Хайек дорога к рабству краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

В Лондоне Хайек вступил в научную полемику с Джоном Кейнсом, ставшим основателем целого направления в экономике, которое впоследствии получило название кейнсианство. Кейнс отстаивал необходимость государственного регулирования экономики, в то время как Хайек — необходимость свободного рынка.

Публикация

Впервые книга была опубликована в Великобритании издательством Routledge Press в марте 1944 года. В сентябре 1944-го выпущена University of Chicago Press. Американские издатели предполагали продать от 900 до 3 тысяч экземпляров. Первоначальный тираж был быстро распродан, что потребовало выпуска дополнительного тиража в 30 тысяч, который разошёлся за 6 месяцев. По подсчётам издательства на 2007 год (за 63 года) было продано около 350 тысяч экземпляров книги.


"Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека — самая знаменитая книга нобелевского лауреата по экономике 1974 года. Труд был переведен более чем на 20 языков, считается одним из основополагающих по классическому либерализму. Книга оказала огромное влияние на современную мировую политику и экономику, стала основой для идей по отказу от государственного регулирования, мотивировала к возвращению к классической модели конкурентного рынка в Великобритании при Маргарет Тэтчер и в США при Рональде Рейгане.

Основная идея

Книга Дорога к рабству Хайека

Ключевая идея книги "Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека заключается в том, что плановое регулирование экономики необратимо ведет к росту социалистической идеологии. А это, в свою очередь, является первым знаковым шагом к тоталитаризму.

По мнению самого Хайека, нацизм и фашизм достигали своего расцвета, став не реакцией на социалистические тенденции, а их неизбежным развитием.

Австрийский философ и экономист был убежден, что отказ от экономических свобод в угоду централизованному планированию и коллективизму ведет к лишению граждан не только экономических, но и основополагающих человеческих свобод. Это он и называл "дорогой к рабству".

Язык этой книги, несмотря на глубокое и сложное содержание, максимально прост, что позволило ее перевести на несколько десятков языков, познакомиться с изложенными в ней идеями смогли жители всей планеты.

Краткое содержание

Дорога к рабству

Книга начинается с главы "Отвергнутый путь", в которой Хайек приводит свою трактовку последних исторических событий. "Дорога к рабству" была издана в 1944 году, когда мировая война уже подходила к концу. Экономист отмечает, что эта война стала не только военным конфликтом, в который оказались втянуты практически все страны Европы, но и идейной борьбой, происходившей в рамках европейской цивилизации.

В "Дороге к рабству" Фридрих фон Хайек утверждает, что именно отказ от экономических свобод приводит к формированию тоталитаризма. К концу XIX века во всем мире снижалось доверие к либеральным ценностям, что вызывалось стремлением к быстрым переменам, желанием разрушить старый мир для постройки нового.

В главе "Великая утопия" автор описывает, как под знаменем свободы в мире происходит замена либерализма на социализм. Социализм, который Хайек изначально считает тоталитарным течением, стал последней попыткой лидеров Великой Французской революции довести ее до конца, реорганизовав и умышленно установив "духовную власть".

Книга "Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека разбита на 15 глав, в каждой из которых заключается какое-то основополагающее утверждение. В главе "Индивидуализм и коллективизм" автор отмечает, что главная беда социалистов — это вера в две несовместимые вещи — организацию и свободу. Сам термин предполагает социальную защищенность населения, равенство и всеобщую справедливость. Но чтобы достичь этого идеала, применяются принципы плановой экономики.

Либерализм же предполагает максимально свободную конкуренцию, недопущение монополий, создание мощной законодательной базы, борьбу с коррупцией и мошенничеством, неосведомленностью и злоупотреблениями.

По мнению Хайека, общей для всех социалистов становится ненависть к конкуренции в любом ее проявлении.

Неизбежное планирование

Один из ключевых аргументов необходимости планирования заключается в том, что из-за монополизаций остаются только два варианта: либо передать управление производством в руки правительства, либо начать контролировать частные монополии.

По Хайеку, монополии чаще всего возникают из-за тайных соглашений и прямой поддержки крупных государственных чиновников, а не становятся следствием какого-то экономического развития. Устранив эту помеху, можно создать идеальные условия для стимулирования конкуренции.

В книге "Дорога к рабству" Фридрих Август фон Хайек пишет, что единственный выход в таком положении — это децентрализация. Прямое управление должно быть отменено в пользу координации. Максимум это может быть система мер, которая необходима для согласования действий остальных субъектов рынка.

В главе "Планирование и демократия" Хайек отмечает, что коммунизм, системы коллективизма, фашизм различаются только в конечных целях. Общим для них является сознательная организация производственных сил, предназначенных для выполнения определенной задачи. Начиная выстраивать свою работу по определенному плану, важно различать потребности каждого индивида, сводя их в единую систему ценностей, которая подчинена государственной идеи.

В книге "Дорога к рабству" Фридрих Хайек подчеркивает, что свободу уничтожает не диктатура сама по себе, а планирование, которое неизбежно приводит к диктатуре, так как становится необходимым инструментом в обществе масштабного планирования.

"План и закон"

Лауреат Нобелевской премии Хайек

Глава "План и закон" посвящена отличиям, которые существуют между так называемыми "постановлениями по существу дела", которые принимают планирующие органы, и формальным правом. Разница между ними точно такая же, как в правилах дорожного движения и распоряжениях о том, по какому пути двигаться дальше.

В первом варианте они не соотносятся с конкретными людьми и целями, а во втором направлены на конкретных индивидов, призывая их трудиться на заданную цель.

В книге "Дорога к рабству" фон Хайек подчеркивает, что для контроля над целыми народами необходима группа экспертов или фигура некого главнокомандующего, в руках которого вся власть, не связанная с демократическими процедурами. К такому заключению он приходит в главе "Экономический контроль и тоталитаризм".

Потерю свободы выбора он определяет ситуациями, когда граждане вместо конкретного денежного вознаграждения начинают получать общественные должности, отличия и привилегии. Экономическая жизнь оказывается под тотальным контролем, человек теряет возможность сделать хотя бы шаг, не заявляя во всеуслышание о своих целях и намерениях. Вся человеческая жизнь оказывается под контролем. Такую же картину, как в "Дороге к рабству" Ф. Хайека, спустя несколько лет опишет Оруэлл в романе "1984".

"Кто кого?"

Автор книги Дорога к рабству

Суть главы "Кто кого?" заключается в том, что, потеряв частную собственность, общество лишается свободы. При этом реальные ресурсы оказываются в руках государства или неких влиятельных структур.

Планирование производства государством в конечном счете приводит к тотальному контролю за произведенными ресурсами, отмечает автор, а это значительно ограничивает рыночные отношения. Когда они доходят до критической точки, их становится необходимо распространить до тех пор, пока они не станут всеобъемлющими.

Все это приводит к тому, что индивид лишается работы, становясь зависимым от решения властей, которые за него определяют его место в обществе, где он будет трудиться и как жить. Когда государство принимает на себя такие функции, единственной реальной формой власти остается власть чиновников или бюрократов, то есть тех людей, у которых находится аппарат принуждения.

"Свобода и защищенность"

В этой главе книги "Дорога к рабству" Хайек останавливается на проблеме дисциплины, которая неизбежно встает, когда планированием по отношению к целой нации занимается государство.

Общественным институтом, который иллюстрирует плановое общество, автор называет армию. Сотрудников и их обязанности определяет командование, а если возникает дефицит ресурсов, то все оказываются на голодном пайке. Экономическая защищенность в этой системе гарантирована исключительно военным, но она связана с потерей личной свободы.

"Почему к власти приходят худшие?"

Книга Дорога к рабству

Часть книги "Дорога к рабству", краткое содержание которой приведено в этой статье, озаглавленная этим риторическим вопросом, вызвала наибольший интерес среди читателей.

В этой главе он пытается разобраться с утверждением о том, что тоталитаризм не плох сам по себе, а его портят исторические личности, которые оказываются во главе. В своих доказательствах и размышлениях автор убеждает читателя, что эта форма власти несовместима с ценностями индивида, присущими западным цивилизациям.

Если государство или общество ставятся выше индивида, то его истинными членами остаются только те, чьи интересы совпадают с коллективными. Обязательное условие пребывания диктатора у власти — поиск врага (внутреннего или внешнего) и беспощадная борьба против него.

Там, где встречается высшая цель, где считают, что для ее достижения все средства хороши, не остается этических правил и норм. Жестокость ради исполнения долга оправдывается, коллективисты считают ценности и права отдельной личности помехой для достижения конечного результата. Будучи преданными своему идеалу, они готовы совершать даже аморальные и низкие поступки. Когда сами ценности устанавливает вождь, его подчиненные освобождаются от нравственных убеждений. Единственное, что от них требуется, — это беспрекословно подчиняться.

Их более не пугает грязная работа, выполнение подобных заданий становится путевкой на вершину карьерной лестницы, к настоящей власти. Люди, у которых сохраняются внутренние идеалы, отказываются ее выполнять, на это идут только самые беспринципные.

Хайек относит к таким организациям СД и СС, министерство пропаганды и гестапо в Третьем рейхе, а также подобные службы в Советском Союзе и Италии, где от сотрудников в первую очередь требуются жестокость, умение запугивать, следить и обманывать.

"Конец правды"

В главе "Конец правды" Хайек пишет, что для служения единой цели принуждения мало. Нужно, чтобы народ уверовал в важность и необходимость этой цели. Добиться этого можно только с помощью пропаганды. Приходится подменять понятия, потому что убеждать приходится не только в важности самой цели, но и в методах ее достижения.

Значение слов в условиях государственной пропаганды может меняться в зависимости от внешних или внутренних обстоятельств. Критика и сомнения подавляются. Вводится тотальный контроль над информацией, что затрагивает даже абсолютно аполитичные области.

Корни нацизма

Нацистская Германия

Хайек вводит понятие социалистические корни нацизма, демонстрируя, насколько близки друг к другу эти доктрины.

Например, он приводит фразу и работы многих лидеров национал-социализма, которые начинали свою политическую карьеру в качестве марксистов.

Идеальные цели

Адольф Гитлер

Хайек утверждает, что в современном обществе человек часто отказывается подчиняться законам рынка. Он даже готов жертвовать своими свободами, только бы получить действенную экономическую защищенность.

Все это приводит к близоруким мерам, которые приносят только вред и ведут к тоталитаризму.

"Каким будет мир после войны?"

Так называется последняя глава этой книги. В преддверии грядущего окончания мировой войны автор отмечает недопустимость формирования наднациональных планирующих органов.

По мнению философа, международное правление может стать прообразом неприкрытой диктатуры, воплотив идеи национал-социализма в самых крупных масштабах. Такая форма приведет к мировой напряженности. Главное — не допустить, чтобы развитые нации начали силой навязывать окружающим свои представления о нравственности. В этом случае они рискуют оказаться в положении, когда им самим придется решаться на безнравственные поступки, заключает автор.

Road to Serfdom.jpg


Обложка первого издания книги

Содержание

Предпосылки написания и дальнейшее влияние на политику

Идеи национал-социализма также оказались в идеологическом противоречии с воззрениями австрийской экономической школы. Представителей направления обвинили в еврейском происхождении. Как вспоминает учёный, согласно его протесту, 13 октября 1936 года Frankfurter Zeitung (нем.) русск. опубликовала заметку [7] :

Имевший еврейское происхождение Мизес был вынужден эмигрировать в Женеву. Сам Хайек переехал в Лондон. Время Великой депрессии не способствовало популяризации либеральных идей.

В Лондоне Хайек вступил в научную полемику с Джоном Кейнсом, ставшим основателем целого направления в экономике, которое впоследствии получило название кейнсианство [8] [9] . Кейнс отстаивал необходимость государственного регулирования экономики, в то время как Хайек — необходимость свободного рынка.



Публикация

Впервые книга была опубликована в Великобритании издательством Routledge Press в марте 1944 года. В сентябре 1944-го выпущена издательством Чикагского университета (англ.) русск. . Американские издатели предполагали продать от 900 до 3 тысяч экземпляров. Первоначальный тираж был быстро распродан, что потребовало выпуска дополнительного тиража в 30 тысяч, который разошёлся за 6 месяцев. По подсчётам издательства на 2007 год (за 63 года) было продано около 350 тысяч экземпляров книги [15] .

Структура и краткое содержание

Книга состоит из предисловия, введения, 15 глав и заключения:

1. Отвергнутый путь

2. Великая утопия

3. Индивидуализм и коллективизм

4. Является ли планирование неизбежным?

В четвёртой главе Хайек разбирает утверждение о том, что вследствие развития технологий конкурентный рынок в конечном итоге монополизируется. Один из самых распространённых аргументов необходимости планирования заключается в том, что вследствие монополизации обществу остаётся либо контролировать деятельность частных монополий, либо передать управление производством правительству. Хайек считает, монополии не являются следствием экономического развития и в большинстве случаев возникают в результате тайных соглашений и прямой поддержки государственных чиновников. Устранив данное вмешательство, можно восстановить условия, которые необходимы для развития конкуренции. Более того, при усложнении производства и хозяйственной деятельности становится невозможным их учитывать в некоем планирующем центре. Единственный выход Хайек видит в децентрализации. Прямое управление должно заменяться координацией — системой мер по предоставлению информации, которая нужна для согласования действий с действиями других субъектов рынка. [28] [27] .

5. Планирование и демократия

В пятой главе Хайек пишет о том, что различные с виду системы коллективизма, коммунизма, фашизма, расходятся лишь в определении конечной цели, к которой должны быть направлены усилия общества. Общим является сознательная организация производительных сил для выполнения этой определённой задачи. Выстраивая деятельность по единому плану, необходимо ранжировать потребности каждого конкретного индивида и свести их в некую единую систему ценностей, подчинённую обозначенной сверху идее. Бесконечное расширение сферы общественной деятельности, контролируемой государством для достижения какого-либо результата, приведёт к игнорированию индивидуальной свободы. Описывая проблемы, возникающие в демократическом обществе, Хайек утверждает, что не диктатура приводит к уничтожению свободы, что планирование приводит к диктатуре, поскольку диктатура является необходимым инструментом в обществе, где проводится широкомасштабное планирование [29] .

7. Экономический контроль и тоталитаризм

Хайек считает, чтобы руководить тысячами и десятками тысяч людей, необходимо наличие группы экспертов и некоего главнокомандующего, обладающего полнотой власти и не связанного демократическими процедурами. Когда вместо денежного вознаграждения люди начнут получать общественные отличия, должности или привилегии, а также дополнительные возможности, то это будет означать потерю свободы выбора. Если наша экономическая жизнь окажется под контролем, то человек не сможет сделать и шага, не заявляя о своих намерениях и целях. Под контролем оказывается вся человеческая жизнь [31] .

Идея главы состоит в том, что, отдав частную собственность в руки государства и неких планирующих структур, общество лишится свободы. Так, по выражению Хайека:

Власть надо мной мультимиллионера, живущего по соседству и, может быть, являющегося моим работодателем, гораздо меньше, чем власть маленького чиновника, за спиной которого стоит огромный аппарат насилия и от чьей прихоти зависит, где мне жить и работать. Но разве мне нужно разрешение, чтобы жить и работать? И кто станет отрицать, что мир, где богатые имеют власть, лучше, чем мир, где богаты лишь власть имущие?

Планирование производства со стороны государства в конечном итоге приведёт к контролю за распределением, а это ограничивает рыночные отношения. Когда эти ограничения дойдут до критической точки, их необходимо будет распространять всё дальше до тех пор, пока они не станут всеобъемлющими. В результате индивид теряет свободу и становится зависимым от постановления властей, которые определяют его положение в обществе, его место работы и соответственно жизни. Как только государство берёт на себя функцию планирования всей экономической жизни, единственной формой власти становится власть чиновников, или власть бюрократии, то есть власть имеют те люди, в руках которых находится аппарат принуждения [33] [27] .

9. Свобода и защищённость

10. Почему к власти приходят худшие?



Здание министерства пропаганды Третьего Рейха. Cогласно Хайеку, ложь и насилие являются обязательными атрибутами тоталитарного государства

11. Конец правды



„Коллективная свобода“, о которой все ведут речь, — это не свобода каждого члена общества, а ничем не ограниченная свобода планирующих органов делать с обществом всё, что они пожелают. Это смешение свободы с властью, доведённое до абсурда [41] .

Когда работа идёт, всякое публичное выражение сомнений или опасений, что план не удастся выполнить, расценивается как проявление нелояльности и даже неблагонадёжности, поскольку это может отрицательно повлиять на настроение и работоспособность других рабочих [43] .

12. Социалистические корни нацизма

Хайек описывает труды и высказывания предтеч национал-социализма, многие из которых в молодости являлись марксистами. К ним он относит Вернера Зомбарта, Иоганна Пленге (англ.) русск. , Пауля Ленша (англ.) русск. , Освальда Шпенглера и Артура Мёллера ван дер Брука [45] . Следует отметить, что Освальд Шпенглер в 1933 году отклонил предложение нацистов о сотрудничестве [46] .

13. Тоталитаристы среди нас

Анализируя происходившие в конце войны в Англии события, Хайек пишет о том, что она повторяет ошибки, сделанные Германией, которые и привели её к приходу тоталитарной власти.

14. Материальные обстоятельства и идеальные цели

В современном обществе, по мнению Хайека, зачастую человек не желает подчиняться необходимости законов рынка. Он готов пожертвовать частью своих свобод, чтобы получить некую экономическую защищённость. Следствием являются близорукие меры, которые не приносят ничего кроме вреда [47] и в конечном итоге приводят к тоталитаризму.

15. Каким будет мир после войны?

В самом начале главы Хайек указывает, что в ряде случаев планирование возможно лишь в том случае, когда ограничивается ряд свобод, в частности свобода передвижения [48] .

В контексте близящегося окончания II мировой войны и победы над Третьим рейхом, подчёркивается недопустимость формирования наднациональных планирующих органов. Международное планирование, по мнению Хайека, станет неприкрытой диктатурой и воплощением идей национал-социализма о существовании крупномасштабного централизованного хозяйства, которое управляется расой господ. Оно также приведёт к нарастанию напряжённости в мире. Если развитые нации начнут силой навязывать другим свои нравственные представления, которые для других чужды, то они рискуют попасть в ситуации, когда им самим придётся действовать безнравственно [50] .

Положительные оценки



По моему мнению, это превосходная книга… В моральном и философском плане я практически согласен с ней, и не только умом… [51]

In my opinion it is a grand book. Morally and philosophically I find myself in agreement with virtually the whole of it: and not only in agreement with it, but in deeply moved agreement.

В то же время в письме к Хайеку он указывал, что

Your greatest danger is the probable practical failure of the application of your philosophy in the United States.

В тезисах профессора Хайека есть большая доля правды. Коллективизм не является демократичным, а наоборот он предоставляет тираническому меньшинству такую власть, о которой не могла мечтать испанская инквизиция [53] .

Professor Hayek's thesis there is a great deal of truth. It cannot be said too often — at any rate, it is not being said nearly often enough — that collectivism is not inherently democratic, but, on the contrary, gives to a tyrannical minority such powers as the Spanish Inquisitors never dreamt of.

В то же время он отметил, что

возврат к свободному рынку для большого количества людей станет ещё большей тиранией, чем тирания государства, так как она будет более безответственной [53] .

return to 'free' competition means for the great mass of people a tyranny probably worse, because more irresponsible, than that of the state.

Критика



Американский писатель-романист Эрик Ценси (англ.) русск. отмечал, что свободный рынок в понимании Хайека неприемлем для современного общества. Растущая система требует планирования для оптимизации использования ограниченных ресурсов:

Планирование направлено на минимизацию бедности и несправедливости, для уменьшения использования благ экосистемы, то есть того, что крайне необходимо для современного общества [63]

Planning is planning, whether it's done to minimize poverty and injustice, as socialists were advocating then, or to preserve the minimum flow of ecosystem services that civilization requires, as we are finding increasingly necessary today

Дорога к рабству (англ. The Road to Serfdom, 1944) – книга нобелевского лауреата Ф. фон Хайека. Книга была переведена более чем на 20 языков. Считается одним из основополагающих трудов по классическому либерализму. Книга оказала заметное влияние на мировую политику, послужив идейной основой возврата к методам классического рынка в США при Рейгане и Великобритании при Тэтчер и отказа от идей государственного регулирования.

Оглавление
Файлы: 1 файл

анализ Дорога к рабству.doc

I. Введение. . . . 3

II. Биография Ф. Хайека. . . . 3

IV. Заключение. . . . 14

V. Список литературы. . . . 16

Дорога к рабству (англ. The Road to Serfdom, 1944) – книга нобелевского лауреата Ф. фон Хайека. Книга была переведена более чем на 20 языков. Считается одним из основополагающих трудов по классическому либерализму. Книга оказала заметное влияние на мировую политику, послужив идейной основой возврата к методам классического рынка в США при Рейгане и Великобритании при Тэтчер и отказа от идей государственного регулирования.

Биография Ф. Хайека.

Английский экономист Фридрих Август фон Хайек родился в Вене. Он был сыном Августа фон Хайека, сотрудника местных органов здравоохранения и по совместительству профессора биологии Венского университета, и Фелицитас фон Хайек. В 1917 г., после окончания школы, Хайек был призван в австрийскую армию и служил артиллерийским офицером на итальянском фронте.

Вернувшись в 1918 г. после заключения мира в Вену, Хайек поступил в Венский университет, где изучал право, экономику, философию и психологию. Хотя первоначально он был увлечен идеями социализма и национализма, которые были наиболее популярными идейными течениями в послевоенной Вене, впоследствии он стал их яростным противником. Первым шагом Хайека на пути борьбы против этих идеологий, которая стала делом всей его жизни, была организация Ассоциации демократических студентов в университете.

Вернувшись в Австрию на государственную службу в 1924 г., Хайек стал членом частного семинара Мизеса, войдя тем самым в избранную группу влиятельных экономистов и философов, которые встречались несколько раз в месяц для дискуссий по текущим экономическим проблемам. Находясь под впечатлением эмпирических исследований экономического цикла, которые в то время проводились в Соединенных Штатах, Хайек в 1927 г. убедил австрийское правительство создать институт для проведения подобных исследований в Австрии.

В 1926 г. Хайек женился на Элен фон Фритч. У них есть сын и дочь. После развода с первой женой он в 1950 г. женился на Хелене Виттерлич. В 1938 г. он получил британское гражданство.

Кроме Нобелевской премии, Хайек получил много других наград, включая медаль за достижения в науках и искусстве от австрийского правительства (1976). Он является членом Британской академии, Австрийской академии наук, Аргентинской академии экономических наук. Ему присвоено также большое число почетных ученых степеней и званий.

Замысел книги раскрывает эпиграф из Юма: "Свобода, в чем бы она ни заключалась, теряется, как правило, постепенно". Образ дороги, присутствующий в заглавии, не случаен: Хайек показывает, куда, по его мнению, ведет дорога, вымощенная благими намерениями социалистов. Вступив на эту дорогу, невозможно остановиться на полпути: логика событий заставляет проделать его весь до конца, пока и общество, и отдельная личность не будут поглощены государством и не восторжествует тоталитарное рабство.

Книга посвящена раскрытию фундаментального противоречия в идее социалистического учета и контроля. Хайек развивает идею своего предшественника фон Мизеса о том, что социализм как экономическая система обречен на распад, поскольку только свободный рынок, движимый только индивидуальными интересами, способен породить достаточную информацию для эффективной и разумной координации социального поведения. Другими словами, свобода является необходимым условием процветающей экономики.

В целом все аргументы в книге Хайека построены на классических либеральных взглядах, в которых концепция свободы индивидуума ставится во главу.

Прогресс, по мнению Хайека, происходит от эволюционного процесса поиска ниши, при котором участники рынка экспериментируют с различными методами извлечения прибыли. Большинство из них терпит неудачу, которая затрагивает только их. Но некоторые преуспевают, и от этого выигрывает общество в целом.

Если бы правительство не вмешивалось в денежное обращение, не было бы колебаний производства и, следовательно, экономических кризисов. Хайек считает ошибкой полумонополистический подход правительств к вопросам денежного регулирования. Поскольку никакая монополия не способна адекватно реагировать на любые ситуации (она просто не содержит необходимых механизмов), это, в конечном счете, является первопричиной экономических кризисов.

Законы социального развития не могут быть описаны простой теорией наподобие физической. Сложность такой теории не дает использовать ее для эффективного предсказания частных явлений, поскольку потребуется точно знать слишком много параметров, для которых имеются лишь эмпирические значения. В этом смысле возможности науки по объяснению и предсказанию социальных явлений гораздо более ограничены, нежели в физике.

Если же поддаться искушению попробовать построить такую теорию, которая позволяла бы управлять социальным прогрессом наподобие физического эксперимента, придется создать общество, направляемое мнением некоторой группы лиц. Это сразу прекращает движение мысли. Невозможно допускать наличие реальной свободы в некоторых областях и некоторой другой доктрины во всех остальных.

"Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека — самая знаменитая книга нобелевского лауреата по экономике 1974 года. Труд был переведен более чем на 20 языков, считается одним из основополагающих по классическому либерализму. Книга оказала огромное влияние на современную мировую политику и экономику, стала основой для идей по отказу от государственного регулирования, мотивировала к возвращению к классической модели конкурентного рынка в Великобритании при Маргарет Тэтчер и в США при Рональде Рейгане.

Основная идея

Книга Дорога к рабству Хайека

Ключевая идея книги "Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека заключается в том, что плановое регулирование экономики необратимо ведет к росту социалистической идеологии. А это, в свою очередь, является первым знаковым шагом к тоталитаризму.

По мнению самого Хайека, нацизм и фашизм достигали своего расцвета, став не реакцией на социалистические тенденции, а их неизбежным развитием.

Австрийский философ и экономист был убежден, что отказ от экономических свобод в угоду централизованному планированию и коллективизму ведет к лишению граждан не только экономических, но и основополагающих человеческих свобод. Это он и называл "дорогой к рабству".

Язык этой книги, несмотря на глубокое и сложное содержание, максимально прост, что позволило ее перевести на несколько десятков языков, познакомиться с изложенными в ней идеями смогли жители всей планеты.

Краткое содержание

Дорога к рабству

Книга начинается с главы "Отвергнутый путь", в которой Хайек приводит свою трактовку последних исторических событий. "Дорога к рабству" была издана в 1944 году, когда мировая война уже подходила к концу. Экономист отмечает, что эта война стала не только военным конфликтом, в который оказались втянуты практически все страны Европы, но и идейной борьбой, происходившей в рамках европейской цивилизации.

В "Дороге к рабству" Фридрих фон Хайек утверждает, что именно отказ от экономических свобод приводит к формированию тоталитаризма. К концу XIX века во всем мире снижалось доверие к либеральным ценностям, что вызывалось стремлением к быстрым переменам, желанием разрушить старый мир для постройки нового.

В главе "Великая утопия" автор описывает, как под знаменем свободы в мире происходит замена либерализма на социализм. Социализм, который Хайек изначально считает тоталитарным течением, стал последней попыткой лидеров Великой Французской революции довести ее до конца, реорганизовав и умышленно установив "духовную власть".

Книга "Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека разбита на 15 глав, в каждой из которых заключается какое-то основополагающее утверждение. В главе "Индивидуализм и коллективизм" автор отмечает, что главная беда социалистов — это вера в две несовместимые вещи — организацию и свободу. Сам термин предполагает социальную защищенность населения, равенство и всеобщую справедливость. Но чтобы достичь этого идеала, применяются принципы плановой экономики.

Либерализм же предполагает максимально свободную конкуренцию, недопущение монополий, создание мощной законодательной базы, борьбу с коррупцией и мошенничеством, неосведомленностью и злоупотреблениями.

По мнению Хайека, общей для всех социалистов становится ненависть к конкуренции в любом ее проявлении.

Неизбежное планирование

Один из ключевых аргументов необходимости планирования заключается в том, что из-за монополизаций остаются только два варианта: либо передать управление производством в руки правительства, либо начать контролировать частные монополии.

По Хайеку, монополии чаще всего возникают из-за тайных соглашений и прямой поддержки крупных государственных чиновников, а не становятся следствием какого-то экономического развития. Устранив эту помеху, можно создать идеальные условия для стимулирования конкуренции.

В книге "Дорога к рабству" Фридрих Август фон Хайек пишет, что единственный выход в таком положении — это децентрализация. Прямое управление должно быть отменено в пользу координации. Максимум это может быть система мер, которая необходима для согласования действий остальных субъектов рынка.

В главе "Планирование и демократия" Хайек отмечает, что коммунизм, системы коллективизма, фашизм различаются только в конечных целях. Общим для них является сознательная организация производственных сил, предназначенных для выполнения определенной задачи. Начиная выстраивать свою работу по определенному плану, важно различать потребности каждого индивида, сводя их в единую систему ценностей, которая подчинена государственной идеи.

В книге "Дорога к рабству" Фридрих Хайек подчеркивает, что свободу уничтожает не диктатура сама по себе, а планирование, которое неизбежно приводит к диктатуре, так как становится необходимым инструментом в обществе масштабного планирования.

"План и закон"

Лауреат Нобелевской премии Хайек

Глава "План и закон" посвящена отличиям, которые существуют между так называемыми "постановлениями по существу дела", которые принимают планирующие органы, и формальным правом. Разница между ними точно такая же, как в правилах дорожного движения и распоряжениях о том, по какому пути двигаться дальше.

В первом варианте они не соотносятся с конкретными людьми и целями, а во втором направлены на конкретных индивидов, призывая их трудиться на заданную цель.

В книге "Дорога к рабству" фон Хайек подчеркивает, что для контроля над целыми народами необходима группа экспертов или фигура некого главнокомандующего, в руках которого вся власть, не связанная с демократическими процедурами. К такому заключению он приходит в главе "Экономический контроль и тоталитаризм".

Потерю свободы выбора он определяет ситуациями, когда граждане вместо конкретного денежного вознаграждения начинают получать общественные должности, отличия и привилегии. Экономическая жизнь оказывается под тотальным контролем, человек теряет возможность сделать хотя бы шаг, не заявляя во всеуслышание о своих целях и намерениях. Вся человеческая жизнь оказывается под контролем. Такую же картину, как в "Дороге к рабству" Ф. Хайека, спустя несколько лет опишет Оруэлл в романе "1984".

"Кто кого?"

Автор книги Дорога к рабству

Суть главы "Кто кого?" заключается в том, что, потеряв частную собственность, общество лишается свободы. При этом реальные ресурсы оказываются в руках государства или неких влиятельных структур.

Планирование производства государством в конечном счете приводит к тотальному контролю за произведенными ресурсами, отмечает автор, а это значительно ограничивает рыночные отношения. Когда они доходят до критической точки, их становится необходимо распространить до тех пор, пока они не станут всеобъемлющими.

Все это приводит к тому, что индивид лишается работы, становясь зависимым от решения властей, которые за него определяют его место в обществе, где он будет трудиться и как жить. Когда государство принимает на себя такие функции, единственной реальной формой власти остается власть чиновников или бюрократов, то есть тех людей, у которых находится аппарат принуждения.

"Свобода и защищенность"

В этой главе книги "Дорога к рабству" Хайек останавливается на проблеме дисциплины, которая неизбежно встает, когда планированием по отношению к целой нации занимается государство.

Общественным институтом, который иллюстрирует плановое общество, автор называет армию. Сотрудников и их обязанности определяет командование, а если возникает дефицит ресурсов, то все оказываются на голодном пайке. Экономическая защищенность в этой системе гарантирована исключительно военным, но она связана с потерей личной свободы.

"Почему к власти приходят худшие?"

Книга Дорога к рабству

Часть книги "Дорога к рабству", краткое содержание которой приведено в этой статье, озаглавленная этим риторическим вопросом, вызвала наибольший интерес среди читателей.

В этой главе он пытается разобраться с утверждением о том, что тоталитаризм не плох сам по себе, а его портят исторические личности, которые оказываются во главе. В своих доказательствах и размышлениях автор убеждает читателя, что эта форма власти несовместима с ценностями индивида, присущими западным цивилизациям.

Если государство или общество ставятся выше индивида, то его истинными членами остаются только те, чьи интересы совпадают с коллективными. Обязательное условие пребывания диктатора у власти — поиск врага (внутреннего или внешнего) и беспощадная борьба против него.

Там, где встречается высшая цель, где считают, что для ее достижения все средства хороши, не остается этических правил и норм. Жестокость ради исполнения долга оправдывается, коллективисты считают ценности и права отдельной личности помехой для достижения конечного результата. Будучи преданными своему идеалу, они готовы совершать даже аморальные и низкие поступки. Когда сами ценности устанавливает вождь, его подчиненные освобождаются от нравственных убеждений. Единственное, что от них требуется, — это беспрекословно подчиняться.

Их более не пугает грязная работа, выполнение подобных заданий становится путевкой на вершину карьерной лестницы, к настоящей власти. Люди, у которых сохраняются внутренние идеалы, отказываются ее выполнять, на это идут только самые беспринципные.

Хайек относит к таким организациям СД и СС, министерство пропаганды и гестапо в Третьем рейхе, а также подобные службы в Советском Союзе и Италии, где от сотрудников в первую очередь требуются жестокость, умение запугивать, следить и обманывать.

"Конец правды"

В главе "Конец правды" Хайек пишет, что для служения единой цели принуждения мало. Нужно, чтобы народ уверовал в важность и необходимость этой цели. Добиться этого можно только с помощью пропаганды. Приходится подменять понятия, потому что убеждать приходится не только в важности самой цели, но и в методах ее достижения.

Значение слов в условиях государственной пропаганды может меняться в зависимости от внешних или внутренних обстоятельств. Критика и сомнения подавляются. Вводится тотальный контроль над информацией, что затрагивает даже абсолютно аполитичные области.

Корни нацизма

Нацистская Германия

Хайек вводит понятие социалистические корни нацизма, демонстрируя, насколько близки друг к другу эти доктрины.

Например, он приводит фразу и работы многих лидеров национал-социализма, которые начинали свою политическую карьеру в качестве марксистов.

Идеальные цели

Адольф Гитлер

Хайек утверждает, что в современном обществе человек часто отказывается подчиняться законам рынка. Он даже готов жертвовать своими свободами, только бы получить действенную экономическую защищенность.

Все это приводит к близоруким мерам, которые приносят только вред и ведут к тоталитаризму.

"Каким будет мир после войны?"

Так называется последняя глава этой книги. В преддверии грядущего окончания мировой войны автор отмечает недопустимость формирования наднациональных планирующих органов.

По мнению философа, международное правление может стать прообразом неприкрытой диктатуры, воплотив идеи национал-социализма в самых крупных масштабах. Такая форма приведет к мировой напряженности. Главное — не допустить, чтобы развитые нации начали силой навязывать окружающим свои представления о нравственности. В этом случае они рискуют оказаться в положении, когда им самим придется решаться на безнравственные поступки, заключает автор.

Австрийский экономист Фридрих Хайек: краткая биография, деятельность, воззрения и книги

Фридрих Август фон Хайек – это австрийский и британский экономист и философ. Он отстаивал интересы классического либерализма. В 1974 году он получил Нобелевскую премию на пару с Гуннаром Мирделом за «новаторскую работу в области теории денег и… .

Краткое содержание Так говорил Заратустра. Философский роман Фридриха Ницше. Идея сверхчеловека

Книга Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" состоит из четырех частей, в каждой из которых в форме притчей бродячего пророка поэтапно раскрывается философское учение писателя.

Генерал Фридрих Фромм и заговор против Гитлера

В 1944 году произошло покушение на жизнь Адольфа Гитлера, организованное группой немецких офицеров и генералов. Заговорщики были уверены, что фюрер ведёт Германию к катастрофе. Генерал Фридрих Фромм знал о намерениях мятежников, но не решался к ним .

Биография Ницше Фридриха. Интересные факты, произведения, цитаты

Часто причиной ярких достижений в философии и искусстве является непростая биография. Ницше Фридрих – один из самых значительных философов второй половины 19 века, прошел непростой короткий, но очень плодотворный жизненный путь. Расскажем о вехах .

Писатель Фридрих Горенштейн

Фридрих Горенштейн - писатель, талантливый сценарист и драматург. Он является знаковой персоной как в русской, так и во всемирной литературе. Хотите узнать о жизни и творчестве данного писателя поподробнее? Внимательно ознакомьтесь со статьей.

Читайте также: