Соллогуб большой свет краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Читала, потому что М. Лермонтов объявлен прототипом Михаила Леонина, более того повесть, по-мнению некоторых лермонтоведов, писалась как заказ для очернения репутации поэта. Но, бог с ним! Это никак не влияет на силу текста или художественную его красоту. А вот этими качествами история обделена, на мой взгляд. Исполнение слабое - сюжет разработан вяло, а выписан и того хуже, даже в рамках прозы 19 века. Лучше себя самого (в образе Печорина) никто не изобразил М. Лермонтова и весь "высший свет", и военные кампании. В очередной раз - браво! Михаилу Юрьевичу, ведь всё познаётся в сравнении.

К прочтению книги меня привлекло упоминание о том,что здесь под персонажем М.Леониным описан М.Лермонтов.
Повесть написана 1839 году, 182 года назад. Выход этого произведения произвел в общественной жизни Петербурга большой резонанс. Здесь отражены события из реальной жизни высшего общества.
Все литературные герои имеют прототипы.
И узнаваемы по описаниям портретов и манер. Очень остро и правдиво изложены реальные события и вскрывается суть поступков,так взволновавших свет.
Автор В.Соллогуб себя показал в персонаже Щетинина. Под фамилией Леонин выведен М.Ю.Лермонтов, героиня Армидина - Е.Сушкова.
Повесть воспринималась как антилермонтовский акт.
Текст представлен от лица автора.
Во время бала в Большом театре , дама в маскарадном костюме,оставаясь неузнанной, обращается к молодому гусару Леонину и делает неожиданное признание в том,что жизнь женщин из высшего света не так прекрасна,как кажется откружающим.Все вокруг пропитано ложными чувствами и нет настоящей любви. Леонин невероятно польщен вниманием красавицы.И через своих накомых,узнает ,что под маской домино, была сама графиня Воротынская. Молодой человек ощущает внезапный любовный порыв и прикладывает немало усилий, чтобы быть представленным прекрасной даме.Леонин всеми силами стремится попасть в идеальный мир волшебства. Таким он видит высший свет. Но это его лицевая ,обманчивая сторона.
А изнанка очень неприглядна.
Жизнь великосветского общества имеет свои правила.Это круг элиты,и здесь важны только высокие титулы,чины и состояние. Личные качества в расчет не принимаются.
В этом обществе все подчинено тщеславию.Здесь женятся на приданном ,а дружбу заводят ради протекций и покровительства, дома украшают не ради уюта,а на показ. Красавицы высшего света,,
благодаря своим связям имеют огромное влияние на все области жизни.Их власть гораздо могущественнее,чем титулы супругов. Здесь нет истинных чувств любви и дружбы,а только притворство.И под масками скрываются зависть,рассчеты, стремление к выгоде.
И Леонин,влезая в долги,пренебрегая службой,попадает в свиту графини Воротынской. Он разрвывает связь с Армидиной, девушкой в которую был влюблен ,теперь тот круг , в котором они познакомились, кажется ему грубым и плебейским. И являтся лишь жалкой пародией на тот большой свет,куда он так стремится. Но, судьба преподносит ему жестокий урок. Коварной графине, молодой человек был нужен лишь для достижения своих целей. И теперь ,за ненадобностью его ссылают в армию.В погоне за выдуманной любовью он потерял истинную.
В повести всего несколько персонажей, но автор так ловко переплетает их взаимоотношения,что получается целый ряд историй. Одно звено цепи событий влечет следующее.И все это изложено красивым русским языком с интересными рассуждениями.
Мне,простому современному читателю, не знающему глубин биографий реальных людей, ставших прототипами персонажей, читать было интересно. И даже появилось желание детальнее познакомиться с биографией М.Ю Лермонтова.
Прошло около 200 лет,а все устройство общества осталось без изменений. Двойные стандарты норма современной жизни. Увы, от лжи и лицемерия нам никуда не деться.

Я полюбил вас чувством кротким и святым, в котором было что-то отцовское и неземное. Непостижимое противоречие

- А вы меня не узнали?

- Как? право, не узнали?

- Ну, право, так и не узнали?

Сафьев расхохотался во все горло.

- Удивительно, как у нас, на севере, скоро постигают дух маскирования! Я воображаю, как всем этим господам и барыням должно быть весело: ходят, несчастные, будто по Невскому, да кланяются знакомым, называя каждого по имени.

- Что же веселого в маскарадах? - спросил простодушно Леонин.

- О юноша, юноша! - отвечал насмешливо Сафьез. - Как много еще для тебя сокрытого и непроницаем мого на свете! Тайна маскарадов - тайна женская. Для женщин маскарад великое дело. Что ж ты на меня так смотришь? Слушай. Много здесь женщин и первого сословия, и второстепенных сословий, и таких, которые ни к какому сословию не принадлежат. Иные здесь вовсе без цели это самые несносные; ты сейчас видел образчик подобных, большею частью добродетельных матерей семейств. Другие здесь с каким-нибудь любовным замыслом: та - чтоб побесить мужа, та - чтоб изобличить предательного капуцина или отмстить вероломной летучей мыши. Большею частью у них у всех есть какая"

нибудь зазноба. Они ищут .здесь только тех, кого им надобно, а о нас, душа моя, они мало заботятся. Наконец, есть малое число таких, которые вертятся здесь из одних только честолюбивых видов.

- Как это? - спросил Леонин.

- Это самые знатные. У них, видишь, братец, у всех есть мужья. Они хоть мужей-то и не очень любят, да дело в том, что по мужьям и им почесть. Под маской можно сказать многое, чего с открытым лицом сказать нельзя. В маскараде острыми шутками, нежными намеками можно достигнуть покровительства какого-нибудь важного человека. Взгляни на этих черных атласных барынь, которые вцепились под руки этих вельмож и уверяют их в своей любви: поверь, что вся их любезность не что иное, как последствие их дальновидности. Ты еще не знаешь, о юноша мой скромный! о идиллический мой пастушок! сколько веса имеют женщины в образованном обществе и сколько расчета в их улыбках.

- Это грустно, - заметил Леонин.

- Что ж делать, везде так!

В эту минуту к ним подошла маска в прекрасном домино, обшитом черным кружевом, с букетом настоящих цветов в руке. Она погрозила Сафьеву.

- Здравствуй, Мефистофель, переложенный на русские нравы! Кого бранил ты теперь?

- Тебя, прекрасная маска.

- Ты не исправишься, Мефистофель, ты вечно останешься неумолимым, насмешливым, холодным. Всегда ли ты был таков, Мефистофель? не обманула ли тебя какая-нибудь женщина?

Сафьев закусил губу.

- Меня женщина обмануть не может, - сказал он.

- Не верьте ему, - продолжала маска, обращаясь к Леонину, - он сердитый человек, он обманет вас; он не позволит вам веровать во все хорошее. Побудьте с ним еще - и белокурые волосы и голубые глаза потеряют для вас всю с-вою прелесть.

- Голубые глаза? - сказал с удивлением Леонин.

- Ну да, вы знаете, те, что вчера были в театре, во втором ярусе с правой стороны, те, что светят в Коломне и так нежно глядят на вас каждое воскресенье во время мазурки.

"Удивительно!" - подумал Леонин.

- Вы в прошлом месяце хотели на ней жениться, да бабушка ваша писала вам из Орла, что вы слишком молоды и что она несогласна. Прекрасно сделала ваша бабушка! Жениться такому молодому человеку - большая неосторожность.

- Да как это вы все знаете? - спросил Леонин.

Домино засмеялось под маской.

- О, это мое дело! Впрочем, если хотите, я вам скажу, что я приехала из Орла, где мне рассказали вашу историю. Я сама живу в деревне около Курска.

Домино продолжало смеяться и, схватив под руку толстого господина с звездой, скрылось с ним в волнующейся толпе.

- Кто эта маска? - спросил в замешательстве Леонин.

Сафьев посмотрел на него с усмешкой и отвечал протяжно:

- Не может быть: она меня не знает.

- И, брат, кого эти барыни не знают? Им только и дела, что затверживать чужие имена да узнавать, кто в кого влюблен и кто кого не любит. Это, может быть, самая занимательная сторона их жизни.

"Странное дело, - подумал Лгонин. - Графиня, одна из первых петербургских дам, известная красотой своей и любезностью, и огромным богатством, и высоким значением в свете, бросила взгляд на меня, бедного офицера. Она меня заметила, она знает, что я хсхчу жениться!. Странно! очень странно! Какое ей до того дело?

Я в знатный круг не езжу, сижу себе дома в свободное от ученья время да по воскресеньям вечером бываю в Коломне у Армидкной. Да графиня-то к ним не ездит.

Какое же ей до меня дело?"

Леонин невольно приободрился и, положив венецияику на руку, с необычайной решимостью начал ходить по театру, взглядывая храбро на сидящих в бенуарах красавиц, которые, по обозрении его армейского мундира, равнодушно отводили глаза.

Сафьев стоял, сложив руки, спиною к пустой ложе и о чем-то грустно размышлял.

Толпы все мерно волновались вокруг залы. Большая часть масок важно расхаживала одноцветными фалангами и крепким молчанием доказывала свое неоспоримее ничтожество. Другие пищали и бегали, в сопровождении веселой молодежи. В побочных залах множество мужчин и несколько женщин расположились за плохим ужином, и пробки шампанского хлопали об потолок.

Соллогуб Три повести

Леонин — новое лицо на маскараде. Ему неведом сей разгул, где будто бы никто не узнаёт друг друга, хотя каждый знает, кому оказывается представлен. Прелесть маскарада в том, что человек без возможностей получает право беседовать с лицами высших сословий. Тут простой гусар способен сойтись в танце с княгиней, беседовать с нею о разном и даже надеяться на всяческое внимание. Можно сказать иначе, тут князья и княгини получают право статься за обыкновенных людей, уставших от светских развлечений, желая на короткий срок позабыть об обязанностях, пожить вольно от обязательств. То есть маскарад помогал раскрепоститься, сменить маску, надеясь остаться незнакомцем. Как к такому сможет отнестись Леонин? Он проникнется самим фактом интереса к нему со стороны светского общества, надеясь жить отныне иным образом. Да не имея финансовых возможностей — не должен был о том даже помыслить!

Пройдёт два года от первого танца до второго, попурри сменится мазуркой, разгорятся страсти, требующие срочного разрешения. Оскорблённый обманчивыми словами, Леонин решит стреляться, вызывая на дуэль человека из светского общества. Но дуэли были в России запрещены. Наказание за это последует незамедлительно. Военному грозит самое тогда обыденное — вменение обязанности продолжать службу на Кавказе. Такой исход не устрашил Леонина. Знал ли он вообще, к чему приведут его действия? Судьба ему благоволила, а он стремился её опередить. Уже не раз бывший наказанным за мелкие промахи, Леонин подвергался очередному наказанию. Что до того светскому обществу? Полное безразличие.

Приходит время рассказать читателю, насколько общество изменчиво. Вчерашние балы — безвозвратно ушедшее. Кто там казался первым лицом, теперь терял позиции, либо умирал, прожив насыщенную встречами жизнь. Сменялись поколения, о былых днях сохранялись воспоминания, ни к чему не обязывающие. Новое светское общество продолжало существовать вне успехов былых модников, в той же мере не заглядывая в день грядущий. Разве мог в таком окружении найти себе место Леонин? От таких забав быстро устанешь, пресыщенный однообразием. И в маске всегда ходить не будешь, должный выполнять определённые обязанности, от которых никому не дано отмахнуться рукой.

Что окажется самым обидным? Ощущение никчёмности и невостребованности. Как бы молодым людям не желалось оказаться среди светского общества, там не всем удаётся найти место. Требовалось ли делать из того трагедию? Сегодня общество в тебе нуждается, завтра откажется признавать твои заслуги перед ним. Остаётся задуматься о личном счастье, которое ускользает из рук, так как приходится отправляться подальше от костюмированных представлений. Разве сможет человек это осознать, ежели подобное коснётся его? Ответ будет отрицательным. Поэтому и уезжал Леонин на Кавказ со стеклянным взглядом, понимая, насколько он лишний в светском обществе.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: соллогуб большой свет критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Vladimir Sollogub Noble Society analysis, review, book, content

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Длительность: 3 ч. 33 мин. 22 сек.
  • Жанр:к лассическая проза, р усская классика, с таринная литература
  • Теги:п овести, с оциальная проза, с тановление герояРедактировать

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Читайте также: