Системно деятельностный подход умк начальная школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

Системно-деятельностный подход. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества; достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Начальная школа 21 века

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Особенностью данного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Особенность метода - самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они активно включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”.

Хотелось бы рассказать, как реализуется системно-деятельностный подход в образовательной системе “Начальная школа XXI века”. Почему речь пойдёт именно об этой системе? Начнём с того, что пять авторов программы “Начальная школа 21 века” являются разработчиками нового ФГОС НОО.

  • Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
  • Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
  • Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
  • Эти идеи полностью перекликаются с общими положениями Стандарта:
  • обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. На выполнение данной задачи направлено содержание и структура учебного материала в учебниках.

Во-первых, учебники структурированы поурочно: порядок следования уроков определен самими авторами и не предполагает их произвольную перестановку учителем.

Во-вторых, каждый урок наполнен таким количеством рубрик, заданий и упражнений, которых хватит для работы с учениками различной степени успешности усвоения материала.

В-третьих, порядок следования и чередования рубрик и упражнений, по сути, представляет собой ход урока.

В-четвертых, все рубрики и упражнения, представленные на страницах учебника, разрабатывались авторским коллективом с учетом единой лингвистической и психолого-педагогической концепции.

В-пятых, творчество учителя представляется авторам учебника не как изменение или дополнение того, что есть в учебнике, а как максимально внимательная и вдумчивая работа с каждым из учеников класса, с тем, чтобы рекомендовать ему то задание, то упражнение из учебника, которое ученик в силу своих индивидуальных особенностей способен воспринять в данный момент урока.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода в данной образовательной системе:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).
  • в начале урока мною высказываются добрые пожелания детям, предложение пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы;
  • зачитывается девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех”, “Учение – путь к умению”, “Где терпенье – там уменье” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  • Давай подумаем (работа со сквозными персонажами)
  • Вспоминаем пройденное
  • Вспомните: это вы уже знаете
  • Игра “Да-нет-ка” (на уроках литературного чтения)
  • Тестирование
  • Блиц – опрос (работа с сигнальными карточками)
  • Игра “Живые звуки”, “Живые слова” и т.д.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
  • Обсудим вместе
  • Выскажи предположение
  • Выскажи свое мнение
  • Возникновение проблемной ситуации
  • Побуждающий, подводящий диалоги;

V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.

  • Узнаём новое
  • Обратите внимание: это важно
  • Запомни
  • Расширяем свои знания
  • Справочный материал
  • Словарь (пояснение значений незнакомых слов и выражений)
  • “Из истории математики”, “Из истории языка”, рубрики “Путешествие в прошлое”, “Этот удивительный мир”, “Жил на свете человек”, “Книжная полка”, “Картинная галерея”.
  • Проблемное задание
  • Использование средств ИКТ (презентация, электронный учебник)
  • Работа с информацией (словари, справочники)
  • Творческие задания

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

  • Тандем (поработай в паре)
  • Выполни самостоятельно
  • Карточка-помощница
  • Подсказка: она поможет вам выполнить задание
  • фронтальная работа, работа в парах;
  • комментирование, обозначение знаковыми символами;
  • Игра-тренинг
  • Вопросы-ответы
  • Дополни рассказ

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

  • Выполните практическую работу
  • Проба пера: творческое задание
  • Проведи опыт
  • Этот удивительный мир
  • Для любознательных
  • Путешествие в прошлое
  • Картинная галерея
  • Письменная самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
  • Самопроверка, самоконтроль.
  • Практическая работа (начертить виды углов, работа с фишками, разрезным материалом, работа с моделями слов)
  • Работа в печатной тетради
  • Индивидуальные задания
  • Игра (Составь алгоритм)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

  • Проверь себя
  • Сравни свой ответ с текстом
  • Найди ошибки
  • Выполните трудное задание
  • Задание по выбору
  • Опрос
  • Игры (Счастливый случай, Парад идей)
  • Индивидуальные задания
  • Самостоятельная работа
  • Тест
  • Работа в коррекционной тетради

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Беседа (по вопросам)

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Игра (Солнышко – тучка, смайлик и т.д.)

Таким образом, образовательная система “Начальная школа XXI века” использует возможности каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

На мой взгляд, подход авторов системы “Начальная школа XXI века” к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день. Процесс обучения по данной системе ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника, что позволяет ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.

Китайская пословица гласит:

“Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму”

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.

6. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.

7. Кукушин В.С. “Современные педагогические технологии”. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов – на - Дону: Феникс, 2003 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации, которая требует новых способов её освоения.

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников актуальный вопрос на сегодняшний день.

Слайд 2

Цель педагогов начальной школы научить ученика учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. УМК "Начальная школа ХХI века", по которому я работаю, позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности.

Слайд 3

Слайд 4

Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Задачу по формированию учебной деятельности необходимо начинать решать с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который нужно найти ответ. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Вот несколько примеров.

Слайд 5

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают мнения, а учитель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока русского языка "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

повторить знания об имени прилагательном;

определить, с какими частями речи сочетается;

изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

определить закономерность изменений, сделать вывод.

вспомнить кто такие бактерии, их место обитания;

повторить знания о грибах;

определить в чём сходство и различие;

Большинство тем в учебниках УМК «Начальная школа ХХI века" представлены именно в виде вопроса.

Слайд 6

Учитель предлагает научиться решать примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Слайд 7

Во всех средствах обучения УМК предусмотрена моделирующая деятельность ребёнка - работа со схемами, таблицами, графиками. Стараюсь включать в учебный процесс работу с моделями разного вида. В ходе моделирования обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические действия)

Учащиеся уже умели вычислять площадь прямоугольника $ = а . Ь. Приведенное задание вызвало у школьников удивление. Как это? Такой фигуры еще не было. Через несколько секунд были высказаны различные предложения: разрезать фигуру на прямоугольники, достроить и т.д. Каждому ученику представляется возможность найти свой способ решения задачи.

Группировка

Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21

Эти и много других приёмов отработаны, они результативны, интересны и доступны моим ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит детей обдумывать свои действия и поступки, они учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение. И в этом мне снова приходят на помощь учебники.

Слайд 8

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний - следующее условие реализации деятельностного подхода.

На практике убеждаюсь, что свои усилия нужно направлять на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, а правильного выполнения необходимого способа действия.

Слайд 9

Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Необходимо уделять внимание заданиям, которые дети выполняют в парах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя.

В условиях малокомплектной школы, чаще всего это только одна, максимум две, три пары, но несмотря на это такая работа проводится.

Также для удобства работы нельзя не оценить наличие тетрадей для проверочных и контрольных работ.

Слайд10

Реализация системно - деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди выпускников, наглядно демонстрируют это утверждение.

Слайд11

Таким образом, использование приёмов и методов, предлагаемых авторами комплекта, даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников.

В процессе работы по УМК «Начальная школа я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, на основном уровне неизбежно переходит в разряд неуспевающих.

Считаю, что правильное использование системно - деятельностного подхода обучения на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной.

Список используемой литературы

Учитель МБОУ Мамлейской

основной школы Костюшова С.Ю

2016 г.

я запоминаю,

(Китайская мудрость)

"Как изменяются имена прилагательные?" план действий: 1) повторить знания об имени прилагательном; 2) определить, с какими частями речи сочетается; 3) изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными; 4) определить закономерность изменений, сделать вывод.

1. Решите примеры:

2. Решите пример:

Выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21

Выполните необходимые измерения и найдите площадь данной фигуры

Разделите на две группы числа:

6, 12, 17, 5, 46, 1, 21

Дополнительные рабочие тетради

Дополнительные рабочие тетради

Тетради для проверочных и контрольных работ

Тетради для проверочных и контрольных работ

Использование системно - деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной Спасибо за внимание!

Использование системно - деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе сделает учёбу интересной и увлекательной

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения, он обеспечивает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира; признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;В системно-деятельностном подходе следует выделить пять основных компонентов:

- выбор средств и методов;

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения

и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их.

И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Цели и задачи обучения русскому языку

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;развитие устной и письменной речи учащихся;развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчествунахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Именно на уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно– деятельностного подхода в преподавании русского языка

Тема урока: Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-

1.Формирование представления о способе написания суффиксов -онок-, -ёнок.

2.Принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие, умение взаимодействовать со сверстниками.

3.Оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативу, высказывать своё мнение, подтверждая аргументами.

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний.

- Запишите сочетания букв, правильно соединяя их и слова:

Юя, Юл, Юм, Фл, Фм, Фя

белка, лиса, волк, ёж, медведь

- Что объединяет эти слова? (Это имена существительные. Одушевлённые.)

-Назовите, какие части слова вам известны? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

-Какая часть слова не использовалась нами? (Суффикс)

-Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)

III. Постановка учебной задачи

- Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательное существительное?

(бельчонок, лисёнок, волчонок, ежонок, медвежонок)

-С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов

-Кому удалось, объяснить написание слов, используя уже знакомые правила написания суффиксов? (Не удалось, т.к. не знаем о правописании суффиксов –онок-, -ёнок-)

- Кто догадался, какая цель будет у нас на уроке? Чему должны научиться? (Научиться писать суффиксы -онок-, -ёнок-)

-Сегодня у вас есть возможность открыть еще одну тайну русской орфографии. Приступим к работе.

IV. Поиск решения учебной задачи.

Работа в группах.

-Прочитайте слова, записанные на карточке.

-Обратите внимание на звуки перед суффиксами.

Лосёнок, мышонок, телёнок, лисёнок, тигрёнок, гусёнок, галчонок, скворчонок, львёнок, волчонок, ежонок.

- Помните, что мнение каждого члена группы важно, от умения слушать друг друга зависит общий результат.

- Итак, исходя из результатов работы групп, какой общий вывод сделаем?

(После мягких согласных, кроме ч`.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: