Высказывание о малокомплектной школе

Обновлено: 30.06.2024

В нашей школе все четыре начальных класса объединены в класс-комплект. При этом с классом-комплектом работает один учитель.

Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание, но и на выбор средств, форм и методов обучения. Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

1. Маленькие классы — это интенсивные уроки. У нас в классах от 1 до 6 обучающихся. Учитель может уделять каждому достаточно времени, видеть и понимать, как происходит усвоение учебного материала, варьировать план занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников. У ребят нет возможности отвлекаться на уроках, потому что каждый находится постоянно в зоне внимания учителя. И это способствует эффективной работе, плодотворным занятиям. При этом узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включения разных способов и средств обучения, проявляющих преимущества малой наполняемости классов, например:

преобладание индивидуальной и групповой учебной деятельности;

частичный или полный отказ учителя от плана в тех случаях, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале;

незапланированная самостоятельность более сильного ученика для того, чтобы заняться тем, кто не понял и не усвоил материал.

варьирование стиля общения учителя с учениками на уроке от официального до доверительного.

Поскольку учащиеся работают в разном темпе, учителю необходимо предусматривать возможные варианты дополнительных заданий для более сильных учащихся, либо готовить дифференцированный раздаточный материал (с разным уровнем сложности), возможно в нетрадиционном виде, например, в виде кроссвордов, занимательных задач по предмету.

Такого внимания, как наши ученики, не получают дети в городских школах с классами по 30 человек. У нас на уроках не получится отсидеться — дети все время при деле, вовлечены в процесс. Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.

2. Обучение в сельской школе более практическое. Урок окружающего мира может редко, но проходят на природе – рядом лес Дети больше времени проводят на свежем воздухе и значительно меньше заняты компьютером и гаджетами.

Конечно, никто не станет убеждать в том, что маленькая школа на несколько учеников, расположенная на задворках цивилизации — абсолютная ценность, а сельское образование — безусловное благо. Это не так, и не стоит кривить душой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас наша малокомплектная школа оснащена компьютерами, имеется мультемедийный кабинет, где учитель, пользуясь услугами сети интернет, может предоставить учащимся более полную и интересную информацию.

(выступление на районном семинаре учителей)

Подготовила: Учитель начальных классов

2013-2014 учебный год

Я – учитель начальных классов малокомплектной сельской школы, учитель с большим стажем работы. Помнится время, когда входя в класс, я встречала любопытные взгляды тридцати ребятишек, которых нужно было научить читать, писать, считать и , конечно же ,мечтать. Мне, учителю начальных классов, приходилось много трудиться: наглядные пособия изготавлялись руками самого учителя, каждый день – кипа тетрадей для проверки. Но каждый ребенок за четыре года учебы становился для тебя по-матерински родным. Время идет. И то ли демографические явления, то ли изменения в сознании людей по поводу семейной жизни привели к тому, что наша школа теперь- малокомплектная. Но время нас не выбирает и мы не выбираем время, когда нам жить, трудиться. Время лишь выдвигает свои требования.

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности. В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких деревеньках многим обделены. Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении. Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.

Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе. Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеют и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом.

Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате. Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой. Наши учащиеся в малокомплектных начальных школах получают полноценные знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в других школах района, области, вливаясь в другой коллектив. А также продолжают дальнейшее обучение в техникумах, вузах. Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока. Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики можно использовать проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач надо научить детей проверять задачу различными способами. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Во время работы над трудными разделами программы, я при необходимости делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.

СодержаниеШкола, в которой мало детейНедостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общенияИнформация к размышлению для родителейМаленькие классы — интенсивные урокиСемейная атмосфераБезопасность ребенкаБольше времени с родителямиПолезные особенности обученияРежим дняВзвешивая плюсы и минусы

Какая школа считается малокомплектной? Стоит ли поддерживать существование таких школ? Справляются ли они со своей основной задачей — качественным образованием своих немногочисленных учащихся? MedAboutMe постарается разобраться в этом сложном и важном вопросе. Приглашаем присоединиться к разговору.

Школа, в которой мало детей

Как правило, такие учебные заведения функционируют в сельских районах, причем достаточно отдаленных. Потому что, если поблизости есть другой населенный пункт с более укомплектованной школой, меньшую стремятся закрыть, учеников перевести в большую школу. Организация школьного транспорта обходится дешевле, чем содержание отдельного учебного заведения.

Идет ли это на пользу детям? И вообще, стоит ли беспокоиться о существовании маленьких школ, работающих для нескольких ребятишек?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя даже с точки зрения одной лишь экономики. С одной стороны, обучение ребенка в малочисленном учебном заведении обходится в несколько раз дороже, чем в обычной средней школе. С другой стороны, если не будет таких вот школ, небольшие деревни могут совсем опустеть, потому что трудоспособные родители еще сильнее будут стремиться уехать в большие города, где больше возможностей не только для трудоустройства, но и для выбора учебного заведения для образования ребенка. Сохранение сельских школ — один из факторов, имеющих значение для возрождения села.

В соседней Финляндии о малочисленных школах очень заботятся. Существуют специальные правительственные программы, направленные на сохранение и развитие таких учебных заведений. Их не закрывают, даже если остается только один ученик.

Недостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общения

Начнем, по традиции, с материальных трудностей, которые испытывают практически все небольшие школы.

Поскольку обучение каждого ученика обходится дороже, средств не хватает. В том числе и на зарплаты учителям. При этом нагрузка на преподавателя значительно возрастает: практически все учителя ведут по несколько предметов, попутно исполняя обязанности завхоза, библиотекаря, и т. д. Чтобы в таких условиях честно и с полной отдачей работать, нужно быть большим энтузиастом и самоотверженным человеком. Понятно, что на все школы — а их в России около 3 тысяч, — хороших учителей не хватает.

Нередко в здании малочисленной школы недостаточно кабинетов, нет спортивного и/или актового залов, да и сама постройка может нуждаться в серьезной реконструкции, на которую вечно не хватает средств.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Обращались уже и к главе района, и к депутатам, но денег на реконструкцию как не было, так и нет.

Но материальные проблемы — не единственная трудность. Малочисленность может негативно влиять на качество обучения: например, не все формы коллективной работы над материалом могут быть доступны. В малочисленных классах без одного/нескольких лидеров снижается мотивация у учеников, что негативно влияет на эффективность обучения.

Имеет также значение более низкий уровень образованности всего окружения, включая родителей.

Информация к размышлению для родителей

Специалисты считают, что при всех имеющихся недостатках, малочисленная школа имеет много положительных качеств. Расположить их в порядке возрастания/убывания важности не представляется возможным, поэтому представим их простым списком.

Маленькие классы — интенсивные уроки

В городской школе нередко классы оказываются переполненными. Учителю приходится делить свое внимание между 35-38 учениками. И таких классов у преподавателя несколько.

В небольшой школе в классе может быть от 2 до 10-15 учеников, и никаких параллелей. Учитель может уделять каждому достаточно времени, видеть и понимать, как происходит усвоение учебного материала, варьировать план занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников.

У ребят нет возможности отвлекаться на уроках, потому что каждый находится постоянно в зоне внимания учителя. И это способствует эффективной работе, плодотворным занятиям.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Такого внимания, как наши ученики, не получают дети в городских школах с классами по 30 человек. У нас на уроках не получится отсидеться, уткнувшись в телефон — дети все время при деле, вовлечены в процесс.

В маленьких населенных пунктах все друг друга знают. Учитель в курсе всего, происходящего в деревне: кто с кем подрался, кто в кого влюбился, у кого мать заболела и пришлось вместо уроков помогать по хозяйству. Нет проблем коммуникации с родителями учеников — все тут, можно хоть каждый день обмениваться информацией о поведении и успеваемости детей, держа руку на пульсе.

Ребята общаются не только на уроках, но и вне стен школы, они буквально растут вместе, и учатся, и шалят.

В небольших школах значительно реже дети сталкиваются с буллингом, травлей.

Безопасность в самом широком смысле — от более дружелюбной атмосферы в самой школе до безопасности по пути от дома до учебного заведения. Городской ребенок подвергается гораздо большей опасности даже при переходе оживленных улиц.

В деревне, в небольшом городке дети все время на виду. Отношения между людьми более открытые, ребенок может в случае необходимости обратиться за помощью к любому. А может и не обращаться — сами помогут. Да и структура преступности на селе иная, у детей гораздо меньше шансов стать жертвой случайного преступления на улице.

Больше времени с родителями

Порой родители стремятся переехать в город, чтобы сделать семью счастливее. Но на деле это оборачивается совсем иным.

Родителям приходится гораздо больше работать, чтобы обеспечить возросшие потребности семьи. Нередко — работать далеко и подолгу. В результате дети большую часть времени оказываются предоставленными сами себе, остаются один на один с городской жизнью и городскими соблазнами и опасностями.

Это не способствует укреплению семьи и отношений между поколениями.

Полезные особенности обучения

В малочисленных школах учитель нередко проводит урок одновременно у двух классов: у 1 и 2, у 3 и 5 и т. д.

Это позволяет старшим повторить уже пройденный материал, а младшим дает представление о том, что они будут изучать в следующих классах. Старшие могут помогать младшим усваивать информацию, одновременно закрепляя в памяти пройденное. Лучше всего усваивается и запоминается то, что ты однажды объяснял другим.

Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.

Обучение в сельской школе более практическое, если можно так сказать. Урок природоведения, зоологии и ботаники может происходить в ближайшем лесу, например, на поле, в саду или на ферме. Занятия физкультурой проводятся летом — на улице, зимой — на самой настоящей лыжне за околицей. А об уроках труда можно вообще не говорить: о труде ребятишки имеют далеко не умозрительное понятие.

Родители, выбирающие для детей престижную школу и готовые каждый день возить в нее детей через половину большого города, нередко забывают, что тем самым вносят в жизнь ребенка дополнительные негативные факторы. Один из них — потеря времени, проведенного в пути. Утром это означает потерю времени сна, днем — времени для игр, прогулок. И одновременно долгая дорога увеличивает риски, связанные с транспортом и ДТП.

Взвешивая плюсы и минусы

Конечно, никто не станет убеждать в том, что маленькая школа на полтора десятка учеников, расположенная в глуши на задворках цивилизации — абсолютная ценность, а сельское образование — безусловное благо. Это не так, и не стоит кривить душой.

Но не так уж плохо учат детей в небольших сельских школах. Немодно одетая учительница способна учить ребенка русскому языку, математике, географии, физике качественно и успешно — хотя бы потому, что у нее есть возможность работать с каждым индивидуально.

Интернет есть практически везде, соответственно, доступ к информации неограниченный. При желании ребенок может получать весьма качественное образование, потому что сама по себе городская школа не дает гарантий качества обучения.

Если родители обдумывают вопрос переезда в большой город ради обучения детей, им стоит как следует взвесить все плюсы и минусы этого шага. Однозначного ответа нет и быть не может.

Комментарий экспертаЩербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук

В России до сих пор много малокомплектных школ — около 3000. Это часть государственной системы образования, и недооценивать роль таких учебных заведений нельзя. Именно в таких школах получают образование те, кто пополнит ряды тружеников сельскохозяйственного производства, окажет влияние на развитие села, уровень его культуры, а в конечном итоге — и на его сохранение.

Массовая ликвидация сельских школ началась в 90-е годы прошлого века, и процесс все еще продолжается. Позитивной эту тенденцию назвать нельзя. Практика укрупнения сельских учебных заведений, начавшаяся еще в ХХ веке, привела к усилению миграции сельских жителей, опустению деревень и, в конечном итоге, падению сельскохозяйственного производства.

Легко понять, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня малокомплектная сельская школа, выходят за рамки вопроса сохранения одного из типов учебных заведений, и становятся проблемой общенациональной, тесно связанной с перспективами развития России.

Сельская школа должна стать носителем культуры, источником современных знаний для тех, кому предстоит жить и работать в сфере сельского хозяйства, формировать новую идеологию — идеологию качественной жизни вдалеке от мегаполисов.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Жители поселка Старая Суртайка Алтайского края, который находится в 3300 км от Москвы, обратились к Президенту Владимиру Путину во время прямой линии со своей болью. Дело в том, что в их селе проживает всего 400 человек, а в школе учится 47 учеников. Из-за малокомплектности местные власти решили закрыть это образовательное учреждение. Родители обратились напрямую к президенту, чтобы отстоять родную школу.

Жительница Старой Суртайки Алена Регер с надеждой обратилась к президенту:

- Месяц назад у нас был сход села, где глава Администрации района сказал, что школа закрывается. А у меня двое внуков, и старший на следующий год идет в школу. А куда он пойдет, если школу закроют? Нам придется все продать и уехать. Но я не хочу уезжать, мы 40 лет прожили здесь. Если школу закроют - село умрет.

Ее соседка Наталья добавила, что чиновники предлагают возить детей в другую школу в село Быстрянка в 7 км от них. Так далеко отпускать школьников даже на организованном транспорте родители не готовы.

Вот как Владимир Путин ответил на это обращение:

Владимир Путин обратился к местным чиновникам с просьбой разобраться в ситуации. И.о. Губернатора Алтайского края Виктор Томенко пояснил, что эта школа является филиалом. Она малокомплектная, но в планах ее закрытия нет. Вероятно, прошел сбой информации среди чиновников рангом ниже, и у этой школы есть будущее, как и у села.

Будем надеяться, что вмешательство президента и внимание губернатора помогут сельской школе. Но не у каждой подобной истории счастливый конец. В селе Бартым в Прикамье закрывают малокомплектную школу, где учится 28 учеников. Представители администрации посчитали, что выгоднее возить детей в другую образовательную организацию в соседнее село, однако это вызвало протест со стороны местных жителей. Кроме того, перевозка может обернуться риском для жизни школьников, ведь сельские дороги разбиты. Родители даже объявили об акции протеста, на которую они выйдут в ближайшее время, пока их вопрос не решится. Они обратились в краевую прокуратуру, и там взяли дело о ликвидации Ольховской основной общеобразовательной школы под контроль.

Но у чиновников своя правда. В управлении образования Октябрьского района рассказали, что по поводу судьбы этой школы вопрос будет решаться на общем сходе. Законы рынка диктуют свои условия: в малокомплектной школе к 2022 году останется всего 26 учеников, а расходы в год на одного школьника составляют 160 тыс. рублей. Это недостаточно для качественного обучения.

Мы обратились в Министерство просвещения с вопросом о будущем малокомплектных школ, и вот что нам ответили в пресс-службе:

Читайте также: