Стихи некрасова краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Особенности цикла

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием — полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Середина стихотворения больше похожа не на пьесу, а на фильм: так быстро меняются кадры. Детям-читателям нравится динамика событий, забавная ситуация, живой и выразительный язык стихотворения.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004


О его объективной повествовательной поэме Саша (1854), за которую его обвиняли в плагиате тургеневского Рудина еще до того, как он был напечатан у него в журнале, можно сказать, что это попытка создания проблемного рассказа в стихах, и, несмотря на имеющиеся там прекрасные места, она выглядит жалко в сравнении с романами Тургенева. Гораздо интереснее его многочисленные короткие и драматические стихотворения из крестьянской жизни. С одного из них (В дороге, 1847) начался его творческий путь. Некоторые из ранних стихотворений написаны в явно романтическом тоне (Огородник). Одно из самых знаменитых –Влас (1854), стихотворение, в котором Некрасов доказал свое сочувствие не только страданиям народа, но и его религиозным идеалам. Самая масштабная из его поэм (не в стиле народных песен) – величественный и статуарный Мороз Красный нос (1863), с его мифологической идеализацией русской крестьянки и широкими панорамами молчаливого, скованного морозом леса.

В своей народно-песенной поэзии Некрасов освобождается от мучительной одержимости страданием и становится поэтом, выражающим сверхиндивидуальное. Это заметно уже в его стихах для детей, особенно в прелестном Генерале Топтыгине (где запуганный почтмейстер принимает ученого медведя за разгневанного генерала). Но характернее всего самая певучая некрасовская поэма Коробейники (1863), история по сути трагическая, но рассказанная в здоровом и мощном мажорном ключе. Начало поэмы стало народной песней. Из всей русской книжной поэзии это, пожалуй, самый популярный отрывок. Но в той же поэме звенит совершенно иная, странная нота – Песня странника – одна из самых сильных и оригинальных у Некрасова. Это из тех поэм, которые человечны потому, что грубы.

Поэма Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Видеоурок

Величайшее достижение Некрасова в стиле народной песни, а может быть и всего его творчества, – большая реалистическая сатира Кому на Руси жить хорошо?, над которой он работал в семидесятые годы. Поэма рассказывает, как семь мужиков для того, чтобы решить вопрос, кому на Руси хорошо живется, пошли по стране. Они встречают представителей разных классов общества: помещика, священника, крестьянку и т. д. Им рассказывают истории о нравственных подвигах, о героизме, о преступлениях, и поэма кончается на ноте радостной уверенности в будущем народа, которому поможет новая демократическая интеллигенция. Стиль поэмы совершенно оригинальный, изумительно характерный и крепкий. Поэт ни разу не позволяет себе впасть в свои обычные субъективные стенания и ведет рассказ в тоне добродушной, но острой сатиры в народном духе, со многими сценами, выдержанными в тонах простого и здорового реализма, куда порой, когда речь заходит о добродетелях сильного русского мужика, вторгается героическая нота. Исполненная замечательной словесной выразительности, энергии и разнообразных находок, поэма эта принадлежит к самым оригинальным произведениям русской поэзии XIX столетия.

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг.

И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед.

Но судьба ее решена — впереди незавидная и тяжелая доля крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

И схоронят в сырую могилу.

Как пройдешь ты тяжелый свой путь…

С детства судьба невзлюбила тебя:

Беден и зол был отец твой угрюмый.

Замуж пошла ты — другого любя.

Муж тебе выпал недобрый на долю:

С бешеным нравом, с тяжелой рукой;

Не покорилась — ушла ты. на волю.

Да не на радость сошлась и со мной.

Судьба крестьянской женщины глубоко волнует Некрасова, а Муза поэта — отражение этого женского образа. Муза печальна, она призвана, чтобы

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира.

Поэзии Некрасова свойственна покаянная лирика, в которой присутствует тема смерти, смысла жизни, нравственного идеала:

Умру я скоро… Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

Идти в огонь за честь отчизны.

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

В то же время Некрасов заставляет нас задуматься о роли поэта и его предназначении. Образ гражданина положителен, быть гражданином — призвание любого человека:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Важна для Некрасова и тема предназначения поэта, и тема военного времени, и тема русской природы, и, конечно, тема Родины. Стихотворения Некрасова напоминают народные песни — они такие же грустные, протяжные и мелодичные. Голоса героев стихотворений и самого поэта перекликаются, Некрасов заставляет читателя проникнуться народным взглядом на жизнь.

Поэт поистине обогатил литературный язык, включив в него фольклорную лексику, придав интонацию песенных мотивов. Язык Некрасова необыкновенно поэтичен. Некрасов — поэт-гуманист, продолжатель лучших традиций отечественной классики.

Известный российский писатель Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году 28 ноября. Писатель родился в многодетной семье в маленьком городке Немирово. Семья Некрасова принадлежала к дворянскому роду. Кроме самого писателя у его родителей было еще 12 детей. Его отец был очень деспотичным человеком и имел пристрастие к спиртному. Детство у писателя прошло в несчастной семье.

Когда Некрасову исполнилось 10 лет, он поступил в гимназию в Ярославле. В этом возрасте писатель начал писать свои первые произведения. Несмотря на развитие творчества, у писателя снизилась успеваемость. Кроме того у Некрасова возникли ссоры с администрацией гимназии. В гимназии писатель учился только 5 лет. По желанию отца Некрасов подал документы в военный полк в 1838 году. Но под действием своего друга решил поступать в университет в Петербурге. Из – за нехватки денег писатель работает на нескольких работает сразу. По этой причине он провалил экзамены в университет. Чтобы получить образование Некрасов проходит обучение на филологическом отделении института.

В последние годы жизни писатель болел неизлечимой болезнью. Писатель умер в 1878 году 8 января в Петербурге. В день смерти простой народ устроил манифест в честь Некрасова.

Н.А. Некрасов – стихотворения о любви, полный анализ

Николай Алексеевич Некрасов писал стихотворения на разные темы, но особое место занимают стихотворения о любви, полный анализ которых поможет лучше понять мысли автора. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет полезен при изучении лирики поэта.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова

Сколько у меня было души, страсти,

характера и нравственной силы –

все этой женщине я отдал, вce она взяла…

История этих произведений начинается с периода его отношений с А.Я. Панаевой, которая была гражданской женой поэта. Их совокупность образует некий дневник, состоящий из лирических произведений поэта. В них он запечатлел все свои чувства и эмоции, которые испытывал к этой женщине.

В данном цикле мы можем наблюдать, что отношения лирического героя с его возлюбленной преподносятся в форме мучительного диалога двух личностей, равных между собой. Они являются свободными и независимыми, но при этом очень ранимыми. В них присутствуют и ссоры, и недопонимания, которые возникают на бытовом фоне.

Автору удалось передать всю сложность женского характера, доброго от природы, но пострадавшего от жизненных испытаний. Отсутствие внутренней гармонии и становится причиной срывов, и необдуманных поступков.

Мы можем наблюдать то, что Некрасов первым создал женский характер и раскрыл его многогранность в своих стихотворениях. Причем ушел от стандарта, и показал не только положительные стороны, а и отрицательные. Он показал те чувства, на которые способна женщина, но о которых принято было молчать. Это и самоотверженность с жестокостью, любовь с ревностью, а так же другие неожиданные проявления личности. Она страдает сама и заставляет страдать других – вот тот образ, который осветил Некрасов в своем творчестве.

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

Во всем цикле балансирует огромное чувство любви с проблемами повседневности. Автор не боится показать любовь в весьма непривычном свете, раскрывая все тягости быта и повседневности. Здесь нет романтичности, к которой мы так привыкли. Он показывает любовь как тяжелый труд двух любящих людей.

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, —

Мы на один алтарь сложили —

И этот пламень не угас!

Лирика поэта отличается своей оригинальностью. Вроде как он взял самую распространенную и вечную тему, но сумел донести её совершенно по-другому, оригинально. Он показывает свой взгляд на взаимосвязь мужчины с женщиной, а так же без приукрашения показывает все сложности и специфику данных отношений. Так же Некрасов раскрывает значимость любви в жизни каждого из нас.

Что же касается личной жизни поэта, то она была очень странной, люди её не понимали и пытались даже насмехаться. Некрасов с молодых лет был влюблен в А. Панаеву, которая на момент их знакомства состояла в браке. Некрасову удалось добиться её расположения лишь в 1846 году, после чего он начал проживать с супругами в одном доме.

Этот роман развивался очень необычно, из-за чего постоянно возникали ссоры, скандалы и недопонимания. Плюс ко всему оба влюбленных имели весьма вспыльчивый характер, поэтому для скандала хватало даже самого незначительного события. Но после любого выяснения отношений влюбленные мирились, и начинали жить какое-то время спокойно.

Поэт просит любимую, чтобы она не держала в себе раздражение и недовольство, а сразу давала волю своим чувствам. Он прекрасно понимал, что если эмоции не выплеснуть изначально, то это чревато серьезным скандалом в будущем.

Хоть супруг и был в курсе происходящего, все же они не позволяли выяснять свои отношения в его присутствии. Скандалы и ссоры начинались в тот момент, когда они оставались один на один. Поэт даже получал своего рода удовольствие от ссор, поскольку знал, что за любым скандалом последует примирение. Именно в этом он и видел искренность и взаимность чувств.

В данном стихотворении, которое смело можно назвать образцом любовной лирики поэта, отображены все глубочайшие переживания поэта, которые он выплескивает на бумагу.

Творчество Некрасова богато не только на любовную лирику, он так же воспевал долю русских женщин, которыми неустанно восторгался. Да и было чем. Они были красивы, хозяйственны, но, к сожалению, наказаны судьбой.

Но не все красавицы соглашались мириться с участью, которая выпала на их долю. Они продолжали мечтать и верить в сказку, в которой обязательно присутствовал принц. Поэтому, когда мимо проезжала тройка с кучером, в которой находился молодой барин, каждая из них принималась мечтать, что возможно в одной из них находится её судьба.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Читайте также: