Семинар практикум в доу по конструированию

Обновлено: 08.07.2024

Бочкова Наталия Владимировна

теоретическая часть,

2- практическая часть: Задание придумай историю (кот, мост, страх), (дом, колобок, забор).

Оборудование: Конструкторы ЛЕГО.

I - теоретическая часть

Вступительное слово.

Цель семинара: способствовать приобретению педагогами практических навыков применения методов и приёмов при работе с ЛЕГО- конструкторами нового поколения в развитии творческих способностей личности ребенка.

1.Овладеть практическими навыками применения робототехники в ДОУ.

2.Повысить интерес педагогов к ЛЕГО-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Педагоги делятся своим опытом.

В средней группе с детьми закрепляем навыки работы с конструктором ЛЕГО.В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям.

В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и по собственному замыслу.

В подготовительной группе дети умеют планировать свою постройку при помощи ЛЕГО – конструктора и он становится приоритетным. Особое внимание уделяем развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. У детей этого возраста развивается чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек. В следующем этапе более сложным детей будем, знакомим с техническим творчеством.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи предложили разные формы организации обучения.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами рассмотрим несколько таких формы ЛЕГО-конструирования.

ЛЕГО-конструирование из строительных материалов.

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластина, кубов, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

ЛЕГО-конструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов. Данная форма является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, и обеспечивает переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Практическая деятельность педагогов (постройка по образцу).

ЛЕГО-конструирование по условиям не давая детям образца постройки. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. В процессе конструирования - формируется умение анализировать.

Практическая деятельность педагогов по условиям.

Первая группа: постройте птицу из шести деталей и устойчивую башню.

Вторая группа: постройте загон для домашних животных

Вывод:Конструирование по условиям - способствует развитию творческого конструирования.

ЛЕГО-конструирование по простейшим чертежам, схемам и моделям. В результате такого обучения - формируются мышление и познавательные способности.

ЛЕГО-конструирование по теме форма очень близка с конструированием по замыслу с той лишь разницей, что по замыслу дети проявляют свою самостоятельность, здесь ребенок решает, что и как он будет конструировать, а по теме здесь ограничиваются определенной темой.

II . Практическая деятельность.

2. У следующей группы другая история (дом, колобок, забор).

Вывод: Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Уважаемы педагоги, здесь мы с вами обсудили первую ступень.

Основные приёмы обучения робототехнике.

Включает 3 раздела обучения:

Вот это наши планы на будущее.

Организация окончания семинара:

 Если всё понятно и интересно - красный кубик конструктора ЛЕГО.

 Если понятно, но не очень интересно – жёлтый.

Если не понятно, не интересно-зелёный.

Высказывание педагогов.

Вывод: ЛЕГО- это важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка ЛЕГО-это фантастическое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Семинар-практикум для педагогов

Подготовила

Воспитатель:

Сейчас мы с Вами немного пообщаемся. Я предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга по кругу, сделав образный подарок с пожеланием, ассоциирующим с конструированием.

А сейчас предлагаю посмотреть презентацию и послушать информацию, которая, надеюсь, активизирует вашу познавательную деятельность, мотивирует к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Целью нашего семинара является установление тесного сотрудничества между педагогами детского сада в процессе обсуждения темы и проведении конкурсов.

Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения творческой задачи. Этому способствует наглядно-образное мышление, которое развивается в конструировании, моделировании, рисовании, д/играх, направленных на развитие мышления.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребёнка, является конструктивно – модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам: стремительное развитие науки, техники, автоматизация промышленным процессов; освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.

Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Целью развивающих игр является: развитие мыслительных операций, манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Развитие наглядно – образного мышления в конструктивно – модельной деятельности проходит через игры: дидактические, настольные, подвижные.

В младшем возрасте можно использовать разрезные картинки, вкладыши, пирамидки, конструкторы деревянные, мягкие, плоскостные геометрические фигуры основных цветов, игры с прищепками, выкладывание картинок (из геометрических фигурок), мозаика, пазлы (деревянные и картонные).

С детьми 4-х лет и старше начинается использование игр для развития наглядно-образного мышления в различных видах деятельности.

*Игры Воскобовича основаны на трёх принципах: познание, интерес, творчество и развивают познавательный интерес, воображение, желание и потребности узнать новое.

*Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными в инструкции. Эти игры помогают подготовить детей к учебе в школе, повышают и раскрывают их творческий потенциал, уровень интеллекта и раскрывают их творческий потенциал. Игровые элементы Дьенеша-это благодатная почва для взращивания – математического и пространственного мышления у ребёнка.

*Счётные палочки Кюинзера можно использовать начиная с двухлетнего возраста, где дети могут ознакомится с формами и цветом, развивают мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие, знакомятся с числами в игровой форме.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной активности.

Конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде д/игры, с/игры или театрализованной игры (применение в виде предметов-заместителей, создание декораций, атрибутов, героев сказок) , в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками.

В нашем детском саду в каждой возрастной группе организованы центры конструирования и моделирования, оснащенные различными строительными материалами, видами конструкторов, играми и игрушками.

Предлагаю Вам посмотреть на разновидности конструкторов для разных возрастных групп дошкольного возраста.

*Кубики и строительные наборы. Ребёнок может играть таким конструктором даже до школы.

*Болтовые конструкторы . Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет.

*Магнитные конструкторы. Предназначен для детей после трех лет, т.к. имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

*Блочный конструктор. Очень простой и удобный конструктор, предполагающий постройку домов, транспорта и других объектов из разноцветных блоков с креплениями. Игра обогащает воображение и успокаивает.

*Напольный конструктор . Большие и маленькие детали для постройки домов, как в рост ребенка, так и в кукольный рост.

*Конструктор-трансформер . Фигурки воинственных животных или людей, супергероев. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей из разных наборов.

*Конструкторы с болтовым соединением (металлические и пластмассовые).

*Магнитные конструкторы ( Пластины различной формы или палочки с шариками.)

*Криволинейные контурные (из гибких пластмассовых трубочек).

*Суставные (соединительные детали похожи на суставы.)

*Развивающие конструкторы-лабиринты . С помощью разнообразных деталей можно собрать целый городок с туннелями и горками, по дорогам которого можно катать шарики или машинки.

*Модели для сборки. (Различные модели машинок, самолетов. ) Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.

*Конструктор на липучках. Такие конструкторы состоят из пластиковых шариков – репейников. Можно собирать объемные фигуры.

На этом семинаре мы постарались вас познакомить с играми и игровыми упражнениями в модельно-конструктивной деятельности в ДОУ и собрали разные виды конструкторов, разные игры и игровые упражнения на развитие наглядно – образного мышления, которые нас заинтересовали. Очень хочется внедрить в нашу работу с детьми и современные конструкторы (Электронные).

Практическая часть.

Прошу Вас разделиться на две группы .

Назовите художественные произведения или литературных героев, способствующих развитию и созданию построек , отвечать по очереди.

2 задание: конструирование по словесной установке.

Рисуем друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок из геометрических фигур и назовёт их-тот и победит.

Цель: расширять знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей детей в конструктивной деятельности.

2. Типы конструирования.

3. Формы организации обучения детскому конструированию.

4. Основные задачи педагогической работы с детьми.

5. Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста.

6. Практическая часть. Деловая игра. Творческая работа.

Консультация для воспитателей

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.

К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование из строительных материалов.

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование из бумаги и дополнительных материалов.

Этому виду конструирования детей обучают в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Соорудить из плоского материала (бумаги и картона) игрушку объемной формы не просто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Конструирование из природного материала.

Начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, солому, желуди, семена клена и др. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности.

Формы организации обучения детскому конструированию

Конструирование по образцу

Первый и наиболее элементарный вид конструирования.

Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности (цвет и форма).

Конструирование по условиям

В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов.

Конструирование по замыслу

Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.

Основные задачи педагогической работы с детьми по конструированию

1 младшая группа

В играх с настольным и напольным строительным материалом, продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу поддерживать желание что-то строить самостоятельно.

Способствовать развитию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины

2 младшая группа

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

Совершенствовать конструктивные умения.

Закреплять умения различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, трехгранные призмы, пластины, цилиндры, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание).

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии.

Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу; продолжать учить детей обыгрывать постройки.

Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок, учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части и различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.).

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу — спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Использовать для закрепления частей клей, пластилин. Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира.

Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций.

Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Закреплять умение заменять одни детали другими.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Подготовительная к школе группа

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры, дворцы, фермы и другие). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Учить видеть конструкцию предмета и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.

Учить детей на основе анализа сооружений, предметов, самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

Закреплять навыки коллективной работы - умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с разными условиями их использования (мост для пешеходов, мост для транспорта, определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать, продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Продолжать учить сооружать постройки, объединенные одним содержанием (улица, машины, дома).

Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Значение конструирования в развитии дошкольника

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового .


Семинар. Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ.

В нашем Детском саду прошел семинар для воспитателей "Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ",в рамках которого педагоги познакомились с типамии и видами конструировани.


Семинар "Организация конструктивно-модельной деятельности"


Семинар "Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ". Уровень ДОУ, 2017г.

Конструирование это мир фантазий!Мир идей, разнообразий.Изучая схемы в нём,Может получиться дом.Или мы построим замок,Где живёт большой дракон.Он принцессу сторожит,И огнём на всех рычит.Констру.


Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Значение конструирования в формировании личности ребё нка:

1. развивает технические способности детей

2. формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.

3. развивает пространственное воображение; гибкость мышления

4. формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.

5. готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.

6. способствует формированию

- обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями

- обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки

- самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.

7. во время НОД формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.

8. сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

9. способствует развитию речи

10. помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы

11. обогащает эстетические представления детей.

Выделяют два типа конструирования : техническое и творческое. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся : конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

Существование двух видов детского конструирования –творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Виды конструирования в детском саду :

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

• конструирование из строительных материалов;

• конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

• конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада : настольных, для игр на полу, во дворе.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить; воду можно наливать в разную посуду, на холоде она замерзает и т. д.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.

Основной формой работы по обучению детей конструированию является привлечение их к участию в НОД. В зависимости от поставленных задач и наличия строительного материала может быть использован как фронтальный, так и подгрупповой способ организации детей.

Методы и приёмы работы с детьми :

Наблюдение натурального объекта Все возрастные группы

Показ и анализ образца

При недостаточном опыте конструирования или если

впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы

Показ способов действий

При недостаточном опыте конструирования или если

впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы

Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы При наличии некоторого опыта

Постановка конструктивных задач по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции

Младший и средний возраст

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе Все возрастные группы, в старшем возрасте - исходя из тематики и задач

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки При сложных видах конструирования : из бумаги, природного материала и др.

Все возрастные группы.

Постановка перед детьми проблемных задач Старший возраст

Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции

Младший возраст- исключительно положительная оценка, старший- обращать внимание на эстетическую сторону, соответствие поставленным целям, характер работы, коллективизм и т. д.

Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов. Последовательность обследования:

2) определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины

3) выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже)

4) выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т. п.)

Подбор и сочетание указанных выше методов и приёмов определяет форму организации продуктивно-конструктивной деятельности в процессе НОД.

Формы организации обучения конструированию

1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

2. Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

4. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать

6. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.

Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.

А теперь предлагаю вам проанализировать конспекты НОД по конструированию (предлагается один конспект на двоих)

Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается.

6. Плоскостное конструирование
Одним из основных видов плоскостного конструирования является конструирование из счётных палочек. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Очень похоже конструирование из палочек на составление фигур из простых спичек.
Следующий вид плоскостного конструирования - игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Следующий вид плоскостного конструирования – выкладывание рисунка из геометрических фигур. Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он в начале по образцу, а затем самостоятельно выкладывает определённую картину.
В своей группе можно организовать конструирование из сухих листьев, которые с удовольствием в летний период заготовят дети.
Выкладывание фигур из пуговиц – ещё один вид плоскостного конструирования. К сбору различной фактуры пуговиц можно привлечь родителей, а дети останутся довольны!
Во время летнего отдыха на берегу реки можно насобирать много речных камушков, из которых тоже могут получиться интересные картины.
Вывод: все формы конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста имеют большое значение в подготовке детей к школе, развитию у них мышления, памяти, воображения, способности к самостоятельной поисковой и творческой деятельности.
7. Рефлексивная деятельность.

Читайте также: