Выделите навыки необходимые обучающимся начальной школы для обработки поиска информации

Обновлено: 05.07.2024

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этапе обучения в начальной школе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Учить работать с информацией я начинаю уже с первых дней в первом классе.

Рассмотрим и выполним несколько видов задач при работе с информацией.

I. Задачи на поиск, получение, селекцию, фиксацию информации.

1. Какие птицы спрятались на дереве?

кряваяк
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

- Как вы видите, одно простое задание решает много важных задач: и внимание, и работа над техникой чтения, и повторение тем по окружающему миру, и математика, и логическое мышление, пополнение словарного запаса, коммуникативные навыки.

2. Условные знаки в быту

Рассмотри знаки.

Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.

Ярлычок – это маленький листок с информацией об одежде с указание рекомендацией по уходу за ней.

II. Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации.

1. Шифровка

Рассмотри таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.

6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼, 3 ☼, 1☺.

Запиши слово, которое у тебя получилось. _________________

Запиши. Из скольких цветов состоит радуга? _______________

Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в написании цветов радуги?

Нарисуй радугу.

Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов радуги.

Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.

_______________________________________

Рассмотри таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

Зашифруй несколько слов, используя ключ к разгадке.

Попроси своего соседа по парте расшифровать слова.

2. Какие буквы чаще встречаются в тексте?

Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?

Прочитай высказывания. Отметь знаком высказывание, с которым ты согласен.

Чаще встречаются гласные.

Чаще встречаются согласные.

Проведи проверку.

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши результат в таблицу.

Количество букв

Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________

Сделай вывод.

В стихотворном тексте чаще встречаются ________________________________

3. Информационные знаки

Вспомни. Где пешеходы должны переходить улицу?

Подумай. Запрещающие или информирующие эти знаки?

Объясни. Почему ты так решил?

Рассмотри знаки.

Сравни. Чем похожи эти знаки? Чем они различаются? Расскажи.

Под каждым знаком напиши название пешеходного перехода, который этот знак обозначает.

Докажи. Почему опасно путать эти знаки?

4. Неизвестный гриб

Саша и Маша нашли в лесу незнакомый гриб и принесли его домой.


Подумай. Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать название гриба?

Отметь нужную книгу знаком

□ Орфографический словарь.
□ Толковый словарь.
□ Энциклопедия о животных.
□ Атлас – определитель.
□ Атлас карт.
□ Кулинарная книга.

Подумай. По какому признаку ты будешь искать нужную информацию в орфографическом словаре?

Отметь знаком этот признак.

□ Внешний вид.
□ Место нахождения.
□ Название по алфавиту.
□ Название по способу приготовления блюд.

6. Перевёртыши.

Прочитай правила игры.

Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову фразы подобрать слово с противоположным значением. В итоге игры получится известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

ЩЕЛЧОК

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.
Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.
Жарко – холодно.
Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

Учебная деятельность является ведущей у детей начальной школы. Из всех школьников только дети этого возраста наиболее мотивированы на учёбу. Задача учителя – не упустить этот период, а максимально использовать его для формирования у детей умения учиться.

Задача начальной школы – развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в начальной школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время.

Развитие младшего школьника – очень сложный психологический процесс. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни человека.


Ключевые слова: читательская компетентность, поиск информации, рабочая тетрадь, ФГОС НОО, метапредметные результаты, УМК, учебник, исследование.

В современном мире поток информации растет стремительными темпами. Никогда прежде мы не получали такой объем нового материала, как в наши дни. Следовательно, возникает актуальная проблема, как же нам найти необходимую информацию? Важно отметить, что поиск информации и ее получение, мы осуществляем каждый день будь то просмотр телевизора, новостей в интернете или просто чтение книг. Но как именно мы осуществляем этот поиск?

Особенностями поиска информации и способами получения информации занимались такие педагоги, как Е. Л. Колганова, Н. Г. Мальцева, Е. М. Дукач, В. П. Фиалковская и др.

Умение осуществлять поиск, сбор, обработку, анализ информации заложено в ФГОС НОО. Стандарт это умение относит к обязательным образовательным метапредментым результатам. [1] Именно в начальной школе происходит активизация развития познавательных способностей, поэтому знакомство с основами информационной культуры и формирование информационной грамотности, должны начинаться в период обучения ребенка в 1–4-х классах. И поэтому перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача — научить учащихся ориентироваться в массивах информации, способность развитию умения работать с информацией.

Чтобы стать квалифицированным читателем, одних знаний недостаточно, нужно еще научиться работать с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения, кроме того, понимать цель своей деятельности и этапы работы.

В настоящее время проблема поиска информации затрагивает почти все сферы, но важным остается определить, для чего мы осуществляем этот поиск. А. А. Гречихин выделяет три основные цели информационного поиска:

1) поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников;

2) поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых может содержаться нужная информация;

3) поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге. [2]

Исследователи К. Маннинг, П. Рагхван, Х.Шютце выделяют следующие этапы информационного поиска: определение совокупности источников информации, получение информации из выделенных источников, ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска [7, с. 232] Н. Е. Колганова выделяет следующие этапы работы по формированию читательских умений: этап адаптации, познавательно — деятельностный этап, этап коммуникативной активности и последний этап — самореализации. [3, с. 108]

Осуществление поиска информации в начальной школе представляет собой работу с доступными источниками информации: ведение наблюдений, получение информации при общении со взрослыми, работа с текстовой информацией (в книге, компьютере).

Кроме того, стандарт нового поколения диктует нам, что необходимо формировать не только умение осуществлять поиск информации, но формировать у младших школьников читательскую компетентность. (Поиск информации компонент читательской компетентности) Читательская компетентность младших школьников — это высокий уровень владения читательской деятельностью: глубокая мотивация, знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении, умение выполнять необходимые читателю действия с детской книгой и произведением, действенный интерес к чтению и литературе, доступной по содержанию и форме. [3, с. 109]

Нами было проведено исследование.Вданном исследовании в качестве объекта выступает умение осуществлять поиск информации младшими школьниками.

Предмет исследования: особенности поиска информации младшими школьниками.

– Ознакомиться со списком произведений, которые учащиеся проходят по программе;

– Подобрать для эксперимента стихотворение;

– Изучить биографию автора стихотворения;

– Подготовить раздаточный материал и инструментарий для проведения эксперимента;

– Согласовать организационные моменты с администрацией школы;

– Согласовать дату и время с учителями классов, в которых будет проведен эксперимент;

– Обсудить с учителями классов, в которых будет проведен эксперимент, детали работы;

– Заинтересовать учащихся и вовлечь в поисковую деятельность;

– Собрать у учащихся результаты поиска;

– Провести с учащимися беседу с уточнением деталей поиска;

– Обработать полученные результаты;

– Сделать выводы по результатам исследования.

Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание педагогов. Чем сложнее и насыщеннее становится образовательная деятельность, тем выше требования к ее эффективности, тем большее значение приобретают учебные умения, которые являются своеобразным ключом к решению многих актуальных проблем образования. Вместе с тем, уже у учащихся начальной школы недостаточно формируются необходимые общеучебные умения требуемого уровня.

Содержание
Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

Последовательное и продуманное обучение школьников работе с разными носителями информации, обучение быстрому ориентированию в информационном потоке, развития способностей анализировать, перекодировать, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное, как отвечающие нуждам образования общеучебные умения.

Таким образом, процесс формирования информационных умений нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программы развития умений общеучебного характера, как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников.

Выводы по главе 1.

Младший школьный возраст – период впитывания накопленных знаний об окружающем мире, многим в этом возрасте свойственна любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает их отношение к информации, в результате они накапливают опыт. Поэтому определенные теоретические знания нужно закладывать еще в младших классах, а впоследствии углублять и расширять их.

Формирование информационных умений школьника является стадийным процессом, соотносимым с процессом развития личности. На этапе получения общего образования конечной его целью становится достижение особых информационных качеств, которые могут характеризовать личность учащегося как информационную.

Информационные умения школьника трактуется как умение взаимодействия с информацией, формирующие у школьника способность ориентироваться в информационной среде. Они создают основу для развития качеств, характеризующих информационную личность.

Глава 2. Проектирование опыта экспериментальной работы

по формированию у младших школьников

2.1. Проектирование уровня сформированности

информационных умений у младших школьников

Оценить сформированность информационных умений учащихся начальных классов позволяют выявленные на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критерии:

1. Практическая готовность ученика к осуществлению информационных умений проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает способ изучения информации, намечает шаги работы, применяет разные источники информации, оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Формирование информационных умений учащихся рассматривается как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном процессе. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в формировании информационных умений руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. [25]

Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности информационных умений учащихся младших классов, выявленных и описанных в работе:

1. Исходный уровень определяю как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса при работе с разными источниками информации. Возможна реализация работы с информацией по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном процессе, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к работе с информационными источниками, возможностью с помощью учителя находить нужный материал по теме. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные задания по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей работы, некоторыми простыми информационными умениями.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы при работе с различными видами информации, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) знакомство с информацией. Учащийся владеет умениями обработки информации (может с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность представления результата своей деятельности.

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.

Потребность в мониторинговой информации может существовать только тогда, когда она становится полезной не только для школьных администраторов, но и для педагогов, учащихся, их родителей. Таким образом, полезность информации мониторинговых исследований приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: полезность с точки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и полезность с точки зрения потребителей информации - педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального образовательного стандарта требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования.

Основное правило работы учителя сегодня – не давать ребенку знания в готовом виде.

Главная задача курса – формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Важное место при этом занимает работа с информацией.

Школьная практика подтверждает, что в досуге младших школьников чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к чтению заметно снижается. Главная проблема заключается в неумении школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Следовательно, одной из важнейших образовательных задач является обучение пониманию текста.

Что значит понимать текст? Во-первых, разбираться в событиях, фактах, описанных в нем. Эту текстовую информацию называют фактуальной. Во-вторых, в тексте часто бывает необходимо понять информацию, заложенную между строк, – подтекстовую. И, наконец, самое главное – добиться понимания смысла текста, или концептуальной информации. Это мысли и чувства автора, создающего текст, которыми он хочет поделиться с читателями.

В своей педагогической деятельности я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности.

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

При работе с текстом дети учатся вдумчивому чтению. Ученик продумывает смысл каждого слова, задает вопросы, находит в тексте на них ответы, делает элементарный анализ прочитанного текста.
Работа с текстом по данной технологии проводится в три этапа:

I. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

II. Работа с текстом во время чтения

Перечитывание текста. Повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Выполнение творческих заданий.

Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке, т.к. она основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Но, конечно, наиболее полно ее применение представлено на уроках литературного чтения.

На уроках математики при работе с текстовой задачей ребята применяют элементы этой технологии . Она позволяет детям легко извлекать из текста задачи необходимую информацию, устанавливать взаимосвязи и переходить к созданию вспомогательной математической модели. Такая работа производится также по определенному алгоритму.

1.Фронтальное чтение задачи и подчеркивание всех информационных единиц.

2.Разбор текста задачи, выписывание опорных слов. Построение оптимальной вспомогательной модели.

3.Её оценка с точки зрения понятности и доступности.

4.Составление плана решения.

6. Запись решения.

7. Совместное оценивания результата.

На уроках окружающего мира, конечно же, не обойтись без работы с текстом, иллюстрациями, схемами. Но не воспроизведение текста требуется от ученика, а овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования, хранения информации.

Они формируют умения:

-вычитывать фактуальную информацию

-ориентироваться в структуре текста

-объяснять и оценивать прочитанное

-определять тематическую принадлежность текста

-выделять главную мысль текста

-составлять свой небольшой текст на основе творческого пересказа.

Очевидно, что освоение технологией, работа по алгоритмам действий, использование приемов работы большей частью обеспечивается урочной деятельностью. Но также рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

Учащиеся осваивают технологию и во внеурочное время, работают не с учебной литературой, чувствуют себя более расковано и уверенно, лучше раскрывают свой потенциал. Это затем позитивно отражается на успехах, которых они достигают на уроках.

Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В ее основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций. Технология продуктивного чтения направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.

Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 8.

Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2009.:

Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.

Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –

Постановка проблемы

Информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

имеет дело с двумя или более способами организации информации;

должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.

Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д.

Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.

Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Читайте также: