Внутриквартальное размещение детских садов

Обновлено: 04.07.2024

Массовое строительство детских и подростковых учреждений осуществляется по типовым проектам, разрабатываемым в соответствии с номенклатурой типов зданий различного назначения, принятой в ВСН.

Важное значение в обеспечении гигиенических условий окружающей среды в детских учреждениях принадлежит предупредительному и текущему санитарному надзору за соблюдением требований к устройству, содержанию и оборудованию в соответствии с

действующими нормативными документами, а также санитарными правилами и инструктивно-методическими материалами.

Размещение детских учреждений в населенном пункте должно отвечать определенным гигиеническим требованиям. Детские учреждения размещают вблизи места жительства обслуживаемых контингентов и на значительном отдалении от шоссейных и железных дорог, предприятий, загрязняющих воздух вредными примесями или производящих значительный шум, вдали от гаражей, пожарных депо. Они должны иметь достаточный по размеру земельный участок.

В условиях города оптимальным вариантом размещения детского учреждения является внутриквартальное, когда по всему периметру участка расположены жилые дома, а транспортные магистрали удалены более чем на 100 м. Допустимо расположение зданий на внутриквартальных проездах. Школы-интернаты следует размещать вблизи парков, лесных массивов. Городские СПТУ размещают, как правило, на селитебных территориях, а в отдельных случаях вблизи базовых предприятий с соблюдением необходимых санитарных разрывов.

При определении потребности в развертывании сети детских учреждений в населенном пункте исходят из возрастной структуры населения.

Сеть детских учреждений планируется из расчета на 1000 населения: 30—40 мест в яслях, 40—50 мест в детских садах, 160 мест в восьмилетних школах и школах-интернатах и около 30 мест в старших классах общеобразовательных школ.

Для сельских населенных пунктов допускается предусматривать охват 50% детей дошкольного возраста яслями-садами круглогодичного пользования и 50% детей яслями-садами сезонного пользования. В новых городах количество мест в детских садах и яслях должно быть больше: в детских садах до 90 мест и в яслях до 70 мест на 1000 населения.

Важным критерием организации сети детских и подростковых учреждений является радиус обслуживания, который должен обеспечивать пешеходную доступность, учитывать возраст детей и климатические особенности района строительства. Радиус обслуживания яслей, детских садов, яслей-садов не должен превышать 0,3 км.

В городе расстояние до школы для учащихся младших классов должно составлять не более 0,5 км, а для старших школьников — не более 1,5 км.

В условиях I климатического района с длительной зимой, частыми туманами и пургой, сильными ветрами резко усложняется посещение детских дошкольных учреждений и школы, особенно для детей младшего школьного возраста. Повышается возможность переохлаждения, обморожений, простудных заболеваний. В суровых условиях севера радиус обслуживания детских учреждений необходимо сокращать, а в особо неблагоприятных условиях детские учреждения должны находиться в непосредственной близости от жилых домов или соединяться с ними теплыми переходами. Расстояние до школ должно быть уменьшено до 0,3 км.

В сельской местности при малой плотности населения расстояние до школы бывает значительно большим. При планировании сети сельских школ необходимо ориентироваться на преимущественно пешеходную доступность. Ежегодное прохождение учащимися до 2—4 км до и после уроков при хорошей погоде оказывает тренирующее и закаливающее действие, повышает физическую подготовленность, работоспособность и способствует снижению простудной заболеваемости среди школьников. Так, для учащихся младших классов радиус пешеходной доступности составляет 0,5—2 км. Сеть школ должна размещаться с учетом охвата учащихся на этом расстоянии.

При расстоянии до школы свыше 3 км необходимо организовывать подвоз учащихся средних и старших классов. Лучшим вариантом является выделение специального транспорта. Время в пути в один конец не должно превышать 30 мин.

Неотъемлемой частью учреждения для детей и подростков является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, трудового и физического воспитания, активного отдыха, закаливания и других форм оздоровления. Размеры, планировка и оборудование участка определяются характером учреждения и его вместимостью и регламентируются ВСН (рис. 6).


Рис. 6. Генеральный план участка детского дошкольного учреждения на 50 мест.

Размер земельного участка детского дошкольного учреждения следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест — 40 м2, на

На земельном участке дошкольного учреждения более чем на 50 мест должны быть выделены следующие функциональные зоны: .групповые площадки, общая физкультурная площадка, огород-ягодник, хозяйственная площадка и зеленые насаждения.

Зеленые насаждения должны занимать не менее 50% общей площади участка. Деревья и кустарники должны защищать здание и групповые площадки от перегрева. Участки засевают трудно вытаптываемой травой. На участке не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками.

В планировке земельного участка соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.

Площадь групповых площадок определяется из расчета 7,5 м2 на 1 ребенка для детей раннего возраста и 7,2 м2 — в дошкольных группах.

На каждой групповой площадке устраивают теневой навес площадью не менее 40 м2, имеющий обязательно двустороннее ограждение в средней климатической полосе и трехстороннее — в северных районах для защиты от холодных ветров, дождя, снега, прямого солнца.

Навесы предназначены для прогулки детей в любую погоду. В теплое время года навес используется для проведения занятий, приемов пищи, спокойных игр и труда на воздухе.

Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений групповых. Игровые площадки для детей раннего возраста оборудуются манежем, настилом, столами для кормления. На площадках для детей от 1 года до 3 лет устанавливают скамейки, песочницы, качели, каталки; для групп старшего возраста — спортивные снаряды: турники, гимнастические стенки, горки, лесенки, качели, лабиринты и др.

Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м и по периметру участка для езды на велосипедах, лыжах, санках и т. п.

Огород-ягодник организуют для дошкольных групп из расчета 0,5 м2 на 1 место и размещают либо рядом с групповой площадкой, либо централизованно.

Общая физкультурная площадка (150—250 м2 в зависимости от количества мест в детском учреждении) предназначена для круглогодичного проведения программных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. В III и IV климатических районах допускается устраивать открытые плавательные или плескательные бассейны переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м, площадью 21 м2.

Оборудование участка детского сада включает физкультурные пособия, игровой материал, оборудование для изучения правил уличного движения, детский садово-огородный инвентарь. Все оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей, надежно и устойчиво закреплено. Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов и шероховатостей, выступающих болтов. Покрытие конструкций должно быть водостойким и хорошо поддаваться очистке.

Хозяйственная зона изолируется от остальных. Место для нее отводят вблизи пищеблока, постирочной; она имеет самостоятельный въезд.

На хозяйственной площадке выделяется постоянное место с асфальтовым покрытием для мусоросборников на расстоянии не менее 25 м от здания. При необходимости хранения более недельного запаса овощей и фруктов допускается размещать на хозяйственной площадке овощехранилище площадью до 50 м2.

Участок детского учреждения должен иметь ограждение и защитную зеленую зону.

Участок общеобразовательных школ и школ-интернатов служит учебно-воспитательным и оздоровительным целям. Участок должен обеспечивать возможность пребывания детей на свежем воздухе, способствовать интенсивной двигательной активности при проведении утренней зарядки, игр во время перемен, занятий по физкультуре. На участке проводят занятия по биологии, географии, астрономии, физике, сельскохозяйственному труду. Пришкольный участок должен максимально использоваться для активного отдыха и прогулок групп продленного дня, кружковых занятий, спортивных секций, при организации на базе школы летнего пионерского лагеря.

Площадь земельного участка принимается от 20 до 53 м2 на 1 учащегося в зависимости от вместимости школьного здания, а в школах-интернатах — от 50 до 71 м2.

Земельные участки школ и школ-интернатов должны быть ограждены по всему периметру на высоту 1,2 м; внутри микрорайона участок может быть окружен живой изгородью.

На земельных участках школ и школ-интернатов выделяют следующие функциональные зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, начальной военной подготовки, отдыха и хозяйственную. Озеленение участка должно составлять 40—50% от его площади. Ширина зеленой полосы по границам участка не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м.

Учебно-опытная зона составляет примерно 25% от площади участка. В состав ее входят участки овощных и полевых культур, плодового сада, парники, теплицы, зоологическая площадка, метеорологическая и географическая площадки, а также площадка для занятий начальных классов на воздухе (с навесом).

Спортивная зона составляет 40—50% от площади земельного участка и включает площадки для спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, комбинированные площадки для волейбола и баскетбола, площадки для настольного тенниса. Она размещается вдали от здания, за полосой зеленых насаждений. Спортивные площадки располагают по длинной . оси с севера на юг, чтобы солнечные лучи не ослепляли детей во время занятий.

Зона отдыха включает площадки для подвижных игр подготовительных и начальных классов. Они рассчитываются для 1—4-х классов по 100 м2 на каждый класс; для учащихся средних и старших классов — по 25 м2 на каждый класс. Площадки для тихого отдыха надо размещать вдали от шумных зон, вблизи зеленых насаждений и оборудовать навесами.

Хозяйственная зона располагается на границе участка, на достаточном расстоянии от здания, со стороны производственных помещений столовой. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы.

Земельный участок СПТУ в отличие от школьного имеет большое значение и для профессиональной подготовки учащихся. На участке предусматривают специально оборудованные площадки- больших размеров: полигоны, автодромы, трактородромы и т. п.

При наличии общежития на участке выделяется жилая зона. Земельные участки СПТУ, так же как и школьные, имеют спортивную и хозяйственную зону. Мастерские и хозяйственная зона изолируется широкой (не менее 2 м) полосой зеленых насаждений. Учебные полигоны для практических занятий должны располагаться вблизи мастерских.

ЗДАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Preschool educational institution buildings. Design rules

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Открытое акционерное общество "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования" (ОАО "МНИИТЭП"), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ "НЦЗД" Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Настоящий свод правил разработан с целью проектного обеспечения удобства и безопасности пребывания детей и взрослых на участках и в зданиях дошкольных образовательных организаций при обеспечении современного уровня физического развития, воспитания и дошкольного образования. При разработке настоящего свода правил соблюдены требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [4] к зданиям дошкольных образовательных организаций" и обеспечено соответствие требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" [1] в дополнение к СП 118.13330 с детализацией нормативных требований к зданиям дошкольных образовательных организаций. Учтены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [2], Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [3]; Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральных законов в области безопасности объектов капитального строительства, энергоэффективности [5], а также санитарно-эпидемиологических требований к зданиям дошкольных образовательных организаций и постановления.

Изменение N 1 к СП 252.1325800.2016 "Здание дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования" разработано авторским коллективом АО "Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования" (канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) всех организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2 Свод правил устанавливает требования:

- к градостроительному размещению участков и зданий ДОО, с учетом инженерной и транспортной инфраструктуры;

- к комплексному благоустройству (и озеленению) участков ДОО;

- к функционально-планировочному зонированию территории участков и групп помещений ДОО;

- к пожарной безопасности ДОО;

- к объемно-планировочным конструктивным решениям зданий ДОО;

- к инженерно-техническому оборудованию, отделке и микроклимату помещений ДОО;

- к энергетической эффективности и безопасной эксплуатации ДОО.

1.3 Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенные для временного пребывания детей.

1.4 Свод правил применяется к ДОО, расположенным в городских и сельских поселениях, в том числе к зданиям ДОО, отдельно стоящим, а также пристроенным или встроенно-пристроенным (частично) к зданиям другого функционального назначения (жилым, общественным, многофункциональным), режим работы и санитарно-эпидемиологические условия которых не противоречат работе ДОО.

1.5 Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО:

- отдельно стоящих на отдельном участке или на одном участке со зданиями жилого и общественного назначения, а также в составе комплексов зданий общеобразовательных организаций;

- встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома (многоквартирные, одноквартирные) и в общественные здания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 19245-93 Коляски детские. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 53491.1-2009 Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности

ГОСТ Р 55677-2013 Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130-2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"

СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" (с изменением N 1, 2)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий"

СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"

СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы" (с изменениями N 1, 2)

СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, 2)

СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями N 1, 2)

К сведению

Причины интенсивного обновления

Размещение дошкольных образовательных организаций

Оборудование и содержание территорий детских садов

Устранен запрет на размещение игровых площадок на крыше здания дошкольного учреждения. Современные технические и архитектурные возможности позволяют организовать безопасную для здоровья прогулку и на крыше, однако тем самым мы формируем у ребенка представление о крыше как о подходящем месте для игры на воздухе. И не исключено, что со временем ребенок будет предпринимать попытки без присмотра взрослых поиграть в столь опасном месте, совершенно не предназначенном для такой цели. Примеров, в т. ч. и с трагическим концом, предостаточно. Остается только сожалеть, что в стране с поистине бескрайными просторами, пригодными для прогулок с детьми, обсуждается эта проблема. Вместе с тем необходимо заметить, что ни в технических регламентах, ни в каких-либо строительных нормах и правилах нет никакой информации по этому вопросу.

В п. 3.1 уточняется, что площадь озеленения территории детского сада в районах Крайнего Севера, а также в городах в условиях плотной городской застройки может быть снижена до 20 % площади, свободной от застройки. К списку ранее запрещенных для посадки на территории детского сада растений (ядовитые и колючие деревья и кустарники) добавлены и плодоносящие деревья. Из документа изъято и разрешение на организацию огорода, ягодника, фруктового сада, чтобы исключить возможность употребления детьми фруктов и ягод, не отвечающих гигиеническим требованиям безопасности.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 жесткие требования относительно размеров групповой площадки превращены в рекомендательные . В условиях плотной городской застройки с учетом режима организации прогулок разрешено использование совмещенных групповых площадок, а в детских садах с присмотром и уходом за детьми, продолжительность работы которых составляет более 5 часов в день, необходимо предусматривать оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой.

В 2 раза сокращен нормируемый размер теневого навеса на групповой площадке. Теперь его определяют из расчета не менее 1 м² на одного ребенка, а для групп численностью до 15 человек площадь теневого навеса должна составлять не менее 20 м² вместо прежних 30 м².

Здание, помещение, оборудование детского сада и их содержание

Достаточно много изменений внесено в требования к зданию, помещениям, оборудованию. В частности, не регламентируется вместимость детского сада в зависимости от типа здания, в котором он размещен. Допускается возводить и трехэтажные объекты для дошкольных образовательных организаций, при этом место строительства значения не имеет.

Сохранено требование к объемно-планировочным решениям, которые должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Вместе с тем при размещении детского сада в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.

СанПиН 2.4.1.3049-13 указывают, что высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена, а не регламентируют их конкретными нормами. Теперь это требование выглядит более корректным, ведь высота помещения — важный, но не единственный способ обеспечения в нем благоприятной воздушной среды.

Требования к размерам площадей групповой ячейки и помещений медицинского назначения, наличие постирочной перешли в разряд рекомендуемых. Для вновь строящихся зданий площадь групповых и спален необходимо принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена. Унифицированы требования к размещению групп кратковременного пребывания детей вне зависимости от длительности их работы.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствуют требования по уходу за живым уголком, а также запрет на организацию проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря.

Внутренняя отделка и оборудование помещений детских садов

В определенной мере упрощены, а следовательно, стали более выполнимы требования к оборудованию помещений и его размещению. Теперь в дошкольных учреждениях необязательно предусматривать отдельное помещение для грудного кормления детей, достаточно оборудовать столом и стулом место в раздевальной для детей младенческого и раннего возраста. Исключены требования к расстановке детских столов в групповой, организации живых уголков и комнат природы. Новый документ не определяет условия показа диафильмов, поскольку сегодня в практике работы детских садов они почти не используются.

Обратите внимание!

Отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация в детских садах

Произошли изменения и в разделе, посвященном вопросам организации воздушно-теплового режима в детских садах. Например, если в прежней редакции температурные нормы для основных помещений были представлены диапазоном значений, в новом документе указана только нижняя граница. Поддержание необходимой температуры воздуха в детских садах разных климатических зон нашей страны — задача непростая. Однако регламентация только минимальных значений создает риск перегрева помещений, что неблагоприятно влияет на здоровье и самочувствие детей. Полагаем, что диапазон оптимальных значений температуры воздуха в помещениях детских садов следовало бы оставить хотя бы в качестве рекомендуемого.

Одно из новых требований СанПиН 2.4.1.3049-13 касается функционирования вентиляционных систем. Теперь не реже 1 раза в год, кроме ревизии и очистки, нужно осуществлять контроль за эффективностью их работы.

Примечателен тот факт, что из текста санитарных правил исчезло упоминание о печном отоплении в дошкольных учреждениях . И хотя прямого запрета на его использование документ не содержит, возможно, отсутствие упоминания послужит стимулом к тому, чтобы российские детские сады в скором времени полностью отказались от печного отопления.

В числе требований к водоснабжению и канализации зданий дошкольных учреждений появился запрет на использование для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячей воды из системы отопления. Не требуется обязательное наличие централизованного водоснабжения и канализации в здании детских садов. Скорее всего, это обусловлено тем, что в тексте раздела обсуждаются вопросы организации водоснабжения и канализации в учреждениях, размещенных в неканализованных районах и районах, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. То есть в данном случае описываются необходимые условия, а не способы их достижения. СанПин 2.4.1.3049-13 не регламентируют показатели температуры воды, подаваемой к умывальникам и душам в случае отсутствия централизованного водоснабжения, не требуют обязательного наличия резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения и туалетных на период проведения профилактических работ в котельных и инженерных сетях горячего водоснабжения.

Прием детей, режим дня и организация учебно-воспитательного процесса

СанПиН 2.4.1.3049-13 упрощают требования к приему детей в дошкольные организации. Согласно прежней редакции ежедневный утренний прием проводят воспитатели, во время которого опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, медицинский работник осуществляет прием в ясельных группах, при подозрении на заболевание — и в дошкольных. Новый документ предлагает иной вариант проведения этой процедуры. Прием осуществляют воспитатели и (или) медицинские работники, опрашивают родителей о состоянии здоровья детей и при наличии показаний (катаральные явления, явления интоксикации) проводят ребенку термометрию. Дети, заболевшие в течение дня, до прихода родителей или госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей находятся в помещениях медицинского блока. СанПиН 2.4.1.2660-10 требовали размещения заболевших в изоляторе. Нововведение обусловлено тем, что далеко не во всех дошкольных учреждениях в составе медицинского блока есть изолятор.

Это важно! Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 после перенесенного заболевания или отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), а не 3, как было ранее, детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 требования к режиму дня в группах кратковременного пребывания детей включены в пункт, регламентирующий организацию и продолжительность сна. При режиме пребывания детей в дошкольных организациях до 5 часов организуется однократный прием пищи. Если продолжительность работы группы превышает 5 часов, необходима организация приема пищи с интервалом 3–4 часа и дневной сон.

СанПиН 2.4.1.3049-13 не регламентируют организацию занятий в разновозрастных группах, просмотр телепередач, использование компьютерной техники, организацию каникул и проведение занятий по дополнительному образованию.

Дошкольные образовательные организации и группы для детей с ограниченными возможностями

Требования, определяющие состав и площадь помещений для детей с ограниченными возможностями, переведены в разряд рекомендуемых, округлены значения ряда показателей [5] . Площадь туалетной приведена не в расчете на одного ребенка, а указана конкретная величина — 12 м² в группах для детей младенческого и раннего возраста и 16 м² для дошкольных групп.

Изменения коснулись требований к помещениям медицинского назначения в дошкольных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. СанПиН 2.4.1.2660-10 настаивали на расширенном составе таких помещений, поскольку они необходимы для проведения оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы. Причем это требование никак не конкретизировалось. Новая формулировка, на наш взгляд, более точна и выполнима: согласно п. 10.16 в помещениях медицинского блока дошкольных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации лечебной и коррекционно-восстановительной работы.

Аналогичной коррекции подверглись и требования к устройству бассейна для слепых и слабовидящих детей. Достаточно подробное описание устройства бассейна в СанПиН 2.4.1.2660-10 лишь с большой натяжкой можно отнести к разряду санитарно-эпидемиологических требований.

Сокращены и упрощены гигиенические требования к организации световой среды для детей с нарушениями зрения. Помещения для слепых и слабовидящих детей по-прежнему должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта, однако уровень естественной освещенности в предназначенных для занятий помещениях в новом документе не регламентируется. Сохранены требования к уровню искусственной освещенности в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах для слепых и слабовидящих детей. Он должен быть не менее 600–800 лк. В игровых и учебных комнатах для детей, страдающих светобоязнью, вместо прежних не более 500 лк определен уровень искусственной освещенности не более 300 лк. Из п. 10.14 изъяты положение, требующее, чтобы каждое рабочее место для слепых и слабовидящих детей было оборудовано светильниками местного освещения, а также требования к самим светильникам (наличие жесткого крепления к поверхности стола и гибкого кронштейна, позволяющего менять угол наклона и высоту источника света). Эти регламенты можно рассматривать как избыточные, поскольку выполнение норматива освещенности может быть обеспечено различными способами.

В заключение — о требованиях к соблюдению санитарных правил . В СанПиН 2.4.1.3049-13 из сферы ответственности руководителя дошкольной организации исключены следующие позиции:

  • организация производственного и лабораторного контроля;
  • обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и нормативами;
  • наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Внесение таких изменений, на наш взгляд, продиктовано следующим. Порядок проведения производственного контроля в настоящее время уточняется и, скорее всего, будет определяться отдельным документом. Обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим санитарным законодательством не является предметом нормирования рассматриваемого СанПиН. Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи — вопрос, находящийся в компетенции Минздрава, а не Роспотребнадзора.

[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. от 20.12.2010).

[2] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164.

Постановление от 11 июня 2019 года №752. Принятое решение направлено на достижение 100% доступности дошкольного образования для детей до трёх лет.

Документ

Постановление от 11 июня 2019 года №752

Внесено Минпросвещения России.

Использование первых этажей жилых домов для размещения детсадов в некоторых случаях является единственным вариантом решения проблемы доступности дошкольного образования. Однако применение такого варианта размещения детсада ограничивается требованием использования в отношении детских садов проектной документации повторного использования. При этом проектная документация ранее возведённых жилых домов тоже должна относиться к экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Выполнение этих условий в отношении давно построенных жилых домов не всегда возможно.

Поэтому подписанным постановлением требование об использовании проектной документации, разработанной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования, сохранено только для строительства новых зданий детсадов, а на приобретение помещений под детсады в ранее построенных зданиях эти требования распространяться не будут.

Принятые решения позволят расширить возможности регионов по созданию новых мест для детей до трёх лет, особенно там, где высока плотность жилой застройки и отсутствуют возможности строительства отдельных зданий детских садов с учётом действующих требований, и тем самым будут способствовать достижению к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет.

Читайте также: