Введение и закрепление лексических единиц в доу

Обновлено: 02.07.2024

3 Новый Федеральный образовательный стандарт для начальной школы, введенный в действие в 2011 г., определяет перспективы школьного образования на ближайшие 10 лет, в нем предусмотрено обязательное изучение иностранного языка во 2-4 классах общеобразовательной школы. Это является признанием выраженного интереса общества к повышению уровня образованности выпускников школы, а также потребности общества в людях, владеющих иностранными языками. В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. На успешность изучения иностранного языка в начальной школе значительное влияние оказывает формирование произносительных, графических, орфографических, грамматических и лексических навыков, успешность формирования которых может существенно различаться в зависимости от используемых технологий обучения.

4 Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя при работе с детьми в начальной школе.

5 Изменения в ориентации отношения при изучения языка как к формальной системе, абстрагированной от условий его использования, к рассмотрению языка как средства общения и коммуникативного воздействия оказалось весьма плодотворным и перспективным для обучения иностранному языку вообще и лексике в частности. При изучении лексики, напрямую происходит формирование коммуникативной компетенции.

6 Что же такое лексика? Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче пользоваться ему языком.

7 Цель обучения лексике иностранного языка – формирование лексических навыков, умение комбинировать слово согласно лексическим правилам. Лексический навык – выбор лексической единицы адекватно замыслу говорящего.

8 Ребёнок способен овладевать звуками и лексикой любого языка, так как при рождении человек не имеет предрасположенности к какому-либо языку; в детском лепете присутствуют звуки всех языков. Это способствует более лёгкому усвоению лексики на начальном этапе обучения. Таким образом, младший школьный возраст является оптимальным временем для начала изучения иностранных языков, а учёт психологических особенностей детей этого возраста и их дальнейшее развитие является важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе.

9 Цель дипломной работы : раскрыть методические основы обучения лексике в технологии обучения иностранному языку, изучить пути и способы введения, закрепления лексического материала на начальном этапе обучения иностранному языку для разработки форм лексических упражнений и их применения при обучении лексической стороне речи младших школьников.

10 Теоретическая значимость работы – в обобщении материала по изучению путей и способов введения и закрепления лексики на начальном этапе обучения иностранному языку. Практическая значимость работы – на основе теоретических аспектов подобраны примеры, формы и предложен комплекс лексических упражнений, который можно использовать в начальной школе при изучении лексики иностранного (английского) языка.

11 Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи: -раскрыть понятие и цели обучения лексике, её роль и место при обучении иностранным языкам; - дать характеристику иноязычной лексики в методической трактовке; - изучить основные этапы работы над лексическим материалом в практической деятельности; -представить различные методы, варианты заданий по применению в изучении лексического материала на начальном этапе обучения в школе. В ходе работы были использованы следующие методы: - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; - интерпретация литературных источников; - обобщение; -изучение опыта работы учителей, собственного опыта автора работы. Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

12 Краткая характеристика иноязычной лексики в методической трактовке Пересечение различных уровней в слове как единице языка дает возможность рассматривать лексику с разных точек зрения: формы, функции и значения.

13 Критерии отбора словарного материала при изучении иноязычной лексики Для повышения эффективности обучения лексике необходим дифференцированный подход к отбору словарного материала, его презентации и закреплению. Такой подход осуществляется на базе методической типологии, предусматривающей градацию трудностей усвоения лексики. Под методической типологией языкового материала понимается распределение языковых единиц по типам (группам) с точки зрения сложности их изучения.

14 Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о различных подходах к установлению лексических трудностей: 1. Г. Палмер ( гг.) учитывает сложности формы, значения и употребления слов; 2. Ч. Фриз (1952 г.) исходит из функции лексики в предложениях и из сочетаемости; 3. Р. Ладо (1961 г.) определяет то, что норму употребления представляют слова, сходные по значению, но различные по форме; 4. М.А. Педанова и О.Н. Приймак: попытки разработать типологию с учетом родного языка; 5. М.С. Латушкина в основу кладет соотношение значения и формы лексического материала, характер возникающей отсюда межъязыковой интерференции; 6. Другие авторы в основу отбора продуктивной лексики кладут не один, а два критерия: 1) соотношение значения и формы слова в родном и иностранном языках с учетом возможной интерференции и 2) характер самого слова в изучаемом языке. 7. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез считают, что наиболее перспективными являются такие подходы и типологии лексики, в которых учитываются как количественные, так и качественные характеристики слов. Под количественной характеристикой слов принято понимать употребитель­ность и распространенность слов, а также длину слов, измеряемую количеством букв (звуков) или слогов. Под качественной характеристикой понимаются фор­мальные, функциональные и семантические особенности иноязычного слова, сложности его усвоения в условиях контакта двух и более языков.

15 Отбор продуктивной и рецептивной лексики По характеру признаков и показателей все принципы можно разделить на три взаимосвязанные группы: I группа статистические принципы (статистические показатели: частотность и распространенность, т.е. выделяются слова, чаще всего встречающиеся в конкретном языковом материале); II группа лингвистические принципы (основные (из 7-ми): принцип сочетаемости, принцип стилистической неограниченности, принцип семантической ценности); III группа методические принципы: ориентируется на тип школы, цели обучения и соответственно на принадлежность слов к темам, зафиксированным в программах. Причем учитывается не только соответствие лексики изучаемой тематике, но и учет важности понятий, которые она отражает. В эту группу входит также принцип описания понятий.

16 Приемы введения, закрепления и употребления лексических единиц на начальном этапе обучения иностранному языку

17 Основные этапы работы над лексическим материалом в технологии обучения иностранному языку 1 этап - ознакомление с новым материалом (включая семантизацию – введение и раскрытие значения слова), 2 этап - первичное закрепление (тренировка в употреблении лексических единиц), 3 этап - развитие навыков и умений использования (употребления) лексики в разных формах устного и письменного общения.

18 Активный лексический навык предусматривает владение рядом операций, таких как перевод учебных семантических единиц из долговременной памяти в оперативную, сочетание слов по смыслу и форме по определенным схемам, замещение свободной позиции и использование их в устной и письменной формах общения. Поскольку системы понятий в разных языках не совпадают, то при изучении иностранного языка необходимо одновременно с формой слова усваивать и новую систему понятий, что всегда требует разъяснений

19 Ознакомление с новым лексическим материалом на начальном этапе обучения Понятие образующие признаки (понятия), т.е. существенные признаки, которые позволяют отличать один объект от других: В зависимости от: 1. характера предъявляемых в понятии объектов: а) конкретные, отражающие объекты; б) абстрактные, отражающие свойства и качества объектов или отношения между ними; 2. С точки зрения объема различают понятия: а) общие, в объем которых входит неопределенно большое число объектов (дерево, кошка, дом и т.п.), б) собирательные (овощи, листва, зелень и т.п.) в) и единичные, объем которых состоит только из одного объекта (г. Пермь, Лиса Алиса, Германия и т.д.)

20 Способы введения и раскрытия значения слова (семантизации) принято объединять в две группы: а) беспереводные; б) переводные способы семантизации. Особенно это важно на начальном этапе обучения. Но, выбирая тот или иной метод, учитель должен руководствоваться: – характером слова; – уровнем обученности детей; – этапом обучения.

21 Беспереводные способы семантизации демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков, диапозитивов и др.; раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего могут использоваться: а) определение (дефиниция) описание значения слова, например: A cinema theatre where films are shown. б) перечисления, например: Dogs, cats, cows, horses, pigs are animals. в) семантизация с помощью синонимов или антонимов: cold warm, quick slow; г) определение слова на основе контекстуальной догадки, знания фактов, например: Columbus discovered America in д) определение значения слова на основе его внутренней формы. Например, известная основа и знакомые словообразовательные элементы: worker; слова, сходные по написанию и звучанию в родном языке: patriot и др. е) дефиниция, то есть толкование слова на обучаемом языке;

23 Переводные способы семантизации – замена слова (словосочетания или оборота) соответствующим эквивалентом родного языка; – перевод толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объеме значения, например: big большой (означает величину, размер); great большой (знаменитый, великий);

24 Закрепление лексического материала Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики на начальном этапе обучения, должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала в слушании, говорении, чтении и письме. Для них характерны следующие особенности: 1) они должны составлять неотъемлемую часть объяснения, выполняя иллюстративную, разъясняющую и контролирующую функции; 2) новые лексические единицы следует предъявлять в знакомом лексическом окружении и на усвоенном грамматическом материале; 3) в упражнениях должны предусматриваться не только элементарные операции, но и сложные умственные действия, развивающие творческие возможности учащихся и позволяющие им уже на этапе первичного закрепления использовать вновь введенный материал во всех формах речевого общения.

26 Употребление новых слов и выражений в формах устного и письменного общения В системе упражнений для формирования и развития и употребления лексических навыков выделяются две подсистемы: подготовительные упражнения; речевые упражнения.

27 Особые формы и способы введения, закрепления и контроля лексических навыков 1)Современные игровые методы, в том числе и лингвострановедческие; 2) песни и музыка, стихотворения; 3)пословицы и поговорки; 4)невербальные способы (движение рук, головы, подмигивание и т.п.) ; 5) новые технологии (компьютерные и использование на их основе электронных (цифровых) образовательных ресурсов) в обучении лексике иностранного языка ; 6) методы дистанционного обучения;

28 Изучаем новые слова и выражения

29 Варианты лингвострановедческих игр можно разделить на 3 большие группы: 1) игры, знакомящие учащихся с продуктами культуры; 2) игры, направленные на изучение поведения носителей языка, их традиций; 3) игры, раскрывающие культурные ценности разных народов.

30 Играя в эти игры, младший школьник приобретает такую компетентность как толерантность, учится смотреть на другую культуру критически, сравнивать ее со своей. Новый подход к преподаванию культуры изменил отношение к самому языку

32 Использование пословиц и поговорок: Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи. Пословицы и поговорки – древний жанр народного творчества.

33 Роль музыки и песен в изучении английского языка младшими школьниками Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети младшего школьного возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

34 Преимущества использования компьютерных методов обучения При компьютерном ознакомлении с лексикой соблюдается принцип индивидуализации обучения. Одни учащиеся хуже воспринимают графический образ слова, другие – звуковой. Компьютер дает возможность проделывать упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, испытываемых отдельными учащимися. Это ведет к улучшению качества знания изучаемых лексических единиц каждым учеником.

36 Выводы Итак, в результате данной дипломной работы: - на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов собран и обобщен теоретический материал по изучению путей и способов введения, закрепления, контроля и использования иноязычной лексики в устной и письменной речи младших школьников на начальном этапе обучения иностранному языку; - дано определение лексике и лексическому навыку; - показаны роль и место лексики при обучении иностранному языку, - дана краткая характеристика иноязычной лексики в методической трактовке;- изучены цели обучения и этапы работы над лексическим материалом; - рассмотрены методы и приемы обучения лексике; - проведен анализ психолого-педагогической литературы, изучены психо- физиологические возможности младших школьников и особенности формирования лексических навыков у них на начальном этапе обучения английскому языку.- сделан акцент на использование новых компьютерных технологий при изучении лексики иностранного языка; - из литературных источников отобраны возможные варианты введения лексики и на их основе предложены образцы для работы с иноязычной лексикой в начальной школе; - представлены практические разработки автора по приемам и способам введения, закрепления и использования новой лексики в 2-4 классах начальной школы.

Современная жизнь диктует свои законы. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.

Задача взрослых - помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Развитие детского лексикона можно условно разделить на несколько этапов:

3 этап (от 2 до 3 лет) – самый благоприятный этап развития речи ребенка – овладение правилами и нормами родного языка. Важным показателем речевого развития этого этапа является появление к двум годам фразовой речи. В активной речи ребенка появляются различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия. Активное развитие лексики в этом периоде повышает коммуникативные способности ребенка. При овладении ребенком достаточным словарным запасом, начинает развиваться связная речь, грамматические строй речи, совершенствуются звуковая сторона речи.

4 этап (с 3-х лет)- усвоение морфологической системы русского языка. В этом возрасте происходит значительное увеличение словарного запаса, у ребенка появляются вопросы о значении слов, ребенок сам пытается объяснять слова на основе их значений. К четырём годам формируется правильное звукопроизношение, интонационная сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. В этот период происходит становление монологической речи. Ребёнок уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше.

К старшему дошкольному возрасту набирает силу уточнение смыслового значения слов. У детей появляется большой интерес к слову и его значению. Словарь старшего дошкольника активно обогащается и за счёт слов, придуманных самими детьми. Словотворчество становится одной из важных особенностей детской речи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, которая является мощным резервом их умственного развития.

Учитывая вышесказанное, можно сказать, что к старшему дошкольному возрасту, ребенок усваивает все основные модели родного языка, а словарь дошкольника этого возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели.

Нарушения лексики у детей дошкольного возраста

1. Преобладание объема пассивного словаря над активным;

2. Неточное употребление слов, наличие вербальных парафазий;

3. Трудности актуализации словаря;

4. Несформированность семантических полей (смысловые замены слов);

5. Трудности формирования словообразовательных моделей;

6. Трудности формирования антонимов, синонимов;

7. Трудности выделения существенных дифференциальных признаков слов;

8. Ограниченность объема словаря, что затрудняет процесс коммуникации

Основные направления работы по формированию лексики у дошкольников

• Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, представлений, памяти и др.);

• Уточнение значения слов;

• Формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы родного языка;

• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного в активный словарь

• Расширение запаса синонимов и антонимов

• Формирование правильного употребления слова в связной речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система работы по формированию лексики

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Дидактические игры и задания для формирования лексики

Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития речи по лексическим темам

В логопедии как педагогической науке понятие ,,общее недоразвитие речи” применяется к такой форме патологии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ,когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

При ОНР отмечается позднее её появление, скудный запас, аграмматизм, дефекты

произношения и фонемообразования.

Выделяется 4 этапа развития системной организации детского словаря.

1.Словарь ребёнка представляет собой набор отдельных слов.

2.Словарный запас начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребёнка о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к данной ситуации ,образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребёнка название других элементов этой группы. Этот этап ещё называют ситуационным.

3.Тематический этап. Ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов и объединяет лексемы в тематические группы. Организация тематических групп вызывает развитие антонимии.

4.Четвёртый этап характеризуется возникновением синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребёнка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Словарь быстро обогащается за счёт производных слов. Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребёнка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.

Формирование лексики осуществляется по следующим направлениям:

-расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности(мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).

-уточнение значений слов.

-формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов(денотативного, понятийного , контекстуального).

-организация семантических полей, лексической системы.

Данные направления работы положены в основу моей технологии формирования лексики.

1.Расширение объёма словаря.

Последовательность работы над расширением объёма словаря ребёнка зависит от программы детского сада, от основного словаря ребёнка. Материалом для изучения словаря детей являются:

-конкретные существительные из повседневной лексики

-редкоупотребительная предметная лексика

-конкретные существительные, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью

-прилагательные, характеризующие цвет, форму предметов

2 этап – формирование структуры значения слова.

Можно использовать следующие задания.

1)Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Н-р, огурец, свекла, помидор, морковь.

Собака, кот, овца, корова.

2)Закончить предложение и назвать слова- ,,неприятели”

Слон большой, а комар …

Камень большой, а пушинка …

3)Подобрать слова- ,,неприятели ”

день говорить большой близко

утро войти белый редко

друг нашёл высокий

4)Логопед просит рассказать ,что это за предмет, дать его характеристику(внешний вид, вес, форма, материал, из каких элементов состоит, как используется).

5)Объясни значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса.

6)Угадай обобщающее слово по признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет.

- Растут на грядке в огороде, используются в пище.

-Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, обуваем на ноги?

7)Угадай название предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Н-р, что это? овощ, круглый, красный, вкусный.

3.Формирование лексической системности

Проявляется в характере вербальных ассоциаций, в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. Для этого используются следующие задания:

1)Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните или какое придёт в голову.

Стол, посуда, стоит, жёлтый.

Можно задать вопрос: Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?

2)Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).

Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.

Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.

Задаётся вопрос: ,,Почему ты так разложил эти картинки”

3)Назови ,,лишнее” слово и объясни, почему оно ,,лишнее”

Среди существительных, прилагательных (слабый, ломкий, долгий, хрупкий);

среди глаголов (приехал, прибыл, убежал, прикатился).

4)Разложи картинки по сходству.

Выставляется вертикальный ряд картинок: овца, дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, стол, забор, масло, сыр, хлеб, бублик.

Предлагается положить свою картинку к одной из четырёх картинок и объяснить, почему он положил именно так.

4.Формирование синтагматических связей.

Эта работа предполагает точное употребление слов в речевом потоке (в словосочетаниях, предложениях, тексте).Используются следующие задания:

1)Кто как передвигается?

3)Кто как голос подаёт?

4)Что какие звуки издаёт?(дверь скрипит, листья шелестят)

5)Когда человек ест?

6)Кто что умеет делать?

На этом этапе проводится работа над пословицами, поговорками, фразеологизмами.

В предлагаемых рекомендациях приведены основные направления работы, даны образцы заданий и упражнений для формирования лексики у дошкольников с ОНР 5-7 лет. Помимо игр на развитие словаря представлены игры на развитие мелкой моторики, речевого дыхания и голоса, мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, жевательно-артикуляционных мышц, упражнения для губ, щёк, языка, психогимнастика, пластические этюды.

Используя эти упражнения в работе, логопеды и воспитатели коррекционных групп помогут детям расширить объём словаря, активизировать его, уточнить знания об окружающей действительности, уточнить значение слов, сформировать семантическую структуру слова.

Основным методом в данной работе является дидактическая игра, а вспомогательными – экскурсии и наблюдения.

Методические рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами и воспитателями как в непосредственной образовательной деятельности, так и индивидуальной работе с детьми.

Благодаря этой системе работы, мы добиваемся хороших результатов. Наши выпускники имеют богатый словарный запас, у них сформирован грамматический строй. Дети выражают свои мысли развёрнутыми, грамматически правильными предложениями.

Дидактические игры и задания для формирования лексики

1. Развитие ассоциаций.

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например :

а) Овощи и фрукты.

б) Домашние и дикие животные.

в) Домашние и дикие птицы

г) Посуда и мебель.

д) Одежда и обувь.

е) Птицы и насекомые.

Примерные серии картинок:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

дом, сарай, изба, хижина, здание;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

месяц, день, год, небо, час;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

минута, секунда, час, вечер, сутки;

грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.

5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов

Тарелка и миска

Помидор и тыква

Грузовик и легковая машина

Самолет и птица

6. Разложите картинки по сходству .

На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

7. Назвать одним словом серию картинок.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Примерные серии картинок:

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка (стол, колос, нож).

Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).

9. Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свекла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

10. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

11. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

12. Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды).

Гвоздь — молоток, шуруп.

Дом — крыша, книга.

Квадрат — куб, круг.

Птица — яйцо, растение.

Хорошо — лучше, медленно.

Огонь — пожар, вода.

Зерно — амбар, деньги.

Электричество — выключатель, вода.

Одежда — голый, обувь.

Школа — обучение, больница.

Человек — ребенок, собака.

Резина — шина, сталь.

Птица — гнездо, человек.

Пальто — пуговица, ботинок.

Утро — ночь, зима.

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

13. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

§ для прикрепления бумаги к доске;

§ можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

§ сдать в металлолом;

§ провести маленький круг (окружность);

§ положить на стол и т. д.

Гвоздь — . ботинок — . помидор — . шнурок — . одеяло — .

14. Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

Возможны два варианта:

б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик — . дом — . дерево — . часы — .

16.Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

17.Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов: огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов: мяч, солнце, шар — .

тарелка, ваза, чашка — .

лист, трава, крокодил — .

18. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на деревне в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

19. Отгадать название предмета по описанию его признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять.

— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.

— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

20. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов . Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.

— Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами Он на севере живет, вместо сена мох жует.

— Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы.

— Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности освоения детьми лексики, в словарной работе выделяют несколько направлений :

1. Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия.

2. Освоение содержания слова на уровне его значения.

3. Усвоения слова как единицы языка на уровне смысла.

- закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов

- активизация словаря в различных видах деятельности ребенка.

  • Наблюдения за окружающей действительностью.

Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети 4-го года жизни учатся:

Дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат.

Чтение обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения

Дидактические игры и лексические упражнения:

Игры с игрушками. Дети учатся сравнивать и называть, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать ( в процессе экспериментальной деятельности ).

В дошкольном возрасте ребенок должен овладевать таким словарем, чтобы содержательно общаться со сверстниками и взрослыми, активно включаться в разнообразную деятельность, успешно в дальнейшем обучаться в школе, понимать и любить литературу.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладевать таким словарем, чтобы содержательно общаться со сверстниками и взрослыми, активно включаться в разнообразную деятельность, успешно в дальнейшем обучаться в школе, понимать и любить литературу.

Статья посвящена формированию иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста. В работе раскрываются особенности обучения лексической стороне иноязычной речи на раннем этапе обучения. Рассматриваются методические принципы, основные методы и приемы обучения лексике дошкольников. Авторами предлагаются примеры игр и игровых упражнений по презентации и закреплению новых лексических единиц, а также даются некоторые рекомендации по эффективной организации процесса формирования иноязычных лексических навыков в ДОУ.

Иноязычная грамотность граждан нашей страны дает возможность осваивать иноязычную культуру, а также нести и распространять родную культуру. В последнее время активно происходит снижение возрастного порога обучения иностранному языку, которому начинают обучать уже с дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность в эффективных технологиях обучения иностранному языку с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Считается, что возрастной период от 4 до 8 лет благоприятен для усвоения иностранного языка, так как дети этого возраста отличаются пластичностью природного механизма усвоения речи, обладают неплохим речевым слухом, языковой памятью, отличной способностью к имитации. Дошкольники достаточно коммуникабельны. Кроме того, дети любознательны, им присуща потребность в новых впечатлениях [1]. У них развито эмоционально-образное восприятие языка. Однако лексическое и грамматическое чутье, функционально-стилистическое восприятие языка находятся у детей дошкольного возраста в стадии формирования и развиты еще недостаточно.

Обучение дошкольников фонетическому, грамматическому, лексическому аспектам английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из возрастных особенностей детей. При этом процесс обучения лексике считается для них приоритетным. Лексика является базовым строительным материалом речи, ее содержательной стороной. Владение лексикой обеспечивает развитие речевых умений и является средством обучения другим видам речевой деятельности.

Обучение лексической стороне речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Малыши любят игры, песни, музыку, яркие краски и картинки, двигательную активность, поэтому важно все это включать в процесс обучения. При разучивании стихов и песен дети двигаются в такт словам, во время игр они проговаривают рифмовки. Основной формой обучения детей является игра. Для ребенка игра – это увлекательное взаимодействие с детьми и учителем, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры.

Обучение лексической стороне речи происходит поэтапно. К основным этапам работы над лексикой относят: ознакомление с новым лексическим материалом (работа над формой слова, над его произношением); первичное закрепление (упражнения); развитие умений и навыков использования новых лексических единиц в различных видах речевой деятельности.

Метод полного физического реагирования также считается достаточно эффективным. Дети изображают мимикой, жестами или действиями то, о чем говорят. Особенно рекомендуется использовать данный вид деятельности при работе над лексикой, связанной с глаголами движения. При помощи двигательных упражнений можно отрабатывать практически любую лексическую тему, если дошкольники уже владеют набором команд на английском языке.

Для детей дошкольного возраста характерно неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. В связи с этим занятия следует строить таким образом, чтобы виды деятельности менялись каждые 3-4 минуты. Это смена игр, упражнений, перемещение по аудитории. Для удержания внимания при выполнении лексических заданий методисты предлагают, например, такие приемы: произнести громко, затем шепотом, как кошка, как собака и так далее. Повторять, меняя положение: повторили стоя, присели на стульчики, затем встали в круг и так далее.

Музыкальный вид деятельности представлен песнями и чантами, помогающими расширению и закреплению слов и речевых образцов. Чанты (chants) – это рифмованные тексты, по звучанию похожие на рэп. Частые повторы материала облегчают запоминание. На сегодняшний день существует много обучающих сайтов с готовой подборкой видеосюжетов для детей, сопровождающихся чантами на самые разнообразные темы, которые позволяют легко и весело отрабатывать не только определенную лексику и грамматику, но и ударение, и интонацию [2].

Читайте также: