Возникновение средневековых университетов цеховые гильдейские городские школы схоластика

Обновлено: 04.07.2024

Образец ссылки на эту статью: Ряполов В.В. Возникновение средневековых университетов: содержание и формы обучения // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 15.

УДК 378.4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Ряполов Владимир Васильевич

Построить динамично развивающееся общество могут только образованные люди, способные гибко реагировать на изменения и отвечать вызовам современной эпохи. В наше время кузницей таких кадров по-прежнему выступают университеты, дающие классическое образование. В связи с этим важно обратиться к истокам университетов, к временам Средневековья, когда университеты только появились в Европе. Несмотря на общее представление о Средних веках как времени мракобесия и отсталости, культурное наследие Средних веков в истории человечества чрезвычайно богато. Важнейшим культурным образованием этого периода стали корпорации и университеты, возникшие в XIII в.
В статье автор рассматривает проблемы организации и деятельности средневековых университетов. Он показывает, как им удалось отстоять свою автономию от светских и епископских властей. Автор отмечает, что университетская организация XIII в. была признаком интеграции интеллектуальной жизни в жизнь города. При этом рекрутирование и горизонты университета далеко выходили за городские пределы. Взлет университетов был подкреплен эволюцией книжной техники и письменности.
Серьезное внимание в статье уделяется анализу внутренней структуры университетов, взаимоотношению между преподавателями и студентами.
Автор делает вывод о том, что именно в университетах был выработан тип высокообразованного ученого, который овладевал знаниями не только для самосовершенствования, но и для пополнения их в интересах самой науки.
Ключевые слова: Средние века; университеты; высшее образование; обучение; искусство.

THE EMERGENCE OF MEDIEVAL UNIVERSITIES: CONTENT AND FORMS OF EDUCATION

Ryapolov Vladimir Vasilevich

To build a dynamic society can only educated people who are able to respond flexibly to changes and meet the challenges of the modern era. In our time, forge these frames continue to favor universities with classical education. In this regard, it is important to refer to the origins of universities, the middle Ages, when the universities appeared in Europe. Despite the General idea about the Middle ages as a time of obscurantism and backwardness, cultural heritage of the Middle ages in human history is extremely rich. The most important cultural education of this period were corporations and universities, which arose in the XIII century.
In the article the author considers the problems of organization and activities of medieval universities. It shows how they managed to defend their autonomy from the secular and Episcopal authorities. The author notes that University organization XIII century was a sign of integration of intellectual life in the city life. The recruitment and horizons University far out beyond the city limits. The rise of the universities was reinforced by the evolution of book technology and writing.
Serious attention is paid to the analysis of the internal structure of universities, the relationship between teachers and students.
The author concludes that universities have been developed the type of highly educated scientist who possessed the knowledge not only for self-improvement, but also to Supplement them in the interests of science itself.
Keywords: The middle ages; universities; higher education; learning; art.

Список литературы

1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. (Великие цивилизации). Екатеринбург: У – Фактория, 2005.
4. Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014.
5. Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
6. Семенихин С. Абеляр: из истории средневековой мысли // ПС. Ист. 2000. № 38 (окт.). С. 16.
7. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIV вв. М.: Искусство, 1978.

References

1. Gurevich A.Ya. Problemy srednevekovoy narodnoy kultury. M.: Iskusstvo, 1981.
2. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do kontsa XX v. / Pod red. A.I. Piskunova. 2-e izd. M.: TTs Sfera, 2005.
3. Le Goff Zh. Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada. (Velikie tsivilizatsii). Ekaterinburg: U – Faktoriya, 2005.
4. Orishev A.B. Petrovskaya (Timiryazevskaya) akademiya: stanovlenie agrarnoy nauki i obrazovaniya v SSSR (1917-1932). M.: RGAU-MSHA im. K.A. Timiryazeva, 2014.
5. Orishev A.B. RGAU-MSHA imeni K.A. Timiryazeva: universitetskie legendy: Monografiya. M.: Izdatelstvo RGAU-MSHA, 2016.
6. Semenikhin S. Abelyar: iz istorii srednevekovoy mysli // PS. Ist. 2000. № 38 (okt.). S. 16.
7. Yastrebitskaya A.L. Zapadnaya Evropa XI – XIV vv. M.: Iskusstvo, 1978.

Рецензенты:

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Lektsii_po_istorii_ped.doc

Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – 346 с.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – С.6 – 19.

Быт и история античности. – М., 1988. – 270 с.

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века

Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения.

Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья.

Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания.

Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.

2. Воспитание и образование в Византии.

3.Церковные школы в Западной Европе.

4. Система рыцарского воспитания.

5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.

6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

  1. Догматическое обучение – обучение, построенное на неосознанном заучивании текстов.
  2. Религиозное, рыцарское, светское образование и воспитание – характер воспитательно-образовательных систем в раннее, развитое и позднее средневековье.
  3. Монастырские, соборные (или кафедральные), приходские школы; ремесленное ученичество – система образовательно-воспитательных учреждений в Западной Европе в эпоху раннего средневековья (V – X века).
  4. Университеты, цеховые и гильдейские школы – система образовательно-воспитательных учреждений в Западной и восточной Европе (эпоха развитого и позднего средневековья, XI – XVI века).

2.1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, называемое также эпохой Возрождения.

Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В этот период, начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений.

В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. На первом этапе (IV –IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. Этап IX – XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959 гг.), когда были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XII– XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения искусства античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе.

В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель.

2.3. Церковные школы в Западной Европе. Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).

В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).

Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы.

При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали.

Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т.п. По достижению 21 года он на особой церемонии посвящался в рыцари.

Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и других богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения, в который входили проза, поэзия, классические языки, пение и др. Они готовились стать светскими дамами.

2.5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, участвовал в диспутах. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университете, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.

Существовали университеты за счет церкви, взносов за обучение студентов и различных пожертвований. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войны, университеты перебирались из одного города в другой.

В XIII – XV веках самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера (при мастерских ремесленников) Появились подобные заведения и для девочек.

В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т.д. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке в Праге, Варшаве, Кракове.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, участвовал в диспутах. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университете, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.

В XIII – XV веках самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера (при мастерских ремесленников) Появились подобные заведения и для девочек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рождение и расцвет университетов в Западной Европе. Феномен схоластики.

Схоластика (от греч. "школа" - спокойное занятие, учеба) - средневековая эрудиция. Она тесно связана с системой образования на Западе, которая развивается с VIII-IX вв.

Была принята очередная периодизация схоластики. Первый этап - с VI по IX в. Вторая стадия - с IX по XII вв. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII век. - "золотой век схоластики". Четвертый этап - XIV-XV веков - вымирание схоластики.

Каждый из этапов может быть связан с личностями мыслителей, которые больше всего формируют его характеристики. Первый период представляет И.С. Эриуген (ок. 877); второй - Ансельм Кентер-Берийский (ок. в 1109) и Пьер Абеляр (ок. основан в 1142); третий - Фома Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274); - и как четвертый В. О (ок. 1285-1349).

С XIII века школа уже функционирует как университет. Университет - типичный продукт средневековья. Если модели школ были античными аналогами, которым подражали средневековые школы и в чем-то их обновляли, то у университета не было собственного прототипа. Такого рода корпоративные образования и свободные ассоциации студентов и наставников с их привилегиями, устоявшимися программами, дипломами, званиями - не древность на Западе или Востоке.

Первые университеты возникли в XII веке. в Париже и Болонье. В XIII-XV вв. Европу охватила целая сеть университетов. Потребность в них была обусловлена прежде всего потребностями и обязанностями Церкви.

Два эффекта сопровождали деятельность университетов. Первая - это рождение ордена ученых, священников и светских людей, которым Церковь доверила миссию по обучению истинам откровения. Историческое значение этого явления состоит в том, что официальное учение Церкви по сей день должно и может быть доверено только церковным иерархам. Магистрам официально разрешили обсуждать вопросы веры; Святого Фому, Альберта Великого и Бонавентуру позже назовут "врачами Церкви". Наряду с традиционными двумя авторитетами - церковной и светской - появилась третья - власть интеллигенции, влияние которой на общественную жизнь со временем становилось все более ощутимым.

Читайте также: