Взаимодействие с родительским комитетом школы

Обновлено: 28.06.2024

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.

Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

Формирование здорового образа жизни в семьях.

Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. р азговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

План работы с родителями.

Мероприятие

Август (последняя неделя)

Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года.

(в течение месяца)

(в течение месяца)

Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке).

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей).

День открытых дверей для родителей.

Анкетирование и соцопросы родителей.

Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок).

Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии.


Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Ответственность делим пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Многие родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Поэтому нам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Семейный клуб (Стендовый доклад)

Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Родительский комитет

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно–воспитательного процесса. Родительский комитет берет на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно – бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно – гигиенических и профилактических мер учащимися и школой – это и многое входит в компетенции родительского комитета. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет вносит свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы. Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

Примерное положение о родительском комитете класса

1.Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.

2.Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.

3.В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

4.Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

5.О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

6.Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.

7.Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

8.Заседания родительского комитета класса проходят 1-2 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

9.Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан :

- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

- влиять на формирование культуры родительского общения;

- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право :

- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

- воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;

- проводить беседы с проблемными учащимися;

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родительского комитета является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.

Большую роль мы отводим формированию здоровья подрастающего человека, оно происходит в течение всего учебно– воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

Сегодня в нашей школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

SWOT - анализ ( взаимодействия с семьёй) - практическая работа

Притча «Давайте начнем с себя

Прожили люди неразумную жизнь, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды, чтобы встретить Путника Вечности.

Цель общешкольных родительских комитетов – активное участие в управлении школой, общественный контроль в школе и содействие педагогическому коллективу в достижении ею высокого качества обучения и воспитания детей.
Высшим органом родительского самоуправления в школе является родительское собрание (конференция), созываемое по необходимости, но не реже двух раз в год, а в период между родительскими собраниями — общешкольный родительский комитет (далее – родительский комитет), избираемый на 1-2 года.

Задачи, решаемые родительским комитетом:

  • выявление потребностей и интересов родителей в школе;
  • выявление потребностей, которые могут быть реализованы в условиях школы;
  • определение путей и средств удовлетворения потребностей родителей;
  • составление программы и плана деятельности родительского комитета;
  • осуществление конкретной деятельности.
  • создание условий для активного участия родителей в жизнедеятельности школы;
  • подготовка, обсуждение, принятие и реализация документов, регулирующих
  • внутреннюю деятельность родительской ассоциации;
  • участие родителей в организации питания, благоприятных санитарно –
  • гигиенических и бытовых условий учебы, труда, отдыха детей в школе;
  • выявление степени удовлетворенности родителей состоянием, условиями и
  • результатами учебно-воспитательной работы школы, сбор их предложений по улучшению работы школы и внесение рекомендаций администрации школы;
  • защита прав и свобод детей в школе;
  • организация педагогического и правового просвещения родителей;
  • помощь педагогическому коллективу в осуществлении работы с семьями
  • обучающихся;
  • привлечение сил и средств населения микрорайона к интересам школы;
  • участие в обсуждении претендентов из числа учителей в рамках модернизации образования по присуждению грантов и в других мероприятиях;
  • подготовка и проводение родительских собраний, акций и других мероприятий с родителеми и учащимися;
  • создание общественного фонда и принятие решения об его использовании в интересах оздоровления, обучения и воспитания учащихся;
  • организация обмена опытом семейного воспитания, поощрение родителей, хорошо воспитывающих своих детей.

В состав родительского комитета входят представители родителей (законных представителей) обучающихся (например, по 1представителю от параллели), избираемые общешкольным собранием (конференцией).

Из своего состава родительский комитет избирает председателя и секретаря. Члены родительского комитета формируют постоянные или временные комиссии (сектора или иные рабочие органы по отдельным направлениям): всеобуча, охраны здоровья школьников, питания и режима детей в школе, правовая, производственная, финансово-хозяйственная, санитарно-гигиеническая, по работе с семьей, внешних связей, отдыха и досуга учащихся, изучения потребностей и интересов родителей в школе, педагогических знаний, информационная, новогодняя и др.

На заседаниях комитета могут присутствовать директор, председатели других органов самоуправления школы.
Председатель родительского комитета школы может присутствовать (с последующим информированием членов комитета) на отдельных заседаниях Педагогического совета, других органов самоуправления.
Решения принимаются простым большинством голосов и носят рекомендательный характер.

Заседания родительского комитета и комиссий проводятся по мере необходимости.
Родительский комитет может иметь свой сайт для оперативного информирования и обмена опытом семейного воспитания.

Содержание, порядок работы, полномочия родительского комитета закрепляются в Положении о самоуправлении родителей в школе.

Родительский комитет имеет право:

  • вносить предложения администрации школы по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • обращаться за разъяснениями в различные организации и учреждения по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • заслушивать и получать информацию от руководителя образовательного учреждения, других органов самоуправления школы;
  • принимать участие в обсуждении локальных актов;
  • приглашать на свои заседания родителей (законных представителей) обучающихся по представлению (решению) классных родительских комитетов;
  • поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в школе;
  • оказывать помощь в проведении общешкольных мероприятий;
  • ставить вопрос о необходимости проведения общего школьного родительского собрания.

В своей деятельности родительский комитет взаимодействует с:

  • администрацией школы;
  • классными родительскими комитетами;
  • общественными организациями, в т.ч. общественными фондами микрорайона;
  • общественными родительскими организациями муниципального образования;
  • органами управления образованием, депутатом избирательного округа;
  • правоохранительными органами и комиссией по делами несовершеннолетних и защите их прав;
  • другими организациями в микрорайоне.

Взаимодействие родительского комитета с администрацией школы можно оформить договором между ними, утверждаемом на общешкольном родительском собрании.

Пример конкретной деятельности родительского комитета в течение года (циклограмма)

Мероприятия

На заседаниях родительского комитета можно рассмотреть такие вопросы:

При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, размещенные на их сайтах.

Родительский комитет и попечительский совет — в чём разница?

В первую очередь стоит разобраться, чем родительский совет отличается от попечительского совета, так как эти понятия нередко путают.

Попечительский совет — это орган самоуправления, который создаётся в школе, чтобы помогать с развитием материально‑технической базы, привлекать финансирование и улучшать условия учёбы и труда. В состав совета могут входить родители учеников, педагоги, представители общественных объединений и других организаций, а также иные лица.

Родительский комитет — это орган самоуправления, который создаётся из числа родителей учеников и выполняет ряд сопутствующих задач: взаимодействие с педагогическим коллективом в профилактике правонарушений среди подростков, пропаганда традиций учреждения образования, распространение лучшего семейного опыта и др.


В целом роль родительского комитета ясна, но давайте разберёмся, что конкретно говорит о его компетенциях закон. Чем же занимается родительский комитет в школе?

Обязанности родительского комитета

Обязанности родительского комитета регламентирует Положение о родительском комитете учреждения общего среднего образования . В компетенции этого органа самоуправления входит:

содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса;

проведение разъяснительной и консультативной работы среди родителей учащихся об их правах и обязанностях;

распространение лучшего опыта семейного воспитания;

оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий;

взаимодействие с общественными организациями по вопросу пропаганды традиций учреждения образования;

взаимодействие с педагогическим коллективом учреждения образования по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся;

взаимодействие с другими органами самоуправления учреждения образования по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета;

То есть по факту родительский комитет — это группа родителей с активной позицией, которые стремятся сделать обучение своих детей в школе лучше, оказывая содействие в проведении различных мероприятий. Причём члены родительского комитета имеют право выносить на обсуждение по своей инициативе или по просьбе других родителей иные вопросы, которые помогут улучшить работу школы.


Организационные вопросы, касающиеся родительского комитета

Тезисно перечислим ряд других пунктов из Положения о родительском комитете, которые также стоит знать для лучшей работы:

под руководством членов родительского комитета в учреждении образования могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным направлениям работы;

деятельность родительского комитета осуществляется по разработанным и принятым им регламенту работы и плану, которые согласовываются с руководителем учреждения образования;

родительский комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава, при равном количестве голосов решающим является голос председателя;

решения родительского комитета после их принятия направляются руководителю учреждения образования;

решения родительского комитета носят рекомендательный характер.

Грамотный председатель родительского комитета, инициативные родители, готовые идти на диалог, открытые учителя и администрация школы — идеальная среда для успешного функционирования родительского комитета, который будет приносить реальную пользу.

Как поступить, если просят делать что-то вне компетенций родительского комитета?

Если родительский комитет вашей школы принуждает вас, к примеру, сдавать деньги, то вы можете обратиться в администрацию школы, органы образования при исполкомах или администрациях вашего города (района), в облисполком, Министерство образования или прокуратуру. Лучше придерживаться именно такого порядка: не получилось уладить вопрос с директором школы — идти в горисполком или администрацию, если и там ничего не удалось добиться — идти ещё выше

Что ж, а мы надеемся, ваше членство в родительском комитете будет приносить только положительные эмоции и неоспоримую пользу.

Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотрите ещё:

Читайте также: