Практические навыки в школе

Обновлено: 05.07.2024

Множество споров ходит в настоящий момент вокруг современного образования. Альтернативное образование в школе и классическое, что лучше? Какие действительно знания пригодятся ребенку в жизни, и что следует в первую очередь развивать?

В школе дети изучают огромное количество правил, предметов, дисциплин и приобретают новые знания. Считается, что они помогут детям во взрослой жизни. Действительно, большинство знаний полученных в школе, позволяют детям поступить в институт (пусть даже и платно), а после института найти работу.

Однако все больше родителей выбирают для детей альтернативные формы образования: экстернат, семейное обучение, школы развития.

Отличие заключается в том, что в данном случае детей обучают не только тому, что изучают в школе: читать, считать, писать, решать задачи, уметь определять падежи, склонения, знать периоды истории, географию, химию и физику, но и навыкам, которые станут прочным фундаментом для дальнейшей жизни ребенка.

Существует 6 навыков, которые практически не изучаются в школе. Однако именно они помогают человеку стать успешнее и добиваться в жизни намного больших результатов. Не зря этим навыкам обучают настоящих спецагентов!

Мы собрали для Вас самые полезные навыки в одной статье. Она позволит вам обратить внимания на сферы, которые обычно не развиваются и подобрать для ребенка специальные кружки и секции для их развития.

Также мы на примерах нашей Школы спецагентов для детей покажем, как данные навыки можно использовать в школьной жизни ребенка, и как каждый навык поможет ребенку на школьных уроках.


Навык 1: Ораторское искусство, умение красиво говорить

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

Как поможет данный навык на школьных уроках:

К сожалению, в обычной школе не обучают ораторскому искусству. Но учеников, которые умеют красиво говорить, могут отстоять свою точку зрения грамотно, уважают и ценят.

Ораторское искусство — это необходимый базовый навык для наших детей. Именно поэтому в школе спецагентов эффективного обучения, мы изучаем и учимся, как стать настоящим Агентом-вербовщиком. (Ведь именно так называется спецагент, суперсила которого — его речь!)

Отличительная черта Агента-вербовщика — коммуникабельность. Это значит, что он легко входит в контакт с людьми, заводит новые знакомства, много общается и не боится незнакомых людей.

Он очень внимателен к деталям, и всегда следит за поведением человека, с которым общается.

Ему интересно все: какое настроение у собеседника, о чем он думает, устал он или наоборот, бодр и весел.

Говорят, что это человек-микрофон.

С ними очень легко общаться и многие очень любят с ними говорить.

На наших уроках в школе спецагентов все ребята изучают искусство красиво говорить и используют навык на школьных уроках.

Навык 2: Фотографическая память, умение запоминать “глазами”

Эйдети́зм (фотографическая память) — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

Как помогает данный навык на школьных уроках:

Развивать фотографическую память интересно и полезно. И какие результаты она дает!

В школе спецагентов для тренировки фотографической памяти, дети знакомятся с суперчеловеком, “Агентом-установщиком”. Ведь спецагентов часто называют суперлюдьми. Эти люди на первый взгляд совершенно обычные, и никогда не скажешь, что этот человек-спецагент.

Агент-установщик — это сборщик информации. Он запоминает внешность человека с одного взгляда, а потом легко может нарисовать его портрет и вспомнить в деталях. Общаясь с людьми, он запоминает и отмечает их привычки, запоминает во что они были одеты.

Говорят, что это человек-фотограф.

Как-будто его глаза — это фотоаппарат, и он успевает сфотографировать все, что попадается ему на глаза: схемы, формулы.

На самом деле секрет прост — он любит мыслить картинками, образами. Он оживляет все. Даже скучное и неинтересное.

Он любит учить стихи. Он любит запоминать лица. Легко запоминает схемы и картины. Запомнить и найти 10 отличий для него не проблема.

Установщики иногда совершенно отвратительно рисуют, это не всегда их сильная сторона. Но рисуя плохо на бумаге, они прекрасно рисуют в воображении и кодируют информацию, превращая ее в фотокадры.

Данный навык просто незаменим при текущих объемах информации, которую ребенку надо обработать и выучить.

Навык 3: Знание мнемотехник и умение их применять

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)

Как помогает данный навык на школьных уроках:

Суперагента, обладающего данным навыком, называют Оперативным сотрудником.

Оперативный сотрудник помнит все: имена, пароли, даты, числа, информацию, графики, схемы и многое-многое другое.

Кажется, что это человек-компьютер. Или даже человек-гугл.

Что не спроси, он поднимает глаза вверх и в считанные секунды выдает нужную информацию. Главное, что он практически ничего не забывает! И если он один раз что-то запомнил, то останется с этой информацией на долгие годы.

Оперативный сотрудник использует мнемотехнику.

Именно ее мы изучаем бережно, заботливо, и внедряем с каждым ребенком в отдельности в школе спецагентов. Ведь каждый будущий спецагент уникален.

Навык 4: умение создавать “майнд-карты” и систематизировать информацию

С помощью этого навыка можно:

  • Преобразовывать скучный текст параграфов в наглядный и простой
  • Понять непонятные темы
  • Готовиться к экзаменам
  • Готовить пересказы
  • Делать необычные шпаргалки
  • Создать плакаты-помогаторы
  • За вечер разобрать школьный учебник
  • А за неделю подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
  • Планировать, систематизировать, учиться

Навыку работы с информацией в школе спецагентов ребята обучаются вместе с Внештатным Агентом.

Внештатный агент имеет очень насыщенное расписание, массу задач и все-все успевает.

Люди иногда думают, как у него так получается? В чем его секрет?
Он умело управляет временем и ценит его. Время для внештатного сотрудника — самое главное оружие.

Он всегда задает себе вопрос: «Сколько времени на эту задачу у меня есть? Сколько времени мне не жалко?Также внештатный сотрудник ведет ежедневник и использует много разных приемов, чтобы уместить в голове множество задач.

Любимый прием спецагента — майд-карты.
Но он имеет и множество других способов сделать непонятное и большое простым и ясным.

Навык 5. Умение быстро изучать иностранные языки

С помощью данного навыка можно:

  • Запомнить за неделю все слова, которые изучаются в текущем классе
  • Разобраться во временах английского и всегда правильно их употреблять
  • Повысить оценку за четверть и год
  • Готовиться к урокам в два раза быстрее
  • Легко переводить тексты
  • Общаться в путешествиях

Языки. Стоит ли говорить, как здорово было бы, если бы наши дети свободно говорили на нескольких языках!

А ведь такие люди существуют. Более того, ими не рождаются, а становятся. В школе спецагентов — это сфера деятельности маршрутного агента.

Данного агента часто называют полиглотом. Он много путешествует и всегда говорит на языке той страны, куда летит. Без проблем запоминает слова любого иностранного языка, не боится разговаривать с иностранцами. Улыбчив. Скромен.
Разбирается в грамматике языка и может запоминать иностранные слова со скоростью 100 слов в час!

Дети в школе спецагентов с высокой скоростью запоминают слова английского языка, а также изучают испанский. И очень собой гордятся!

Навык 6. Быстрое чтение, хороший устный счет, грамотное письмо

Стоит ли говорить о том, что умение читать, считать и писать — базовые навыки в жизни грамотного человека?

С помощью этого навыка можно:

  • Быть уверенным за грамотность в переписках и выполнении письменных работ
  • Читать много книг и любить чтение
  • Иметь хорошую отметку по математике
  • Быстро решать задачи
  • Понимать текст прочитанных заданий, порой запутанных тестов

В школе спецагентов на каждом занятии участники тренируют устный счет, учатся решать задачи и развивают логику, тренируют скорость чтения и учатся не бояться ошибок.

В мире много разных спецагентов: агенты-установщики, вербовщики, оперативные сотрудники, маршрутные агенты, двойные агенты и внештатные сотрудники.

Но всех их объединяет одно: отличная память.

Они с одного прочтения запоминают тексты, с одного взгляда запоминают лица и с первого знакомства запоминают имена.

Для суперагента не составляет труда учиться. Он легко может пересказывать тексты, писать сочинения и изложения, грамотно писать, решать задачи и великолепно считать в уме!

В то же время, они не рождаются суперагентами. А ими становятся.
В настоящее время обучают суперагентов суперспособностям уже после окончания школы, в специальных учебных заведениях и попасть туда очень сложно.

Программы “Школы спецагентов” созданы для того, чтобы каждый мальчик и девочка, юноша и девушка могли попробовать — как это, быть спецагентом?

В Школе ребята попробуют, что значит обладать суперспособностями и как их можно развить. Данная программа— практический тренажер для мозга, которая позволит каждому участнику раскрыть в себе суперсилу.

А быть спецагентом или нет — это уже решать вам. Но одно мы знаем точно — учиться в школе станет легче, учиться в институте станет проще интереснее, работать с информацией — увлекательнее.

Кроме того, другие ребята, знакомые и учителя будут поражаться тому, как легко вы запоминаете, как красиво можете говорить и спрашивать, где вы этому научились?


Что такое soft skills?

Разница между hard skills и soft skills в том, что hard skills направлены на конкретную область. Soft skills — навыки, которые легко применимы если не во всех, то во многих аспектах жизни. Умение спроектировать крыло самолета — это hard skills, а способность мыслить системно, договариваться, анализировать — soft skills. Но нет строгого разграничения: это не тумблер, а шкала — один навык может относиться и к hard, и к soft skills в зависимости от контекста.

Почему про soft skills так много говорят сегодня?

Сейчас так много информации — это значит, что любое знание быстро устаревает, пропадает определённость. В современном мире нет стабильных областей знания, их все время надо пополнять. Уже нельзя сказать: мир такой, страна такая и так далее. Поэтому надо уметь учиться, организовывать себя, анализировать информацию, критически мыслить — и это всё гибкие навыки.

Раньше — в конце 19 — начале 20 века — скорости были низкие, а мир — более определенным, с нестабильностью сталкивался небольшой процент населения — как правило, это были правители, купцы, некоторые военные. Жизнь остальных состояла из простых действий с понятным результатом. И нам сегодня важно уметь создавать эту определенность своими руками — этому надо учить со школы.


А еще главной задачей тогда была всеобщая грамотность. Сегодня же приоритет сместился с передачи накопленных знаний к умению учиться, управлять собой и как-то применять все эти знания в жизни. Да и само понятие грамотности как необходимого набора навыков расширилось.

А что, предметные знания уже не нужны?

В какой-то момент в сознании людей hard и soft skills стали конкурировать — как будто бы развитие одних нужно реализовывать за счет сокращения других. Но на самом деле это не противостояние: если ты знаешь, как спроектировать крыло самолёта, тебе, кроме этого, пригодится дополнительный набор гибких навыков — например, способность перестроиться и сконструировать крыло не так, как тебя учили в вузе двадцать лет назад, а так, как это нужно прямо сейчас, с учётом новых технологий.

Но важно относиться к предметному знанию как к чему-то быстро устаревающему, ставить под сомнение то, что ты сегодня знаешь, и постоянно добавлять что-нибудь новое, а также уметь переносить свои навыки из привычных областей в новые. Например, навык систематизации данных, необходимый для конструирования самолета, пригодится в программировании или управлении.

Какие гибкие навыки нужно развивать школьникам?

1. Рефлексия

Рефлексия — это способность обращать внимание на самого себя, свои мысли, эмоции, реакции, на то, что с тобой сейчас происходит, умение остановиться и проанализировать ситуацию — понять, что ты сделал и почему. То есть держать в уме второй план реальности, где ты не просто действуешь, а ещё и понимаешь, что ты делаешь, зачем и к чему тебя это ведёт.


2. Толерантность к неопределённости

Перед человеком сейчас стоит задача научиться постоянно перестраиваться, адаптироваться к переменам. Потому что, если человек продолжает думать в парадигме чётких, неизменных правил и представлений о мире, очень быстро — буквально в течение нескольких лет — его набор представлений устаревает, становится неактуальным, и он постепенно скользит по шкале востребованности вниз — то есть, с одной стороны, накапливает опыт, дольше работает в какой-то одной сфере, но его способность решать новые задачи снижается. В некоторых областях задача остаётся неизменной и накопленный опыт по-прежнему применим, хотя и теряет актуальность. Но в большинстве областей меняется сама задача, и это делает опыт неприменимым без его переосмысления.

3. Коммуникативные способности и договороспособность

Мы разные, у всех своя картина мира, и, чтобы нам в этом мире сосуществовать — быть вместе, работать вместе, — нужно научиться договариваться. Мы смотрим на одно и то же явление через призму своего опыта и воспитания, поэтому наши точки зрения часто будут не совпадать, но не надо думать, что другой — обязательно враг, что он глупее нас, что он неправ. Если мы признаем ценность другого, позволим ему иметь и транслировать свое видение мира, мы сможем услышать его, нащупать точки соприкосновения и договориться.


4. Умение учиться

В прошлом обучение было такой линейной историей: ты ходил в школу, в университет, набирал знания, а потом уже с этими знаниями работал. Сейчас знания — динамичная категория, каждый день появляются обновления. И что тогда умение учиться? Это навык, который прокачивается по мере того как развивается ребёнок, его способности к рефлексии, целеполаганию, самоопределению, работе с информацией, критическому мышлению и умению анализировать.

Школьнику необходимо помочь выйти на такой уровень, где он понимает, зачем ему всё это нужно, — обычно это происходит в подростковом возрасте

Ребёнок понимает, что учёба — это его ответственность, а педагог может его на этом пути поддерживать и направлять.

Умение учиться — это ещё и навык работы с информацией, потому что ведь не только из учебников можно её черпать (сейчас есть много куда более актуальных и интересных источников), это навык командной работы, когда ты можешь привлекать и использовать ресурсы группы, когда педагог для тебя — эксперт, который благодаря своему опыту может дать дополнительную информацию или вводную, чтобы ты сам что-нибудь поискал.

Как школа может в этом помочь?

Вся сложность ситуации с развитием soft skills заключается в том, что гибкие навыки в большинстве своём формируются контекстно, за счёт неосознанного копирования поведения взрослых — важных (читай: классных) для ребёнка людей. А значит, недостаточно просто провести какое-то количество занятий и тренингов, важно создать среду для ребенка, в которой есть люди с развитыми soft skills. Но взрослых, обладающих такими навыками, в принципе немного. И прежде чем мы начнём развивать soft skills у школьников, нам придётся сначала развить их у взрослых, которые станут потом обучать детей.


В конце хочется сказать, что все мы сейчас в процессе изменений и нет такого, что кто-то виноват: управленцы от образования, педагоги, дети, которые не хотят учиться и уходят с онлайн-уроков, или родители, которые не подготовили детей к дистанционке. Мы все сегодня в большом эксперименте, и soft skills — это то, куда можно посмотреть, поразбираться и поставить новые задачи и цели — нам, взрослым, потому что именно на нас сегодня лежит ответственность.

Тимур Жаббаров, генеральный директор Smart Course, Мария Иванова, эксперт Smart Course. Компания разрабатывает образовательные и просветительские программы, проекты и решения в области развития гибких навыков для педагогов, подростков, родителей и специалистов в области образования.

На что жалуются родители?

Вторая распространенная жалоба родителей — учеба, которая в начальных классах становится настоящей пыткой, причем сразу для всех. Страдают в этом процессе и сами дети, и родители, и даже учителя. Все школьные сложности, как правило, связаны с важными учебными навыками, которых часто просто не хватает младшеклассникам.

Что думают дети?


При этом почти всем очевидно, что дальше — хуже, пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком, успеваемость снижается, а в результате пропадает интерес к предмету и появляется ежедневный стресс.

Дети, которые не могут спокойно рассказать стихотворение у доски, во взрослой жизни будут испытывать сильный стресс, если нужно будет выступить перед аудиторией.

Большинство ребят младших классов могут хорошо коммуницировать со всеми в семье, но при этом сталкиваться с большими трудностями при общении с другими детьми. Научите их коммуницировать, сформулируйте вместе перечень интересных тем — это поможет младшеклассникам проявить интерес к сверстникам и самим стать незаурядными собеседниками.


Давайте сразу оговоримся: ребенок все делает из-под палки не по своей вине — его просто не научили планировать время и распределять дела. И выход есть! Постепенно разберемся, как его найти.

Как родители влияют на отношение ребенка к учебе?

С самых первых лет своей жизни ребенок формирует отношение к труду по тому, что он слышит от любого авторитетного взрослого. Если подросток видит перед собой негативный пример — изможденных родителей, уставших от бесконечной работы и заваленных ненавистными обязанностями, — он не сможет воспринимать работу как возможность для самореализации, как деятельность, которая интересна.

Ребенок как губка впитывает образ, который видит. Любое позитивное высказывание о работе, труде, учебе, о том, как проводить свободное время, формирует его собственное восприятие. Он начинает понимать, как ему самому планировать и проводить свое время.

Родители, которые сами ни разу не держали в руках книгу, но по 50 раз в день повторяют ребенку, что читать необходимо, не внушают доверия.


Дети поступают точно так же, как мы — взрослые, которые находятся рядом с ними.
За примером далеко ходить не надо. Даже то, как ребенок задает вопросы — и умеет ли он вообще это делать — тоже берется из семьи. Поэтому, если школьнику непонятна новая тема и он стесняется переспросить учителя, вероятно, он неосознанно берет пример с мамы или папы.

Форматы обучения

Ответственный подход к обучению подразумевает умелое владение большим набором инструментов, чтобы выбрать подходящий под каждый конкретный запрос. Запоминать информацию, концентрироваться, освоить публичные выступления — эти гибкие навыки нужны в жизни каждому из нас. Но запомните важное правило: не существует универсального способа учиться эффективно. Каждому нужен свой формат.

Учиться можно в классе или дома, самостоятельно или с чьей-то помощью, можно смотреть обучающие видео, искать информацию в интернете, ходить на групповые занятия или к репетитору. Эффективным способом для каждого будет свой. И важно понимать, что если долгое время ребенок занимается чем-то и не получает результатов — равно как и удовольствия, — то нужно поменять способ овладения навыками.

Ну, например, вы привыкли учить стихи построчно. Но это вовсе не значит, что для вас этот способ самый эффективный. А тем более — для ваших детей. Не стоит передавать из поколения в поколение один и тот же способ заучивания материала — в конце концов, это не фамильная драгоценность.

Как научиться учиться?

Формируем цель обучения

Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее ученикам.

Искренне интересуйтесь тем, что нового сегодня узнал ребенок. Удивитесь, поделитесь своим опытом, вспомните — может быть, как раз эти горы или эти грибы произвели на вас сильное впечатление в свое время?

Помните: главное — искренняя заинтересованность! Педагог легко может выстроить междисциплинарную связь — если сегодня на уроке химии дети начали изучать таблицу Менделеева, то на литературе можно вспомнить Александра Блока, который был женат на дочери русского ученого.

Все знания, которые нас окружают, A — взаимосвязаны, B — имеют практическое применение в жизни. Так выстраивается картина мира.

Иногда ребенку просто не нравится учитель, и из-за этого он перекрывает для себя определенные варианты будущего. Интересуйтесь у школьника, почему ему не нравится какой-то предмет. Из-за того, что педагог объясняет не доходчиво, дети могут быстро разочароваться в какой-то области и окончательно решить, что связывать свою жизнь, например, с физикой они точно никогда не будут.

— В прошлый отпуск мы путешествовали на машине по маршруту Германия — Австрия.
— Ого! Так Австрия — это ж отдельный материк !


Человеку, который не усвоил базовые школьные знания, трудно даже поддержать простой житейский разговор, — постарайтесь донести это до ребенка.

Учимся концентрировать внимание

Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать разные каналы восприятия, проводить эксперименты и даже игры на концентрацию. Нет исключительно аудиалов и визуалов, но чем больше органов задействовано при объяснении нового материала, — тем эффективнее будет восприниматься информация. При этом не обязательно единовременно использовать все способы объяснения новой темы, можно применять их последовательно.

Эксперимент

Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.

Упражнения для развития памяти и концентрации

Вокруг нас бесконечное число звуков: мы слышим шум города и шорох холодильника, мяуканье кота и свисток кипящего чайника, а еще гудение стиральной машины и стройку в соседнем дворе — и все это одновременно, разом.

Чтобы научиться концентрировать аудиальное внимание, нужно поставить себе простую задачу — выбрать какой-то один звук из общего фона: сейчас я слышу только как шумят машины за окном, а сейчас — как лает собака и т.д. Каждый раз, переключая свое внимание, вы понимаете, что оно принадлежит только вам, вы контролируете поток звуков вокруг, как будто вытягивая из него что-то одно.

Даже прослушивая одну и ту же песню, можно каждый раз обнаруживать новые звуки и сосредотачивать свое внимание именно на них.

Все просто: разложите предметы — запомните — отвернитесь и вспомните последовательность, в которой они лежат. Кстати, последовательность может быть не только из предметов, а еще из слов, чисел, любых других вещей. Несколько партий игры вместе с детьми пойдут на пользу и взрослым!

Работаем над самомотивацией

Помогите ребенку искать вдохновение, превращать деятельность в игру, научиться хвалить себя самому и концентрироваться на своих сильных сторонах.

Включите музыку, чтобы мыть посуду или убираться в комнате было веселее!

Ребенок самостоятельно может себя подбодрить и оценить свои результаты. Можно даже превратить обучение в игру, чтобы пробудить в школьнике мотивацию.

Развиваем критическое мышление

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, не являются пройденным этапом для взрослых — все мы периодически переживаем те же трудности. Но давайте хотя бы попробуем научить наших детей справляться с этими трудностями уже в юном возрасте.

Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.

Тренируем память

Ищите эффективные способы запоминать разную информацию.

Информация — это все, что нас окружает: цвета, звуки, предметы, явления. Мы все способны получать ее через разные каналы. Для кого-то эффективен один способ, а для кого-то — другой.

Кто-то не может слушать аудиокниги — отключается через несколько секунд и уходит в свои мысли. А кто-то, читая обычную бумажную книгу, возвращается к предыдущему абзацу, потому что давно потерял нить рассказа и задумался о чем-то своем.

Многие ребята не знают, например, что стихотворение можно учить простым способом — просто записав собственное прочтение на диктофон и прослушав 10 раз. Попытаться превратить поэму в рэп, учить по абзацам, — способов выучить стихотворение очень много. И, как бы абсурдно они ни звучали, если это работает, то почему бы и нет?

Самым эффективным способом будет тот, при котором ребенок будет помнить стихотворение (или дату, цифры, правило) даже после уроков, даже через неделю и месяц. Так может работать, например, повторение — троекратное, за один вечер, или через неделю. Важно найти свой действенный способ.

Учимся планировать время

Способы планирования времени тоже не могут быть одинаковыми — проверяйте, как лучше вам, почему так не работает с ребенком, и что можно изменить. Ведь часто, когда родители хотят спланировать расписание дня школьника, они сталкиваются с неожиданными трудностями — не для всех детей листок с прописанными задачами окажется хорошим инструментом, чтобы эффективно провести свое время.

Кому-то удобнее работать с чек-листами, когда есть возможность вычеркнуть выполненную задачу. А для других исключительно эффективной практикой будет другая — прописать все свои задачи на следующий день, причем сделать это самостоятельно.

Когда ребенок научился планировать, понял, какие каналы восприятия у него ведущие, что его отвлекает, а что вдохновляет, когда он понимает, какие способы запоминания информации действительно работают, ему становится легче учиться.

Ищите подходящие способы эффективного обучения, не останавливайтесь в своих знаниях. Чем лучше мы знаем себя, тем легче нам выстраивать свою жизнь!

Важные навыки, которым вряд ли научат в школе

Жизнь – это гораздо больше, чем получаемые знания об основных школьных предметах, и если у вашего ребенка не экстраординарный учитель, готовый выходить за рамки установленной модели обучения, ребенок, скорее всего, не получит тех важнейший знаний, которые так необходимые ему сейчас и непременно понадобятся в будущем.

Задумайтесь на мгновение о вашем собственном опыте. Когда вы окончили школу, обладали ли вы всеми знаниями, необходимыми, чтобы выжить в этой непростой жизни, не говоря уже о том, чтобы добиться успеха? Если вам повезло, вы получили неплохие знания об истории и математике; если же вы оказались редкостным везунчиком, вы приобрели хорошую привычку обучаться, которая пригодилась вам в университете.

Но были ли вы готовы к реальной жизни? Скорее всего, нет, если только родители не оказали вам эту бесценную услугу. На самом деле, многие из нас терпели неудачи в начале взрослой жизни, потому что не владели необходимыми навыками: мы до сих пор переживаем последствия юношеских неудач.

Вы можете сказать, что горькие уроки – это часть жизни. Но ведь можно немного лучше подготовить ребенка, и если школа не всегда справляется с обучением детей необходимым навыкам, взять это в свои руки и сделать самим.

Следовательно, вам понадобится базовая учебная программа, которую ребенок должен освоить прежде, чем достигнет совершеннолетия. Эта статья даст необходимую отправную точку для ее составления.

Как же обучать детей жизненным навыкам? Их не нужно преподавать с помощью лекций или учебников, им можно обучать лишь с помощью примеров, бесед, демонстрации и предоставления ребенку (или подростку) возможностей применять свои знания самостоятельно (разумеется, вначале под вашим контролем). После того как вы расскажете о навыке, покажите ребенку, как его применять, и позволите ему под вашим руководством попрактиковать это умение несколько раз, разрешите ему самостоятельно применять данный навык и научиться на собственных ошибках. Время от времени перепроверяйте его знания.

Читайте также: