Выставка матрешек в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Проект – художественно эстетического, творческого, познавательного, экспериментального, и игрового направления.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы посещающих детский сад и их родители, воспитателя групп, педагог дополнительного образования.

1. Содержание инновационного проекта

1.1. Обоснование актуальности инновационного проекта

Мы живем на Тамбовской земле, мы ездим на экскурсии в соседние города, знакомимся с культурой. У нас проходят тематические недели, посвященные русским народным ремеслам. Мы и наши дети знакомимся с культурным наследием соседних городов. Ведь мы живем в России. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Каждый человек должен соотносить себя с той страной, в которой он живет, причем с детства. Наибольший интерес у детей в дошкольном возрасте вызывают игрушки, народные игрушки.

Поэтому в детском саду решили создать условия для знакомства с народной игрушкой. Самая простая и понятная народная игрушка это матрешка. Она до сих пор нравится и взрослым и детям. В ее содержании, форме и отделке отразилась вся широта души русской, представления о мире, добре, красоте. Матрешка – это не просто игрушка, это частичка каждого из нас, россиян.

Играя с ней, дети знакомятся не только с историей создания игрушки, мы возрождаем добрую традицию народа, передаём опыт старшего поколения. В народной игрушке есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

Поэтому задумались над проблемой о знакомстве детей и их родителей с русской народной матрешкой как проводником к русской народной культуры.

Это может позволить сформировать понимание, что на Тамбовщине есть русская культура, русские корни и наш город это часть России.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель проекта : Дать представление о русской народной игрушке матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой. Рассказать детям об истории создания игрушки, ее росписях, их отличие, русских традициях и праздниках связанных с игрушкой.

2. Познакомить детей с мультфильмами и презентациями, со сказками, стихами, и народными и дидактическими играми, связанными с матрешкой.

4. Создать условия для экспериментальной деятельности.

5. Организовать беседы, НОД с детьми (по лепке, рисованию, квиллингу, аппликации, ручному труду, и творческие мастерские по росписи матрешек.

6. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

7. Создать в детском саду картотеку игр, стихов, презентаций, мультфильмов, художественных произведений о матрешке.

8. Вовлечь родителей в работу проекта.

9. Представить и распространить информацию о проекте, на стенде для родителей, отражать информацию о реализации проекта в групповых родительских уголках.

1.3. Сроки реализации проекта: 6 месяцев

1.4. Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Проведение родительского собрания-диспута и круглого стола.

2. Подбор материала и изготовление дидактических игр, альбомов, запись мультфильмов, презентаций.

3. Подбор методической, художественной литературы, загадок, стихов, сказок, бесед по теме проекта.

4. Подбор наглядно-дидактического иллюстративного, материала, для реализации проекта.

6. Продумывание практической, экспериментальной деятельности.

7. Создание в изостудии условий для реализации проекта.

Основной этап:

1. Беседы с детьми.

2. Экспериментальная деятельность.

3. Экскурсия в мини – музей.

4. Просмотр презентаций, мультфильмов и познавательных фильмов.

5. Чтение художественной литературы, загадок, сказок. Разучивание стихов.

6. Проведение НОД по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

7. Разучивание подвижных игр, физминуток.

Продут проекта:

3. В детском саду появится подборка мультфильмов, презентаций, художественной литературы, загадок, стихов, сказок, дидактических игр, русских подвижных игр, физминуток, пальчиковых игр по теме проекта.

5. Результатами данного проекта: (собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы, д/и, литературные произведения) будут использовать ежегодно в работе с детьми педагоги, родители, воспитанники.

1.4. Содержание деятельности:

Описание проекта:

Во время проекта в детском саду работали:

2. Экспериментальная деятельность матрешки;

3. Матрешкин кинозал;

4. Читальный зал;

5. Поэтическая гостинная;

6. Творческая мастерская;

7. Матрешкин спортзал;

8. Матрешкина игротека.

Тема мероприятия. "Взаимодействие с родителями" .

Экспериментальная деятельность матрешки.

Цель: Познакомь со свойствами дерева

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

Привлечение родителей к экспериментальной деятельности. Закрепление полученных знаний на занятии.

Цель: Систематизировать и расширить представления детей о матрешке, познакомить с производством игрушки.

Цель: Приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Цель: Познакомить детей с народным промыслом семеновская матрешка - элементами росписи.

Цель: Знакомство с матрешкой, особенностями росписи.

Цель: Познакомить детей с матрешкой и вызвать интерес к росписи.

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

Приглашение к участию.

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

Активное участие в подборе книг, иллюстраций.

Матрешкин кинозал

Просмотр электронных презентаций:

Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:

Поэтическая гостинная.

Чтение поэтических произведений:

• Чтение стихов и потешек о Матрешке.

• С. Маршак (о матрёшках).

Читальный зал

Чтение с детьми произведений о матрешке:

• Чтение родителей с детьми произведений (на выбор).

Творческая мастерская :

Матрешкина игротека .

Папка-передвижка для родителей

Матрешкин спортзал .

Пальчиковые игры:

Подвижные игры:

2. Краткий анализ теоретических источников .

Целенаправленное ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка, как в нашей стране, так и далеко за её пределами. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка.

Из словаря С. И. Ожегова узнали, что матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки.

— Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, — сказала мне моя дочь, — то подари эту матрешку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрытая лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрешек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрешка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой - соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.

Пароход причалил в Неаполе. Через огромный зал таможни я вышел на мол, и ступил на итальянскую землю. Я вышел на набережную. Я не забыл об итальянской девочке и нес матрешку, завернутую в папиросную бумагу.

Никакой девочки я сразу не встретил. Правда, я легко мог пропустить ее потому, что часто останавливался и смотрел в глубину улиц, выходивших на набережную…

… и, наконец, я увидел ее. Навстречу мне шла девочка лет десяти с худеньким, бледным лицом и светлыми косами. На ней было старенькое черное платье, протертое на локтях, заштопанные светлые чулки и старые — тоже черные — тапочки. Когда девочка подошла, я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку. Она увидела матрешку, остановилась и засмеялась, прижав к груди смуглые пальцы. Так люди смеются, когда сбываются их любимые или смешные сны. Я протянул девочке матрешку. Она не взяла ее. Она перестала смеяться, сжала темные брови и испуганно метнулась в сторону. Я схватил ее за руку и почти силой заставил ее взять матрешку.

Она потупилась, присела и сказала едва слышно:

- Грацие, синьоро! Через минуту вокруг нас уже перекрикивалась разноцветная толпа продавщиц. Они оставили без надзора свои лотки. Матрешка пошла по рукам. Толпа росла. Девочка вся искрилась от восторга. По толпе прошел тихий восторженный гул. Надсмотрщик и из зеленой матрешки мгновенно достал желтую, потом синюю, фиолетовую, и, наконец, он вынул двумя пальцами и осторожно поднял последнюю, самую маленькую матрешку — в золотой шали. Тогда толпа как бы взорвалась. Вихрь криков пронесся над ней. Люди хлопали в ладоши, свистели, топали ногами и хохотали. Надсмотрщик так же спокойно собрал все шесть матрешек в одну и отдал девочке. Она прижала матрешку к груди и бросилась бежать.

Надсмотрщик на ломаном французском языке сказал мне наставительно и суховато:

- Вы сделали маленькую оплошность, месье.

-Вы могли подарить эту игрушку не одной, а шести девочкам-неаполитанкам….

3. Возможные риски реализации инновационного проектаи меры по их минимизации

1. Пассивность и сопротивление со стороны родителей.

Меры устранения: проведение консультаций и бесед.

4. Дальнейшее развитие проекта

Собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану.

Педагоги детского сада будут использовать в своей практической работе разработки по теме проекта.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Созданы условия для приобщения детей к русской народной культуре через народную игрушку матрешку, сказки, игры, беседы.

3. Проведены родительское собрание-диспут и круглый стол.

4. В работе проекта примут непосредственное участие 72% семей и 16 детей посещающих детский сад в возрасте от 6 до 7 лет.

К окончанию срока реализации проекта у детей обогатился кругозор, сформируется представление о матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла. Дети подготовительных к школе групп ориентируются в полученном материале, используя знания в играх и НОД.

Дети будут знать и называть:

• Матрешка – символ и гордость России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому-то она несет в себе любовь и дружбу.

• Познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой в которой отразилось народное представление о семье, добре, красоте.

• Знать историю происхождения матрешки. Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

• Знать отличия и уметь находить матрешек по росписи: семеновскую, вятскую матрешки и матрешку из Сергиево-Посада.

• Познакомятся с малыми формами устного народного творчества, загадками, сказками, уметь употреблять их в жизни.

• У детей развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнет желание творить и исследовать вместе с взрослыми.

6. Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта

Для приобретений необходимого материала, пособий была использована финансовая база дошкольного учреждения и кабинета ИЗО.

7. Результаты мониторинга

В результате целенаправленной работы с детьми при содействии родителей мы добились позитивных результатов по теме проекта. На что указывают данные мониторинга.

На начало проекта.

Высокий уровень: 11%;

Средний уровень: 26%;

Низкий уровень: 63%;

На конец проекта:

Высокий уровень: 37%;

Средний уровень: 54%;

Низкий уровень: 9%;

Список литературы:

2. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 208 с.


Полный текст материала Проект "Матрешка - душа России" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Матрешка - русская народная игрушка в виде расписной деревянной куклы, внутри которой находятся другие куклы меньшего размера.

Название Матрешка происходит от имени Матрена, что означает "мать", "знатная женщина".

История происхождения Матрешки :

однажды из Японии привезли фигурку деревянного японца - мудреца Фукуруму. Раскроешь ее, а там еще одна фигурка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И вот появилась в России прекрасная девушка в платке и расписном сарафане - Матрешка.

Виды Матрешек :

Полхов-Майданская, Семеновская, Загорская, Вятская - одна краше другой!

В нашей группе мы совместно с родителями в рамках проекта "Русская матрешка" организовали выставку матрешек, изготовленных в разных техниках. В дальнейшем мы планируем организовать мини-музей матрешки.

Вот некоторые наши Матрешки :

Матрешка в технике аппликация из бумажных салфеток.


Аппликация из пряжи.


Аппликация с использованием фасоли.


Матрешки в технике папье-маше.


Аппликация из макаронных изделий.


Матрешка-игольница.


Матрешка из лоскутков ткани.


Матрешка из гороха и риса.


Матрешка из бархатной бумаги.


Матрешка из пластилина.


Матрешка из пластиковых трубочек.


Матрешка из гофрированной бумаги.


Матрешка из свечной массы.


Матрешка из поролоновых губок.


Матрешка из ватных дисков.


Матрешка из атласных ленточек.


Матрешка из фантиков от конфет.


Матрешка из конфет.


Наши дети в восторге от Матрешек! Большое спасибо родителям, принимавшим участие в проекте!






Спасибо за внимание!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид проекта : групповой , познавательно- творческий , среднесрочный, исследовательский, информационно- познавательный .

Актуальность : Народные традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе народного воспитания отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в развитии и воспитании ребенка. Помимо познавательной , развлекательной и эстетической функции народная игрушка это средство социализации ребенка, его связь со взрослыми, с миром. Матрешка – самая известная русская игрушка . Но мало кто знает, откуда появилась матрешка . Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра : какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее . У детей нет представления о матрёшке , как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию , к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Воспитывать детей на традициях отечественной культуры необходимо уже в дошкольном возрасте. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов : ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Цель проекта : Развивать у детей проектно -исследовательскую деятельность, формировать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи : 1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла, проследить проявление матрешки на Руси , узнать виды матрешек и процесс их создания.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры , замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции) .

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку , используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные) .

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Формировать возможность использовать этот образ в разных видах детской деятельности (в подвижных, музыкальных играх, изобразительном творчестве по мотивам народной игрушки).

7. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве .

8. Воспитывать любовь к народному искусству.

9. Обогащать словарь детей.

10. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

11. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель, родители.

Основные этапы реализации проекта :

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, материал об истории появления матрёшки , её прообразе, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек , чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

4. Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о матрешке .

8. Подбор методической литературы.

Цель : 1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы .

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре .

3. Изучить художественные элементы, росписи.

Организация совместной деятельности с детьми :

Познавательно -исследовательская деятельность:

5. Сравнение : Матрешка и Ванька-встанька .

Коммуникативная деятельность:

1. Рассматривание изображений разных матрешек .

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов , сказок о матрешке .

Продуктивная деятельность:

Музыкально-художественная деятельность

Игровая деятельность

2. Дидактические игры :

3. Пальчиковые игры

Театрализованная деятельность : - Разыгрывание потешки детьми с помощью матрешек -колпачков на ширме для малышей.

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Ознакомление детей с семейными реликвиями – старинными игрушками .

2. Помощь в оформлении мини-экспозиции, выставки детских рисунков.

4. Помощь в подборке стихов, частушек, загадок о матрешке , народных песен.

Цель : обобщить полученные детьми знания о матрешки , ее появлении в истории русской культуры . Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга

4. Презентация проекта .

Вывод : Итак, в ходе проекта мы узнали , что матрешка появилась давно , сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму . Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку , ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные . А мы в группе нарисовали своих матрешек , сделали мини-музей. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу, является символом семьи. В русской игрушке , отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства , России. Дети проявляли заинтересованное участие в образовательном проекте (интересовались новым, задавали вопросы, проявляли самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремились к проявлению творческой инициативы , взаимодействовали со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с помощью воспитателя объединялись для совместных действий, договаривались о распределении ролей и т. д.) Вручили родителям грамоты за участие в конкурсе, оформили портфолио проекта .


Описание материала: Материал будет полезен для педагогов ДОУ. Может использоваться для развития творческих способностей и приобщения детей к русской культуре.
Актуальность
Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с матрёшкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение. Актуальностью проекта является развитие творческих способностей детей и приобщение их к русской культуре через знакомство с матрёшкой.

Тематическое поле:
Художественное творчество, народная культура и традиции

Цели проекта:
Знакомство с матрёшкой
Развитие творческих способностей
Приобщение к народной культуре
Расширение словарного запаса

Участники проекта:
воспитатель
дети второй младшей группы
родители

Вид проекта:
групповой
среднесрочный, 4 недели
творческий

I этап проекта
(основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Ожидаемый результат:
Возникновение у детей интереса к русской культуре, интерес к творчеству, умение использовать нетрадиционные и бросовые материалы в собственном творчестве. Родители станут активнее участвовать в жизни детского сада.

II этап проекта (основной)

Работа с родителями: Подготовка атрибутов для подвижных игр, консультации

Итоги проекта:
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Вместе с воспитателем изготовили домик из спичечных коробков, а так же изготовили матрёшку в технике папье – маше.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно - творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.

Читайте также: