Системно деятельностный подход умк начальная школа 21 века
Обновлено: 05.07.2024
Системно-деятельностный подход. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества; достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Начальная школа 21 века
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Особенностью данного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Особенность метода - самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они активно включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”.
Хотелось бы рассказать, как реализуется системно-деятельностный подход в образовательной системе “Начальная школа XXI века”. Почему речь пойдёт именно об этой системе? Начнём с того, что пять авторов программы “Начальная школа 21 века” являются разработчиками нового ФГОС НОО.
- Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
- Эти идеи полностью перекликаются с общими положениями Стандарта:
- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. На выполнение данной задачи направлено содержание и структура учебного материала в учебниках.
Во-первых, учебники структурированы поурочно: порядок следования уроков определен самими авторами и не предполагает их произвольную перестановку учителем.
Во-вторых, каждый урок наполнен таким количеством рубрик, заданий и упражнений, которых хватит для работы с учениками различной степени успешности усвоения материала.
В-третьих, порядок следования и чередования рубрик и упражнений, по сути, представляет собой ход урока.
В-четвертых, все рубрики и упражнения, представленные на страницах учебника, разрабатывались авторским коллективом с учетом единой лингвистической и психолого-педагогической концепции.
В-пятых, творчество учителя представляется авторам учебника не как изменение или дополнение того, что есть в учебнике, а как максимально внимательная и вдумчивая работа с каждым из учеников класса, с тем, чтобы рекомендовать ему то задание, то упражнение из учебника, которое ученик в силу своих индивидуальных особенностей способен воспринять в данный момент урока.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода в данной образовательной системе:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
- в начале урока мною высказываются добрые пожелания детям, предложение пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы;
- зачитывается девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех”, “Учение – путь к умению”, “Где терпенье – там уменье” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
- Давай подумаем (работа со сквозными персонажами)
- Вспоминаем пройденное
- Вспомните: это вы уже знаете
- Игра “Да-нет-ка” (на уроках литературного чтения)
- Тестирование
- Блиц – опрос (работа с сигнальными карточками)
- Игра “Живые звуки”, “Живые слова” и т.д.
III. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
- восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Обсудим вместе
- Выскажи предположение
- Выскажи свое мнение
- Возникновение проблемной ситуации
- Побуждающий, подводящий диалоги;
V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.
- Узнаём новое
- Обратите внимание: это важно
- Запомни
- Расширяем свои знания
- Справочный материал
- Словарь (пояснение значений незнакомых слов и выражений)
- “Из истории математики”, “Из истории языка”, рубрики “Путешествие в прошлое”, “Этот удивительный мир”, “Жил на свете человек”, “Книжная полка”, “Картинная галерея”.
- Проблемное задание
- Использование средств ИКТ (презентация, электронный учебник)
- Работа с информацией (словари, справочники)
- Творческие задания
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
- Тандем (поработай в паре)
- Выполни самостоятельно
- Карточка-помощница
- Подсказка: она поможет вам выполнить задание
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование, обозначение знаковыми символами;
- Игра-тренинг
- Вопросы-ответы
- Дополни рассказ
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
- Выполните практическую работу
- Проба пера: творческое задание
- Проведи опыт
- Этот удивительный мир
- Для любознательных
- Путешествие в прошлое
- Картинная галерея
- Письменная самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
- Самопроверка, самоконтроль.
- Практическая работа (начертить виды углов, работа с фишками, разрезным материалом, работа с моделями слов)
- Работа в печатной тетради
- Индивидуальные задания
- Игра (Составь алгоритм)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
- Проверь себя
- Сравни свой ответ с текстом
- Найди ошибки
- Выполните трудное задание
- Задание по выбору
- Опрос
- Игры (Счастливый случай, Парад идей)
- Индивидуальные задания
- Самостоятельная работа
- Тест
- Работа в коррекционной тетради
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Беседа (по вопросам)
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Игра (Солнышко – тучка, смайлик и т.д.)
Таким образом, образовательная система “Начальная школа XXI века” использует возможности каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
На мой взгляд, подход авторов системы “Начальная школа XXI века” к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день. Процесс обучения по данной системе ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника, что позволяет ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.
Китайская пословица гласит:
“Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму”
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.
6. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.
7. Кукушин В.С. “Современные педагогические технологии”. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов – на - Дону: Феникс, 2003 г.
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации, которая требует новых способов её освоения.
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников актуальный вопрос на сегодняшний день.
Слайд 2
Цель педагогов начальной школы научить ученика учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. УМК "Начальная школа ХХI века", по которому я работаю, позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности.
Слайд 3
Слайд 4
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Задачу по формированию учебной деятельности необходимо начинать решать с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который нужно найти ответ. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Вот несколько примеров.
Слайд 5
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают мнения, а учитель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока русского языка "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
повторить знания об имени прилагательном;
определить, с какими частями речи сочетается;
изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
определить закономерность изменений, сделать вывод.
вспомнить кто такие бактерии, их место обитания;
повторить знания о грибах;
определить в чём сходство и различие;
Большинство тем в учебниках УМК «Начальная школа ХХI века" представлены именно в виде вопроса.
Слайд 6
Учитель предлагает научиться решать примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Слайд 7
Во всех средствах обучения УМК предусмотрена моделирующая деятельность ребёнка - работа со схемами, таблицами, графиками. Стараюсь включать в учебный процесс работу с моделями разного вида. В ходе моделирования обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические действия)
Учащиеся уже умели вычислять площадь прямоугольника $ = а . Ь. Приведенное задание вызвало у школьников удивление. Как это? Такой фигуры еще не было. Через несколько секунд были высказаны различные предложения: разрезать фигуру на прямоугольники, достроить и т.д. Каждому ученику представляется возможность найти свой способ решения задачи.
Группировка
Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21
Эти и много других приёмов отработаны, они результативны, интересны и доступны моим ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит детей обдумывать свои действия и поступки, они учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение. И в этом мне снова приходят на помощь учебники.
Слайд 8
Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - следующее условие реализации деятельностного подхода.
На практике убеждаюсь, что свои усилия нужно направлять на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, а правильного выполнения необходимого способа действия.
Слайд 9
Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Необходимо уделять внимание заданиям, которые дети выполняют в парах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя.
В условиях малокомплектной школы, чаще всего это только одна, максимум две, три пары, но несмотря на это такая работа проводится.
Также для удобства работы нельзя не оценить наличие тетрадей для проверочных и контрольных работ.
Слайд10
Реализация системно - деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди выпускников, наглядно демонстрируют это утверждение.
Слайд11
Таким образом, использование приёмов и методов, предлагаемых авторами комплекта, даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников.
В процессе работы по УМК «Начальная школа я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, на основном уровне неизбежно переходит в разряд неуспевающих.
Считаю, что правильное использование системно - деятельностного подхода обучения на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной.
Список используемой литературы
Учитель МБОУ Мамлейской
основной школы Костюшова С.Ю
2016 г.
я запоминаю,
(Китайская мудрость)
"Как изменяются имена прилагательные?" план действий: 1) повторить знания об имени прилагательном; 2) определить, с какими частями речи сочетается; 3) изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными; 4) определить закономерность изменений, сделать вывод.
1. Решите примеры:
2. Решите пример:
Выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры
Разделите на две группы числа:
6, 12, 17, 5, 46, 1, 21
Дополнительные рабочие тетради
Тетради для проверочных и контрольных работ
Использование системно - деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения, он обеспечивает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира; признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;В системно-деятельностном подходе следует выделить пять основных компонентов:
- выбор средств и методов;
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения
и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их.
И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Цели и задачи обучения русскому языку
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;развитие устной и письменной речи учащихся;развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчествунахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Именно на уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно– деятельностного подхода в преподавании русского языка
Тема урока: Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-
1.Формирование представления о способе написания суффиксов -онок-, -ёнок.
2.Принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие, умение взаимодействовать со сверстниками.
3.Оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативу, высказывать своё мнение, подтверждая аргументами.
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний.
- Запишите сочетания букв, правильно соединяя их и слова:
Юя, Юл, Юм, Фл, Фм, Фя
белка, лиса, волк, ёж, медведь
- Что объединяет эти слова? (Это имена существительные. Одушевлённые.)
-Назовите, какие части слова вам известны? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)
-Какая часть слова не использовалась нами? (Суффикс)
-Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)
III. Постановка учебной задачи
- Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательное существительное?
(бельчонок, лисёнок, волчонок, ежонок, медвежонок)
-С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов
-Кому удалось, объяснить написание слов, используя уже знакомые правила написания суффиксов? (Не удалось, т.к. не знаем о правописании суффиксов –онок-, -ёнок-)
- Кто догадался, какая цель будет у нас на уроке? Чему должны научиться? (Научиться писать суффиксы -онок-, -ёнок-)
-Сегодня у вас есть возможность открыть еще одну тайну русской орфографии. Приступим к работе.
IV. Поиск решения учебной задачи.
Работа в группах.
-Прочитайте слова, записанные на карточке.
-Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
Лосёнок, мышонок, телёнок, лисёнок, тигрёнок, гусёнок, галчонок, скворчонок, львёнок, волчонок, ежонок.
- Помните, что мнение каждого члена группы важно, от умения слушать друг друга зависит общий результат.
- Итак, исходя из результатов работы групп, какой общий вывод сделаем?
(После мягких согласных, кроме ч`.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также: