Технологическая карта по литературному чтению 2 класс школа россии страшный рассказ чарушин

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: развитие умения работы над художественным текстом.

  • познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками).
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, сигнальные веера, карточки для рефлексии.

Средства обучения: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.: Просвещение, 2012 – (Школа России), презентация,карточки.

I. Организационный момент. (слайд 1)

II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- познакомьтесь (прочитать глазками);

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Объясните лексическое значение этого слова.

- Какими предложениями насыщено стихотворение?

- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)

  • Кто в глуши твоей таится?
  • Что за зверь? Какая птица?

3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в группах.

- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (семь групп по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4, приложение 1)

- Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд 5)

3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета.

Л.Н. Толстой “Филипок”
М.М. Пришвин “Страшный рассказ”
И.Пивоварова “Ребята и утята”
Е.И. Чарушин “Жила-была собака. ”

- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)

- Значит, тема нашего урока будет. (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд 7)

- Познакомиться. (работа со слайдом 7) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Учиться правильно. (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

- Проанализировать. (новое произведение).

IV. Работа по теме урока.

- Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд 8)

Биографические сведения о Е.Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.

Анализ текста.

а) - В названии используется слово рассказ. (слайд 9) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. (выключить проектор) Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа.(включить проектор)

- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

- Объясните лексическое значение слов.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 10)

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 11)

- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)

V. Физминутка для глаз.

- Стоит ли бояться ежа?

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.

- Именное он поможет провести нам физминутку для глазок (слайд 12)

- Не забудьте, сосчитать!

(Работа со слайдом 12)

- Сколько грибов совершили движение? (18)

VI. Закрепление изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.

Работа с текстом.

- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)

VII. Творческая деятельность.

Работа с иллюстрацией.

- Что способствует лучшему восприятию прочитанного? (иллюстрации)

- Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?

- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему помогали передавать кисти и краски.

- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический) (работа со слайдом 14)

- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, (слайд 15) ( и открываю доску с работами учащихся, выполненными на уроке изобразительного искусства ранее).

- Посмотрите, как по-разному кистью и красками мы изобразили нашего героя.

- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд 16 + приложение 3)

(В течение 1-2 минут работают в паре, затем заслушиваем 3-4 синквейна)

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что. ”

VIII. Подведение итогов урока.

  • что “Страшный рассказ” - это сказка?
  • что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
  • что мы продолжим знакомство с героями произведения?
  • что нашим гостям было интересно?

IX. Рефлексия. (слайд 18)

- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ознакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;

Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;

Сформировать представления о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром;

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Методы: практический, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Образовательные ресурсы

Учебник: Литературное чтение, 2 класс, Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

Наглядно-демонстрационный материал

Планируемые образовательные ресурсы

Познавательные умения:

-определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать свое мнение;

-определять характер героя, его настроения и чувства, отношение автора и обосновывать свое мнение;

-анализировать содержание иллюстрации;

Регулятивные умения:

-выполнять учебные задания в соответствии с темой;

-выполнять учебные задания по алгоритму;

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывания, используя новые понятия;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала

-Здравствуйте, ребята! Встаньте, подровняйтесь, улыбнитесь, пожмите друг другу руки:

-А почему я выбрала такой девиз, вы узнаете в течение урока.

Слушают учителя, настраиваются на работу во время урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

II . Речевая разминка

Практическое задание. Чтение стихотворения разными способами (жужжащее чтение, чтение с увеличением темпа голоса, с понижением темпа голоса).

-Перед вами текст, послушайте внимательно, как я вам его прочитаю. А теперь прочитайте его вы, жужжащим чтением.

Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА.

Я спросил ежа: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.

Я сказал Ужу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Уж в ответ: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.

— Жабе я кричу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Жаба квакнула Ужу:
— И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.

Все кричат Жуку: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?

— Ну, жужжу, — ответил Жук. —
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!

-К какому жанру литературного произведения относится этот текст? Обоснуйте свое мнение. Прочитайте это стихотворение, увеличивая темп голоса. Прочитайте стихотворение, уменьшая темп голоса. Прочитайте стихотворение выразительно.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Познавательные: определять жанр произведения и обосновывать свой выбор;

Личностные: проявляют интерес к чтению;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

III . Изучение нового материала.

1.Знакомство с автором

Наглядно-образный, практический, частично-поисковый.

На слайде изображения различных предметов (лупа, животные, краски, палитра, птицы, печатная машинка).

-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, они связаны с жизнью и работой одного человека. Подумайте, кем мог быть этот человек? Чем он увлекался?

(Предположения учащихся)

Работа с портретом.

-Посмотрите внимательно на портрет автора, кто-нибудь его узнал?

-Это Евгений Иванович Чарушин (1901-1965).

-Что вы знаете о нем? (Предположения учащихся)

- Некоторые ученики получили секретное задание, найти и рассказать о жизни Е.И. Чарушина.

-Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Рассказ о Е.И. Чарушине.

Родился на Урале в семье архитектора. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. В основном зверей и птиц. Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густонаселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка – это был пес о трех лапах. Маленький Женя часто рассказывал ему о своих переживаниях. Любимым чтением Жени были книги о животных, в основном энциклопедии. После окончания средней школы. Чарушин был направлен на службу в красную армию. После службы Чарушин стал художником анималистом (художник, который рисует животных). Писать рассказы о животных Чарушину давалось нелегко. Он больше любил иллюстрировать чужие произведения, например произведения С.Я. Маршака.

Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Рассказ о Е.И. Чарушине рассказывают заранее подготовленные ученики

Познавательные - научатся самостоятельно делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические и мыслительные операции для решения учебной задачи; научатся поиску информации в различных источниках; разовьют внимание, мышление;

Личностные: понимают личную ответственность за выполненный результат;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы.

Выполнение задания, устные ответы.

2. Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Е.И. Чарушина.

Перед вами таблица. В левом столбике названия литературных произведений, в правом – фамилии авторов. Соедините линией фамилию автора с произведением.

Д. Мамин-Сибиряк

-Что вы успели заметить? (Не хватает одного произведения)

-Какому автору? (Чарушину)

- Название рассказа вы узнаете на стр. 97

-Прочитайте, как называется этот рассказ. (Страшный рассказ)

- Запишите в свои таблицы название этого произведения.

-Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению?

-А вас когда-нибудь охватывало чувство страха?

-Что вас напугало?

-Хотите узнать, что напугало героев этого произведения?

Несколько учеников получают индивидуальные задания.

1. Разгадай ребус.

2. Разгадай загадку:

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

Пока несколько учеников выполняют индивидуальную работу, остальные работают фронтально.

-Послушайте, внимательно мой рассказ и угадайте о ком идет речь

-Ребята, вы узнали кто это?

Слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении; анализируют информацию.

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

прогнозировать содержание текста по его заглавию;

Познавательные:

научатся проводить соответствие между предметом и его описанием; научатся разгадывать ребусы.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

IV . Физминутка

-Хотите побыть друзьями Ёжика.

-Приглашаю всех на физминутку.

Выполняют упражнения по снятию напряжения.

Личностные: положительно относятся к занятиям по снятию физического напряжения.

Представлена технологическая карта урока по литературному чтению к произведению "Страшный рассказ", разработанная с учетом требований ФГОС.

ВложениеРазмер
strashnyy_rasskaz._tekhnologicheskaya_karta.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая: помочь осознать ценность изучаемого материала; содействовать развитию умений анализировать познавательный объект (текст). Продолжить работу по развитию речи, мышления, общения обучающихся;

Воспитывающая: создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, животным.

  1. развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;
  2. развивать навыки осознанного, выразительного чтения;
  3. формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

Проявление интереса к уроку чтения;

осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, видеофрагмент, текст, иллюстрация, тест).

Анализировать поступки героев;

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Открытие нового знания

Русский язык (словари), окружающий мир.

- УМК по литературному чтению (программа, учебник, методические пособия и книги для учителя)

- учебник по литературному чтению

- карточки – задания: для работы в паре, для индивидуальной работы.

- сигнальные карточки (карточки для рефлексии).

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Настраиваются на работу;

Проверяют готовность рабочего места.

Организация рабочего места

2. Проверка домашнего задания.

Формулирует задание для работы в парах.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Организует коллективную проверку задания в парах.

Осуществляет проверку знаний предыдущего урока (пересказ).

Совместно с учителем проговаривают правила работы в парах.

Сравнивают свою работу с образцом предложенным на доске.

Оценивают свою работу с помощью сигнальных кругов.

Осуществляют пересказ домашнего текста, опираясь на пункты плана.

Восстанавливать деформированный план к рассказу.

Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

3. Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы.

Сегодня мы продолжим чтение произведений по разделу…?

Чему мы учимся в этом разделе?

Для чего нам нужны эти знания?

2. Постановка темы и цели урока.

Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?

А как называют человека, который пишет картины?

А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

Дети отвечают на предложенные вопросы.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Формулировать ответы на вопросы.

осознание личностного смысла учения (для чего нужны эти знания?)

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

4. Изучение нового материала.

Биография Е.И. Чарушина

Учитель рассказывает о биографии Е.И. Чарушина.

Побуждает к высказываниям

Отмечает степень вовлеченности в работу.

Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте?

-Скажите, когда и почему бывает страшно?

Записывает высказывания детей на доске.

Загадывает загадку с целью знакомства с одним из героев рассказа.

Организует беседу о еже, просмотр видеофрагмента.

Создает ситуацию противоречия (ежик – страшный), мотивируя обучающихся на знакомством с рассказом.

Знакомство с произведением.

Читает рассказ, поставив цель перед детьми.

Первичное закрепление во внешней речи.

-Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Почему автор назвал рассказ страшным?

Как вы понимаете значение этих слов?

-А где мы можем найти лексическое значение этим словам?

Составляют предложения о биографии Чарушина, опираясь на подсказки.

Вспоминают изученные произведения Чарушина.

Дети знакомятся с названием произведения, высказывают предположения о чем пойдет речь.

Отгадывают загадку, участвуют в беседе о еже.

Обучающиеся слушают рассказ.

Дети делятся своими впечатлениями.

- обратиться к толковому словарю;

-посмотреть в энциклопедии;

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова).

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Извлекать информацию, представленную в различных формах (видеофрагмент, иллюстрация, беседа).

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст).

Анализировать поступки героев.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

5. Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Организует анализ рассказа по вопросам.

Предлагает выполнить индивидуальное задание – тест.

Цель теста: проверить знания о содержании произведения.

Повторное чтение рассказа обучающимися или выборочное чтение.

Самостоятельная индивидуальная работа - тест.

Самоконтроль - сравнение по эталону.

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

6. Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке.

- Как называется рассказ, который мы читали на уроке?

-Почему автор назвал рассказ именно так?

-Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

-Чему учит рассказ?

Что показалось самым интересным?

Оценивание за работу на уроке.

1. Выразительно читать текст - Учебник с 136-138.

Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

Дети отвечают, выражают свои мысли.

Высказывают мнение о ценности бережного отношения к природе.

Оценивают собственную учебную деятельность с помощью сигнальных кругов (осуществляют самооценку).

Формулировать ответы на вопросы.

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.

Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног.


Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт.



Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России".


Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .

Методическая разработка урока чтения с использованием технологии РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант " 2 класс , " Школа России " .


Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая: помочь осознать ценность изучаемого материала; содействовать развитию умений анализировать познавательный объект (текст). Продолжить работу по развитию речи, мышления, общения обучающихся;

Воспитывающая: создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, животным.

развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;

развивать навыки осознанного, выразительного чтения;

формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

Планируемый результат:

Личностные УУД:

Проявление интереса к уроку чтения;

осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).

Метапредметные умения.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя,видеофрагмент, текст, иллюстрация, тест).

Анализировать поступки героев;

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Открытие нового знания

Межпредмет-ные связи:

Русский язык (словари), окружающий мир.

- УМК по литературному чтению (программа, учебник, методические пособия и книги для учителя)

- учебник по литературному чтению

- карточки – задания: для индивидуальной работы.

- сигнальные карточки (карточки для рефлексии).

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)

Прозвенел и смолк звонок.

Девочки за парты тихо сели,

Мальчики за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там?

Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий…

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…).

Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.

Речевая разминка.

У ёжика и ёлки иголки колки.

Настраиваются на работу;

Проверяют готовность рабочего места.

Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.

Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

2.Проверка домашнего задания.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Организует проверку домашнего задания.

Осуществляет проверку знаний предыдущего урока (пересказ).

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).
- Вам нужно было подготовить пересказ, перескажите по плану.

(восстановить деформированный план к рассказу).

1.Утка повела утят к озеру.

2.Ребята ловили утят.

4.Семья продолжает путешествие

- Что полезного вы взяли из этого рассказа?

Осуществляют пересказ домашнего текста, опираясь на пункты плана.

Нельзя обижать животных.

Познавательные УУД:

Восстанавливать деформированный план к рассказу.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

3. Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы.

Изучение нового материала

Дыхательная гимнастика.

- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

а) . Целеполагание.

- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)

- Кого мы называем нашими меньшими братьями?

Назовите авторов, с произведениями которых вы уже познакомились.

С произведением какого автора мы познакомимся сегодня, узнаете, соединив название автора и произведения.

-Назовите цель урока.

Дети отвечают на предложенные вопросы.

(О братьях наших меньших)

На карточках задание.

Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин

Познавательные УУД:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Физкультминутка

4.Изучение нового материала.

Словарная работа.

Знакомство с произведением.

Первичное чтение

Первичное закрепление во внешней речи.

Повторное чтение и анализ произведения.

Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке.

Выставление оценок.

Домашняя работа

б). Работа с портретом.
Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.

Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

-О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.

Первичное восприятие художественного произведения

а). Отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами

Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?

Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами.

б) Эмоциональная подготовка к восприятию.
Вы когда-нибудь вечером дома были одни?

Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?

Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.

В тексте вы встретите незнакомые слова.

- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)

г) Прослушивание аудиозаписи.

д). Первичный анализ.

Могло ли быть такое на самом деле?
Что вы испытывали, слушая это произведение?

Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?

Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном?

Почему автор назвал рассказ страшным?

- В какой момент вы волновались?
- Кто главные герои этого рассказа?
- Кого испугались мальчики?

- Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ?

А). Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке.

Б). Анализ произведения.

- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)

- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)

- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?

- Кто испугал ребят?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы?

Ребята, вам понравилась прогулка по лесу? Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет?

- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?

- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чему учит рассказ?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром).

Нарисуйте смайлик на листочках.

Если довольны уроком- улыбка, средне-рожица, недовольны- печальный смайл.

- Хочу поблагодарить вас за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли.

Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Изучение нового материала

Планируемые результаты данного урока

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока

Выразительно читать текст художественного произведения.

Работать с художественным текстом.

Составлять план рассказа.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

— определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

— определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении текста

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

— интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром;

— толерантность к чувствам одноклассников;

Применение оборудования и инструментария

Учебник, репродукции фотографий, портрет писателя, листы для работы в паре, листы с тестом

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Исследовательские умения и навыки

1.Организационный этап.

- Добрый всем день! С каким настроением пришли на урок? Почему?

- Прочитайте высказывание на доске:

- Как вы понимаете эту фразу?

- Что ждете от урока литературного чтения?

- Итак, начнем! Желаю вам хорошо сегодня потренировать свой ум!

Ученики высказывают свое отношение к урокам литературного чтения

2 Проверка домашнего задания

- С какими произведениями познакомились на прошлом уроке?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Какое задание вы получили домой?

- С какими трудностями встретились при его выполнении?

- Предлагаю вам в парах пересказать текст, следующим образом: один начинает пересказ, а другой продолжает.

- Оцените пересказ друг друга на оценочной шкале.

**** Далее заслушивание пересказов 2-3 учащихся

Дети пересказывают рассказ

Составляют слова, объясняют их значение

Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы

3. Актуализация знаний.

Работа со словами.

****** на доске выставлены буквы из слов ПИСАТЕЛЬ и ХУДОЖНИК в разном порядке.

- На доске, используя разрезные буквы, я зашифровала два слова. Рассмотрите их и попробуйте отгадать слова.

- Ребята, а кто такой писатель? А художник?

- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

- Может быть кто-нибудь из вас знает такого человека?

4. Постановка темы, цели урока.

- А хотите узнать такого человека?

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

- Какие цели поставим на урок?

Формулируют цель, задачи на урок

Ставят цель работы

5. Изучение нового материала

*** открывается портрет писателя, репродукции из жизни автора

1.Рассказ учителя о Чарушине

- Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сына и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные.

После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибярика.

В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

- Что повлияло на то, что Евгений Чарушин стал писателем и художником?

Работа с текстом произведения

1.Прогнозирование перед чтением

- Откройте учебники. Прочитайте название произведения.

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

- Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтёте данное произведение.

- Перед чтением рассказа поработаем над словарем.

2.Словарная работа

**** на доске или на слайде написаны слова, объяснения к ним появляются в ходе работы

СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах

НЕГРОМКО – тихо

СТЕМНЕЛО – наступил вечер

ШЛЁПАЕТ – топает

ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой

- Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе?

3.Первичное чтение рассказа.

***** Дети читают самостоятельно.

- Кого испугались мальчики?

4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

- Почему же мальчики испугались ежа?

- Как звали мальчиков?

- Почему они остались дома одни?

- Что они делали, когда остались одни?

- Какие звуки они услышали?

- как они отреагировали на эти звуки? Как мальчики уговаривали себя не бояться?

- Рассказали они родителям, что случилось?

- Кого нашли родители?

- Чем они угостили ёжика?

- Боялись ли мальчики потом? Почему?

6.Работа с фразеологизмами

**** листы с фразеологизмами

У страха глаза велики

Брать под свое крылышко

Сердце в пятки ушло

В мгновение око

- Прочитайте фразеологические обороты, которые встретились вам в тексте и попробуйте их объяснить.

- Расставьте фразеологизмы в порядке событий рассказа.

**** проверка по образцу

- Предлагаю вам проверить работу своей пары по образцу. Если пара не допустила ошибок, то поставьте +.

- Давайте посмотрим сколько плюсов вы заработали.

7 Работа по составлению плана

**** работа в паре, самостоятельно, с проверкой

- А теперь предлагаю вам разделить текст на части и озаглавить каждую часть рассказа.

- На сколько частей можно разделить рассказ?

- Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её?

**** проверка с проектированием плана на доску

Слушают рассказ о писателе, рассматривают репродукции фотографий

Отвечают на вопрос учителя

Работают со словарем

Читают рассказ самостоятельно

Отвечают на вопросы по содержанию текста

Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы

Ищут информацию в тексте

5. Рефлексия

- Что вам удалось открыть для себя нового?

- Что заинтересовало? На что обратили внимание?

- Для того, чтобы проверить как вы внимательно работали на уроке, предлагаю выполнить небольшую работу.

Тест по рассказу. (Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

- Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие МИНУС.

Читайте также: