Трудности с детьми в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мосягина Людмила Ивановна

Населенный пункт: Калужская область, г. Киров

Все знают, что многие родители испытывают страх за своё чадо, отдавая его впервые, в раннем возрасте, в детский сад. Наряду с их страхами, существуют ещё и трудности, с которыми сталкиваются воспитатели, независимо от их педагогического стажа и возраста. Дело в том, что особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу.

Например, первая трудность, с которой сталкивается каждый воспитатель, работающий на группе раннего возраста – это адаптация ребёнка к условиям детского сада. Некоторые дети очень болезненно переносят разлуку с близкими людьми: не только громко плачут, но и сопротивляются взрослым, впадают в истерики. Здесь со стороны воспитателей требуется огромное терпение, выдержка, спокойствие, умение вызвать к себе доверие как со стороны ребёнка, так и со стороны близких этого малыша. Воспитатель должен также обладать знаниями по применению разных форм и методов работы с детьми в период адаптации.

Трудности воспитателя могут возникать в работе с родителями. В детском саду могут находиться дети из разных социальных слоев, и родителями могут быть разными. С некоторыми общаться может быть очень трудно, особенно если они считают, что лучше разбираются в педагогике и спорят по поводу методов воспитания и обучения воспитанников в детском саду. Воспитателю необходимо обладать огромным запасом знаний по работе с родителями, терпения и доброжелательности, чтобы гасить любые конфликты и успешно решать различные вопросы, связанные с контактами с родителями детей.

Также работа воспитателя имеет ряд чисто физических трудностей, связанных с соблюдением дисциплины, необходимости постоянно двигаться, наблюдая за детьми, говорить, петь, танцевать, декламировать стихотворения, читать вслух и находиться в помещении, в котором может быть очень шумно или на участке во время прогулки.

Также сложности могут возникать у молодых специалистов, не имеющих собственных детей и не обладающих соответствующим практическим опытом. Это касается организации работы с детьми раннего возраста и наработки соответствующих знаний, умений и навыков по данной теме. Многие молодые воспитатели не знакомы с трудами Н.М.Аксариной, К.Л.Печоры, чьи разработки по раннему возрасту остаются актуальными. Не знают, к сожалению, они и основы физиологии, педиатрии, гигиены. В решении этого вопроса большую роль играет педагогический коллектив дошкольной образовательной организации. Например, в дошкольных группах нашей образовательной организации руководитель и другие педагоги всегда помогают молодым специалистам практическими советами, поддерживают морально, оказывают необходимую профессиональную поддержку. Воспитатели имеют возможность в любое время подойти к методисту дошкольных групп за необходимой методической литературой, пособиями и материалами для проведения занятий, а он, в свою очередь, направляет их к опытным наставникам, предлагает посетить режимные моменты или занятия. Подчеркну, что не только молодым специалистам необходима помощь в работе с детьми раннего возраста. Например, для более опытных педагогов возможно проведение курсов повышения квалификации. При этом подготовка кадров должна включать развитие умений проектировать индивидуальные образовательные маршруты, исходя из запросов родителей, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей самих детей.

Ещё один фактор, с которым можно столкнуться, работая с детьми раннего возраста - переполненные группы. Наличие большого количества детей затрудняет любую деятельность – и воспитательную, и образовательную, так как воспитателю бывает очень сложно следить за порядком в группе, за поведением воспитанников, осуществлять образовательную деятельность в течение дня. Выход из данной ситуации можно найти, открыв новые группы для детей раннего возраста или отдельные ясли и детские сады, что сейчас и осуществляется в нашей стране и регионе, в частности.

Могут возникнуть трудности и при организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста. Как совместить безопасность пространства и разнообразие игрового оборудования? Этот вопрос требует определённых знаний от педагогов, нестандартных решений, и, конечно, творческого подхода. Например, у нас в дошкольных группах проводятся практические семинары с воспитателями, консультации на эту тему и моделирование пространства. Воспитатели выступают в роли дизайнеров и предлагают свои проекты развивающего пространства. И лучший вариант берётся за основу в работе.

Конечно, это не все трудности, с которыми может столкнуться педагог, работая с детьми до 3 лет. У каждого свои индивидуальные страхи.

Но так или иначе, они имеют место быть в нашей работе, но всегда нужно стремиться к их преодолению и тогда каждый день будет начинаться не с вопроса: как решить проблему? А с установки: у меня всё получится.

Психологические причины затруднений

2. Слабо развита способность произвольно управлять своим поведением

Образовательная деятельность

2. Вид затруднений

Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью

Психологические причины затруднений

1. Слабо развита способность управлять своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.)

Образовательная деятельность

Психологические причины затруднений

2. Не сформировано умение планировать свои действия

Образовательная деятельность

Психологические причины затруднений

3. Слабо развита саморегуляция умственной деятельности

Образовательная деятельность

3. Вид затруднений

Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Психологические причины затруднений

Слабо развиты навыки проявления волевых усилий

Образовательная деятельность

4. Вид затруднений

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны

Психологические причины затруднений

1. Снижен познавательный интерес, слабо развита познавательная активность

Образовательная деятельность

Познавательное развитие. Речевое развитие. Беседы об окружающем мире.

Психологические причины затруднений

2. Отсутствие саморегуляции умственной деятельности

Образовательная деятельность

Рефлексивные техники эмоционального состояния.

5. Вид затруднений

Деятельность хаотична, непродумана, неконтролируема

Психологические причины затруднений

1. Несформированность умения осознавать конкретные цели

Образовательная деятельность

Психологические причины затруднений

2. Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности

Образовательная деятельность

Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).

Психологические причины затруднений

3. Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности

Образовательная деятельность

Использование информационно-коммуникационных технологий при создании авторских мультфильмов с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникационных технологий при создании авторских мультфильмов с детьми дошкольного возраста Цель: • Повышение.

Карта индивидуального образовательного маршрута Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника - ___, возраст___ Образовательные.

Карта индивидуального образовательного маршрута творческого развития ребенка 1. Общие данные о ребёнке Ф. И. О. ребенка. Дата рождения. Мать (ФИО, образование, место работы). Отец (ФИО, образование,.

Методическая разработка образовательного маршрута Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет Тема:.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как путь реализации потенциальных возможностей дошкольника Пояснительная записка В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника Задачи по социально-личностному развитию ребенка: • Создать благоприятную.

Реализация индивидуального образовательного маршрута (старший дошкольный возраст) Сентябрь Направление работы: диагностика, мониторинг, анкетирование родителей, тестирова-ние, анамнез физического развития, нервно-психического.

Обеспечение индивидуального образовательного маршрута посредством создания развивающей предметно-пространственной среды Слайд №1 Погружая дошкольника в развивающие, эмоционально благополучные условия мы в первую очередь заботимся о его психическом и физическом.

Портрет тревожного ребенка:.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными )
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).


Развитие ребенка

Как бы родители ни любили своего малыша, все признаются в том, что очень тяжело находиться с ребенком целый день, прививая хорошие манеры и навыки общения с посторонними людьми и сверстниками, развивая его во всех направлениях.

Частенько взрослые грешат тем, что включая мультики или компьютерные игры, стараются освободить себя на час или два от общения с ребенком, заняться собственными делами. Понимая, что продолжительные просмотры фильмов или игры на компьютере могут пагубно отразиться на психике и глазах ребенка, многие считают за благо отдать ребенка в детский сад. К сожалению, кроме положительного опыта, дети набираются в садике и отрицательных привычек и манер.

Проблемы в детском саду. Фото kidpassage.com

Рассмотрим подробнее 9 главных проблем, которые возникают при посещении ребенком детского сада.

Болезни

Если у вашего ребенка от рождения крепкий иммунитет, то его может минуть чаша многих детей, которые с первых дней посещения садика сталкиваются с разными вирусными и инфекционными заболеваниями.

В первый год посещения садика дети часто болеют ОРВИ, гриппом и ангиной. Педиатры, успокаивая родителей, уверяют, что если ребенок болеет до 10-12 раз в год, то это вполне нормально. Однако, большинство мам работает, а если рядом нет бабушек, то приходится брать больничные, такое положение дел устраивает не всех работодателей.

Ветрянка в детсаду. Фото check-robot

Ничем не лучше ротавирусные и кишечные инфекции, которым подвержены дети, посещающие детсады.

А с каким ужасом мамы реагируют при обнаружении у дитя вшей. В группу ходят дети из различных семей, так что не исключено, что находясь рядом со вшивым ребенком, и ваш не принесет их в дом.

Новое тяжелое вирусное заболевание коронавирус не щадит и детей. Есть немало случаев, когда дети заражаются от своих же воспитателей. И в лучшем случае все остальные члены семьи от ребенка не заразятся.

Нецензурные словечки

Не стоит надеяться взрослым на то, что их ребенок, не слыша дома ругательств или нецензурных выражений, останется в полном незнании их. Все новое и необычное притягивает внимание ребенка, поэтому они в момент запоминают ругательства. Многие не знают, как с этим бороться: пустить на самотек, дождаться пока ему самому надоест так изъясняться, или пресекать и даже наказывать за это? К сожалению универсального рецепта на это нет.

Адаптация к детскому саду. Фото

Коверканье слов и кривлянья

Дети любят подражать друг другу, их забавляет, когда кто-то произносит слова по-другому. Передразнивая ребенка, который не выговаривает некоторые буквы в словах, они быстро привыкаю и сами к такому произношению.

Если кто-то в группе кривляется и корчит рожи, то дети с удовольствием перенимают такую манеру поведения и приносят ее в домашний уклад.

Нравоучительная манера разговора

Интонация и манера разговора воспитателей, которые пользуются у малышей авторитетом, приводит к тому, что дети начинают копировать ее в разговоре со всеми. Нравоучительный тон становится нормой их разговора. Родителям нужно очень постараться, чтобы стать для своего ребенка непререкаемым авторитетом, на которого хотелось бы равняться.

Ябеда в детсаду. Фото Яндекс.Картинки

Ябедничество

Хвастовство

Дурные манеры поведения

Дети с удовольствием перенимают плохие манеры: им кажется, что это очень смешно и достойно поощрения. Родители недоумевают, увидев впервые, как их малыш с упоением ковыряется в носу, вытирает об одежду грязные руки или, не пользуясь носовым платком, размазывает сопли по всему лицу. Еще хуже, когда на всякое несогласие с мнением он начинает плеваться на человека.

Бить и постоянно бранить ребенка бесполезно. Постарайтесь, не выходя из себя, доступно объяснить малышу, что со стороны он выглядит очень некрасиво, используя такие манеры поведения.

Плохие манеры у ребенка. Фото nashdom

Запугивание и страшилки

Воспитанники средних и старших групп детсада часто развлекаются на прогулках тем, что рассказывают друг другу ужасные и страшные рассказы. Это происходит тогда, когда воспитатели не следят за тем, чтобы дети играли в активные или интересные массовые игры. Они утыкаются в мобильники и путешествуют по сетям интернета, а дети предоставлены сами себе.

В результате таких рассказов, ребята и дома боятся оставаться одни, и даже заходить в комнату, если погашен свет.

Агрессивное поведение

Нередко можно наблюдать, как малыши замахиваются на своих родителей, если те не выполняют их требования. Налицо проявление агрессии со стороны ребенка. Причин такому поведению много: драки со сверстниками, рукоприкладство воспитателей, проблемы в общении с детьми.

Часто родители, обвиняя детские садики в том, что из-за них испортилось поведение их ребенка, не обращают внимания на изменение атмосферы в своей семье. Прежде чем предъявлять претензии воспитателям, стоит проанализировать поведение домочадцев и отношение в вашей семье. Возможно сложные отношения между вами и мужем или с вашими родителями послужили поводом к изменению характера ребенка.

Читайте также: