Положение о центре здоровья в школе

Обновлено: 04.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 мая 2000 года N 1418

Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения

В целях развития и совершенствования оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений

И.о. Министра
В.М.Филиппов

Приложение
к приказу Минобразования России
от 15.05.2000 N 1418

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о центре содействия укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников образовательного учреждения

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение определяет организационно-методическую основу деятельности центра содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (далее - Центр).

2. Центр является структурным подразделением образовательного учреждения.

3. В своей деятельности Центр руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием, настоящим Примерным положением, уставом образовательного учреждения.

II. Цели и задачи Центра

4. Целями Центра являются:

- содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, воспитанников;

- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

5. Задачами Центра являются:

- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся, воспитанников; - разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, региональных, этно-национальных условий;

- разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе;

- организация валеологической оценки образовательного процесса, условий обучения и воспитания;

- разработка образовательных программ, направленных на сохранение здоровья обучающихся, воспитанников, на обучение их здоровому образу жизни.

III. Основные направления деятельности Центра

6. К основным направлениям деятельности Центра относятся:

- оздоровительная работа, предполагающая систему эффективных закаливающих процедур, комплекс психогигиенических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной активности;

- валеологическое образование, предполагающее:

обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма;

формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;

обеспечение реализации потребности личности на повышение своей профессиональной квалификации;

- комплексная диагностика, обеспечивающая:

исследование состояния здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения по специально разработанным Центром программам, выделение "группы риска";

мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся, воспитанников в период их пребывания в образовательном учреждении по специальным программам с целью динамического наблюдения за их развитием;

создание банка данных донозологической диагностики; определение соответствия образовательной среды (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса), социума возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников, состоянию их здоровья и своевременное выявление факторов риска для их здоровья и развития;

- консультативная деятельность, предполагающая оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.

7. Основные направления деятельности Центра реализуются в процессе преподавания уроков здоровья, курсов естественно-научного цикла, через систему различных тренингов, практических занятий, семинаров, конференций и других мероприятий, а также через ведение аналитической и прогностической деятельности.

IV. Организация деятельности Центра

8. Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в Центре педагогами-валеологами, педагогами-психологами, медицинскими работниками, социальными педагогами, учителями, воспитателями, другими специалистами, прошедшими соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного образования взрослых.

9. Научно-методическое обеспечение деятельности Центра осуществляется учебно-методическими кабинетами (центрами) органов управления образованием, в ведении которых находится образовательное учреждение.

10. Контроль за деятельностью Центра, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников осуществляет руководитель образовательного учреждения.

11. Органы самоуправления образовательного учреждения в порядке, установленном уставом учреждения, содействуют центру в проведении оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками.

1.2 Функционирует для организации деятельности педагогических сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов и служб школы.

1.3 Создан на базе МОУ- средней общеобразовательной школы № 37 им. дважды Героя Советского Союза маршала М.Е.Катукова г.Орла

1.5 Общее руководство деятельностью центра осуществляет руководитель, назначенный приказом директора ОУ

1.6 В своей деятельности Центр подотчетен Совету школы, педагогическому совету.

2. Структура Центра

Совет Центра : директор школы, руководитель Центра, руководители блоков

  • Блоки:
  • Здоровьесерегающая ифраструктура ОУ
  • Организационно-информационно-аналитический
  • Психолого-медико-логопедический
  • Педагогический
  • Физкультурно-оздоровительный
  • Родительский (работа с родителями)
  • Ученический (работа с обучающимися)

3. Цели и задачи

Цель Центра - обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

Задачи Центра:

  1. Разработка и проведение психолого-логопедо-медико-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.
  2. Организация научно-методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п..
  3. Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, воспитателей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
  4. Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей

4. Содержание и формы работы

Основные направления Центра представлены следующими блоками:

1. Информационно-организационно-аналитический блок

Блок включает координацию работы центра по вопросам охраны и укрепления здоровья детей , сотрудников школ, а также информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди учителей, воспитателей, учащихся, их родителей;

2. Здоровьесерегающая инфраструктура ОУ

Блок включает состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с нормами СанПина, оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок, медицинского кабинета, школьной столовой, организацию качественного питания; необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися. Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию школы.

3. Психолого-медико-логопедический блок.

Блок включает проведение индивидуальных и коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, сотрудников школы, обеспечивающий становление системы профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса, использование рекомендательных методов профилактики заболеваний, регулярный анализ, обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья учащихся, доступность сведений для каждого педагога, привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья, ихобсуждение с педагогами, родителями, ведение карты здоровья класса(школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

4. Физкультурно-оздоровительный блок

Блок включает полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.), организацию занятий по ЛФК, организацию часа активных движений (динамической паузы), организацию динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, создание условий и организацию работы спортивных секций, регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для всех участников образовательного процесса.

5. Педагогический блок

Блок включает соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки, использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся, индивидуализация обучения, работа по индивидуальным программам в старших классах, введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, строгое соблюдение требований к использованию технических средств обучения

6. Родительский блок.

Блок включает повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья, привлечение к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и др., проведение родительских встреч с участием специалистов ПЛМПС, индивидуальные и групповые методы работы с родителями учащихся, стимулирующих повышение внимания родителей школьников к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

7. Ученический блок.

Блок включает формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение с систему работы ОУ образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, лекции, беседы по проблемам сохранения здоровья, профилактике вредных привычек, проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п., привлечение школьного самоуправления к организации и проведению работы по здоровьесбережению, использование всех структур ОУ по формированию духовно-нравственного потенциала школьников.

ПРАВА СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА

  1. Сотрудники центра (далее именуемые как Центр) являются полноправными участниками коллегиального органа управления образовательным процессом в школе. Они имеют право разрабатывать и вносить предложения, готовить проекты решений, определяющих их направление работы, отражать работу Центра в годовом планировании.
  2. Центр имеет право анализировать и оценивать результаты здоровьесберегающей деятельности сотрудников, поощрять их за успешное решение задач укрепления и коррекции здоровья детей, создание благоприятных условий образовательной среды.
  3. Центр, опираясь на анализ результативности педагогического процесса, имеет право вносить коррективы, вырабатывать рекомендации по грамотной организации учебно-воспитательного процесса, по внедрению методик преподавания учебных дисциплин, которые должны строиться на здоровьесберегающих технологиях.

ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА

  1. Добросовестно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности.
  2. Вести в установленном порядке документацию и отчетность, знать нормативные документы.
  3. Принимать участие и активно работать на заседаниях педагогического и коллектива школ, проявлять инициативу и ответственность в решении педагогических и управленческих задач.
  4. Уделять внимание саморазвитию и повышению профессиональной компетентности, владеть основами самоанализа.
  5. Осуществлять практическую и творческую работу как в области экологии человека и здоровьесбережения, так и в других областях деятельности, основываясь на их оценке как факторов и условий здорового образа жизни.
  6. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводить до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.

Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы ее реализации

Здоровьесберегающая образовательная технология — функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если она охватывает одновременно все составляющие образовательной системы(нормативно-правовое и материально-финансовое обеспечение, кадры – педагогические, психологические, медицинские, а также их компетентность, готовности и устремленность к реализации здоровьесберегающих технологий в образовании)

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности а также возможность диагностировать и проверять уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков.

Качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся являются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность, которые исследуются такими методами, как тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка и др. Приложение 2 ( прогнозируемая модель личности ученика и конечные результаты программы)

Основными задачами концепции являются:

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сорентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).

2 1 Далее школа 2 Далее центр 2

5 3.2. Профилактика: Организация профилактической работы в соответствии с межведомственным планом профилактических мероприятий по: профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних, самовольных уходов из семей и государственных учреждений; выявлению и учету несовершеннолетних, не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия; профилактике суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних; профилактике жестокого обращения с детьми; профилактике распространения социально опасных инфекций; профилактике и запрещению курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ; профилактике распространения социально значимых инфекций (ВИЧ/СПИД, туберкулез, гепатиты В, С) и социально опасных заболеваний (ОР- ВИ/грипп, острые кишечные инфекции); профилактике социального сиротства Организация взаимодействия с Комитетом по опеке и попечительству Администрации города; организациями, подведомственными Управлению социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району; учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений здравоохранения, действующих на территории города Диагностическая работа: мониторинг здоровья обучающихся с использованием единых показателей здоровья с целью динамического наблюдения за их развитием; мониторинг организации горячего питания обучающихся; организация социально-психологического тестирования обучающихся с целью профилактики немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ; выявление реальной и потенциальной групп социального риска Организационно-методическая работа: рациональная организация учебного процесса, соблюдение требований СанПиН к учебной нагрузке, дозировке домашних заданий обучающихся; организация работы по медицинскому обслуживанию, в том числе мониторинг соблюдения Всероссийского календаря прививок среди обучающихся и педагогов; организация взаимодействия с общественными организациями по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, профилактики заболеваний; размещение информации о деятельности центра, реализуемых профилактических программах на сайте образовательной организации. 5

6 4. Организация деятельности центра 4.1. Организационная структура центра определяется администрацией средней школы 31 и органом государственно-общественного управления Управляющим советом Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в центре педагогическими и медицинскими работниками, социальными педагогами, учителями основ безопасности жизнедеятельности, биологии, физкультуры и другими специалистами, прошедшими соответствующую подготовку Органы самоуправления школы содействуют центру в проведении оздоровительной работы с участниками образовательных отношений Центр взаимодействует с иными организационными структурами образовательной организации: службой медиации (примирения), центром ППМС помощи, управляющим Советом школы, методическими предметными и межпредметными объединениями, а также органами самоуправления, общественными организациями движениями детей, родителей (законных представителей) и педагогов Центр регулярно информирует участников образовательных отношений о результатах деятельности образовательной организации по созданию здоровьесберегающей образовательной среды, организации здоровьесозидающего уклада жизни образовательной организации. 5. Права и обязанности руководителя и специалистов центра 5.1. Руководитель центра имеет право: участвовать в работе органов управления школы; вносить предложения по вопросам развития образовательной организации, его ресурсного (кадрового, учебно-методического, материально-технического) обеспечения, коррекции образовательного процесса педагогической деятельности в образовательной организации на основе мониторинга здоровья; посещать занятия, уроки, иные мероприятия, проводимые в образовательной организации для анализа и оптимизации образовательного процесса и педагогической деятельности; получать консультативную помощь по вопросам организации деятельности центра; обращаться в научно-образовательные организации по вопросам научнометодического обеспечения деятельности центра Руководитель центра обязан: совместно с администрацией школы осуществлять подбор кадров по основным направлениям деятельности центра; осуществлять руководство центром, контроль и планирование его деятельности; участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности центра, разрабатывать учебно-методическую документацию и рекомендации по различным направлениям его деятельности; 6

7 координировать совместную образовательную, методическую, просветительскую деятельность центра с организациями, работающими в сфере обеспечения здоровья; осуществлять анализ деятельности центра, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательных отношений педагогам, учащимся и их родителям (законным представителям) Педагогические работники, участвующие в работе центра, имеют право: участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности центра и вносить предложения по ее совершенствованию; взаимодействовать с организациями, работающими в сфере обеспечения здоровья; вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения центра Педагогические работники, участвующие в работе центра, обязаны: пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе личным примером; участвовать в планировании деятельности центра; участвовать в проведении мониторинга, коррекции здоровья обучающихся и педагогов и осуществлении реабилитационных мероприятий; планировать работу в соответствии со своими функциональными обязанностями, направлениями деятельности центра и проблемами образовательной организации, выявленными на основе результатов мониторинга здоровья; реализовывать все направления деятельности центра на основе командного взаимодействия; согласовывать направления деятельности центра с администрацией школы, обучающимися, родителями, содействовать созданию единой здоровьесберегающей среды образовательной организации; повышать свою квалификацию в области обеспечения здоровья участников образовательных отношений. 7

1. Настоящие Требования регулируют вопросы, связанные с организацией деятельности центров здоровья для детей в целях реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

2. Формирование здорового образа жизни у детей - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни, мотивирование к личной ответственности за свое здоровье, разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни у детей, борьбу с факторами риска развития заболеваний, просвещение и информирование детского населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем, предотвращение социально значимых заболеваний среди детского населения (далее - Мероприятия).

3. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно-поликлинических отделений в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований педиатрического профиля (далее - ЛПУ).

4. Центр здоровья для детей оснащается в соответствии с перечнем оборудования, закупаемого для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей, включая сокращение потребления алкоголя и табака (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 марта 2010 г. N 152н).

5. Структура центра здоровья для детей утверждается руководителем ЛПУ, на базе которого организован центр здоровья для детей.

6. В структуру центра здоровья для детей рекомендуется включать:

кабинеты врачей-педиатров, прошедших тематическое усовершенствование по вопросам формирования здорового образа жизни и медицинской профилактики, кабинет гигиениста стоматологического, кабинет психолога, кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследования*, кабинет (зал) лечебной физкультуры, кабинеты санитарного просвещения для детей разных возрастных групп, игровую комнату.

7. Центр здоровья для детей возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр здоровья для детей.

8. Работа центра здоровья для детей осуществляется по 2-сменному графику в часы работы ЛПУ.

9. Функциями центров здоровья являются:

информирование родителей и детей о вредных и опасных для здоровья факторах и привычках;

работа по формированию у населения принципов "ответственного родительства";

обучение родителей и детей гигиеническим навыкам, включающее мотивирование их к отказу от вредных привычек;

внедрение современных медико-профилактических технологий в деятельность учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований педиатрического профиля в зоне ответственности центра;

обучение медицинских специалистов, родителей и детей эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей детского возраста;

динамическое наблюдение за детьми группы риска развития неинфекционных заболеваний;

оценка функциональных и адаптивных резервов организма детей с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья ребенка в будущем;

консультирование по сохранению и укреплению здоровья детей, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха с учетом возрастных особенностей;

разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья, в том числе с учетом физиологических особенностей детского возраста;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни среди детского населения региона, анализ факторов риска развития заболеваний у детей.

10. Центр здоровья для детей осуществляет взаимодействие по вопросам реализации Мероприятий с кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства детей и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

11. Центр здоровья для детей оказывает медицинские услуги: детям, впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования; детям, у которых решение о посещении центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем) самостоятельно; детям (подросткам) самостоятельно обратившимся в центр здоровья для детей; детям, направленным медицинскими работниками образовательных учреждений, детям I группы здоровья (практически здоровые) и II группы (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) здоровья, направленным ЛПУ; детям, находящимся под наблюдением в центре здоровья для детей.

12. При организации деятельности центра здоровья для детей предусматриваются выездные формы работы по формированию здорового образа жизни для детей, проживающих в зоне ответственности центра.

13. На ребенка, обратившегося (направленного) в центр здоровья для детей, заполняется учетная форма N 025-ЦЗ/у-2 "Карта центра здоровья ребенка" (приложение N 7 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 597н) (далее - Карта), проводится его тестирование на аппаратно-программном комплексе, обследование на установленном оборудовании, результаты которых вносятся в Карту, после чего ребенок, направляется к врачу-педиатру.

14. В центре здоровья для детей проводится комплексное обследование, включающее: измерение роста и веса, тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, определение глюкозы в крови, комплексную, детальную оценку функций дыхательной системы, оценку состояния гигиены полости рта.

После проведения комплексного обследования ребенок осматривается врачом-педиатром центра здоровья для детей.

Центр здоровья для детей осуществляет: обучение и создание мотивации по вопросам грудного вскармливания и ухода за детьми раннего возраста, проведения профилактических прививок; обучение гигиеническим навыкам, выявлению факторов риска по развитию заболеваний, в том числе социально значимых, с последующим осуществлением профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, профилактике инвалидности; контроль за организацией рационального питания детей всех возрастных групп, в том числе детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях; работу по мотивированию детей и их родителей к отказу от вредных привычек, включающую помощь по отказу от потребления алкоголя и табака; работу по повышению квалификации в области здорового образа жизни врачей первичного звена здравоохранения.

15. Врач-педиатр на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании проводит оценку функциональных и адаптивных резервов организма ребенка, определяет наиболее вероятные факторы риска, с учетом возрастных особенностей составляет ребенку индивидуальный план по здоровому образу жизни.

При необходимости врач-педиатр рекомендует ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям) динамическое наблюдение в центре здоровья для детей с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья для детей.

16. В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач-педиатр центра здоровья для детей направляет ребенка в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

17. Сведения о детях, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо дальнейшее обследование, передаются врачу-педиатру участковому по месту жительства ребенка (по месту прикрепления).

18. По окончании случая первичного обращения в центр здоровья для детей, включающего комплексное обследование, на каждого ребенка заполняется учетная форма N 002-ЦЗ/у-2 "Карта здорового образа жизни ребенка" (приложение N 8 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 597н), которая по желанию ребенка (родителей ребенка или других законных представителей) выдается на руки.

19. Ведение учетно-отчетной документации осуществляется организационно-методическим отделом ЛПУ, на базе которого организован центр здоровья для детей, или иным структурным подразделением, на которое возложены соответствующие функции.

В графе "Код услуги" Талона указывается код комплексного обследования, или код посещения врача-педиатра, других специалистов, или коды отдельных исследований и услуг.

21. По окончании обследования ребенка и его осмотра врачом-педиатром заполненные Талоны передаются в соответствующее подразделение ЛПУ для дальнейшего формирования реестров счетов для оплаты по программе обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

22. По истечении отчетного периода (месяца, года) центром здоровья для детей составляется отчетная форма N 68 "Сведения о деятельности центра здоровья" (ежемесячная - нарастающим итогом, годовая), (приложение N 4 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 597н), которая представляется 10 числа следующего за отчетным месяца в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сводную форму по всем центрам здоровья 20 числа месяца, следующего за отчетным.

* В кабинете инструментального и лабораторного обследования проводится обследование на установленном оборудовании.

Читайте также: