Фейхтвангер безобразная герцогиня краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Мне кажется, что гг обрела не покой, а была предана забвению и , покорившись судьбе, забылась. Песенка про семь удовольствий - вот чем закончился роман.

Спасибо за отзыв. Простите, что поздно отвечаю - долго лежала в больнице. И не в одной.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Героиня первого исторического романа Фейхтвангера возникает на его страницах как сильная, наделенная богатым внутренним содержанием, естественной тягой к добру н счастью натура. Нежная ее душа, открытая красоте бытия, богатым и сложным переживаниям, тонко ощущающая власть и благо искусства, обладающая могучей потребностью любви и способностью к самозабвенной жертвенности во имя любви, постепенно, в борениях с неумолимой жестокостью мира, черствеет, каменеет, проникается мертвенным равнодушием, наливается холодным скепсисом и тягостной непреодолимой усталостью.

Ясный и светлый разум Маргариты, позволявший ей без большого труда овладевать ученой премудростью своего века, разгадывать хитро сплетения политических интриг, которые вили вокруг ее достояния — ее маленького государства — корыстные и свирепые феодальные властители, разум ее, позволявший Маргарите понимать благо своих подданных — постепенно тускнеет, меркнет и под конец ее жизни еле вспыхивает подобно гаснущему светильнику, уже неспособному развеять темноту приближающейся вечной ночи.

Одинокой проходит она через бурное, кровавое, смутное время, насыщенное распрями и усобицами многочисленных правителей многочисленных германских государств, через время, наполненное суевериями, злодеяниями и разбойничьими подвигами рыцарства, борьбой характеров против феодалов, отделенная от людей не только печальной привилегией своего рождения, не только титулами и правом владения имуществом и жизнями подданных, но и внешней своей телесной оболочкой, собственным безобразием, скрывающим от человеческих взоров мир ее души. Одинока она еще и потому, что, по мысли Фейхтвангера:

Фейхтвангер довольно точно и близко к исторической правде изобразил в своем романе перипетии жизни Маргариты Тирольской. Но он нигде, объясняя смысл событий, не следует средневековым хронистам, этим наивным историкам своих дней, нигде он не стремится восстановить в нетронутой цельности ни психологию людей ХУ века, ни воссоздать духовную атмосферу этого переходного от средневековья к Возрождению времени.

Представители рода Виттельсбахов или соперничавшего с ними рода Габсбургов — расчетливые, коварные, своекорыстные люди — мыслят и рассуждают скорее как дельцы, нежели как родовитые рыцари. В той сваре, которая шла между королями, герцогами, графами и баронами, в той борьбе за власть, деньги, поместья, которую вели они, Фейхтвангер не видит ничего романтического и возвышенного.

Его персонажи, облеченные в рыцарские доспехи или парчовые одежды придворных, ведут себя подобно современным рыцарям наживы, сражающимся на биржах за деньги и богатства. Это стремление приблизить психологию прошлого к психологии людей нового времени, поставив между ними знак равенства, сказывается и в художественных приемах романиста, избегающего даже намека на стилизацию и архаизацию языка и изображающего мир прошлого в красках современности.

Основные черты главных героев

Героев своего романа писатель наделяет чертами, присущими современным сынам капитализма. Таков, например, Якоб фон Шенна, владетельный рыцарь, друг и советчик Маргариты, повторяющий в своем облике характерные свойства либералов, брезгливо морщившихся перед лицом, неприглядных действий реакции и вместе с тем ловко умеющих обделывать свои делишки.

Рыцари и князья церкви, владетельные феодалы и бедные дворяне — все они одержимы погоней за деньгами, ибо презренный металл оказывается способен принести большую выгоду, нежели честная сталь рыцарского меча. Деньги являются истинным двигателем всеобщих интересов. Феодальные властители поддерживают банкиров и ростовщиков вроде мессере Артезе или Менделя Гирша, вносивших дух предприимчивости в грубый и туповатый мир рыцарства и стоявших за кулисами политических интриг.

Поэтому все события, вошедшие в сюжетную канву романа, он концентрирует вокруг судьбы Маргариты Маульташ. Обделенная естественным женским счастьем, она посвящает себя служению благу своих подданных, стремясь развить торговлю и ремесла в своей стране, поднять благосостояние населения. Однако ее усилия разбиваются в прах, сталкиваясь с неразумием других людей. Общественное неразумие в романе персонифицировано и предстает в двуликом образе: фаворита Маргариты — дворянина Фрауэнберга, самодовольного, жестокого, корыстного человека, лишенного нравственных принципов.

А также и в обольстительном образе Агнессы фон Флавон — этих двух злых гениев, подтачивающих все начинания Маргариты. Социальную борьбу Лион Фейхтвангер подменяет психологическим поединком, в котором, несмотря на гибель Агнессы, несмотря на то, что истинная сущность Фрауэнберга, убийцы и стяжателя, открывается Маргарите, — терпит поражение она — герцогиня Тирольская.

Она теряет мужа, сына и веру в справедливость собственного дела. Все ее усилия совладать с жизнью, отстоять себя в схватке с варварством — рушатся, и Маргарита, сломленная властью обстоятельств, вынуждена отказаться от дальнейшей борьбы, передав полуразрушенное государство свое в чужие руки, цепкие руки Габсбургов, возводивших здание будущей империи. Хотя Маргарита и потерпела поражение в схватке с жизнью и появляется в финале романа уже морально раздавленным, физически опустившимся существом, но и зло неразумия, которое олицетворяли Фрауэнберг и Агнесса фон Флавон, оказалось не в состоянии одержать полной и безоговорочной победы.

Агнесса поплатилась жизнью за участие в политических интригах, Фрауэнберга отбрасывает со своего пути Габсбург, принимая бразды правления над разоренной, маленькой горной страной. Силы разума и варварства, борение которых было изображено в романе, пребывают в трагическом равновесии. Конец романа мрачен. Он был бы безнадежным, если бы писатель равнодушно — без гнева и осуждения — живописал тот темный, зиждящийся на насилии кровавый мир, в котором пришлось действовать и страдать героине его романа. Но Фейхтвангер не скрывает своего отношения к этому миру, к противостоящим Маргарите историческим личностям.

Исторические персонажи в романе

Он изображает их как сатирик, а не как бытописатель и под маской объективного повествования, сдержанного и несколько рационалистического, прячет жало неумолимой иронии. Целая вереница власть имущих владетельных феодалов проходит по страницам романа. Это ограниченный и безвольный король Генрих Богемский, отец Маргариты, король Иоганн Люксембургский, авантюрист и сластолюбец.


  • Альбрехт I Австрийский. Художник Эдуард фон Штейнле. Подарено Клеменсом Вацлавом Лотаром князю Меттерниху, государственному канцлеру Австрии. Картина является частью галереи правителя в Императорском зале Дома римлянина во Франкфуртской ратуше и входит в состав Исторического музея Франкфурта-на-Майне.

Уныло-педантичный маркграф Иоганн Виттельсбах — второй муж Маргариты, коварный и жестокий Альбрехт Габсбургский, тупоумные, медлительные бароны, алчные и циничные епископы, прелаты и прочие князья церкви — весь этот пестрый, разноликий хоровод освещен ясным и безжалостным светом критики и насмешки. Ничто низменное в их помыслах и поступках, ничто подлое в их душах не остается неразоблаченным и не подвергнутым моральному осуждению. Та жизнь, которая взращивала и питала зло и в дальнем прошлом и в настоящем, — отвергается писателем. Она безнравственна и бесчеловечна.

Главное достоинство произведения


Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века.

А еще через несколько лет 23-летняя Маргарита показала средневековому обществу такие чудеса эмансипации, которые для XIV века были просто удивительными. Она решила, что брак, заключенный в детстве, не устраивает ее и выгнала из страны законного супруга. То, как она это проделала, заслуживает особого внимания: женщина просто не пустила в замок мужа, вернувшегося с охоты. Иоганн Генрих не нашел пристанища в Тироле и вынужден был бежать в другие земли. После Маргарита объявила, что этот брак не был действительным, так как супруги не состояли в фактических брачных отношениях, и начала готовиться к новой свадьбе.

Дальше началась многолетняя тяжба, в которую оказались вовлечены многие высокие особы: император Священной Римской империи, который выдал за освободившуюся от уз правительницу Тироля своего сына, папа Римский, который посчитал такое отношение к царственным бракам, мягко говоря, несерьезным, и родственники первого мужа, которые, по понятным причинам, поддержали в этом вопросе папу. В результате долгих и сложных политических игр, которые иногда перерастали в вооруженные конфликты, Маргарита все-таки потеряла Тироль, который после этого перестал быть независимым государством и был включен в состав Австрийской монархии. Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 году в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене.

Гротескный рисунок, приписываемый Леонардо да Винчи (1480-1510 гг. )

В романе главная героиня предстает перед нами умной, образованной и волевой женщиной, она мужественно борется за личное счастье и процветание своего народа, но терпит множество несчастий. Безобразие и слава самой некрасивой женщины в истории – это крест, который она вынуждена нести до конца своих дней.

Возможно, что со временем ошибочный стереотип, который сложился вокруг имени Марии Маульташ, будет разрушен, потому что реальных данных, чтобы называть эту женщину безобразной или даже просто некрасивой, у историков нет.

Историческое закулисье. Безобразная герцогиня

Давным - давно жила - была принцесса. При рождении феи осыпали ее умом, характером, большим приданым. А вот красотой. Про красоту моя сегодняшняя история.

В 1318 году в семье правителя Тироля, Каринтии и Крайны герцога Генриха и его второй жены родилась дочь. Назвали ее весьма популярным в те времена именем Маргарита. В возрасте семи лет она стала единственной наследницей обширных и, что крайне важно, богатых владений. К завидной невесте, естественно, тут же выстроилась очередь из самых лучших женихов Европы, но отец Маргариты выбрал младшего сына знаменитого короля Иоганна Люксембургского, того самого, что будучи слепым погибнет в одном из сражений Столетней войны.


Брак Маргариты должен был решить давнишний спор между Люксембургами и правителями Тироля, которые одно время оспаривали друг у друга корону Чехии. Ну а то, что невесте было 11, а жениху 8 лет в те времена препятствием не являлось ( к примеру, в то же время французский король Филипп V выдал свою 12 - летнюю дочь за тридцатилетнего герцога Бургундии).

Свадьба состоялась в 1330 году. Маргарита и Иоганн Генрих смогли существовать достаточно мирно, она в семейных тирольских владениях , он - сопровождая своего отца, который пытался завоевать Италию. Все изменилось, когда в 1335 году скончался отец принцессы.


По давнему ( весьма спорному) договору, в случае прекращения мужской линии Тирольского дома все владения переходили соседям - герцогам Австрии Габсбургам. Брак Маргариты с Иоганном Генрихом, внуком императора Священной Римской империи и племянником королевы Франции, должен был обеспечить ей поддержку сильных мира сего и сохранить хоть часть наследства, но увы, могущество родни мужа оказалось эфемерным. Каринтия и Крайна были потеряны сразу. А вот тирольцы не стали ждать милостей от природы, устроили бунт и провозгласили новой правительницей принцессу Маргариту. Габсбурги повозмущались, но против воли народа пойти не захотели.


Новая герцогиня зарекомендовала себя как отличный политик и грамотный стратег. В противовес жадным австрийцам и бесполезным родственникам супруга, Маргарита сближается с другим соседом - Баварией. Вот только Иоганн Генрих это не одобрил, поскольку баварские Виттельсбахи давно враждовали с Люксембургами за власть в Германии. Семейную обстановку накалял и тот факт, что правительница не торопилась признать равенство мужа в делах по управлению герцогством. Иоганн Генрих пил, развлекался и плел интриги против жены. Семейное противостояние закончилось тем, что в один прекрасный для Маргариты и не прекрасный для принца день, возвращаясь с охоты, Иоганн Генрих оказался перед закрытыми воротами родного дворца. Супруга герцогини отказались приютить все дворяне Тироля и он несколько дней болтался под открытым небом в поисках крыши над головой. А когда его все же принял у себя епископ соседней Аквилеи, то пришло известие о том, что Маргарита подала прошение о разводе вследствие того, что брак фактически не был осуществлен. Так это было или нет - история темная, но вот сплетня от обиженного мужа, что жена ему была противна из - за ее внешности, пошла гулять по европейским дворам. А оскорбился Иоганн Генрих очень сильно, потому что по неписанным законам того времени не могла жена проявлять подобную инициативу. Обычно именно супруг расторгал брак, ибо женщина в Средние века была практически бесправна. Но герцогиня Тироля оказалась дамой, поломавшей все шаблоны.


Вообще, физическая непривлекательность, нездоровье, возраст и многое другое в те времена не являлись препятствием для политического и супружеского союза. Женились на немолодых, уродливых, душевнобольных, лишь бы получить необходимые результаты. Вот и Маргарите сплетни не помешали вскоре выйти замуж за молодого, привлекательного и могущественного Людвига Виттельсбаха, правителя Бранденбурга и наследника Баварии. Новый союз не омрачило даже наложение интердикта (отлучения от церкви) на Тироль из - за того, что Папа Римский не одобрил развод Маргариты с предыдущим супругом.

Историки называют второй брак тирольской герцогини вполне счастливым. Супруги ладили, помогали друг другу в политических вопросах. У них родились сыновья Герман и Мейнхард, наследники двух богатых и процветающих стран. Но вот родня первого мужа продолжала воспринимать развод как невероятное оскорбление (в принципе, он таковым и был).


В 1346 году королем Чехии и титулярным королем Германии стал брат Иоганна Генриха Карл Люксембург, который решил вернуть под свое крыло богатейшие тирольские земли. Он вторгся во владения Маргариты, разорив два главных города - Мерано и Больцано. Герцогиня пережила осаду в собственном замке, дожидаясь, когда ее муж соберет войско и вытеснит захватчиков.


Много лет и усилий потребовалось герцогу Людвигу и его жене, чтобы церковь и соседи признали их брак и законность рождения детей. Только в 1359 году удалось добиться отмены интердикта. Но вот грязные сплетни и домыслы пресечь не удалось. Люксембурги постарались выставить Маргариту в крайне неприглядном виде, выдавая ее жесткость и амбиции как проявления неприличного поведения и отвратительной внешности. Появляется хлесткое прозвище Маульташ, "рот - кошелек" или "рот - пельмень", намекающее то ли на некрасивые губы, то ли на продажность и доступность. Вообще, с правителями зачастую не церемонились, в той же Франции правили Людовик Сварливый, Карл Безумный и Карл Простоватый, но к женщинам все же относились более деликатно. Но не к Маргарите.


В 1361 году умирает Людвиг Баварский. Его наследником и соправителем герцогини в Тироле становится сын Мейнхард (старший Герман умер за год до отца). Но правил он недолго и скончался в 1363 году. По нашим меркам Маргарита была еще вполне молода, но испытания и потери подкосили ее душевные силы и здоровье. Она отказалась бороться за Тироль, передав права на него австрийским Габсбургам. Герцогиня прожила еще 6 лет. Ей было запрещено оставаться на родине и она переехала в Вену, находя утешение в уединении.


А легенда про безобразную герцогиню набирала обороты. Уже не вспоминалось противостояние за Тироль. Карл Люксембург был избран императором Священной Римской империи. Иоганн Генрих благополучно женился и стал помощником своего брата (правда, не очень полезным) в делах управления Германией. И женщина, когда - то осмелившаяся им противостоять превращалась в нечто ужасное. В попытках угодить власть предержащим, художники изображали Маргариту уродливой старухой, а историки описывали ее как отступницу и хищницу. Забылось и процветание Тироля под ее рукой, и умение лавировать в мутных водах европейской политики, и убедительность в решении насущных проблем. Подозреваю, что герцогиня просто очень сильно опередила свое время, когда дамам полагалось быть молчаливым приложением к мужчине. Только в 20 веке, когда началась борьба за права женщин, стали пересматривать и историю Маргариты Тирольской. Наиболее ярко это смог сделать Лион Фехтвангер в своей книге "Безобразная герцогиня".

Гротесковый портрет Квентина Массейса (1513 год), который стал идентифицироваться с герцогиней Маргаритой.

О романе

В основу сюжета этой книги положена реальная история. Впрочем, автор всегда использовал в своих произведениях историческую канву, в большей или меньшей степени, чтобы придать сюжету достоверности. Так, к примеру, в данной книге фундаментом служит история Маргариты, графини Тирольской.

В первую очередь, это роман о личных качествах человека и том, как их восприятию окружающими и раскрытию мешает внешность. Главная героиня не обладает красотой и физическим обаянием, но при этом отличается неординарным умом, мудростью и предприимчивостью.


Действие происходит в разгар мрачного Средневековья – на дворе XIV век. Маргариту, которой исполняется 12 лет, и которую все уже считают безобразной, выдают замуж за Иоанна Генриха, а ему – десять.

Поняв, что красота, которой нет, закрывает ей путь к обычной светской жизни, Маргарита начинает развивать свое герцогство, всячески заботясь о его благополучии.

Тем не менее, подданные не любят ее из-за внешности, хотя видят явное улучшение своей жизни. Можно смело сказать, что в те века о Тирольском герцогстве никто не заботился так, как Маульташ.

Маргарите придется пережить многое:

  • развод с первым мужем;
  • эпидемию чумы;
  • еврейские погромы;
  • смерть двоих детей;
  • предательство оставшегося в живых сына;
  • потеря влияния и владений;
  • политические интриги и заговоры.

Вместе с тем, блестящий ум герцогини позволяет ей если не преодолевать все трудности с поднятой головой, то хотя бы оставаться на плаву. Она вынуждена всю жизнь, буквально с подросткового возраста, бороться с графиней Агнессой.

Эта героиня — полная противоположность герцогини Маргариты. Красивая женщина умеет всех вокруг заставить собой восхищаться, но умом не блещет. Напротив, ее можно смело назвать настолько глупой, что она разрушает достижения Маргариты даже себе во вред.

Тем не менее, за красоту ее готовы простить все, от подданных до высшего света. А главной героине придется до конца жизни нести клеймо уродливой женщины, которую все ненавидят.

Каждое поражение или ошибка Маргариты приводили к тому, что ее все больше ненавидели, считая деяния карой божьей. А любой успех и победу все, от народа до высокопоставленных вельмож, записывали на счет мужьям и вассалам женщины.

В этом романе автор показывает, как внешность играет роль и в современной жизни, а не только в темное Средневековье. И, вместе с тем, как внешность мало значит в характере и потенциале человека. Фейхтвангер также подчеркивает, что судьба может быть жестокой или легкой вне зависимости от того, насколько человек привлекателен.

Читайте также: