Всероссийский конкурс школьных библиотек библиобраз 2003

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

БИБЛИОТЕКА МОЕЙ МЕЧТЫ.

« И верю я, не рухнет мир вовеки ,

Гимн фестиваля школьных библиотек

« Библиотеки - сердце информационного

Тема IX сессии РБА, май 2004 г

И когда я держала в руках приглашение финалистов конкурса

Такая структура организации единого воспитательно-образовательного пространства позволяла в существующих условиях и с имеющимися ресурсами успешно решать главную задачу школьной библиотеки:

формирование у младших и средних школьников первоначальных навыков независимого библиотечного пользователя,

воспитание культуры чтения посредством использования разнообразных форм массовой работы, косвенно- опосредованных способов привлечения учащихся в библиотеку и пробуждения интереса к чтению.

Все это позволило достичь к началу 2003-2004 учебного года весомых результатов:

отработана непрерывно развивающаяся система форм и методов организации творческой активности детей подросткового возраста,

заметно выросли интерес, запросы детей к информации, умение эту информацию использовать.

повысилась культура самоорганизации свободного доступа во внеурочное время.

Но главные проблемы – недостаточное ресурсное обеспечение (малый книжный фонд, фонд периодических изданий, аудио- видеокассет, С D - дисков), отсутствие компьютерной базы - не позволяли развиваться школьной библиотеке в перспективе.

Для создания же качественно новой образовательной среды, обеспечивающей доступ пользователям библиотеки к информации на различных носителях (как традиционных, так и электронных) необходимо было решить следующие задачи:

сформировать фонд информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами;

продвигать фонд информационных ресурсов к участникам образовательного процесса (педагогам, учащимся, родителям) через разнообразные формы работы;

создать систему информационного обслуживания обучающихся из малых деревень;

реализовать на практике модель школьной библиотеки как социально- открытой педагогической системы.

Нашей школьной библиотеке кроме решения проблем, сдерживающих дальнейшее развитие (осенью 2004 года в школу поступила все заказанное оборудование, мебель, оргтехника, медиаресурсы, книги), фестиваль дал огромный импульс позитивной энергии, знакомство с опытом инновационно работающих библиотек - лучших школьных библиотек России, свежие идеи и направления работы, видение дальнейшей перспективы и осознание своей миссии!

Остро потребовалась модернизация действующей модели школьной библиотеки , но при этом необходимо сохранить ее сердце, ее

Во-первых, сохранены все уже отработанные формы организации воспитательного процесса в библиотеке, некоторые из них развиты и адаптированы к современным требованиям.

Работа эта ведется в нашей школе системно и включает несколько направлений и этапов:

- информирование педагогов о выходе федерального перечня учебников,

знакомство с ним, информирование о новых поступлениях учебников и

недостающих учебниках на текущий учебный год, прием

предварительных заявок следующий учебный год;

формирование УМК, применяемого в школе, осуществляется завучем и библиотекарем на следующий учебный год;

оформление заявки на недостающие учебные пособия на следующий учебный год и предоставление этой заявки в ИМЦ УО Татарского района:

прием новых поступлений (бюджетный заказ предыдущего года);

ведение всей учетной документации по учебному фонду (инвентарные книги, книги суммарного учета, учетные карточки), предоставление отчетов в ИМЦ УО по обеспеченности учебниками;

работа с библиотечным активом: заполнение и ведение тетрадей учета сохранности учебников, рейды по проверке сохранности учебников, отражение результатов рейдов на библиотечном стенде;

выдача и сбор учебников по классам, первоклассники получают книги на первом библиотечном уроке 1 сентября в торжественной обстановке в читальном зале.

Однако, компьютеризация библиотеки, оснащение копировальным и проекционным оборудованием, медиа продукцией, новой энциклопедической, справочной, художественной, методической литературой открыли новые образовательные возможности и подняли процесс получения и обработки информации на качественно новый уровень.

Благодаря использованию информации на нетрадиционных носителях ( DVD , С D и слайдах), в практике работы библиотеки появились такие новые формы работы как слайд-проекты, презентации и медиа-лектории. Теперь любой читатель может подобрать нужную информацию из различных источников (книг, справочников, энциклопедий, электронных носителей, Интернета), скопировать её, оформить в электронном и печатном виде.

Легче стал процесс подготовки учащихся и учителей к предметным урокам, ведь к их услугам большое количество различных энциклопедий, в том числе и на электронных носителях. Учителя в медиатеке знакомятся с новыми средствами обучения, проводят уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ: если в 2005-2006 учебном году проведено 15 таких уроков, то в прошедшем учебном году уже 66, 30 внеклассных мероприятий, из них 5- районного уровня.

Главное, что обновленная библиотека привлекает внимание читателей – и учащихся (и не только из нашей школы, частые гости школьники из сел Новопервомайское, Неудачино), педагогов, и жителей села, и студентов- выпускников нашей школы. Все они искренне удивляются, что в сельской школе библиотека такого уровня, восхищаются ею и теми возможностями, которые открываются перед детьми (см. приложение № ).

Задача библиотекаря - помочь и читателям сориентироваться в потоке информации, научить правильно работать с ней, выбирать главное и отсеивать ненужное, способствовать повышению их информационной культуры. А для этого потребовалось изменить сложившуюся систему проведения библиотечных уроков. Сегодня необходимо использовать программы по формированию информационной культуры личности –

И потому учиться, учиться каждый день, и не просто работать, а работать творчески, искать, фантазировать, ведь креативность предполагает открытость человека новизне, гибкость мышления, оригинальность, необычность и смелость идей!

Поэтому для меня моя профессия - не просто интересная работа, а любимое дело, и пусть это звучит громко - призвание!

Современная школьная библиотека испытывает большие трудности со снабжением художественной и учебной книгой на русском языке, публицистическими изданиями, а также с внедрением в ее работу современных информационных технологий, аудио- и видео- средств. Это делает школьную библиотеку малопривлекательной для массового посетителя, прежде всего, для молодежи. Особенно остро проявляются эти проблемы в сельской местности и в малых городах России, где школьная библиотека выступает нередко в качестве единственного учреждения, предоставляющего молодежи бесплатные культурно-образовательные услуги.

Поэтому настоящий проект имеет особую социальную значимость, поскольку он связан с поддержкой и развитием школьной библиотеки как важного системообразующего фактора российской провинции.

Проект имеет основную цель – выявление и поощрение творчески работающих библиотек общеобразовательных учреждений, реализующих перспективные культурно-образовательные, информационно-технологические и профориентационные программы.

Задачи проекта:

1. Привлечь внимание государственных учреждений, издательств, предпринимателей, прессы и др. к проблемам школьных библиотек в малых городах России и в сельской местности.

2. Провести культурно-образовательные мероприятия на базе библиотек с целью популяризации среди молодежи русскоязычной литературы, а также внедрения инновационных образовательных и информационных технологий.

3. Провести благотворительные мероприятия с целью оказания материальной помощи отдельным сельским школьным библиотекам (пополнение и обновление книжного фонда, оснащение современными техническими средствами и др.).

4. Разработать и реализовать программы, направленные на поддержку и развитие школьной библиотеки как культурно-образовательного центра для молодежи.

Проводится для выявления творческого потенциала учителей-словесников и методистов в области русского языка, содействия в обмене учебно-методической информацией с использованием современных электронных технологий, создания условий для дальнейшего профессионального роста молодых авторов - разработчиков учебно-методических материалов.

Проводится среди авторов художественных произведений, чей возраст не превышает 35 лет, пишущих на русском языке для детей и юношества.

Основная цель – выявить и поддержать молодых талантливых писателей и поэтов России, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию, а также создать более благоприятные условия для реализации литературного потенциала молодых авторов, включая продвижение на книжный рынок их литературных произведений, имеющих воспитательное значение.

Целью было привлечение внимания общественности, творческой интеллигенции, представителей госструктур, научно-педагогического сообщества, издателей и бизнесменов к проблемам подросткового чтения.

Особенность данного проекта состоит в обращении не к школьной библиотеке, а к художественной КНИГЕ , адресованной школьникам в возрасте от 8 до 17 лет.

Актуальность подобного обращения, с одной стороны, обусловлена важнейшей ролью ЧТЕНИЯ в процессе личностного становления юного читателя, а с другой, — кризисным состоянием современной отечественной литературно-творческой сферы и необходимостью мобилизации общественных усилий по скорейшему преодолению негативной ситуации.

Основные цели Фестиваля — способствовать развитию художественной литературы для тинэйджеров и молодежи, формированию в обществе интереса к КНИГЕ, адресованной читателям подросткового и юношеского возраста, а также внимательного и бережного к ней отношения, повышению статуса КНИГИ и ЧТЕНИЯ в жизни современной молодежи.

Основные задачи Конкурса:

  • популяризация и распространение опыта работы наиболее перспективных библиотек;
  • создание условий для профессионального роста и работы школьных библиотекарей;
  • привлечение внимания различных слоев общества к проблемам школьной библиотеки с целью оказания ей реальной помощи;
  • взаимодействие библиотек с государственными и общественными организациями;
  • повышение престижа библиотеки и роли библиотекаря в сфере образования.

Номинации конкурса:

Основная цель - издание и презентация сборника произведений современной зарубежной литературы, адресованной подросткам.

Задачи:

Задачи конкурса:

  • поддержка чтения как одного из важных инструментов познания мира;
  • повышение престижа школьной библиотеки;
  • содействие воспитанию читательской культуры школьников;
  • развитие творческой активности школьников.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Все желающие приносили из своих домашних библиотек книги с целью передачи их в одну из российских школьных библиотек. За каждые три дня фестиваля было собрается около 12500 книг и отправляется в детские дома и библиотеки России.

Актуальность обусловлена важнейшей ролью чтения в современном обществе, а также необходимостью объединения различных социальных групп с целью повышения значимости книги, особенно для подрастающего поколения.

Задачи акции – привлечение внимания общественности к состоянию школьных библиотек и оказание им помощи, а также выявление и поощрение наиболее ярких благотворителей.

К участию в акции приглашаются молодые люди, которые увлекаются фотосъемкой и заинтересованы в создании фоторабот, отображающих роль и значение чтения в современном обществе и в жизни молодежи.

Задачи акции:

Целью этого комплекса мероприятий является привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи Урока:

• развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

• создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;

• позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;

• консолидация усилий школьных коллективов, родителей, специалистов книжного дела, СМИ, творческих союзов, представителей местной администрации для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.

Цель - объединение теоретического и практического опыта специалистов для решения вопросов, связанных с реализацией прав детей и подростков на качественное обучение чтению, выбора ими высокохудожественной литературы, а также осмысления ответственности государства и общества за развитие чтения в подростковой среде.

На основании Соглашения между Министерством образования Российской Федерации и Региональным общественным фондом "Центр развития русского языка", в целях выявления и поощрения творчески работающих библиотек общеобразовательных учреждений, реализующих перспективные культурно- образовательные, профориентационные и информационно-технологические программы, и для популяризации опыта работы библиотек

1. Провести с 01.11.2002 - 30.09.2003 совместно с Региональным общественным фондом "Центр развития русского языка" всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений "БиблиОбраз" (далее - конкурс).
2. Утвердить прилагаемый Порядок проведения всероссийского конкурса библиотек общеобразовательных учреждений "БиблиОбраз" в 2002-2003 годах.
3. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации создать комитеты по организации и проведению I и II туров конкурса. В срок до 20.12.2002 информировать Департамент общего образования о своем участии в конкурсе.
4. Поручить Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) информационное, научно-методическое обеспечение и соответствующую координацию по организации конкурса с органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Министр В. М. Филиппов

УТВЕРЖДЕН
Приказом Минобразования России
от 23.10.2002 № 3702

Порядок
проведения всероссийского конкурса библиотек общеобразовательных учреждений "БиблиОбраз" в 2002-2003годах

1. Организация конкурса

1.1. Всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений "БиблиОбраз" в 2002-2003 годах (далее - конкурс) организован в целях:
выявления и поощрения творчески работающих библиотек общеобразовательных учреждений, реализующих перспективные культурно- образовательные, профориентационные и информационно-технологические программы;
популяризации и распространения опыта работы наиболее перспективных моделей библиотек;
организации совместной деятельности библиотек с государственными и общественными организациями;
содействия повышению престижа библиотеки и библиотечной профессии в сфере образования.
1.2. 0рганизация конкурса осуществляется Министерством образования Российской Федерации совместно с Региональным общественным фондом "Центр развития русского языка".
1.3. Для организации, проведения и подведения итогов конкурса на федеральном уровне Региональным общественным фондом "Центр развития русского языка" по согласованию с Минобразованием России создается центральный организационный комитет (далее - ЦОК).
ЦОК формируется из представителей Регионального общественного фонда "Центр развития русского языка", Министерства образования Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Российской государственной детской библиотеки, Московского государственного университета культуры и искусств, издательств России.
ЦОК утверждает состав методической и экспертной комиссий, жюри, а также обеспечивает связи со средствами массовой информации, спонсорами и общественностью, подводит итоги конкурса.
1.4. Для организации, проведения и подведения итогов I и II туров конкурса на региональном уровне могут создаваться соответственно областные, краевые и республиканские организационные комитеты (далее – региональные оргкомитеты) при органах управления образованием субъектов Российской Федерации.
Региональные оргкомитеты:
определяют условия и сроки проведения I и II туров конкурса в соответствии с данным Порядком проведения всероссийского конкурса библиотек общеобразовательных учреждений "БиблиОбраз" в 2002-2003 годах и рекомендациями, разработанными методической комиссией при ЦОК и организуют их успешное проведение;
формируют состав региональных жюри;
подводят итоги конкурса, определяют и награждают дипломами победителей и участников;
результаты II тура конкурса направляют в ЦОК (в установленные сроки).

2. Сроки проведения конкурса

Конкурс проводится в 2002-2003 годах в четыре тура: I тур - 01.11.2002-15.01.2003 - районный конкурс библиотек общеобразовательных учреждений.

II Тур - 15.01.2003-15.03.2003 - региональный конкурс библиотек.

III тур - 15.03.2003-01.06.2003 - полуфинал (отборочный заочный).

IV тур - сентябрь 2003 - финал в г. Москве.

3. Номинации конкурса

Конкурс проводится по следующим номинациям:

"Диалог" - библиотеки всех видов общеобразовательных учреждений, использующие в своей работе оригинальные, инновационные формы работ с читателями, нетрадиционные способы привлечения читателей в библиотеку и пробуждения у них интереса к чтению, активирующие познавательную и творческую деятельность, эффективно взаимодействующие с администрацией, педагогическим коллективом, родителями.

"Навигатор" - библиотеки всех видов общеобразовательных учреждений, использующие интересные и перспективные формы в сфере профориентационной работы, способствующие повышению образовательного и культурного уровня обучающихся, работающие во взаимодействии с педагогическим коллективом и учреждениями других систем и ведомств.

"Родник" - участвуют библиотеки сельских общеобразовательных учреждений, реализующие современные формы и методы работы, способствующие повышению читательской информационной культуры, развивающие творческую активность к познанию и осмыслению истории родного края, организующие интересные и разнообразные виды досуга.

"Перспектива" - участвуют библиотеки всех видов общеобразовательных учреждений, успешно и динамично развивающиеся под руководством молодого специалиста в области библиотечного дела со стажем работы до 5 лет, ясно видящего перспективы развития своей библиотеки и имеющего первые успехи в своей деятельности. "Окно в мир" - участвуют библиотеки школ-интернатов, детских домов, нетрадиционно работающие в области воспитания, прививающие своим читателям ценностные установки к идеалам мира, развивающие у них потребность и стремление к познанию, активизирующие читательскую и творческую деятельность детей, способствующие адаптации воспитанников в современном мире.

4. Проведение конкурса

5. Порядок финансирования и награждение участников конкурса

5.1.Порядок финансирования и награждение победителей первых двух туров определяют организаторы I и II туров конкурса.
5.2. Расходы на организацию и награждение полуфинального и финального туров конкурса осуществляются в порядке, определенном ЦОК конкурса.
5.3. Участники финального тура получают льготное право участвовать во всех последующих программах Регионального общественного фонда "Центр развития русского языка", направленных на совершенствование деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.
5.4. Заключительный тур конкурса в г. Москве сопровождается разнообразными мероприятиями культурно-образовательного и профессионально-творческого характера.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: