Вклад коменского в проблему подготовки ребенка к школе

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня родителям достаточно сложно сразу разобраться во множестве методов и подходов к воспитанию ребенка. Часто они оказываются дезориентированы.

Приступая к воспитанию ребенка, родителям необходимо в самых общих чертах познакомиться с наиболее интересными результатами, которые получены другими родителями и педагогами. Наиболее характерным является общепринятый показатель - это начало истинного, по буквам свободного чтения.

Цель – обоснование педагогической теории крупнейшего педагога - демократа, выдающегося общественного деятеля 17 века Яна Амоса Коменского.

Объект исследования - научное наследие Яна Амоса Коменского.

Предмет исследования – Ян Амос Коменский как создатель традиционных систем образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа наследия Яна Амоса Коменского раскрыть сущность его концептуальных положений о воспитании детей.

2. Выявить и обосновать педагогические теории воспитания в педагогическом наследии Яна Амоса Коменского.

1. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии (Чехословакия, в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)

Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я. А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.

В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии [1,16].

В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И. Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам [1,16].

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОМЕНСКОГО

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию.

Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию [3,45].

отрочество - от 6 до 12 лет;

юность - от 12 до 18 лет;

возмужалость - от 18 до 24 лет;

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию [5,69].

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка, Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.

Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук [5,77].

- природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;

- всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;

- природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;

- начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского является главным средством нравственного воспитания [7, 65].

Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Выделим основные черты данной школы. «В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению. «Далее Коменский приводит список предметов, которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являются предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками [15, 65].

«Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но, не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем, и является основой метафизики.

В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет, хотя бы только по-детски.

Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр. [13,143].

3. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Я. А. КОМЕНСКОГО

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок, и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории, так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. Говоря о развитии в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности? Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.).

Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др., пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.

Со второй половины 19 века значение Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России).

Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джибладзе, Г. Н. Философия Коменского / Г. Н. Джибладзе. – М. : Прогресс, 1982 .– 168 с.

2. Кларин, В. М. Педагогическое наследие : Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.

3. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - Избр. пед. соч. М. : Учпедгиз, 2012. - 320 с.

4. Константинов, Н. А. История педагогики. Учебник для студентов педагогических институтов. 5-е изд., доп. и перераб. / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - М. : Просвещение, 2002. – 447 с.

5. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - 665 с.

6. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - 576 с.

8. Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского / М. В. Кратохвил. - М. : Просвещение, 1991. – 192 с.

9. Лордкипанидзе, Д. О. Ян. А. Коменский / Д. О. Лордкипанидзе. - М. : Педагогика, 1990. – 153 с.

10. Медынский, Е. Н. История педагогики / Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - М. : Просвещение, 1982. - 31 с.

11. Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня / К. Э. Нипков. – СПб. : Глаголь, 1995. -104 с.

12. Новикова, Л. И. Теория и практика школьных воспитательных систем / Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова. - М. : Новая школа, 1996. - 160 с.

13. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. - М. : Просвещение, 2001. – 148 с.

14. Степашко, Л. А. Философия и история образования : учебное пособие / Л. А. Степашко. – М. : МПСИ : Флинта, 1999. – 272 с.

15. Чечель, И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский / И. Д. Чечель. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 119 с.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования Слайд 2. Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда.


Библиографическое описание: Пережовская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27-30.

Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле. Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.

Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

1. Принцип наглядности обучения.

2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.

Исходя из написанного, можно сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, включая Россию, и послужили образцом для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Он был новатором в области дидактики, большинство выдвинутых им идей, принципов и правил организации учебного процесса и работы с обучающимися применяются в школах различных стран и в настоящее время. Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:

- разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;

- определение содержания обучения на каждой ступени образования;

- выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;

- создание и обоснование классно-урочной системы.

Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.

1. Подласый, И. П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии общения [Текст] / И. П. Подласый.- М.: Владос, 2009.- 121 с.

2. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- 656 с.

3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.- 576 с.

4. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. — М.: Уч.пед.издат, 1955.- 638 с.

5. Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского [Текст] / М. В. Кратохвил.- М.: Просвещение, 1991.- 191 с.

7. Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня [Текст] / К. Э. Нипков.- СПб.: Глаголь, 1995.- 250 с.

ВложениеРазмер
vklad_yan_amos_komenskogo.docx 20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Библиографическое описание: Пережовская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27-30.

Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле. Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.

Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

1. Принцип наглядности обучения.

2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.

Исходя из написанного, можно сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, включая Россию, и послужили образцом для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Он был новатором в области дидактики, большинство выдвинутых им идей, принципов и правил организации учебного процесса и работы с обучающимися применяются в школах различных стран и в настоящее время. Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:

- разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;

- определение содержания обучения на каждой ступени образования;

- выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;

- создание и обоснование классно-урочной системы.

Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему.

Естественно, что с языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ, а это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах.

Особенно эпоха Петра I оставила нам много свидетельств об использовании педагогического наследия Коменского в России. Во всех школах того времени, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики. Можно констатировать, что русская школа первой половины 18 века довольно широко использовала наследие Коменского.

Необходимо подчеркнуть, что реализм Коменского соответствовал духу русской школы, особенно петровским школам, жадно ищущих новых, прогрессивных, эффективных способов обучения. Таково было требование времени, а учебники Коменского расширяли круг знаний учеников, поднимали их уровень, знакомили с ремеслами, искусствами и нравами Европы, готовили к жизни.

Коменский понимал, что одним из важнейших условий правильной организации школьного обучения является наличие хороших учебников, притом в достаточном количестве. Коменский определил и круг требований к учебникам.

Он также осветил вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке.

Уже Коменский поставил вопрос о социальной функции обучения и образования, их связи с эпохой, с политикой и философией. Коменский сумел включить проблему обучения в рамки передовой большой науки, которая помогла ему вычленить основные принципы педагогики (природосообразность, развитие связи с жизнью, развитие мысли, реализм, всестороннее развитие и т.д.).

Значение подготовки детей к школе Я.А. Коменский видит в том, чтобы родители заблаговременно настраивали детей на будущее учение.

Развивая идею всеобщего образования, Я.А. Коменский приходит к необходимости построения системы школ, завершающей ступенью которой является академия и познавательные путешествия, обеспечивающие расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление профессиональной подготовки. В самом факте создания подобной системы он прозорливо предвосхитил современные представления о непрерывном образовании, о повышении квалификации.

Вклад Я.А. Каменского в последующее развитие высшей школы может быть сконцентрирован вокруг четырех основных проблем: отбор молодежи для обучения в вузе; содержание высшего образования; организация познавательной деятельности студентов; координация усилий ученых высшей школы по разработке и пропаганде педагогической теории.

Дальнейшее развитие школы и педагогики подтвердило жизненность и педагогическую целесообразность многих идей, высказанных Я.А. Коменским в отношении высшего образования и проверенных в опыте различных стран.

Среди разнообразных методов преподавания, Я.А. Коменский отдает предпочтение самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа рассматривается нами как дидактический метод обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.

В первую очередь самостоятельная работа студентов направлена на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет отношение к предстоящей лекции и способствует закреплению полученных знаний, а также расширению и углублению тех вопросов, которые не нашли достаточного освещения в лекции.

Во-вторых, самостоятельная работа осуществляется студентами во время подготовки их к семинарским и лабораторно-практическим занятиям коллоквиумам, к зачетам и экзаменам, а также во время проведения аудиторных занятий.

При подготовке к занятиям самостоятельная работа, осуществляется в виде выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий.

Заключение

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

По его определению учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения "Великой дидактики" вошли в современную теорию обучения, а перечитывая его книгу "Материнская школа", очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики.

В системе нравственного воспитания Я.А. Коменского есть свои особенности. Он считал, что люди получившие неправильное образование или вовсе не получившие его вовсе, становятся безнравственными и порочными. Также важное значение имеет дисциплина.

Отказавшись от умозрительной философии средневековья, Коменский признал важнейшим источником знания - ощущения, которые человек получал от внешнего мира с помощью органов чувств. Взгляды Яна Амоса Коменского выражают его общее философское видение мира. Многие исследователи педагогических трудов Коменского приходят к единому мнению о том, что его взгляды, идеи и их анализ долго еще будут служить предметом интереса для педагогической науки.

В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения современной педагогики и оказывает большое влияние на современную педагогическую науку.

Список использованной литературы

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: уч. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981 - 142 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. Пособие для вузов / С.И. Гессен; Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 448 с.

3. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки / Н.К. Гончаров. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 246 с.

4. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского / Г.Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1982. - 167 с.

5. Кларин В.М., Джуринскийй А.Н. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. / Сост. В.М.Кларин, А.Н. Джуринскийй. М.: Педагогика, 1989. - 398 с .

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.

7. Коменский Я.А. - Переиздание. М.: Издательский Дом Ш. Амонашили, 2002. - 224 с.

8. Константинов Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

9. Красновского А.А. Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. Т. 3: Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни / Коменский Я.А.; пер. с лат. яз. Ю.Н. Дрейзина - М.: Наркомпрос, 1941. - 135 с.

10. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Кн. Для учителя / М.В. Кратохвил; Пер. с чеш. Д.М. Прошуниной, Т.Н. Осадченко. М.: Просвещение, 1981. - 189 с.

11. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А. Коменского. М.: Педагогика, 1979. - 295 с.

12. Ситарова В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 033400 - Педагогика / В.А. Ситарова; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 364 с.

13. Смоляницкий С.В. Три века Яна Амоса Коменского: Худож. - докум. Повесть / С.В. Смоляницкий. - М.: Дет. Лит., 1987. - 207 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Начальное образование направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития учеников. Цель современного начального образования – не давать знания обучающимся в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию, используя универсальные учебные действия.

Поиск эффективных педагогических решений предполагает обращение к историческому опыту школы и педагогики, необходимость учета историкопедагогического наследия при проведении реформ в современном образовании. История образования насчитывает множество выдающихся деятелей – Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтень, Томмазо Кампанелла, Витторино да Фельтре и Гуарино Гуарини, в своих сочинениях они побуждали общество к гуманной деятельности, основываясь на собственных философских взглядах.

Выдающиеся педагоги, развивающие идеи гуманности образования: Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. В. А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Ш. А. Амонашвили – все эти люди внесли неоценимый вклад как в педагогику, так и педагогическую психологию.

Основные принципы Яна Амоса Коменского: природосообразность, культуросообразность и наглядность являются краеугольным камнем всего его учения. Ян Амос считал, что все что необходимо знать человеку, он должен познавать через ощущение. Организация школ, отвечающих требованиям времени, была главной задачей для Коменского, ведь он считал, что только образованное юношество гарантирует процветание народа и страны в целом. Все вышеизложенное и обусловило выбор темы исследования.

Теоретические положения и выводы отражены в педагогических рекомендациях по использованию наследия Яна Амоса Коменского, применение которых будет способствовать совершенствованию процесса обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также повышению эффективности работы с родителями и учителями.

Иоганн в своих дидактических сочинениях выделял следующие принципы:

1. Правильное воспитание молодежи означает преобразование государства.

2. Как искусство зависит от художника, так школа зависит от учителя.

3. Обучение с семилетнего возраста должно быть всеобщим.

Коменского назначают пастырем-пропопведником, и он вынужден переехать в город Фульнек (Северная Моравия), где вновь руководит одной из братских школ, реализуя свои педагогические идеи. Результатом педагогической деятельности пшеровского периода стало искоренение догматических методов обучения, увеличение школьного контингента, появление множества прогулок и экскурсий, направленных на изучение школьной программы. Наблюдение за предметом и каким-либо явлением взяло верх над схоластической теорией обучения.

Коменский рассуждает и о целях образования, так как он был человеком ом глубоко верующим, и многие его труды написаны в богословской форме, то цель воспитания – это развитие души, а результатом становится попадание души в вечную жизнь в раю.

Но также он пишет и о целях, связанных с социальной сферой жизни человека:

- быть разумным созданием;

- создание, властвующим над другими созданиями.

1. принцип всеобщности – учить всех и всему, вне зависимости от полового признака, сословной принадлежности, данный принцип реализуется в современной школе в праве каждого человека на образование;

2. принцип гуманизма – видеть в человеке его уникальность, относиться к нему как макро- и микрокосмосу, в настоящее время в школах следят за толерантным отношением учеников друг к другу, отсутствуют телесные наказания, а также в первом классе отсутствует отметочная система, что показывает гуманное отношение к только что начавшему свой школьный путь ученику;

3. принцип природосообразности воспитания и обучения – естественность во всем, так как все определяет природа – цели, средства, правила, современная структура образовательного процесса, имеет четко простроенный учебный материал, поделенный на разные периоды обучения в зависимости от сложности темы и необходимых знаний, умений и навыков для её понимания, данный принцип Я. А. Коменский выделял как основной, а остальные дидактические принципы согласовались с ним;

4. принцип наглядности – усвоение знаний через наблюдение за явлениями и предметами, на основе собственного восприятия, современные технологии в образовании дают возможность, не покидая школьный класс, увидеть предмет или явление, о котором идет речь на уроке, добываемые знания приобретают личностный характер благодаря участию физических органов чувств, прежде всего зрения;

5. принцип культуросообразности – школы необходимо сделать мастерскими культуры, чтобы они вели учеников к свету знания и добродетели, всестороннее общее образование реализует развитие культуры каждого человека и всего социума в целом; изучаемый материал должен быть результатом познания одной культуры, понятия не должны противоречить друг другу;

6. принцип сознательности и активности – характер обучения должен носить активную, а не пассивную деятельность, обучение продуктивно, когда ученик самостоятельно ставит цель и прокладывает путь её достижения, современный ФГОС основывается на системно-деятельностном подходе, который реализуется в рамках активной деятельности ученика на уроке, а не учителя;

7. принцип постепенности и систематичности знаний – процесс обучения должен быть выстроен логично: от фактов к выводам, от примеров к правилам; все должно быть строго упорядочено и не вызывать сомнений и недопониманий, учебные программы сегодняшней школы проходят тщательную проверку соответствие материала и структуры – какой именно должна быть программа;

8. принцип органической последовательности знаний – овладение учащимися систематизированными знаниями: всё сегодняшнее закрепляет вчерашнее и прокладывает дорогу в завтрашнее, структура инновационного урока включает в себя такие этапы, как актуализация пройденного материала и рефлексия; правильная реализация данных этапов урока способствует реализации принципа;

9. принцип упражнений и повторения – упражнение есть главный способ закрепления в памяти и способность применения знания, в календарнотематическом планировании уроков по каждому предмету существуют такие уроки как: • урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; • урок рефлексии (повторения); • урок систематизации знаний (обобщения пройденного материала; • урок развивающего контроля;

10. принцип индивидуальных возрастных особенностей – каждая личность по-своему уникальна и индивидуальна, необходимо учитывать это в процессе обучения и воспитания, необходимо обучать не учащихся в целом, а каждую конкретную личность в соответствие с её особенностями; изучаемые предметы и явления необходимо преподносить ученику в максимально доступной для него форме, во ФГОС НОО прописана реализация индивидуально-личностного подхода к каждому ученику;

11. принцип доступности – содержание учения должно быть доступным для понимания ученика, в настоящее время все содержание учебного процесса строго контролируется, что обеспечивает реализацию принципа;

12. принцип вечного знания и знания, практически полученного – знания должны даваться в единстве теории и практики, системнодеятельностный подход, используемый в современной школе, подразумевает наличие практической базы, где учащиеся могут применить полученные знания;

13. принцип обучения и учения – никто не должен избегать случаев учить и учиться, обучение других следует соединять с собственным учением несмотря на то, что учитель на момент работы в школе уже имеет высшее образование, он все равно продолжает непрерывный процесс обучения;

14. принцип от общего к конкретному – все знание даётся в общем виде, а потом разбирается по конкретным явлениям и предметам, в современной дидактике начальной школы принцип конкретизации

присутствует как один из способов объяснения информации;

15. принцип от простого к сложному – весь процесс обучения построен на усложнении материала от простых явлений и предметов к более сложным, данный дидактический принцип реализуется в школе и по сей день;

16. принцип развивающего обучения – учитель должен строить занятие и курс в целом так, чтобы каждый раз ученик развивался и познавал новое;

17. принцип успешности обучения – обучение при помощи книг, соответствующих возрасту, мотивация к учению через интерес; 18. принцип легкости обучения – обучение с раннего возраста, когда восприятие особенно обострено;

19. принцип основательности обучения – учить не многому, но полезному, данный принцип на прямую связан с принципами наглядности, доступности и систематичности;

20. принцип быстроты обучения – краткость, основательность и доступность излагаемого материала на уроке;

21. принцип воспитывающего обучения – процесс обучения в единстве с процессом воспитания;

22. принцип времясбережения – не тратить время на ненужные предметы, учить только необходимому;

23. принцип сенсуализма – чувственное восприятие, как основа любого процесса познания;

24. принцип свободы – обучение без насилия над учениками;

Самые известные педагогические труды Коменского, дошедшие до наших дней и давшие ход новой педагогике:

1. Широко и обоснованно доказал важность всеобщего обучения в благосостоянии социума.

2. Выступил в защиту прав девушек на обучение, такое же как у мужчин, аргументируя свою теорию тем, что женщина как мать учит ребенка вне зависимости от его пола.

3. Педагог разработал качественную структуру учреждений, реализующих всестороннее образование социуму по разновозрастным группам.

4. Создал руководство по воспитанию детей в первые 6 лет для родителей, что послужило базой для развития дошкольного образования как в семье, так и вне её.

5. Представил структуру начального образования на родном языке, доказал его пользу на собственной педагогической практике.

6. Высказался о благе изучения в средней школе реальных знаний о мире, а не погружение в языковедение.

7. Протестовал против школы средневековья, наполненной схоластическими принципами, считал её неприемлемой для воспитания и образования ребенка. 8. Основывался на принципе природосообразности и реализовывал его в своей практической деятельности. Вложил его в основу своего учения.

9. Создал единую структуру школы, качественно улучшив организационный процесс.

10. Гуманность школьной структуры реализована в наличии четких временных рамок учебного дня, в наличии перемен между уроками, наличии выходных и каникул, ограниченности учебного года и учебных четвертей. 37 11. Изменение подхода к преподаванию, уход от угнетения школьников огромным объемом информации.

Ян Амос Коменский полагал, что воспитание молодого поколения – главное в развитии общества. И сегодня постулат великого педагога не потерял своей актуальности, а скорее стал даже более востребован, чем в его время.

Другими словами, образование, по мнению Коменского, есть неразрывное сочетание обученности и воспитанности, что актуально для педагогики и сегодня. Воспитание в целостном образовательном процессе в школе играет не менее важную роль, чем обучение для достижения главного результата – образованности личности [6].

Школа, несомненно, должна не только давать знания, умения и навыкито есть образование, но и заниматься процессом воспитания детей. Это как раз то, что пытался донести до нас Ян Амос Коменский, соединяя в своих идеях воспитание и образование в единое целое и не отделяя одно от другого.

Эти идеи актуальны и сегодня, поскольку воспитание нравственности в молодом поколении – пожалуй главная и первостепенная задача педагогов. Сложно не согласиться с тем, что насколько бы образован ни был человек, если он не обладает нравственным самосознанием, он может навредить в жизни не только себе, но и окружающим, используя свои знания во зло.

Теоретическим фундаментом своей универсальной школы Коменский видел дидактику, под которой он подразумевал теорию образования, воспитания и обучения как единого, неразделимого целого.

Анализируя возрастную периодизацию Л.С. Выготского можно отметить, что именно в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, а поступая в школу младший школьник начинает сменять ее на учебную.

Ученики начальной школы активно включаются в игры иногда придумывая их самостоятельно. несколько наиболее популярных игр:

- строительство башен из Lego;

- ролевые игры (школа, полицейские и преступники)

В процессе игры у учащихся часто возникают конфликты, но если в первом классе чаще всего для решения их был необходим педагог, то уже во втором классе ученики справляются самостоятельно, договариваясь и уступая другдругу.

Список литературы

1. Великая дидактика Я. А. Коменского. – [Санкт– Петербург: Симашко, 1875]. – XIV, 8, II, 282 с.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика / Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2– х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242– 476.

4. Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы / Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2– х т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – с.133– 163.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. – одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от 04.10.2000.

6. Современный Коменский в аналитическом изложении, таблицах, схемах, цитатах. Творческая лаборатория: учебное пособие для педагогов, 89 родителей и студентов педвузов / В. В. Князева; Мин– во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун– т. – Оренбург: Изд– во ОГПУ, 2007. – 248 с.

7. Пискунов, А. И. Пансофические идеи Я. А. Коменского и отношение к ним прогрессивных русских педагогов к.XIX — н.XX вв.

Читайте также: