Веселый мяч кружок в доу

Обновлено: 05.07.2024

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников.

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера, поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно влияет на здоровье.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Для того чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Они важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Так же движения рук способствует развитию речи ребенка.

Поэтому для меня стало актуальной проблемой поиск путей укрепления здоровья детей дошкольного возраста, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Цель программы - обогащение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, за счет разнообразных действий с мячом.

Задачи:

  1. Укреплять здоровье, обеспечивать нормальное функционирование всех органов и систем организма.
  2. Обучать детей младшего дошкольного возраста выполнять действие с мячом.
  3. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость и умение ориентироваться в пространстве.
  4. Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр с мячом.
  5. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Принципы реализации программы:

ü принцип индивидуальности (с учетом особенностей развития каждого ребенка);

ü принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;

ü принцип систематичности и последовательности;

ü принцип активности, самостоятельности, творчества;

ü принцип эмоционального благополучия каждого ребенка;

ü принципа оздоровительной направленности.

Срок реализации программы 2 года.

1.2 Нормативная база

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 года № 01-52-22/05-382.

1.3 Характеристика возрастных особенностей развития детей

Вторая младшая группа (3-4 года)

Трехлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К четырем годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

Средняя группа (4-5 лет)

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

1.4 Планируемые результаты освоения детьми программы

В результате дети:

  • научатся двигаться быстро, уверенно, энергично;
  • усвоят навыки движений, овладеют правильными способами их выполнения;
  • научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится двигательный опыт;
  • появится творческая инициатива, умение придумывать новые игры и упражнения;
  • улучшатся коммуникативные способности в коллективной деятельности.

Для мониторинга физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме (приложение №2).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание программы

Программа состоит из 7 разделов:

  1. Прокатывание мяча.
  2. Бросание мяча.
  3. Ловля мяча.
  4. Отбивание мяча.
  5. Метание мяча.
  6. Ведение мяча.
  7. Развлечение.

В работе используются следующие методы:

ü Словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа).

ü Наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий).

ü Практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования).

Деятельность детей оценивается только положительно, что способствует высокой активности детей, эмоциональной отдаче, хорошему настроению.

Структура образовательной деятельности:

1) Вводная часть:

2) Общеразвивающие упражнения:

3) Основная часть:

- разучивание, повторение и закрепление действий с мячом;

4) Заключительная часть:

- игра малой подвижности;

2.2 Учебно-тематический план

Количество занятий в год:

- аудиторных на период с 01.09.2015 - 31.05.2016 при нагрузке 2 часа в неделю – 72 часа;

- внеаудиторных на период с 01.06.2016 - 31.08.2016 при нагрузке 1 час в неделю – 12 часов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников.

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера, поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно влияет на здоровье.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Для того чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Они важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Так же движения рук способствует развитию речи ребенка.

Поэтому для меня стало актуальной проблемой поиск путей укрепления здоровья детей дошкольного возраста, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Цель программы - обогащение двигательной активности детей среднего дошкольного возраста, за счет разнообразных действий с мячом.

Укреплять здоровье, обеспечивать нормальное функционирование всех органов и систем организма.

Обучать детей младшего дошкольного возраста выполнять действие с мячом.

Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость и умение ориентироваться в пространстве.

Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений и игр с мячом.

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Принципы реализации программы:

принцип индивидуальности (с учетом особенностей развития каждого ребенка);

принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;

принцип систематичности и последовательности;

принцип активности, самостоятельности, творчества;

принцип эмоционального благополучия каждого ребенка;

принципа оздоровительной направленности.

Срок реализации программы 1 год.

Характеристика возрастных особенностей развития детей

Средняя группа (4-5 лет)

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

Факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит. Он влечет за собой нарушение осанки, координации движений, развитие плоскостопие, вызывает задержку физического развития. Чтобы удовлетворить потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. Важное место в системе физического развития детей занимают действия с мячом. Упражнения в бросание, катание мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений совершенствуют пространственную ориентировку. с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают выработки хорошей осанки.

Работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

ПРОБЛЕМА: Поверхностный интерес родителей к мячу, играм с ним, дефицит движений у детей дошкольного возраста.

Обогащение двигательного опыта детей 2 - 3 года жизни

-научить детей владеть мячом на достойно высоком уровне;

-освоение простейшим элементам игры в баскетбол, мини-футбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

-развивать координацию движений, выносливость,быстроту, ловкость, умение ориентироваться в зале, площадке.

- познакомить детей с разной формой мячей.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: специально организованные занятия, игровые упражнения, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.

Количество занятий : 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в уч. году. Занятия начинаются с 1 октября по [май месяц включительно. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : спортивный зал ДОУ, спортивная площадка.

Форма проведения итогов : диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Срок реализации : один год.

Организация образовательной деятельности на занятиях и вне занятий:

1. проведение бесед об истории и элементарных правил спортивных игр с мячом.

2. Действия с мячом (ловля, передача, ведение мяча ногами, отбивание мяча о пол, перебрасывание мяча через сетку).

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Дать знания о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.

2. Организация фотовыставки "Наши достижения"

3. Участие родителей в проектной деятельности "Я от бабушки ушел "

Наглядная информация для родителей: Папка " Мой веселый звонкий мяч "(содержит историю мяча, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мячей для ребенка, упражнения с мячами, игры с мячом и т. д.).

ПЕРЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА

ОКТЯБРЬ : Дать детям возможность осознать и закрепить физические качества мяча (упругость, вес, объем, прыгучесть).

1 и 2 недели: Ходьба друг за другом. ОРУ с мячом. Игра "Большие и маленькие мячи"

3 и 4 недели : Ходьба друг за другом. ОРУ с мячом. Упражнение " Кто дальше пнет мяч ". Игра "Салют"

НОЯБРЬ: Формировать умение владеть мячом, учить детей отбиванию мяча об пол.

1 и 2 недели: Ходьба друг за другом. Толкнуть лежащий мяч, догнать и поднять его.. Катание мяча рукой с наклонной скамейки. Упражнение "Ударь мяч о пол и поймай его двумя руками" Игра "Сбей кеглю"

3 и 4 недели: Ходьба друг за другом с мячом в руках. Бросание мяча вверх, ловля его обеими руками. Упражнение "Мяч о пол одной рукой отбивай и его не теряй ".Игра "Раз, два, три от мяча беги ". Упражнение "Юла"

ДЕКАБРЬ: Учить детей ловле - передачи мяча.

1 и 2 недели:Ходьба друг за другом с мячом в руках. Бросание мяча вверх, ловля его обеими руками. Упражнение в парах "Лови, бросай, падать не давай". Игра "Передай мяч"

3 и 4 недели: Свободная игра детей с мячом. Бросание мяча вниз и ловлями после отскока. его ладонями. Передача мяча в парах с отскоком о пол (ловить мяч после того, как он ударится о пол). Подвижная игра "Мой веселый, звонкий мяч" Упражнение "Как тебя зовут"

ЯНВАРЬ: Учить точности бросания мяча в корзину.

1 и 2 недели: Ходьба друг за другом с мячом в руках. Игра "Салют" Упражнение "Попади в обруч", "Мяч в корзину", "Юла".

3 и 4 недели: бросание мяча вверх и ловля его после отскока. Катание мяч двумя руками между предметами. Игра "Мяч в корзину" Игра "Раз, два, три, от мяча убеги ".Упражнение "Юла"

ФЕВРАЛЬ: Учить перебрасывать мяч через сетку друг другу.

1 и 2 недели: Свободная игра детей с мячом. Бросание мяча двумя руками из-за головы вперед. Игра "Кто дальше бросит мяч" Подвижная игра "Мяч через сетку". Игра "Передай мяч"

3 и4 недели: Ходьба друг за другом с мячом в руках. Бросание мяча из- за головы вперед и бег за ним. Бросание мяча через сетку в парах. Подвижная игра "Мой веселый", звонкий мяч". Игра "Передай мяч"

МАРТ: Учить ударам по мячу правой и левой ногой.

1 и 2 недели: Выполнение упражнений с мячом в движении. Удары по мячу правой и левой ногой. Игра "Раз, два, три от мяча беги". Упражнение "Мяч в кругу".

3 и 4недели : Прокатывание мяча вперед и ползание за ним. Передача мяча ногами в парах. Подвижная игра "Займи свое место ".Катание мяча стопами сидя на полу.

АПРЕЛЬ: Учить ведению мяча ногами с последующим попаданием в ворота.

1и 2 недели: ведение мяча по залу. Упражнение "Попади в варотики".Подвижная игра "Найди свое место". Упражнение "Как тебя зовут"

3 и 4 недели: Ведение мяча по залу. Упражнение "Попади в ворота" Подвижная игра "Мой веселый, звонкий мяч". Упражнение "Как тебя зовут ".

МАЙ: Закрепление умений детей владения мячом : передача мяча в парах, бросание мяча через сетку, бросание мяча в корзину, попадание мяча в воротики.

1 и 2 недели: Выполнение упражнений в движении. Бросание мяча вверх, ловля обеими руками. Упражнение в парах.

"Лови, бросай, падать не давай ".Подвижная игра "Гонка мячей по кругу"

3 и 4 недели: Выполнение упражнений в движении. Бросание мяча в парах через сетку. Упражнение "Попади в воротики". Произвольная игра детей с мячом.





Одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к широкому вхождению в жизнь и, прежде всего, в школьную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы, результаты комплексных медицинских обследований, проведенных в различных регионах нашей страны, свидетельствует о том, что большинство детей, поступающих в школу, имеют слабое здоровье.
Именно поэтому в настоящее время ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных как на коммерческие, так и на государственные дошкольные учреждения.
Одной из таких форм организации физического развития является игра в волейбол. Волейбол – одна из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное призвание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание, он доступен детям и взрослым, в него можно играть и в спортивном зале, и на открытой площадке. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности координации движений и ориентировке в пространстве. Игры с мячом оказывают разносторонне воздействие на психофизическое развитие ребенка.

Читайте также: