Виды информации в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Умение работать с информацией на
интуитивном уровне — это природный дар,
присущий каждому человеку.
Другая важная сторона нашей жизни —
умение осознанно работать с информацией:
целенаправленно осуществлять ее поиск,
представление (запись) на носителе,
хранение,
преобразование,
передача.
Важным является и умение использовать
полученную информацию, чтобы осознанно
управлять собой — своей жизнью, учебной и
производственной деятельностью.

Существуют разные
подходы к обучению
младших школьников
информатике.
Но, как правило это:
• либо начальная
компьютерная грамотность
• либо просто курсы,
развивающие мышление
школьника.
И то, и другое — хорошие
и полезные вещи.

В основе изучения информатики лежит опора на
личный опыт школьника, на его врожденное и
ранее полученное умение видеть, слышать,
ощущать, понимать, говорить, рисовать, — т. е.
воспринимать, хранить, преобразовывать и
передавать информацию.
И задача учителя на уроке информатики —
назвать все эти вещи своими именами. Например,
когда мы пишем и рисуем, это означает, что мы
представляем информацию на некотором
носителе. Кроме того, это означает, что мы
создаем тексты и графические изображения,
т. е. создаем информационные объекты и
информационные модели. Так в третьем классе
формируется понятие информационного
объекта.

Учебник информатики для третьего класса
состоит из четырех частей, каждая из которых
имеет особый смысл и особое значение.
• Первая часть — школьники знакомятся с
информацией.
• Во второй части школьники изучают действия
с информацией.
• Третья часть посвящена объекту и его
характеристикам, к которым относятся имя
объекта, его свойства, элементный состав,
действия и отношения с другими объектами.
• В четвертой части школьники знакомятся с
понятием информационного объекта.

Вывод.
Знания об окружающем нас мире — это
внутренний мир человека, отражение
реальной действительности, в которой
человек живет и частью которой является.
Получая информацию из внешнего мира,
человек управляет собой и окружающим
миром на основе своих знаний и
представлений о нем.
Поэтому от внутреннего мира каждого
человека и от его мышления зависит
качество собственной жизни и качество
жизни всего человечества.

Информационные объекты — это
тексты, рисунки, схемы, таблицы,
фотографии, карты, числовые данные.
Информационные объекты являются
описаниями других объектов: предметов,
живых существ, явлений, событий. Они
несут в себе информацию об объектах.
Важно донести до понимания
школьников, что информационные
объекты одновременно являются и
частью окружающего нас мира и
объектами изучения информатики.

Ученики должны понять, что компьютер
работает с информационными
объектами, то есть с описаниями
объектов, закодированными цифрами.
Обрабатывая описание объекта,
компьютер, в отличие от человека, не
понимает связанного с объектом смысла.
Он лишь работает по программе,
заданной ему человеком.

Текст является информационным
объектом. Уже в глубокой древности
люди научились описывать объекты в
виде текста на камне, бересте, папирусе.
Текст ― это закодированная
информация. Для работы с текстами на
компьютере служат специальные
программы – текстовые редакторы.
На практических занятиях учащиеся
учатся работать с текстовым
процессором Word. Вот, что они умеют
создавать:

24. Литература


Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова. Информатика. Учебник для второго
класса., Москва, БИНОМ.Лаборатория знаний, 2007г.
Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. Информатика.
Обучение информатике во втором классе. Методическое пособие, Москва,
БИНОМ.Лаборатория знаний, 2006г.
Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова. Информатика. Учебник
для третьего класса., Москва, БИНОМ.Лаборатория знаний, 2007г.
Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. Информатика.
Обучение информатике в третьем классе. Методическое пособие, Москва,
БИНОМ.Лаборатория знаний, 2007г.

Практическая значимость: • ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе; • предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

ВложениеРазмер
master-klass_rabota_s_informatsiey.docx 162.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с различными видами задач при работе с информацией в начальной школе. ( слайд 2)

  • ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе;
  • предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с различными видами задач при работе с информацией;
  • показать практическую значимость использования данных видов задач при работе с информацией, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

  • помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран или интерактивная доска

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов Лузского района Кировской области

План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом - мастером;
  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках в начальной школе показанных видов задач при работе с информацией с участниками мастер-класса.
  • участники мастер-класса получат знания о работе с информацией на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
  • педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I . Постановка проблемы (слайд 3)

Информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале. ( слайд 4)

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

  • должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;
  • должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
  • имеет дело с двумя или более способами организации информации;
  • должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.

Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников: ( слайд5)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Информацию человек получает из различных источников:

Информацию человек получает из различных источников:

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: Глаза Язык Кожа Уши.

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: Глаза Язык Кожа Уши Нос

Виды информации Рассматривая предметы мы получаем информацию о форме, состоян.

Виды информации Рассматривая предметы мы получаем информацию о форме, состоянии, размере, цвете, поведении.. Задание: Опиши что ты видишь на этой картине.

Чувство осязания дает человеку информацию когда он что-то трогает или чего-т.

Чувство осязания дает человеку информацию когда он что-то трогает или чего-то касается. Что ты можешь сказать о следующих объектах дотрагиваясь до них:

Человек может воспринимать запахи. Чувство восприятия запахов называется обо.

Человек может воспринимать запахи. Чувство восприятия запахов называется обонянием. Что ты можешь сказать о запахе этих предметов: У кого хорошо развито обоняние?

Что можно сказать о вкусе этих предметов?

Что можно сказать о вкусе этих предметов?

 К кому относится каждый звук?

К кому относится каждый звук?


Запах бывает: А) резкий; Б) громкий; В) приятный; Г) едкий.

Запах бывает: А) резкий; Б) громкий; В) приятный; Г) едкий.

Звук бывает: А) громким; Б) тихим; В) зеленым; Г) звонким.

Звук бывает: А) громким; Б) тихим; В) зеленым; Г) звонким.

Человек получает тактильную информацию когда: А) смотрит телевизор; Б) нюхает.

Человек получает тактильную информацию когда: А) смотрит телевизор; Б) нюхает цветы; В) гладит собаку; Г) ест яблоко.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 196 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2015 2679
  • PPTX 392.5 кбайт
  • 53 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жилина Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Информация. Информационные процессы. Способы передачи информации.

Цель занятия: формирование информационной культуры

Задачи занятия:

формирование понятий: информация, органы чувств;

актуализация сведений из личного опыта;

развитие умения наблюдать, концентрации внимания;

развитие любознательности и склонности к исследованию;

формирование элементарных навыков исследовательской деятельности;

развитие логического мышления, умения анализировать;

формирование коммуникативных навыков при работе в группах.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный

План занятия:

Мотивация учебной деятельности.

Постановка цели и задач занятия.

Изучение нового материала.

Подведение итогов, рефлексия.

Ход занятия

1.Организационный этап

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

2. Определение темы и цели занятия

Учить вас буду информатике,

И станем с вами мы дружить.

В огромном мире информации

Без автоматов не прожить,

А автомат – это устройство,

Что создал в помощь человек.

Я научу вас постепенно,

Как информацию хранить,

Как обработать, передать,

Я научу вас рассуждать.

Компьютер станет лучшим другом,

В ученье он незаменим,

Как книга, ручка и тетрадка,

Он станет вам необходим.

ИНФОРМАТИКА=ИНФОРМАЦИЯ+АВТОМАТИКА

-Может кто-то догадался о чём пойдёт речь сегодня на нашем занятии?

Цель: Понять, что мы живём в мире информации, которую изучаем с помощью органов чувств. Научиться анализировать сигналы, воспринимаемые с помощью органов чувств

3.Актуализация знаний.

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях, воспринимаемых человеком или специальным техническим устройством (Ожегов).

Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?

Чтобы понять, как связаны человек и информация, проведём небольшое исследование.

Делимся на команды. За правильное выполнение задания, команда получает очки. В процессе всех заданий вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать определённые выводы.

1 тур.

– Ребята, попробуйте рассказать о предметах, не прикасаясь к ним (на учительском столе: мяч, конфета, часы…)
– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Вы не видите, не слышите, не трогаете руками. Расскажите про предмет (учитель распыляет духи, освежитель воздуха …)

– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Расскажите про предмет, не видя его, но вы можете его попробовать (учащиеся пробуют: лимон, сахар, конфета…)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 4

– Закройте глаза. Вы не видите. Какие звуки вы услышали? (аплодисменты, скрипнула дверь…)
– Какой орган помог получить информацию?

– Закройте глаза. Вы не видите и не слышите, но вы можете потрогать руками. Расскажите про предмет. (В руках пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада …)
– Какой орган помог получить информацию?

- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. С помощью чего мы получали информацию?

-В получении информации нам помогают органы чувств.
– Сколько органов чувств у человека? (5)
– Какие это органы чувств? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).

- К какому выводу мы с вами пришли, выполнив все задания?

-Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.

2 тур: Командам выдаются таблички с изображением органов чувств. Команды сами распределяют игрокам. После этого командам выдаются карточки с изображением наушников, бабочки, розы, костра и лимона.

Задача команд, посовещавшись, распределить эти карточки между обладателями карточек с органами чувств так, чтобы предмет, изображенный на карточке, можно было почувствовать этим органом. (за правильное соответствие начисляется по 1 баллу).

Задача каждой команды, распределить таблички с органами чувств так, чтобы было ясно, чем, по их мнению, он получает информацию от человека.

Если команда правильно укажет, что микрофон это уши, web-камера это глаза, мышь и клавиатура это кожа, то она получают по 2 балла.

- Как вы думаете, может ли компьютер воспринимать запахи из окружающей среды? А вкус? Правильно, не может. значит у него нет органов, заменяющих нос и язык.

- Компьютер услышит человека, если в него попадет звук, производимый человеком. С помощью какого устройства это может произойти? (Ответ: микрофон).

- Есть устройства, которые мы трогаем, а компьютер ощущает наше прикосновение и понимает, какие команды мы ему отдаем. Какие это устройства? (Ответ: клавиатура и мышь).

При этом командам можно присуждать по 1 баллу за каждую табличку.

-Видите ребята, компьютер очень похож на нас. А поэтому на занятиях нам будет легко с ним договариваться, как с собственным другом!

Физкультминутка

– А теперь немного отдохнем и проверим, внимательно ли вы слушали и смотрели, поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Итак, начнем, будьте внимательны:

Звонок, горячо, сладко, музыка, яркий, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, высокий, бензин, темный, мороз.

Молодцы, у вас хорошо получается определять виды информации.

Закрепление изученного материала.

Задание: Информационное лото. Установи соответствие. Работа в парах. Педагог объясняет задание: какие органы чувств позволяют нам различить информацию? Ус­тановите соответствие. Карточки таблицы 2 (картинки с органами чувств) необходимо разложить в таблице 1 (слова) - установить соответствие.

Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. (Читаем журнал, смотрим друг на друга, рассматри­ваем график или рисунок, смотрим телевизор, рассматриваем картину в музее.).

Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир. Берегите зрение.

Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью носа. (Ответы учащихся)

Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например, об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена и есть её нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды!

Какой вкус с помощью языка мы можем чувствовать? (Кислый, горький, невкусный, сладкий, мятный, соленый, пряный.)

На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей!

Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)

Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине.

Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)

С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.
Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!

Вернёмся к началу занятия, вспомним что должны были понять и чему научиться. Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию разных видов.
Для принятия решения человеку необходимы несколько органов чувств: это глаза, уши, язык, кожа, нос.
Зрительную, звуковую и обонятельную информацию можно получить, не прикасаясь к предмету, а осязательную и вкусовую — прикоснувшись к предмету руками или языком.
Часто для принятия решения человеку необходима информация разных видов, воспринимаемая с помощью разных органов чувств.

Оценить 1086 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Добрый вечер. Мне известно и о многих других возможностях Учи.ру. Мы с детьми используем интеракти. Подробнее.

Структура урока логично выстроена и соответствует всем требованиям урока открытия новых знаний. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: