Радуга настроения в детском саду средняя
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель проекта : создание условий для знакомства детей с миром эмоций, развитие умения их называть и различать, обучение способам социально приемлемого выражения своего эмоционального состояния.
- познакомить детей с основными эмоциями: грусть, радость, страх, злость;
– формировать умение детей понимать и называть свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих;
– познакомить детей со способами регуляции своего эмоционального состояния;
- развивать коммуникативные способности детей, выразительность жестов, мимики, пантомимики;
- воспитывать интерес к своим чувствам, чувствам других людей и умение рассказывать об этом.
Актуальность :
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребёнок - дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения культурных ценностей, социальных, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности.
Мы живем в период социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и эмоционально-личностного развития. У многих детей занижена самооценка, повышен уровень детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с признаками тревожного поведения и даже с признаками выраженной агрессии.
Мы видим необходимость помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время -
одна из актуальных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к
У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом, эгоцентризм. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Объект проектной деятельности: процесс развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста
Предмет проектной деятельности: развитие эмоциональной сферы дошкольника
Гипотеза : реализация проекта окажет позитивное влияние на эмоционально-личностное развитие детей
Методами и средствами оценки результативности проекта являются наблюдение, методы опроса (анкетирование, тестирование). Обследование проводится как групповым способом, так и индивидуально.
Участники проекта : воспитанники средней группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : среднесрочный – 6 мес, практико-ориентированный, коллективный.
Формы работы с родителями:
• размещение информации на стенде;
• участие в беседах по проблемной теме;
План реализации проекта :
Организационный (подготовительный ):
Диагностика коммуникативного развития детей
Подбор методической литературы по данной теме, разработка конспектов НОД, развлечения.
Подбор художественной литературы(рассказы, стихи, сказки).
Подбор дидактических, подвижных игр, мини-этюдов по теме, релаксаций.
Подбор наглядного материала.
Приготовление материалов для художественного творчества.
Подбор аудиозаписей по теме.
Основной (реализация проекта):
• Проведение цикла ООД по теме проекта
Социально-коммуникативное развитие:
Совместная деятельность:
Рассматривание пиктограмм разнообразных эмоций
Самостоятельная деятельность:
Взаимодействие с родителями:
Попросить родителей, чтобы они дома с детьми ещё раз обсудили с детьми о том, какие эмоции и при каких обстоятельствах может испытывать человек.
Организация среды:
Серии картинок на разные поступки людей, атрибуты необходимые для сюжетно-ролевых игр, смайлики с разными эмоциями.
Познавательное развитие:
Совместная деятельность :
Самостоятельная деятельность:
Взаимодействие с родителями:
Попросить родителей, чтобы они дома с детьми посмотрели мультфильмы, видеосюжеты, адаптированные для дошкольного возраста на тему эмоции, рассказать ситуации из собственного жизненного опыта, с целью актуализировать знания детей в области эмоций и чувств.
Организация среды:
Серии картинок на разные поступки людей, атрибуты необходимые для сюжетно-ролевых игр, смайлики с разными эмоциями.
Речевое развитие:
Совместная деятельность:
Свободное общение с детьми и взрослыми.
Составление рассказов по сюжетным картинкам о разных поступках людей.
В ходе режимных моментов:
Самостоятельная деятельность:
Взаимодействие с родителями:
Попросить родителей, чтобы они дома с детьми придумали сказку об одной из эмоций, а ребёнок нам потом её рассказал.
Организация среды:
Художественно-эстетическое развитие:
Цель: закрепить представления о эмоциональных состояниях человека через создание образа; р азвивать умение использовать для воплощения образа выразительные средства (интонация, мимика, жест, голос)
Совместная деятельность:
Прослушивание музыкальных произведений разного настроения.
Пение различных музыкальных произведений различных
В ходе режимных моментов:
Перед сном прослушивание спокойной музыки. В течение дня слушание детских песен.
Самостоятельная деятельность:
Раскрашивание раскрасок с изображением разных сказочных героев, животных, детей. Свободная лепка из пластилина по замыслу.
Работа с родителями:
Физическое развитие:
Совместная деятельность:
В ходе режимных моментов:
Самостоятельная деятельность:
Взаимодействие с родителями:
Организация среды:
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Для родителей
Мастер-класс для родителей
Для педагога :
- консультации для родителей
- подбор конспектов совместной деятельности.
Ожидаемый результат реализации проекта:
Названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
Опознавать с помощью органов чувств эмоциональное состояние окружающих.
Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
Оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности.
Проявлять чувства эмпатии
Различать эмоции по схемам – пиктограммам.
Передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации
Родители глубже осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребёнка.
Заключительный этап
- диагностика коммуникативного развития детей на заключительном этапе
- анализ результатов работы
- составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой.
Анкетирование проводилось среди родителей детей средней группы детского сада.
Количество родителей, принявших участие в анкетировании, 23 человека из 30.
Целью анкетирования являлось выявление представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка, индивидуальных особенностях его эмоциональной сферы, а также выявление эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
• информация о степени участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;
• информация об особенностях детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.
Результаты анкетирования родителей указывают на высокую заинтересованность родителей в воспитании у детей таких качеств как отзывчивость, доброта, порядочность, вежливость, терпение, коммуникабельность.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 9 (30%) детей, со средним 9 (30%), с низким 11 ( 40) детей, от общего количества (30 детей) . На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 11 (40%) детей, со средним 11 (40%) и с низким уровнем 8 (20%) детей.
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки в области коммуникативного развития. Дети знают названия некоторых базовых эмоциональных состояний: радость, удивление, обида, страх, грусть, злость. Дети умеют распознавать эмоциональное проявление других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации), а также идентифицировать свое внутреннее эмоциональное состояние. В основном все ребята умеют адекватно свои эмоциональные реакции, чувства, мысли. В ходе проекта старались развивать у детей эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь. Проводили наблюдение, исследование во время игр, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы, этюды. Старались разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную и коммуникативную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.
В реализацию проекта были вовлечены родители, где вместе с детьми они приняли активное участие в мероприятиях, проводимых в группе, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами, установились более доверительные отношения.
Об эффективности реализации данного проекта можно сделать вывод из анализа работы с детьми, проведенного до начала работы над проектом и после завершения этой работы. Поставленная цель достигнута, задачи проекта решены. Все участники проекта получили удовлетворение от проделанной работы.
Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявить свое сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли людям, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия очень высока и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность сопереживать, сочувствовать, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что у детей меняются нравственные ориентиры, что мы – взрослые – не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают личное отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.
Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей , которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний.
Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.
Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Проект "Радуга настроения" направлен на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния.
сформировать физически и психически здорового ребенка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и характеризующегося достаточной самостоятельностью.
Тип проекта: тематический, познавательный, творческий.
Срок проекта: долгосрочный
По составу участников : групповой.
По времени проведения : долгосрочный (01.09.2020 – 31.05.2023)
- Игры с правилами
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
- Свободное и тематическое рисование
- Творческая речевая деятельность
Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Автор: Куртямова Марина Иосифовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей
Населённый пункт: село Овгорт
Наименование материала: Конспект
Тема: Психолгический тренинг Радуга настроения детства
Раздел: дошкольное образование
Психологический тренинг
настроения детства
Педагог – психолог Куртямова Марина Иосифовна с.Овгорт
Разработка урока по воспитанию детей. Учим детей справляться с плохим настроением.
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
(ГКОУ РО Матвеево - Курганская школа-интернат)
Цель:
- способствовать проявлению и осознанию эмоциональных состояний человека;
- продолжать развивать коммуникативные навыки;
- способствовать снятию у детей психоэмоционального напряжения.
- Здравствуйте, ребята! Надеюсь у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей) Давайте подумаем, на что может быть похоже наше астроение. Мое настроение похоже на солнышко, оно доброе и светлое. А ваше?
Если бы настроение было погодой, то какой?.
Если бы природным явлением, то каким?
Если было бы временем года, то каким?
(дети рассказывают, на что похоже их настроение)
-А если мы каждое настроение раскрасим? У Жени — красное, у Пети — синее и т. д. Что у нас получится? Правильно, радуга. И действительно, не бывает одного настроения, их целая радуга.
-Можем мы раскрасить хорошее настроение?
-А можем мы раскрасить плохое настроение?
(дети самостоятельно выполняют задание, используя заготовки радуги)
- Молодцы! Какая волшебная получилась у вас, ребята, радуга настроения. По-другому эти состояния, настроения, чувства называются эмоциями.
Давайте и эмоциям мы назначим цвет, чтобы их легче было понимать. Вот у меня рисунок, с какой эмоцией? Какой мы ему выберем цвет?
(дети рассуждают, на стене висит заготовка радуги, на которую они прикрепляют эмоцию к соответствующему цвету)
- Ребята, скажите, а от чего зависит настроение? (ответы детей)
- Давайте сейчас припомним своё настроение и себя в разных ситуациях. (детям поясняются условия выполнения задания, после работы дети анализируют, какое настроение у них возникает чаще)
- Какое настроение полезнее для человека?
- А когда человеку грустно или обидно, можно ли изменить его настроение?
- Как можно это сделать? Давайте поразмышляем. (ответы детей)
- Молодцы, давайте подведем итог:
• можно угостить конфеткой;
• сказать доброе слово;
• потанцевать под веселую музыку;
• совершить прогулку на природу, подышать свежим воздухом
Представьте, что вы оказались в театральной студии. Вы – артисты и получили задание:
• будто ты увидел чудо;
• ребенок, у которого отняли мороженое;
• два барана на мосту;
• человек, которого ударили;
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз, и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. (собери портрет) карточки с изображением частей лица.
Детям раздаются бланки, на которых изображены два больших овала — один с красной каймой, другой — с синей. Это зеркала. Детям нужно нарисовать в них себя: с плохим и хорошим настроением.
• Какое настроение тебе нравится больше?
• Какая из двух частей рисунка - твое настроение сейчас?
• Какое настроение у тебя бывает чаще?
• Можешь ли ты улучшать свое настроение?
• Что для этого ты можешь сделать сейчас?
В волшебной вазе лежат настроения (конфеты с пиктограммами эмоций). Дети выбирают то, которое им нравится.
- Молодцы, ребята! А сейчас каждый из вас подумав должен дать нам на прощанье добрый совет. (дети дают советы друг другу)
Читайте также: