Городской конкурс школьный музей новые возможности 2021 2022
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Руководитель: Живуцкая Инна Алексеевна
2021 -2022 уч. год
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 11-15 лет.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых : принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы :
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее - уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий. - экскурсии, встречи в музее.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Елецкого района и поселка.
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.
Формы контроля:
- Тесты
- Контрольные вопросы
- Проекты
- Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея :
- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
Мы не организуем мероприятия, а даем о них информацию и помогаем Вам найти подходящие!
Организатор: Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы
Контактная информация:
Конкурс проводится среди разновозрастных команд обучающихся 1–11-х классов, воспитанников дошкольных отделений образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Количество обучающихся в команде — не более 10 человек.
Направления деятельности команды по представлению школьного музея:
- представление артефактов;
- пресс-центр;
- дизайн;
- медиа.
Конкурс проводится с 15 сентября 2020 года по 30 апреля 2021 года.
15 сентября 2020 года — начало регистрации команд на конкурс.
Этапы Конкурса:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
PDF-версия журнала “Про_ДОД”
Навигатор конкурсных мероприятий, проводимых учреждениями Москвы и РФ
Отзывы
С 18 января на площадке Музея Победы, в зале Школьный Музей Победы, пройдут мероприятия, посвященные тематике экспозиции музея московской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы.
Также в календаре описаны выставочные проекты Музея Победы и представлена возможность выбора и проведения на базе образовательных организаций электронных выставок музея. Партнеры музея интегрируют данные материалы в планы воспитательной работы.
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности, которая ведет к развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций и других внеклассных мероприятий, способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности: они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
В музей МОУ СОШ №1 г.Талдома выполняет следующие функции:
-научно-документальная (в основе всех экспозиций лежат подлинные предметы);
-образовательно-воспитательная. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, города, школы, усваивает этические ценности.
Основные направления деятельности музея:
2. Судьбы различных вещей.
3.Изучение исторического наледия
Цель работы школьного музея : формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, города, края, отечества.
Задачи музея истории школы:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;
- углублять знания учащихся в области истории своей малой родины;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
-способствовать развитию социальной ответственности учащихся;
-осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.
Поставленные цели и задачи работы школьного музея могут быть реализованы в следующей форме :
1. Массовая экскурсионная работа;
2. Включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс МОУ СОШ №1 г.Талдома
3. Участие в научно – исследовательских и краеведческих конференциях различного уровня;
4. Учебно – исследовательская деятельность;
5. Проведение уроков на базе музея тематических экскурсий и внеклассных мероприятий.
Формы организации работы: индивидуальная и групповая.
При проведении мероприятий в музее применяются различные методы : рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.
Виды деятельности учащихся , связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.
Содержание работы:
1.Создание и пополнение фондов музея.
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
2.Поисково-исследовательская деятельность
· Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по сбору информации о героях ВОВ, ветеранах, выпускниках школы, истории города в военные годы. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках.
3. Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление элементов оформления и их монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей; ;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.
4.Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в музее совместные мероприятия: встречи, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
5. Методическая работа
Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и
подготовка активистов музея для проведения экскурсий, поисково-исследовательской работы. Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возрастных особенностей, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Ожидаемые результаты
1.Результат реализации программы определяется появлением в школьном музее правильно оформленной документации: научное описание музейных экспонатов в книгах учета Основного и Научно-вспомогательного фондов, акты приема-сдачи экспонатов.
2. Пополнение в музее информации: о ветеранах труда и ВОВ, о ее героях, о истории деревни Тереклы в военные годы; о выдающихся выпускниках школы; истории самой школы.
3П оявление новых тематических стендов, как постоянных, так и сменных.
4.Формирование у участников программы, нравственных качеств, творческой и социальной активности.
5. Укрепление связи школы, музея с общественностью и выпускниками школы; опознание выпускниками школы неподписанных фотографий из музейного архива; пополнения фондов школьного музея; виртуальная экскурсия по музею.
6.Развитие интереса обучающихся к поисково-исследовательской деятельности; становление школьного музея как методического центра. Создание условий для формирования положительных изменений, происходящих с личностью учащихся, в их духовном росте; выработке у них комплекса качеств, характерных для гражданина России. Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей
7. Проведение различных типов лекций и экскурсий: вводных, обзорных, тематических и т.д., тематических линеек и праздников. Составление плана и проведение поисково-исследовательской работы.
Читайте также: