Жостовская роспись занятия в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Наглядные пособия и оборудование:

1. Предметы прикладного искусства (подносы), открытки, репродукции.

3. Наглядный ряд с изображением этапов послойного жостовского письма.

4. Последовательность жостовского письма.

План:

1. Организационный момент. Проверка готовности.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с наглядными пособиями жостовской росписи, презентация.

3. Знакомство с поэтапной росписью цветка. Пед.показ.

4. Практическая часть.

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

Ход занятия:

Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы.

Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих пор.

Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Люди радуются, покупая красочные подносы с жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.

(Показ этапов росписи жостовских подносов.).

Роза - королева цветов. Её художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством оттенков, но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок. О том какой интересный и длительный путь совершает изображение розы, прежде чем предстать в жостовском букете, вы сейчас и увидите. Ребята подойдите все ко мне. Воспитатель наглядным образом объясняет и показывает роспись цветка.

Прежде чем художник начнёт расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он чёрный, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым. От первого прикосновения кисти, насыщенного белилами и красным цветом на поверхности подноса возникает бледный силуэт крупного цветка. В нём ещё нет лепестков, объёма, здесь я обозначила место, где будет распускаться наша роза. Первые мазки в росписи, называются замалёвок. Но в таком состоянии цветок долго не останется.

Прокладка – самый ответственный этап жостовского письма. Здесь уточняется, высветляется форма цветка. Лепестки розы становятся тонкими, изящными. Я беру насыщенный, яркий цвет, смешанный с белилами.

Теперь, когда роза почти ожила, я смешиваю на палитре, розовый и белила и наношу блики.

Теперь я беру тонкую кисть и насыщаю её светлой краской и делаю в центре розы семенца. Этот этап называется – привязка, так же можно нарисовать прожилки у листиков, усики, завитки. Таким образом, букет вживается в поднос.

Практическая часть . Предложить выбрать поднос, любой формы и раскрасить его, выбрав цвет фона. После выбора подноса начинаем продумывать какой будет основной цвет. А подносы разнообразны в цвете, ещё раз вспомним и посмотрим (показ иллюстраций разных по цвету подносов). Выбрали фон подноса, теперь берём большую кисть, так как поднос у нас большой, широкий, и всю поверхность закрываем цветом. Работаем кистью живо, смело, закрашиваем все места, чтобы не было пробелов. Цвет кладём на поверхность понасыщеннее, поярче.

Индивидуальная работа. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и помогает, советует. Если видит общую ошибку, то привлекает внимание всей группы.

Теперь наши подносы будут сохнуть до следующего занятия.

Заключительная часть . Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

Ребята давайте теперь ответим на вопросы, что мы узнали на сегодняшнем занятии. Откуда произошло название Жостово? Откуда появилась Жостовская роспись? Какой формы бывают подносы? Какие цветы изображены?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят красоту. Труд и талант народных умельцев придаёт величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России!

ема занятия : Жостовская роспись.

1. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.

2. Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.

3. Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

4. Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.

5. Совершенствовать навыки работы кистью.

6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

-закрепление знаний детей о народных промыслах России;

-знакомство с историей художественного промысла Жостово;

-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.

4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

3. Палитры, баночки с водой;

5. Бумажные шаблоны подносов;

Предварительная работа: рассматривание подносов.

Художественный ряд: стихи о Жостове.

Методические приё мы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.

Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.

Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.

Оформлена выставка жостовских подносов.

Ход занятия.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображение жостовского подноса).

- Вот жостовский черный, изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик усердно трудился.

Он долго шпаклевкой его грунтовал

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанес по металлу,

Фон черным на нем должен быть или алым.

Букеты цветов из сада и луга

Кисть живописца выводит по кругу

- Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)

- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?

- Какими узорами украшают художники жостовские подносы?

- Где родина подносов?

- Как называют село, где изготавливают подносы?

- Назовите первых мастеров жостовской росписи?

Воспитатель показывает образец и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.

Показ последовательности росписи узора.

Наши алые цветки,

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки,

Тихо засыпают. Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки

Медленно разгибаем пальцы из кулачков

Покачиваем кистями рук вправо влево

Медленно сжимаем пальцы в кулачки

Покачивание кулачками вперёд - назад

Я вас приглашаю на свои рабочие места.

Дети садятся и приступают к работе. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется.

С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

Спрашивает детей, где они могут быть использованы.

В конце занятия дети устраивают мини выставку своих работ.

– Ребята, вам понравился наш мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (ответы детей).

– Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость! Мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

– Ребята, вы хорошо потрудились, молодцы! Наше занятие окончено.








Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Декоративная дымковская роспись Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна Цель. Продолжаем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

для детей старшего дошкольного возраста

Собкович Любовь Анатольевна,

воспитатель

Цель: знакомство с жостовской росписью.

Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи.

Закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края.

Закреплять приемы рисования пластилином.

Развивать фантазию, внимание, память, воображение.

Воспитывать интерес к народным промыслам .

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме.

Художественный ряд: стихи о Жостово.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, поспешите, на эту красоту посмотрите.

Подносы разноцветные в ряд стоят,

Яркими рисунками радуют ребят.

 Кто знает, как называется это чудо? (ответы детей) Это жостовские подносы.

Дети читают стихи:

 Давайте отправимся в местечко под названием Жостово и посмотрим с чего все начиналось.

Беседа о жостовской росписи

 В давние – давние времена в селе Жостова, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы ( Слайд 2 )

 Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)

 Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других народных промыслов? (Ответы детей) ( Слайд 4 )

 Правильно, они отличаются от других тем яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм ( Слайд 5 ). Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому ( Слайд 6 ). Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

 Ребята, а что в основном изображают на подносах? ( Слайд 7 ) (Букеты, цветы)

 Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре)

 Какие краски используют мастера? (Ответы детей)

Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово,

В середине много роз, ярких как олово.

Рядом мак и василек, по бокам ромашки,

Вот такую красоту подарю Наташке.

Пусть посмотрит на поднос и представит лето,

Веет запах васильков, по тропинке где-то.

 Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо. А помогут нам волшебные шкатулки.

Дети выбирают понравившуюся шкатулку и одновременно выполняют задания:

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0384.jpg

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0382.jpg

 Вы замечательно потрудились, можно и немного отдохнуть.

 А как же жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам эту тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит? (предположения детей). Краски накладываются друг на друга в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера пользуются специальные приемы ( Слайд 8 ).

 Предлагаю вам стать мастерами и создать свой поднос. Но сначала я хочу узнать, запомнили ли вы этапы работы. А помогут мне в этом наши волшебные круги.

Дети крутят круги, воссоздавая последовательность создания жостовского рисунка: замалёвка, тенёжка, прокладка цветом, бликовка, чертёжка, привязка .

 Свои подносы мы будем создавать с помощью пластилина. Но для начала, подготовим наши пальчики.

Создание композиции в технике пластилинография

На картонных заготовках еле заметно карандашом намечены места, где будут располагаться цветы.

Приготовим из пластилина маленькие шарики: фиолетовых, красных и белых.

hello_html_3167babd.jpg

Слайд 9

Чтобы цветок стал объемным, выкладываем второй ряд из красных шариков и также вытягиваем их к середине.

hello_html_m101e82f.jpg

Слайд 10

То же самое проделываем с белыми шариками.

Из жёлтого пластилина делаем сердцевину цветка.

hello_html_m3f20264d.jpg

Слайд 11

Из зеленого пластилина делаем листики, усики, стебельки.

hello_html_m296c3d68.jpg

Слайд 12

Оформляем край подноса (по желанию)

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0383.jpg

Воспитатель по очереди подходит к детям. Дети хвалят свои работы.

 Все работы хороши, порадовали меня от души. Такие не стыдно и подарить. Давайте подарим их своим мамам.

Художественный ряд

Жостово - цветущий край

Цветущий край, родимые просторы –

Весенний луг, тенистые леса… .

В них Жостово изящные узоры,

Федоскина былинная краса!

И я – росток от корня векового,

Я – плоть и кровь Мытищинской земли.

Не зря наш край, исконный, родниковый,

Жемчужиной России нарекли!

О Жостовских подносах давно молва бежит,
Купава золотая на полотне лежит.
Фиалки голубые в подносиках живут
И ласточки лихие летают там и тут.

Подарок из Жостова

Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,
Только это не беда.

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.

А потом опять встают
И по-прежнему цветут

Потягивания — руки в стороны.

Потягивания — руки вверх.

Дети машут руками, изображая ветер.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.




Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной. (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.




Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.



Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.








Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.








Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.


Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.



Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)


Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.




Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.



Читайте также: