Справка попечительский совет в школе

Обновлено: 18.05.2024

Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации.

Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению “прорыва” России к новому уровню экономики и новому качеству жизни её граждан.

Среди главных задач модернизации российского образования – достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать, имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы и привлекать дополнительные.

Именно поэтому в рамках документов по модернизации школы большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач – задача развития институтов общественного участия в управлении. А в Национальном проекте в области образования, в рамках которого тысячи школ страны смогут получить солидную финансовую поддержку государства, наличие в школе действующего органа государственно-общественного управления.

Когда школой управляют только представители официальной “властной вертикали” - учредители школы (ГУО, РУО, главы местных администраций), члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно “государственный”, ведомственный.

Но если к реальному управлению школой начинают привлекаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению зафиксирована в ст. 35 Закона РФ “Об образовании”

Формы самоуправления ОУ

Современная школа находится в условиях стабильного, но недостаточного бюджетного финансирования, поэтому естественно всех нас волнует проблема привлечения дополнительного финансового источника, как для поддержания функционирования учреждения, а прежде всего развития образования. И ПС – дает такую возможность

Цель создания попечительского совета - развитие государственно-общественных форм управления в сфере образования, дополнительное привлечение финансовых, материальных и иных ресурсов для обеспечения развития образования

  • содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ;
  • участие в разработке и реализация программы развития ОУ;
  • содействие совершенствованию материально-технической базы ОУ, благоустройству его помещений и территории;
  • содействие в создании оптимальных условий для обучения и воспитания, улучшение условий труда сотрудников;
  • содействие внедрению инновационных технологий;
  • содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий ОУ.
  • и другие (полномочия ПС определяются Положением и Уставом школы)

Деятельность попечительского совета основывается на принципах:

  • Демократичности
  • Добровольности
  • Свободы выбора направлений

Состав Попечительского совета

Попечительский совет как структурная часть образовательного учреждения

Нормативные документы: Закон РФ “Об образовании”, Указ Президента РФ (№ 1134 от 31.08.1999 г.) “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”; Постановление Правительства РФ (1379 от 10.12.1999 г.) “Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения”

ПС не имеет юридического лица, функционирует как форма соуправления школой, его деятельность регламентируется Положением (локальным актом).

    Родители совместно с администрацией решают проблемы школы
  • Прозрачность привлеченных родительских средств
    Нет официальных бухгалтерских документов
  • Отсутствие стимула к работе в составе попечительского совета

Попечительский совет как самостоятельная организация

Нормативные документы: Гражданский Кодекс РФ, ст. 48–53, ст. 117–121; Закон РФ “Об общественных объединениях”, принятый Государственной думой 14 апреля 1995 г.; Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (от 11.08.1995 г.).

ПС имеет право не регистрироваться в органах юстиции и не приобретать прав юридического лица. ПС действует на основании Устава и договора о сотрудничестве между организациями и ОУ

  • Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления финансовых потоков и источников их получения.
  • Возможность официального сбора денег в соответствии со сметой на нужды ОУ

Совет как самостоятельное юридическое лицо в виде общественной организации

Попечительские советы в этом статусе имеют: Устав, юридический адрес, учет во всех фондах и инспекциях, собственные счета и печати. Ведут самостоятельно делопроизводство, имеют свой штат, фонд оплаты труда, смету расходов на реализацию уставной деятельности.

Правовые формы: объединение; организация; фонд.

Уставную деятельность в ОУ реализует в соответствии с договором о сотрудничестве между общественным объединением (организацией, фондом) и образовательным учреждением.

Попечительский совет не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы.

И если раньше стратегия школы определялась её руководителями без участия общественности, то сегодня ПС начинает выступать как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда – контролер и дружественный критик в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.

В перспективе в школе возникнет единая “стратегическая команда” из профессионалов и представителей общественности, которые вместе решают важные вопросы улучшения и обновления школьной жизни.

Среднее образование в России бесплатное для граждан, школы финансируются за государственный счет. Но чтобы получаемое в средних учебных заведениях образование соответствовало уровню научно-технического прогресса, школьные кабинеты должны быть оснащены современным оборудованием и инструментарием. Но бюджетных средств часто не хватает даже на самое необходимое, и тогда на помощь администрации приходит попечительский совет школы.

Деятельность попечительского совета школы

Как следует из названия этого общественного объединения, его основная функция – попечение, то есть обеспечение образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами, привлечение и распределение этих средств.

Создание попечительских советов в школе – это добровольная инициатива общественности или решение совета школы, которым такая форма общественного управления также создается на добровольной основе. Как правило, это инициатива небезразличных родителей.

Цели создания попечительского совета школы:

  • укрепление и развитие материально-технической базы;
  • оперативное решение финансовых, материально-технических вопросов для обеспечения качества образовательного процесса и эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
  • защита прав и интересов всех участников образовательного процесса;
  • развитие системы самоуправления.

Деятельность попечительского совета школы регламентируют:

Ошибочно думать, что работа попечительского совета в школе ограничивается только вопросами изыскания дополнительных средств для развития материально-технической базы учебного заведения. В компетенции таких общественных объединений находится решение самых разных вопросов, в том числе:

  • контроль расходования внебюджетных средств;
  • реализация программ дополнительного образования для учеников;
  • материальная поддержка детей из малообеспеченных семей;
  • организация питания учащихся;
  • проведение разного рода мероприятий: образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, социально-культурных;
  • сотрудничество с фондами и иными финансовыми организациями;
  • установление и развитие международного сотрудничества в сфере образования.

Состав попечительского совета школы

И хотя попечительский совет школы создается по инициативе общественности, решение о том, кто войдет в его состав, целесообразно принимать вместе с руководством учебного заведения. Важно, чтобы его члены обладали не только финансовыми возможностями, но имели начальные юридические знания и качества, необходимые попечителям. К таковым можно отнести:

  • высокий социальный и материальный статус;
  • известность и популярность;
  • широкие общественные связи;
  • уважение в обществе;
  • наличие детей, обучающихся в данном учебном заведении;
  • знание проблем образования и готовность к их решению;
  • административные возможности;
  • проживание в районе расположения учебного заведения.

Авторитет людей, входящих в состав такого общественного объединения, станет гарантией авторитета и самой организации. Решения, которые принимает собрание попечительского совета школы, будут неукоснительно выполняться администрацией учебного заведения. Принимаемые попечителями решения будут признаваться учащимися, педагогами, родителями, властями и деловыми партнерами.

Попечительский совет в школах может состоять из педагогов, представителей родителей, властных структур, шефских организаций и общественных объединений, бывших учеников школы, готовых оказать своей alma mater финансовую или материально-техническую помощь. Директор учреждения образования согласовывает создание совета, и у него есть право прекратить его деятельность в случае, если будут выявлены нарушения закона.

Состав совета меняется ежегодно и формируется на демократической основе. Так, представитель администрации школы может быть рекомендован директором учебного заведения, представитель от учителей выбран на педагогическом совете, представители родительской общественности выдвинуты на родительских собраниях классов.

Выборы попечительского совета школы, как правило, проходят на общешкольной конференции родителей, которая собирается не реже одного раза в течение одного учебного года. Инициировать созыв родительской конференции может попечительский или педагогический совет, а также администрация учебного заведения.

Работа конференции родителей может проходить при участии или под наблюдением представителей администрации, педагогического коллектива, органов ученического самоуправления.

В функции конференции родителей включены:

  • заслушивание, обсуждение и утверждение отчетов о работе попечительского совета школы;
  • формирование его состава;
  • формулирование наказов и пожеланий попечительскому совету;
  • принятие решения о расформировании совета, отзыве его отдельных членов, проведении довыборов;
  • внесение поправок и дополнений в положение о попечительском совете школы.

Решения родительской конференции принимаются большинством голосов, простым или квалифицированным (не менее 2/3 участников).

Попечительская общественная организация избирает председателя. Он наделяется правом участвовать в работе других органов самоуправления учебной организации с решающим правом голоса. Но при условии, что рассматриваемый вопрос относится к компетенции совета.

Организационно-правовые формы попечительских советов школ

Такие общественные организации могут существовать в следующих организационно-правовых формах:

  • некоммерческий фонд с образованием юридического лица;
  • некоммерческое партнерство;
  • автономная некоммерческая организация;
  • орган общественной самоорганизации.

Состав попечительского совета школы определяется еще и в зависимости от формы. Так, органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные учреждения не могут являться учредителями некоммерческого фонда или партнерства, поскольку не являются собственниками имущества. А вот по составу учредителей автономной некоммерческой организации законом ограничений не установлено.

Совет в форме органа общественной самоорганизации регламентируется положением, принимаемым в форме локального акта. Права и обязанности его ограничиваются нормами устава образовательной организации.

Бюджет попечительского совета школы

Свои функции члены этого общественного объединения осуществляют на безвозмездной основе.

Предприятия – члены попечительского совета за свою благотворительную деятельность получают преференции – уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли. Правда, Налоговым кодексом РФ установлено ограничение: размер благотворительного взноса не должен превышать 3 % облагаемой налогом прибыли.

Документы попечительского совета школы

Директор образовательного учреждения издает за своей подписью приказ о создании попечительского совета школы. Один из пунктов, перечисленных в распорядительной части приказа, – утверждение положения о попечительском совете школы.

Положение – локальный нормативный акт, которым регламентируются все аспекты деятельности этого общественного объединения. Регламент имеет приблизительно такую структуру:

  • Общие положения (используемые термины, цели, порядок взаимодействия).
  • Состав попечительского совета школы (кем определяется количественный и персональный состав, кто входит, порядок принятия решений, как часто выбирается председатель попечительского совета школы).
  • Задачи и функции общественного объединения.
  • Права.
  • Ответственность.
  • Делопроизводство и документооборот.

Положением определяются цели и задачи деятельности совета, а также ее регламенты – периодичность проведения заседаний, правомочность принятых решений (необходимый кворум, число проголосовавших).

Как правило, заседания попечительского совета школы проводятся с периодичностью 2-3 месяца. Во время каждого такого собрания избранный секретарь ведет протоколы заседаний попечительского совета школы. В протокол вносят все вопросы, стоящие на повестке, вкратце излагают суть обсуждения и выступления каждого участника, приводят данные итогов голосования по каждому пункту повестки.

Протоколы попечительского совета школы – документы, которыми оформляются решения, принимаемые на заседаниях. В обязательном порядке под ними ставят свою подпись председатель и секретарь. Принимаемые на заседании решения секретарь доводит до сведения всех заинтересованных лиц.

После того как приказ о попечительском совете школы подписан и определен состав его членов, председатель и секретарь совместно с директором учебного заведения и его администрацией составляют план работы попечительского совета школы. Как правило, период планирования – один учебный год. К разработке плана также можно привлечь совет школы и родительский комитет.

План попечительского совета в школе можно оформить как перечень заседаний, которые будут намечены на определенные даты, приуроченные к мероприятиям, для проведения которых потребуется помощь попечителей.

В конце каждого отчетного периода участники общественной организации и приглашенные заинтересованные объединения, представители власти и партнеры заслушивают отчет попечительского совета школы и дают оценку его работы.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Правовой основой создания и деятельности Попечительского совета являются Положение о Попечительском совете учреждения образования, утверждённое постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 146 (в редакции постановлений от 28.12.2016 № 127, от 29.09.2020 № 60),

Устав учреждения образования.

В течение 2020/2021 учебного года Попечительский совет принимал активное участие в укреплении материально-технической базы школы. В состав входило 9 человек.

По вопросам функционирования и развития учреждения образования в своей работе Попечительский совет взаимодействовал с администрацией школы .

Проведено четыре заседания Попечительского совета, на которых рассматривались вопросы партнёрства школы и семьи по предупреждению асоциального поведения воспитанников и совершенствования профилактической работы, благоустройства школьной территории, ремонта учебных классов, организации горячего питания детей, внешнего вида учащихся, наличия у учащихся светоотражающих элементов.

Финансовые средства формировались из добровольных взносов и иных источников, не запрещённых законодательством, зачисляемых на расчётный счёт, и использовались по целевому назначению в соответствии с решением Попечительского совета на
укрепление материально-технической базы школы.
Учёт поступления и расходования средств попечительского совета и подготовка отчетов об их использовании ведется в соответствии Положением о попечительском совете.

Фактов нецелевого использования денежных средств, поступивших в 2019/2020 учебном году на счет школы, не установлено.

Все пожертвования, полученные за отчётный период, сдавались на расчётный счёт отдела образования Рогачёвского райисполкома и расходовались по безналичному расчёту.

Добровольные родительские пожертвования за период с 01.10.2020 по 31.05.2021 составили 1 444 рубля (20 рублей на одного учащегося).

Расход средств на ремонт составил 3 444 рубля. В эту сумму вошли и финансовые средства за счёт внебюджетной деятельности учреждения образования.

Денежные средства расходовались на:

- приобретение строительных материалов для текущего ремонта (учебные кабинеты, столовая);

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2018 г. № 05-443 "О попечительском совете образовательной организации"


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2018 г. № 05-443 "О попечительском совете образовательной организации"

На основании анализа полученной информации по вопросу о наличии попечительских советов в образовательных организациях высшего образования (далее - образовательные организации) Департамент государственной политики в сфере высшего образования (далее - Департамент) сообщает.

Учитывая, что на основании части 4 статьи 26 273-ФЗ попечительский совет является коллегиальным органом управления, создание которого предусматривается уставом образовательной организации, Департамент просит привести составы попечительских советов образовательных организаций в соответствие с нормами законодательства, а также предусмотреть соответствующие изменения в уставы образовательных организаций в части статуса кандидатур, имеющих право входить в составы попечительских советов.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере высшего образования
Е.Н. Колесникова

Обзор документа

Отдельные лица не вправе участвовать в управлении НКО. Речь идет о тех, кто замещает госдолжности Российской Федерации (если для таких лиц не установлено иное федеральными конституционными законами или федеральными законами), а также тех, кто замещает госдолжности регионов либо муниципальные должности и осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Образовательная организация - это НКО. В ней может быть сформирован попечительский совет, который является коллегиальным органом управления.

Составы попечительских советов образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с нормами законодательства. В уставы организаций следует внести изменения в части статуса кандидатур, имеющих право входить в такие советы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: