные методы преподавания не способствуют этому.

На уроке искусства основная нагрузка ложится именно на правое полушарие, разгружая левое, что создает видимость отдыха или даже развлечения, ведь искусство эмоционально по своей природе.

Однако это не означает, что мыслительная деятельность на уроке затухает. Наоборот! Слаженно и продуктивно начинают работать ОБА полушария.

В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение (представление) этого дома и каким, по его мнению, дом может быть. Также свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его (почему такого цвета крыша, почему такие по форме окна и т. п.), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.

Читайте также: