Взаимодействие дефектолога и музыкального руководителя в доу

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статья на тему:

Подобедова Наталия Валерьевна

Учитель-логопед

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ.

Еще в древности речь считалась основным средством общения между людьми (помимо мимики, жестов и т.д.), также многогранно она использовалась и в музыке для выражения людьми своих эмоций, настроений и т.д. В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играют совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких сеансов развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.

Совместные коррекционные сеансы устраняют нарушенные речевые функции и развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

В процессе работы учитель-логопед и музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.

Учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т.д.

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух. Музыкальный руководитель также использует в различных частях своих занятиях логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса.

Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и учителя - логопеда:

- развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;

- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;

- обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

- обогащение словаря дошкольников по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

Эффективность коррекционной работы с детьми, посещающими логопункт, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и совместной деятельностью в работе логопеда и музыкального руководителя с другими специалистами ДОУ. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.

- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;

- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, поговорок, считалок, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и др.

Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности становятся основой взаимодействия.

Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.

Список использованной литературы.

1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

6. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

Учитель дефектолог : Петрушина Н. А.

Муз. руководитель : Зубрицкая С. Г.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной социализации и самореализации в различных видах деятельности.

Модель взаимодействия составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный модель дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, опираясь на сильные стороны ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей.

Разработка данной модели, определяет настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала ребенка с ОВЗ.

Цель: поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

1. выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);

2. комплексное психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка с ОВЗ;

3. составление индивидуального маршрута сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

4. психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, создание условий для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности;

5. формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание ребенка, формирование системы семейных ценностей;

6. оценка эффективности обучения и воспитания, сопровождения ребенка с ОВЗ по маршруту, рекомендованному ПМПк.

Модель взаимодействия включает диагностику обследования психо-речевого развития ребёнка. Следовательно были разработаны задачи и направления коррекционно развивающего процесса работы с детьми с ОВЗ.

Музыкального руководителя :

1. 1. Развитие музыкальных, творческих способностей.

2. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

3. Развитие устной речи через театрализованную деятельность на занятиях.

4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.

5. Развитие слухового внимания и памяти.

6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции.

7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

8. Развитие речи как средства коммуникации.

9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Учителя - дефектолога :

1. Развитие психических функций.

2. Ознакомление с окружающим миром.

3. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений.

4. Сенсорное развитие.

5. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

6. Развитие импрессивной речи.

7. Развитие экспрессивной речи.

Вывели общие задачи и направления:

1. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);

2. Комплексное психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка с ОВЗ;

3. Составление индивидуального маршрута сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

4. Психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, создание условий для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности;

5. Формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание ребенка, формирование системы семейных ценностей;

6. Оценка эффективности обучения и воспитания, сопровождения ребенка с ОВЗ по маршруту, рекомендованному ПМПк.

Условием воспитания и обучения детей с ОВЗ является:

1. Создание нормативно-правового и программно- методического обеспечения.

2. Создание предметно-развивающей среды.

3. Создание психолого-педагогического сопровождения.

3. Взаимодействие детского сада и семьи.

В нашем ДОУ контенгентом детей с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития в возрасте 5 до 7 лет. их особенностями является:

Непроизвольность движений, боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми, речевые нарушения или отсутствие речи, замкнутость, не активность детей, неустойчивые внимание и память у дошкольников, своеобразность мышления.

У ребенка наблюдается высокая двигательная активность. Поведение не всегда соответствует общепринятым правилам. В учебной деятельности испытывают трудности в понимании инструкции, нуждаются в неоднократном предъявлении и разъяснении. Внимание крайне неустойчивое, работоспособность низкая. Легко отвлекаются на любые внешние раздражители. В результате деятельности заинтересованы слабо. Быстро утомляются при увеличении умственных нагрузок.

Таким образом мы определили способы решения проблемы:

1. Занятия по логоритмике, координации движений.

2. Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.

3. Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.

4. Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.

5. Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.

6. Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.

7. Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке,

8. движениях, речи, в игре на ДМИ.

9. Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

10. Подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.

11. Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ.

Особенность взаимодействия работы с детьми с ЗПР заключается в единых требованиях и подходах специалистов к корекционно-развивающих процессов.

1. 1. Стимуляция элементарной активности, а не способ освоения танцевальных движений.

2. Знакомство с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями. Расширять представления о ближайшем окружении.

3. Развитие элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний, а не совершенствование произношения.

4. Воспитание интереса к звуковой стороне речи.

5. Формирование словаря и развитие связной речи.

6. Поиск новых способов побудить ребенка к танцевальному творчеству, а не оттачивание танцевальных движений.

Наш подход во взаимодействии соблюдает основные принципы занятий для детей с ЗПР:

1. Ребёнок и педагог – равные партнёры.

2. Игровое общение.

3. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий.

4. Индивидуальность ребё нка: ребёнок как личность, ребёнок с личным опытом.

5. Моменты ритуализации (повторяющаяся структура занятия).

6. Чередование разных видов деятельности.

7. Использование игровых, наглядно-слуховых, наглядно-зрительных приёмов.

В своей работе мы используем единые технологии.

1. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка;

2. Психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

3. Логоритмические занятия – система музыкально- двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.

4. Музыкально-дидактические игры.

5. Использование ИКТ

Правильно подобранная музыка может оказывать терапевтическое воздействие на ребенка.

3. Способствует росту умственных способностей – муз. Моцарта.

5. Стимулирует интеллектуальную деятельность – музыка Бетховена, Штрауса.

6. Поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией, вдохновляет – Шестая симфония, часть 3 - Чайковского, Прелюдия 1 – Шопена.

Считается, что музыка делится на активные формы и пассивные музыкотерапии :

К активным формам относятся:

5. Инструментальная музыкальная терапия.

К пассивным формам относятся:

1. Коммуникативная музыкотерапия;

2. Регулирующая музыкотерапия;

1. Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов.

2. Сюжетно-игровая – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация.

3. Интегративная: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Модель нашего взаимодействия направлена на положительные результаты в развитии детей. Во время групповых утренников, развлечений мероприятий заметно улучшилось речь, восприятие, мышление и двигательная активность наших детей.

Папка взаимодействия музыкального руководителя с родителями

Папка взаимодействия музыкального руководителя с родителями «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями План работы музыкального руководителя с воспитателями. 2017 – 2018 учебный год Месяц Работа с воспитателями Сентябрь Консультация «Роль.

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями старшей группы на учебный год Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями старшей группы. Этот документ необходимо разработать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы проводим во взаимодействии с учителем-дефектологом.

Целью нашего взаимодействия является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой, нормализация двигательных функций речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Совместную работу с учителем-дефектологом осуществляем по двум направлениям:

Осуществляя свою работу мы, музыкальные руководители, и учитель дефектолог учитываем:

структуру речевого нарушения;

осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

закрепляем знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

всесторонне развиваем личность дошкольника.

Мы выделили основные задачи, стоящие перед учителем-дефектологом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

развивать дыхание, развивать координацию движений и моторные функции;

воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

формировать способность восприятия музыкальных образов;

развивать речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат;

формировать просодические компоненты речи;

развивать фонематическое восприятие;

развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из нас осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-дефектолог:

постановка диафрагмально-речевого дыхания;

укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

обучение умению связно выражать свои мысли;

обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

развитие психологической базы речи;

совершенствование мелкой моторики;

логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

слухового внимания и слуховой памяти;

зрительной ориентировки на собеседника;

умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

темпа и ритма дыхания и речи;

Совместно с учителем-дефектологом разработали формы и виды нашего взаимодействия:

Включение вопросов по совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-дефектолога в план взаимодействия специалистов нашего учреждения дошкольного образования на учебный год.

Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

Участие учителя-дефектолога в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

Взаимопосещение логопедических и музыкальных занятий.

Выступления музыкального руководителя и учителя-дефектолога на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, поговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен.

Использование учителем-дефектологом в своей работе музыкально-игровых упражнений по слушанию музыки, музыкально-речевых игр, музыкально-ритмических игр, игр с использованием детских музыкальных инструментов, музыкально-коммуникативных игр.

Результатом нашей совместной деятельности является материал для работы по коррекции речевых нарушений как учителем-дефектологом в своей деятельности, так и музыкальным руководителем в работе по координации голоса и музыкального слуха, а также в развитии вокальных навыков детей:

Картотека пальчиковых игр. Приложение 1.

Подборка стихов с движениями. Приложение 2.

Картотека игр на развитие голоса. Приложение 3.

Аудиотека для работы с использованием средств логоритмики:





Наша совместная работа с учителем-дефектологом имеет большие потенциальные возможности и способствует эффективным, качественным изменениям в творческом и речевом развитии детей.


-75%

Перед учреждением дошкольного образования стоит задача подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. От того, насколько развита речь ребенка, зависит успешность его обучения в школе. Поэтому развитие правильной речи является главной задачей всего образовательного процесса учреждения дошкольного образования.

Вместе с тем отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. Кроме того, часто речевой дефект усложняется сопутствующими проблемами, начиная от познавательной сферы и заканчивая нарушениями поведения. Конечно же, без профессиональной помощи всех педагогических работников (воспитателя дошкольного образования, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания) коррекционно-образовательная деятельность учителя-дефектолога не представляется возможной.

Хотелось бы более подробно остановиться на взаимодействии учителя-дефектолога с музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания.

Работу с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы проводим во взаимодействии с музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания.

Целью нашего взаимодействия является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой, нормализация двигательных функций речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Совместную работу с музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания осуществляем по двум направлениям:

Мы выделили основные общие задачи, стоящие перед музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

  • развивать координацию движений с речью и моторные функции;
  • воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • формировать способность восприятия музыкальных образов;
  • формировать просодические компоненты речи;
  • закрепление звукоппоизношения;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать грамматический строй и связную речь.

В ходе совместной коррекционно-образовательной деятельности руководителем физического воспитания реализуются следующие задачи:

- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

- развитие речевого и физиологического дыхания;

- формирование темпо-ритмической выразительности речи;

- формирование психофизической основы речи путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

- закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

- развитие словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Совместно с музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания определили формы, направления и виды нашего взаимодействия.

1. Включение вопросов по совместной деятельности учителя-дефектолога, музыкального руководителя и руководителя по физическому воспитанию в план работы в учреждения дошкольного образования на учебный год.

В годовом плане работы учреждения прописываются консультации учителя-дефектолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, а также семинары практикумы по взаимодействию педагогических работников.

2. Планирование коррекционно-образовательного процесса. При составлении планирования мы стараемся учитывать тематический принцип, т.е. на каждую неделю планировать одну лексическую тему и ряд коррекционных задач, которые отрабатываются всеми специалистами.

Руководитель физического воспитания

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Театр с использованием кукол бибабо

Использование речевых игр; речи, сопряжённой с движениями и т. д.

Включение в занятия статических и динамических упражнений для развития ручной и пальчиковой моторики.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении и танце.

Фрагменты мимической гимнастики.

Развитие речевого дыхания

Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание, сочетание речевого и неречевого выдоха, а также длительность и плавность выдоха

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба.

Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Включение кинезиологических игр и упражнений данной тематики

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Упражнения, требующие выполнения движений в такт заданному ритму и способствующие воспроизведению ритмического рисунка по памяти

Упражнения с зеркалом.

Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Разучивание текстов подвижных игр.

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Пополнение словаря терминологией физического воспитания.

Обогащение словаря в процессе занятий по физической культуре

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Посредством организации процесса общения на занятии

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Самостоятельное выполнение игровых упражнений с текстом

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Участие детей в физкультурных развлечениях

3.Папка с методическими материалами по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя.

4. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

5. Участие учителя-дефектолога в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий музыкального руководителя и руководителя физического воспитания.

Планирование и подбор материалов для праздников и развлечений осуществляется совместно с музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника.

При подготовке праздников и развлечений музыкальному руководителю необходимо помнить, что начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребенку.

6. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

7. Взаимопосещение логопедических, музыкальных и физкультурных занятий.

8. Выступления музыкального руководителя, руководителя физического воспитания и учителя-дефектолога на педагогических советах.

На педагогических советах заслушиваются вопросы о ходе коррекционно-образовательного процесса и о результатах коррекционно-образовательного процесса.

9. Использование музыкальным руководителем на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен.

Использование руководителем физического воспитания на занятиях речевых игр, игр на координацию речи с движением.

10. Использование учителем-дефектологом в своей работе музыкально-игровых упражнений по слушанию музыки, музыкально-речевых игр, музыкально-ритмических игр, игр с использованием детских музыкальных инструментов, музыкально-коммуникативных игр.

В коррекционной работе учителя-дефектолога присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики (физминутки, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения).

Для работы по развитию и коррекции речи детей рекомендуется использовать музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой можно корректировать нарушения в речевом и двигательном плане:

  • музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Это позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия
  • музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
  • музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.
  • игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
  • музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
  • Игры на координацию речи и движения, кинезиологические игры.

10. Разработка и проведение совместных логоритмических занятий с музыкальным руководителем.

11. Совместные формы взаимодействия с законными представителями. Нами совместно разрабатываются сценарии мероприятий сотрудничества с законными представителями воспитанников.

Таким образом, только согласованный подход в работе педагогических работников, в частности учителя-дефектолога, музыкального руководителя и руководителя физического воспитания позволяет повысить качество коррекционно-образовательного процесса и эффективность работы пункта коррекционно-педагогической помощи.

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда
в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Горбенко Елена Леонидовна,
педагог дополнительного образования д/с № 23
Кировского района Санкт-Петербурга

Читайте также: