Выготский мысль и слово краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Центральным положением в проблеме мышление и речь является вопрос об отношении мысли к слову. В решении этой проблемы существует 2 тенденции: отождество мысли и речи и полное их разъединение.

Проблемы мышления в работах Леонтьева, Рубинштейна, Гальперина.

Леонтьев в проблемах мышления видит следующие аспекты:

1) мышление - высшая ступень познания.

2) мышление является полимодальным, т.е. это теоретическое, образное, наглядно-действенное.

3) мышление как любое психическое явление имеет ту же структуру что и внешнее практическое явление, т.е. оно включает в себя действия и операции.

Гальперинвсю психику рассматривал как форму ориентировочно-исследовательской деятелбности. Предмет мышления определяет так: психология изучает не просто мышление и не всё мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление.

Рубинштейн: в качестве основного предмета психологии выступает мышление как процесс мнемнической интеллектуальной деятельности, как интеллектуальной деятельности, как форма проявления активности субъекта. Мышление как процесс, включает в себя особое средство (мыслительные операции) и выделяет такие операции:

Анализ - есть мысленное разложение целого на части, анализ на уровне чувственного познания - это мысленное разложение целого на части при восприятии любого предмета или явления и представление чего-либо в образной форме. Можно разделить на части любые вещи. Можно мыслить по отдельности о цветке, листке, можно мысленно расчленить любую деятельность на отдельные действия или операции.

Синтез – мысленное соедение частей предмета, явления. Синтез на уровне чувственного познания - есть мысленное соедение частей предмета, явления. Может осуществляться при восприятии в представлениях, мыслях о предмете, явлении. Примеры: мысленное конструирование любого механизма, продумывание композиции литературного произведения, представление незнакомых предметов по описанию их частей.

Анализ и синтез на уровне теоретического познания. Анализ – мысленное выделение признаков, свойств или сторон, это описание цвета, величины, формы вещей. Синтез - мысленное соединение свойств, признаков, сторон предмета и явления, мысленное представление любой вещи на основе описания их свойств (удельный вес, фотосинтез).

Сравнение - мысленное выделение частей или свойств предмета, даёт возможность сравнивать их друг с другом, устанавливать сходство или различие между ними. Сравниваются предметы или явления по тому или иному признаку (цвет, форма, назначение). В сравнении обнаруживается единство анализа и синтеза, т.к. чтобы сравнить, нужно выделить какие-либо части, но сравнение не исчерпывается анализом, устанавливаются определенные отношения или синтет. операции.

Обобщение и систематизация. На основе сравнения осуществляется обобщение - мысленное выделение общего в предметах или явлениях. Основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Обобщение имеет 2 уровня: чувственный им классификацию (например, можно классифицировать животных, растения на основе сходных признаков); на теоритическом - обобщение, основанное не только на основе общих, но и существенных признаков. Такое обобщение ведет к образованию понятий, открытию законов, познания закономерных связей и отношений.

Абстрагирование. Обобщая предметы и явления, человек отвлекается от тех. или иных свойств, которыми отличаются эти предметы друг от друга. Процесс абстрагирования своей противоположностью имеет процесс конкретизации (это мысли о частном, которые соответствуют определенному общему).

Читайте также: