Выберите правильный вариант школу окончил сорок один ученик школу окончили сорок один человек

Обновлено: 01.07.2024

Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков. Спас ее оперуполномоченный Комаров – это была его 265 операция . Видно, жалеет теперь Мухина о 590 рублях, потраченных на гостей.

Гражданка Мухина, найдя кошелёк

с пятьюстами шестьюдесятью двумя рублями ,

приобрела самовар стоимостью

около двухсот пятидесяти рублей ,

а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму

свыше трёхсот сорока рублей ,

прибавив к найденным пятистам шестидесяти двум рублям

ещё что-то около двадцати девяти рублей из личных сбережений.

Собравшимся у Мухиной ста восьмидесяти семи гостям было предложено роскошное угощение.

На тридцать восьмой минуте пира на хозяйку напал некто Пауков. Спас ее оперуполномоченный Комаров – это была

его двести шестьдесят пятая операция.

Видно, жалеет теперь Мухина о пятистах девяноста рублях,

потраченных на гостей.

3) Найдите и исправьте ошибки в выборе форм числительных

1. Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих дочерей.

2. Обоих сестер не дождались к обеду.

3. У четверых претенденток на медаль шансы примерно равны.

4. Насыпь сооружали с помощью двоих бульдозеров.

5. Пятеро студентов мы отправили домой.

у четырех претенденток;

Варианты связи подлежащего и сказуемого

Думаю, вряд ли у кого-то возникнут затруднения в согласовании главных членов в обычном предложении, где подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в форме одного из наклонений. Например, в предложении Юная студентка долго искала нужную ей книгу сказуемое искала должно стоять в единственном числе и женском роде именно потому, что оно связано с подлежащим студентка – существительным женского рода единственного числа.

Однако если подлежащее выражено каким-либо иным способом, могут возникнуть трудности в согласовании с ним сказуемого: Большинство студентов хорошо сдал о экзамен или Большинство студентов хорошо сдал и экзамен ?

Что делать? Как поступить в таком случае?

Очень просто: внимательно прочитать следующий справочный материал! 

Если в состав подлежащего входит собирательное существительное ( ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.), то сказуемое обычно ставится

во множественном числе , если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия;

в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные.

Например: Ряд новых столов стоял в конце читального зала. Большинство студентов хорошо сдали экзамены.

Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом ( трое преподавателей, шестнадцать студенток, тысяча студентов и т.п.), то см. п. 1 , т.к. сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим, выраженным собирательным числительным. Например: Десять студентов сдали зачетную работу. Написано сто двадцать страниц курсовой работы;

При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе , например: Три книги лежат на столе; Четыре студента вошли в аудиторию.

При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в единственном числе : Школу окончил сорок один ученик.

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для вузовской библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе : Прошло две недели; Пробило десять часов; Так прошло пятнадцать лет.

При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: профессор сделал доклад;

Согласование с такими существительными определений в женском роде носит разговорный характер ( наша редактор…; новая декан ).

При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имен существительных, сказуемое согласуется с собственным именем: Профессор Сергеева прочла лекцию.

При сложных названиях , состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована; песня-романс стала весьма популярной; книга-справочник весьма полезна.

Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях (типа кто, некто, никто, кто-то ) в роли подлежащего сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода , даже если речь идет о женщине или нескольких лицах: Кто из присутствующих сдал деньги на билеты в театр?

Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих . Обычно сказуемое в таких случаях ставится в форме множественного числа : Спортсмены и тренер отправились в аэропорт. Варианты (с формой единственного числа) допустимы только в разговорной речи : Вместе с нами шла сестра и брат Ивановы.

1. Прочитайте предложения, выбирая правильный вариант.

1. Большинство студентов нашей группы успешно ( защитило; защитили ) курсовой проект.

2. Еще ряд предложений ( возник; возникли ) у главного инженера.

3. Меньшинство сотрудников все-таки ( проголосовало; проголосовали) против.

4. Три заявления о приеме на работу ( лежали; лежало ) на столе.

5. Сто сорок один депутат ( участвовал; участвовали ) в работе сессии.

6. Тысяча человек ( отправилась; отправились ) на переподготовку.

7. Многие студенты нашего вуза летом ( работали; работало ).

2. Отметьте и исправьте ошибки согласования.

2. Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок.

3. За два последних месяца работа на строительстве дороги заметно приостановилась.

4. Арбуз разделили на четыре равные части.

5. Мать с дочерью, поступающей на следующий день в институт, от волнения не могла уснуть.

6. Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.

7. В ходе проверки выявился ряд недостатков.

9. Город Тюмень встречал гостей.

1. Предложения, построенные в соответствии с литературной нормой, должны звучать так:

1. Большинство студентов нашей группы успешно защитили курсовой проект.

2. Еще ряд предложений возник у главного инженера.

3. Меньшинство сотрудников все-таки проголосовали против.

4. Три заявления о приеме на работу лежали на столе.

5. Сто сорок один депутат участвовал в работе сессии.

6. Тысяча человек отправилась на переподготовку.

7. Многие студенты нашего вуза летом работали .

2. Надеюсь, ваши варианты согласования звучат так:

2. Фирма реализовала двадцать две льготные туристические путевки .

3. верно : За два последних месяца работа на строительстве дороги заметно приостановилась.

4. верно : Арбуз разделили на четыре равные части.

5. Мать с дочерью, поступающей на следующий день в институт, от волнения не могли уснуть.

6. Положение дел в фирме оставляет желать лучшего.

7. верно: В ходе проверки выявился ряд недостатков.

9. верно: Город Тюмень встречал гостей.

Впрочем, я и не сомневалась в вашем ответе. Просто с этим приятным праздником связана очень распространенная ошибка, от которой мне хотелось бы вас предостеречь.

Прежде чем ответить, вспомните: в словосочетании день рождения главное слово – день , которое относится к мужскому роду. Именно поэтому все сочетающиеся с ним слова (зависимые от него) тоже должны употребляться только в мужском роде.

Так какой вариант будет единственно правильным?

Уважаемый читатель!

Спасибо тебе, дошедшему до последней странички справочника, за твое стремление к знаниям, за желание научиться говорить грамотно. Ведь именно культура речи (ее правильность, точность, выразительность и т.д.) – не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры человека.

Надеюсь, что этот справочник стал лишь первой ступенькой в твоем самосовершенствовании, потому что этот процесс бесконечен.

Желаю тебе, дорогой читатель, помнить, что именно Слово помогает нам стать и быть ч е л о в е к о м. Относись к нему бережно! Не забывай: в языке нет пустяков и, коверкая свою речь, мы коверкаем себя, свой внутренний мир, свое истинное Я.

Не будь равнодушен к языку, к своей речи, а значит – к себе!

Попрощаться же с тобой мне хотелось бы стихотворением Е. Вестника, которое, возможно, и тебя не оставит равнодушным:

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«Обл Е гчить, н А чать, взад, прин Я л,

Ну, ладно б жулик или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана.

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят: «Ос У жденный и инци Н дент,

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не н А чать, а нач А ть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

Список использованной литературы

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М.А. Штудинера. – М.: Рольф, 2000. – 816 с.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: Норинт, 2000. – 304 с.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические нормы. – М.: Русский язык – Медиа, 2004. – 912 с.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1987. – 704 с.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 832 с.

Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология/ Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. издание 7-е стереот. – М.: ЦИТАДЕЛЬ-ТРЕЙД, 2..6. – 960 с.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 578 с.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2000. – 448 с.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 315 с.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – 368 с.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 509 с.

Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 256 с.

Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 383 с.

Введение

Заимствованные слова: польза или вред?

Список использованной литературы

1 Список использованных при составлении раздела словарей и справочников смотрите в списке литературы.

1 Список использованных при составлении раздела словарей и справочников смотри в списке литературы.

1 Лыком называют внутреннюю часть коры молодых лиственных деревьев – липы, дуба, вяза или ивы. Лыко (иначе говоря, луб или лубок) заготавливали впрок для различных хозяйственных нужд.

1 Управление – выбор падежной формы зависимого слова

1 Деепричастие – особая глагольная форма, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

Похожие документы:

Сборник статей Санкт-Петербург 2014 удк 01: 62 ббк 13. 18

. человека, творимого культурой. В работе [9] движение от человека –– творца культуры к человеку –– продукту культуры . туристского, спортивного, делового и т.д. . Валентином Юдашкиным, . устной . культуру производственную и бытовую; культуру поведения и речи .

Непридуманные истории из жизни психологов и их клиентов москва 2007

Здравствуйте! Как правильно " Сорок один с половиной балл" или " сорок один с половиной балла"? И почему?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: сорок один балл с половиной; сорок один и пять десятых балла.

Как правильно писать: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратных метра. Или 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок один целый одна десятая) квадратных метра.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: одна тысяча пятьсот сорок один и одна десятая квадратного метра.

Как правильно писать: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратных метра. Или 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок один целый одна десятая) квадратных метра.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: 1541,1 (одна тысяча пятьсот сорок одна целая одна десятая) квадратного метра.

как правильно - сорок один наименований

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: школу окончил сорок один ученик.

Здравствуйте! Как правильно написать: В этом году школу закончило (или закончил) сорок один человек. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: . школу окончил сорок один человек .

Уважаемая ГРАМОТА!
Уже задавала этот вопрос, но не получила ответа. Попробую еще раз.
Как правильно говорить (речь идет об умножении):
1.двадцатью двумя два- сорок четыре или двадцатью дважды два – сорок четыре
2.На экскурсию поехал/ поехало/ поехали сорок один ученик.

Ответ справочной службы русского языка

1. Наиболее употребительно: Двадцать два умножить на два – сорок четыре. 2. На экскурсию поехал сорок один ученик (как правило, сказуемое в форме единственного числа).

Подскажите, как будет писаться слово КОРРЕКТИВЫ в родительном падеже. И Как правильно сказать: сто сорок один депутат участвовал (участвовали) в собрании. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Подскажите, как правильно: 1. ". произнося первую за мои сорок один год речь, я. "; 2. ". произнося первую за свой сорок один год речь, я. ". Интересует правило сопряжения с числительными, заканчивающимися на "год", варианты изменения всей фразы прошу не рассматривать. Андрей

Часто в речи нарушаются нормы согласования и управления. Согласование – это морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова. Рассмотрим наиболее трудные случаи согласования подлежащего со сказуемым.

При подлежащем, выраженном собирательным именем существительным (ряд, большинство, часть и т.п.) в сочетании с Р.п. мн. ч., сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет об одушевленных предметах или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял в конце деревни.

При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе. Три книги лежат на столе. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. Школу окончил сорок один человек.

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое ставится в единственном числе и согласуется в роде. Получена тысяча книг для школьной библиотеки. При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в единственном числе. Прошло две недели.

Если при подлежащем имеются слова все, эти, сказуемое должно быть только во множественном числе. Все три всадника ехали молча. При наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе. Было только трое гостей.

При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое ставится в единственном числе. Много мыслей приходит в голову.

Если в состав подлежащего входит сочетание существительного в И.п. с существительным в Т.п. (с предлогом с) типа брат с сестрой, то сказуемое ставится во множественном числе, например, Сережа с Петей долго ждали маму, т.к. оба названные лица выступают как равноправные производители действия, или в единственном числе: Мать с ребенком пошла в поликлинику, если второе лицо сопутствует основному производителю действия.

Согласование определений с определяемым словом подчиняется следующим правилам:

Задание. Прочитайте текст и выполните задания. Правильный вариант ответа выделить полужирным курсивом.

БАЗОВЫЙ ТЕКСТ

Виражи жизненного пути Вовы Ортопедова

Вова Ортопедов, сын провинциальных родителей-виолончилистов, решил по окончанию школы поступать в медицинский институт. Родители отговаривали его от столь опрометчивого проступка, просили еще раз подумать. Согласно их прогноза, его призвание - музыка. Однако Вова был непреклонен. Решение родителей он считал неприемлемым. Он мечтал о жизни в гигантском мегаполисе, мечтал стать виртуозом медицинской науки и получить ученую степень доктора медицинских наук. Поэтому, окончив школу с серебрянной медалью, купив несколько пар ботинок и носков, он с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями поехал покорять столицу Сибири и ее главное достояние - медицинский институт. Всего в тот год школу окончил сорок один ученик.

И вот он уже в институте. Все здесь кажется ему чудесным: и большое фойе, на желтых стенах которого висит анонс, информирующий о предстоящих занятиях. Но больше всего его поразило мудрое изречение Гиппократа - отца медицины, украшающее фасад института.

Начались занятия. С тревожным волнением в груди, с благоверным трепетом он заходит в аудиторию. В аудитории сидят двадцать три юноши и двое девушек, среди студентов было несколько осетин, башкир, румын, монголов, турок и даже якутов. Обои девушки были красивыми, интеллигентными. Звали их Таня Нейман и Василиса Троекурова. Он сел рядом со старостой Максимом Вертебрологовым, более умнейшим студентом. Это был всесторонне развитый, немного чудаковатый, способный к музыке молодой человек.

Начались лекции, практические занятия, коллоквиумы, семинары. Больше всего нам импонировали лекции профессора Травмотологова. Для нас он стал апостолом медицинской науки. Мне он запомнился как человек, у которого правая манжета почему-то всегда была оторвана. Принципиальный, увлеченный наукой, профессор Травматологов привил еще неопытным студентам знание того, что медицина - это не техника, но искусство. Тогда они еще не знали, что в жизни им придется повидать много хороших людей и которые увлекут их в сложный, интересный мир медицины.

Так они учились. Иногда им казалось, что их воля поражена, ум парализован, дух умерщвлен рентгеновскими флюидами компьютерных систем нового поколения.

Апофеозом обучения стала для Вовы первая сессия. Преподаватели выслушали Вову и порадовались его обширным знаниям. Большинство студентов, так же как и Вова, хорошо сдали экзамены.

Так закончился для Вовы первый семестр. Окрыленный своей первой победой он по окончанию сессии поехал домой. Четверо суток был он в пути. И вот наконец он дома. Ряд новых домов стояли на его родной улице.

Двадцать двое суток он был дома. Но пришло время уезжать. Ведь скоро обратно начнутся занятия, снова нужно будет готовится к семинарам и коллоквиумам, а еще нужно будет не забыть поздравить обоих девушек-одногруппниц с Восьмым мартом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО БАЗОВОМУ ТЕКСТУ

К какому стилю речи относится данный текст?

а) к художественному

в) к разговорному

г) к официально-деловому

Сформулируйте главную мысль базового текста. Какой из следующих формулировок она соответствует?

а) Вова Ортопедов - студент медицинского вуза

б) Вова Ортопедов всегда мечтал учиться в медицинском вузе

в) мечты сбываются

г) нет правильного варианта ответа

3. Определите основной тип речи текста:

В каком словаре Вы будете смотреть значение слова ВИРАЖИ

Б) в орфографическом

В) в этимологическом

Г) в словаре иностранных слов

В каком разделе учебника (справочника) по русскому языку Вы найдете правило, определяющее написание слова ОКРЫЛЕННЫЙ

А) морфология: Разряды имен прилагательных,

Б) орфография: Правописание имен прилагательных

В) орфография: Правописание некоторых иностранных слов.

Г) синтаксис: Способы связи слов в словосочетании.

Есть ли орфографическая ошибка в написании слова НЕПРИЕМЛЕМЫМ

А) есть: следует писать НЕ ПРИЕМЛЕМЫМ

Б) есть: следует писать НЕ ПРЕЕМЛИМЫМ

В) есть: следует писать НЕПРЕЕМЛЕМЫМ

Укажите причину постановки запятой в предложении ОКРЫЛЕННЫЙ СВОЕЙ ПЕРВОЙ ПОБЕДОЙ, ОН ПО ОКОНЧАНИЮ СЕССИИ ПОЕХАЛ ДОМОЙ.

А) запятая указывает на границы обособленного определения, стоящего перед определяемым словом, в таких случаях запятая ставится всегда;

Б) обособленное определение относится к личному местоимению;

В) обособленное определение относится к притяжательному местоимению;

Г) распространенные определения всегда обособляются.

Сколько слов в предложении написано неверно?

В каком значении употреблено слово АПОСТОЛ в тексте (все определения приведены по Толковому словарю современного русского языка Д. Н. Ушакова)?

А) ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения;

Б) лицо, посвятившее себя проповеди какой-либо идеи;

11. Подберите антонимы к словам и выражениям УМНЫЙ, КАК РЫБЫ В ВОДЕ, ЧУДАКОВАТЫЙ.

12. В каком словаре Вы будет смотреть правильное произношение слова СЕССИЯ:

Укажите правильное произношение слова СЕССИЯ?

Выберите правильное произношение и написание числительного, употребленного в первом абзаце.

А) с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями

Б) с тремя тысячью пятистами двадцатью пятью рублями

В) с тремя тысячами пятистами двадцатью пятью рублями

Г) с тремя тысячами пятьюстами двадцати пяти рублями

15. В соответствии с нормами современного русского литературного языка проставьте ударение в словах ТЕЛЕПАТИЯ, КОЛЛОКВИУМ, ИМПОНИРОВАЛИ, ОРТОПЕДИЯ. Выберите вариант, в котором ударения во всех трех словах поставлены правильно:

а) телеп¢атия, колл¢ оквиум, импон¢ировали, ортоп¢едия,

Б) телепат¢ия, коллокви¢ум, импон¢ировали, ортопед¢ия

В) телепат¢ия, колл¢оквиум, импониров¢али, ортоп¢едия

Г) телеп¢атия, коллокв¢иум, импон¢ировали, ортопед¢ия

16. Сколько орфографических ошибок допущено в предложении В аудитории сидят двадцать три юноши и двое девушек, среди студентов было несколько осетин, башкир, румын, монголов, турок и даже якутов. Обои девушки были красивыми, интеллигентными.

17. В предложении Родители отговаривали его от столь опрометчивого проступка, просили еще раз подумать допущенаследующаяошибка:

а) смешение паронимов

Б) смешение синонимов

В) смешение антонимов

Г) смешение омонимов

18. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны формы множественного числа существительных ЛЕКТОР, БУХГАЛТЕР, ПРОФЕССОР.

Читайте также: