Себастьян барри скрижали судьбы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В апреле издательство CORPVS выпустило книгу Себастьяна Барри The Secret Scripture - тайное, то бишь, писание - которая в русском варианте стала "Скрижалями судьбы", и это, скажу я вам, не самый плохой заголовок к роману о скрижалях судьбы.

Скрижалями служит стопка листов бумаги, позабытая и неучтенная сотрудниками одного ирландского дурдома - исключительно потому, что это ирландский дурдом и все его обитатели там прежде всего тоскуют и говорят как сказители с Иниш Койла, и только потом приступают к своим прямым обязанностям - сходят с ума или моют пол.
На этой бумаге столетняя Розанна Клир пишет историю своей памяти, обращаясь то к богу, то к читателю, то к несуразному доктору Грену, который иногда ее неумело проведывает, а более всего - к самой себе из того времени, которое ей хочется и вспомнить, и забыть.
Параллельно с этим несуразный доктор Грен, незаметно для самого себя стареющий и покрывающийся несчастьями человек, пишет в свой журнал непрофессиональные заметки о себе и своих пациентах, которые перерастают потихоньку в разговор с самим собой человека, который никогда и ни с кем не разговаривал.
И вот две эти историю потихоньку схватываются в одну поистине ирландским цементом из плясок на поминках и воспоминаний о счастье там, где впору было толкать ногой табуретку, к которой прилипла жизнь.

Пересказать историю Розанны не представляется возможным, потому что с самых первых страниц с ней начинает происходить судьба всей Ирландии: бесконечные войны и дележка самоидентификации, похожей на одеяло из сказки: или голову прикроем, или ноги обрубим. Розанна растет на кладбище, ловит с отцом крыс, работает официанткой в кафе, играет на пианино джаз - и шестьдесят лет проводит в дурдоме в трезвом уме и иногда твердой памяти. С ней случилось в общем-то всё, но с самых первых страниц она говорит, как неверно, как неправильно с ее стороны было думать, что кто-то кроме нее является автором и творцом ее жизни. О несчастьях она говорит без жалостливого воя, счастливые минуты гордо протягивает читателю, повторяя, что надо им вести учет, пока тебя не накрыло ирландией лет этак на сорок.
Эта книга о женщине, у которой было три часа счастья и восемьдесят лет горя, и - это лучшее средство от укоренившегося в воздухе чувства дурноты и депрессии, потому что по сравнению с историей Розанны, например, ужасы работы в офисе или, допустим даже ненаступившая весна кажутся теми самыми счастливыми минутами, которым бездумно не ведешь учет. Розанна шестьдесят лет сидит в дурдоме, ей сто, на щеке у нее сыпь, а во рту черно - и она спокойна и ждет, когда зацветут нарциссы в парке. Об этом хорошо помнить утром в метро.
Это и успевает понять мягкий и мятый доктор Грен, который начинает лечить Розанну, а вылечивается сам: в шестьдесят лет он вдруг обнаруживает, что у его истории, малюсенькой и тощенькой и никому не нужненькой, есть еще одна - и нужна она прежде всего ему самому, чтобы перестать мять в памяти один шажок налево, который превратил его жизнь в бесконечное стояние в углу.

Это роман об ирландском счастье: когда не было ни гроша, вот и воровать больше нечего.

СЕБАСТЬЯН БАРРИ - СКРИЖАЛИ СУДЬБЫ, 416 с.

Здание психиатрической лечебницы планируется снести, а всех пациентов перевезти в новое, более комфортное помещение. Для многих стены больницы стали домом на десятки лет. Например, главной героине уже около ста, и всю жизнь она провела здесь. Говорят она убила своего ребёнка, но как она ни старается - не может этого вспомнить. Это её судьба, её скрижали, написанные в библии отца.
.
Для писателя нет ничего проще описывать жизни, бьющие ключом. Когда каждый день новое событие или интрига. Другое дело проявить у читателя интерес к истории давно минувших дней, и преподнести её настолько захватывающе и выразительно, что даже догадываясь о развязке всё равно не можешь оторваться от повествования.
.
Через героев автору удалось показать всю тяжесть и слепоту того времени. Когда верят на слово любому заявлению уважаемого человека, нисколько не подвергая сомнению его поступки.

"Я пытаюсь быть верной тому, что у меня в голове. Я надеюсь, что таким образом, я еще пытаюсь быть верной себе."

Эта история - рваная рана, написанная кровью. Это события Гражданской Войны в 20-30 годах 20 века в истории Ирландии, история девочки- девушки по имени Розанна. Конечно, это трагические события. И события эти коснулись родных Розанны, покалеченными оказались родители, много, что не сложилось в жизни. И уже в 40-х годах 20 века у нее в голове все окрасилось в черный цвет и стало рисовать свою историю, тоже болезненную, но что-то из памяти ушло навсегда, что -то запомнилось не так, как было, потому что пережить некоторые вещи, не изменив сознание, порой просто невозможно.

Сейчас Розанне уж сотня лет, из них лет 80 она пребывает в психиатрической больнице. Скрижали. Это ее дневники, бумаги, записанные кровью, ее воспоминания, картина ее жизни ее глазами. Конечно, она не самый надежный рассказчик. Но она верит в свои воспоминания, именно в такие, которые у нее есть, она в них искренна. Есть психиатр, который работает с Розанной, наблюдает за ней уже давно. Он пишет свои наблюдения, не врачебным, а обычным человеческим языком. Он понимает, что очень хочет помочь, хочет найти хоть кого-то, кто имеет отношение к Розанне. То, что он обнаружит, ошеломит и потрясет его.

Страшные судьбы, переплетенные судьбы страны и маленькой девочки, доктора и пациентки, еще множества людей. Как пережить трагические события? Судя по всему, разум закрывается во имя спасения, только потом вдруг, по сигналу, он не открывается. Не все способна пережить человеческая психика. И когда брат идет на брата со штыком, ирландец на ирландца - это страшно.
Молотки и перья летят с одинаковой скоростью вниз - это ужас.

Это отличная книга, замечательно написанная, единственно, что меня смутило, это немного скомканный финал, по крайней мере мне он таким показался. То есть сам финал мне нравится, но как-то он оборвался что ли. Хорошая психологическая драма, с ретроспективами, флэшбеками, воспоминаниями, загадками и внезапными открытиями, ниточки все распутаются в конце, правда, времени на жизнь уже практически не осталось. Но я думаю, что для Розанны такой финал- это лучшее, что могло уже произойти в ее жизни, вот уж чего она не ожидала совсем.

Сама же история главной героини и её окружения драматическая, но с мягкой подкладкой. Читаешь эти ужасы, от которых у феминисток должны вставать волосы на всех частях тела, и понимаешь, что главная героиня и все вокруг воспринимают их спокойно — поэтому и сам немного успокаиваешься. Что было, то было. В личную историю с доппельгангерами, странным поведением памяти и полувыдуманными реальностями, где надо внимательно следить за перьями и молотками, гармонично вплетается история Ирландии. Она такая же грустная и смирившаяся внешне, но непокорённая внутри. Важно и то, что главная героиня не просто случайно выбранная наугад девушка (женщина, старушка), а ровесница века, которая на своих плечах несёт весь груз типичного и знакового для тех времён. В общем-то, если аккуратно отделить острым ножом ирландскую тему, то получится в принципе типичная история. От этой типичной несправедливости обиднее вдвойне.

В романе много символов, которые я не буду сейчас трактовать, потому что, во-первых, это всегда смешно (не школьное же сочинение, трактовка — интимная штука), во-вторых, этим подпортится удовольствие самостоятельного их нахождения. Читать роман приятно, хотя вроде бы мягкое повествование и обладает некоторыми жёсткими чертами. Например, ритм установлен ежовыми рукавицами, с него не собьёшься, автор не даст перегнать или затормозить, умело расставив текстовые и сюжетные коридоры. Спасибо и переводчику, Анастасии Завозовой, которая в представлении не нуждается. Вышло отлично.

Заметки о читаемом в телеграме

Как бы это не было странно, но совершенно не затронуло.
Казалась бы, судьба преподнесла Розанне Макналти поистине царский подарок — долгие годы жизни (ей, на минуточку, сто лет!) без особых болезней и с ясной головой. Только вот из этих ста лет она провела в психушке восемьдесят. Стоит ли считать это полноценной жизнью?
Пожилая женщина описывает свою историю, а параллельно идут страницы из дневника врача, который наблюдает её.
Но вот как же всё мрачно, уныло и ни о чем! Даже странно. Вроде бы и драмы, и трагедии, но всё какое-то обтекаемо-утекаемое, скользкое, бессмысленное. У меня при чтении было ощущение, что я постоянно упускаю в воду кусок мыла.
Видимо, не моя это книга. Жаль! Я от неё ожидала, действительно, открытия.

Флэшмоб 2018. 9/12.
Спасибо, Анюта ( Anutavn ), за совет. Не очень понравилось, зато с ирландской литературой познакомилась!
В рамках игры "Книжное путешествие"

Грустная история тяжелой жизни одной красивой девушки.

Неспешное повествование, которое начинается с того, что психиатр в одной из клиник для душевнобольных, доктор Грен, пытается узнать причину нахождения в этом заведении Розанны Клир (миссис Макналти): почему и за что сюда поместили вполне адекватную женщину.

Ей уже 100 лет, она многого не помнит, ее воспоминания обрывочны, а иногда и неверны, как впоследствии выяснит доктор Грен из других источников. Доктор начинает вести свои записи, Розанна - свои, рассказывая читателям свою непростую историю жизни.

Ее отца повесили, мать после этого сошла с ума, саму Розанну (в 16 лет) чуть не изнасиловали, ей чудом удалось спастись, она устраивается на работу и жизнь вроде бы налаживается. Но нет, ее ждут дальнейшие испытания, одно тяжелей другого.

Покоя не будет и в психиатрической клинике, куда ее помещают (несправедливо) после всех ее мытарств. Красота стала ее проклятием.

Единственный недостаток книги, на мой взгляд, - некоторая растянутость в начале, слишком много внимания автор уделяет второстепенным деталям (поэтому 4 балла из пяти). Зато последняя треть книги не отпускает ни на минуту, а развязка будет совершенно непредсказуемая и ошеломляющая (как для героев книги, так и для читателя).

Книга в каком-то смысле очень поучительная: каждый наш поступок приводит к определенным последствиям, один - всего лишь один! - проступок Розанны стоил ей самого дорогого и судьба жестоко ее наказала за это .

Не могу однозначно сказать, понравилось мне или нет. На мой взгляд, что-то у автора получилось отлично, а что-то – не получилось совсем.
Фабула сюжета задумана, вроде бы, неплохо, но повествование идет как-то вялотекущее, без огонька. Да, история в целом получилась интересная: драматичная и очень атмосферная, но одновременно почти всю дорогу безумно тоскливая и беспросветная. Во время чтения тень депрессии прямо-таки стояла за спиной. Не всякий будет рад такому соседству…
К тому же примерно с середины уже можно в общих чертах понять, чем автор собрался удивить в финале. Не скажу, что это сильно испортило впечатление, но градус интриги понизило. Да и вообще финал показался скомканным и невнятным: автор тянул, тянул резину, а потом на нескольких страницах привел все к относительно логичному завершению.
Персонажи тоже показались недораскрыми. Особенно непонятен главный антагонист героини. Побудительные причины его поступков, его конечные цели не ясны совершенно. Так ненавидел отца, что перенес это чувство на дочь, или причина в недоступной ему красоте девушки? А может, просто плохой человек или религиозный фанатик? Можно только предполагать… Да и остальные действующие лица подробными характеристиками похвастать не могут, скорее, схематично набросанные характеры, мелькнувшие в жизни главной героини.
Язык романа тоже неоднозначен. Монологи двух главных героев написаны настолько стилистически похоже, что, если бы не подзаголовки, можно было бы вполне запутаться в авторстве тех или иных реплик.
И в то же время мне очень понравилась великолепные сравнения, встречающиеся в романе, его яркая образность и поэтика.

Паника во мне чернее простывшего чая.

Река, утонувшая в собственной воде…

Разве не красиво?))

Если же говорить об общем впечатлении, то, несмотря на недостатки, что-то в романе все-таки зацепило. История Розанны во многом как бы отражает историю Ирландии, драматичную, суровую, жестокую. Она живет, любит, сомневается, страдает, испытывает страх, проходит через суровые испытания, но не озлобляется, не ломается. Ее судьба не оставляет равнодушным, заставляет переживать ее боль, помогает задуматься о жизни, и хотя бы за это книгу прочитать все-таки стоит.

Прочитано для игр "Кот в мешке". 6 тур и "Собери их всех!"

Прочитать книгу меня побудила грядущая экранизация. Я рассудила так: пока фильм можно будет посмотреть в хорошем качестве, у меня есть предостаточно времени на знакомство с источником. Я читала книгу более месяца, уже и фильм скачала, а осилила только половину книги. И дело не в том, что книга тяжелая или сюжет неинтересный и скучный. На самом деле произошел редкий случай: меня буквально тошнило от языка автора. Я была просто не в силах читать более одной главы за раз, и потом возвращалась к чтению только через несколько дней. На мой взгляд, причина в том, что роман получился очень претенциозный, он как будто и был написан с единственной целью​ получить литературную премию (и я очень рада, что Букер автору не достался). Язык повествования настолько пафосный, вычурный, настолько липкий и приторный, что просто невозможно это выносить.

Все повествование - это две рукописи: первая от лица старухи - пациентки психиатрической клиники, в стенах которой она провела большую часть жизни. "Скрижали" которые старуха прячет под половицами своей палаты рассказывают от ее жизни, о ее судьбе, связанной с историей Ирландии. Вторая рукопись написана от лица врача-психиатра, которому необходимо провести комиссию и отсеить часть пациентов в связи с переездом клиники в новое здание. Его внимание привлекает пожилая пациентка, чье психическое нездоровье вызывает у врача сомнение. Как эта женщина оказалась в психиатрической клинике?

И все было бы хорошо и интересно, если бы не несчастно-сопливый тон абсолютно идентичный и пациентки и врача. Мы не слышим двух разных голосов разных людей с разными судьбами, которые оказываются связанными между собой. Это один сплошной поток пафосных речей, нарочито давящих на жалость. Ну не смогла я проникнуться симпатией ни к Роуз, ни к ее врачу, и вообще ни к одному персонажу книги. И ровно на середине романа я сломалась, потому что моих сил это выносить больше не осталось. И я села смотреть экранизацию.

Буквально с первых же минут просмотра фильма, я поняла, что экранизация имеет очень отдаленное отношение к книге. А так как я прочитала только половину романа, то фильм для меня получился абсолютно самостоятельным произведением. Уже через несколько минут весь мой скепсис и раздражение полностью развеялись, и я смогла посмотреть фильм с огромным удовольствием. В отличие от книги, фильму я поставила достаточно высокий балл, и рекомендовала бы его к просмотру всем любителям хороших драматических историй. Мне и самой не следовало упорствовать в желании ознакомиться с оригиналом, не тратить время на книгу, а сразу посмотреть фильм. Для меня это тот случай, когда экранизация превзошла оригинал, при том, что сюжет был существенно изменён. Я, конечно, не буду отговаривать читать книгу. Мне кажется в любом случае обратить внимание на экранизацию стоит.

Неспешно ложится горе на страницы исповедальных записей Розанны, дозировано, щадяще. Кажется, все уже рассказано, все уже разгадано. Река памяти уже набухла в многоводии и готова прорвать последнюю плотину забвения, вывести на чистую воду. Но вот, новый виток и в реку впадает еще одна человеческая история….

Невероятная книга! Трагедия человеческой жизни, сбивающая с ног. Неожиданный финал и наконец-то обретенное счастье, пусть и в сто лет!

Бывают романы плохие, хорошие и посредственные. А бывают плохие, притворяющиеся хорошими. "Скрижали судьбы" - как раз такой роман.

В книге два главных героя - врач-психиатр и одна из его многочисленных пациенток - столетняя женщина по имени Розанна. Интрига построена вокруг двух разных версий происходящего в жизни Розанны в прошлом - то ли верна ее версия, то ли "официальная" версия, предложенная ее заклятым врагом. Так или иначе, жизнь Розанны - цепочка сменяющих друг друга трагических событий. То есть они были задуманы как трагические. На деле же все, происходящее в книге, до крайности нелепо.

Я уж не говорю о совпадении, подстерегающем нас в конце - такое ни в какие ворота не лезет. Но даже и все остальное, изложенное на страницах книги, отдает неправдоподобием, психологической фальшью. Во-первых, судьба отца Розанны. О ней рассказывается много, но в итоге, правда то, что думает о нем Розанна, или нет, оказывается, в сущности, неважным. Так из-за чего было огород городить? Второе - повод для аннулирования брака Розанны. Автор, по-моему, и сам не понял, было ли что-то у Розанны с тем парнем или нет. Ладно, неважно, суть в том, что с ней обошлись несправедливо.

И вот тут на авансцену выходит фигура главного обидчика. Ах, какой злодей, черствый, догматичный человек! И кроме того, изощренный интриган. Вот только зачем ему было нужно тратить столько сил на бедняжку, я, хоть убейте, не понимаю. Ну как же, ответят мне поклонники романа, злодей портил жизнь женщине из-за прирожденного злодейства. Просто он по натуре сущий бес. Ну да, для детской сказки такое объяснение годится. Но для литературы, претендующей на интеллектуальность.

Чувствуется, что роман писался явно с прицелом получить литературную премию. И вошел таки в шортлист Букера. Что очень грустно. Критики почему-то оценили усилия и амбиции автора, вместо того, чтобы попенять ему на фальшь и невозможную претенциозность "шедевра". С другой стороны, Букера автору так и не дали. Ну что ж, кроме как торжеством здравого смысла это решение не назовешь.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Себастьян Барри Скрижали судьбы

Скрижали судьбы: краткое содержание, описание и аннотация

Себастьян Барри: другие книги автора

Кто написал Скрижали судьбы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Себастьян Барри: Скрижали судьбы

Скрижали судьбы

Себастьян Барри: Бесконечные дни

Бесконечные дни

Максин Барри: Долгожданная развязка

Долгожданная развязка

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Максин Барри: Судьбы

Судьбы

Войцех Жукровский: Каменные скрижали

Каменные скрижали

Дэйв Барри: Большие неприятности

Большие неприятности

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Скрижали судьбы — читать онлайн ознакомительный отрывок

Посвящается Маргарет Синг

Наш внутренний взор есть наше величайшее несовершенство, поскольку мы видим лишь тень себя.

Сэр Томас Браун, Христианская мораль

Сколь немногим историкам или читателям исторических трудов удается извлечь хотя бы малую пользу из своих усилий. Помимо того, самые достоверные свидетельства древней и современной истории подчас таят в себе так много недосказанного, что любовь к истине, которая во многих умах незыблемо укреплена от природы, неизбежно приводит к любви к тайным мемуарам и семейным преданиям.

Cвидетельство Розанны, записанное ей самой (пациентка областной психиатрической лечебницы Роскоммона, с 1957 г. по настоящее время)

Мой отец говорил, что мир начинается заново с каждым рождением. Но забывал добавить, что с каждой смертью — заканчивается. Или не считал нужным договаривать. Потому что добрую часть жизни проработал на кладбище.

Родилась я в холодном маленьком городе. Даже горы от него отодвигались. Доверия у гор к этому темному местечку было не более моего.

Через весь город текла черная река, не проявляя к людям никакой милости и снисходя только до лебедей — и лебедей там плавало много, а во время разлива они вертелись вместе с потоком, будто нырки какие.

Еще река несла в море всякий мусор, и некогда чьи-то вещи, ухваченные с берегов, и трупы тоже, хоть и редко — да и случалось, бедных младенцев, чужой позор. Глубина реки и ее течение умели принять любую тайну.

Это я про город Слайго.

Теперь меня там нет, теперь я в Роскоммоне. Дом этот старый, раньше был чей-то особняк, но стены выбелены, везде железные кровати и засовы на дверях. Всё тут — владения доктора Грена. Доктора Грена я не понимаю, но я не боюсь его. Не знаю, какого он вероисповедания, но выглядит он точь-в-точь как святой Фома — с этой своей бородой и лысой макушкой.

Я совсем одна, за этими стенами никто меня и не знает, вся моя родня — пара жалких медяков, что у меня когда-то были, да моя птичка-мать, — все они уже умерли. Умерли, наверное, уже и все мои преследователи, потому что я теперь старая, очень старая женщина, мне, может быть, уже сотня лет, хотя я и не знаю точно, да и никто не знает.

Я всего лишь жалкий остаток, огрызок женщины, я даже и на человека-то не похожа больше: так, кости, кое-как обтянутые ветхой кожей, одетые в выцветшую юбку и кофту да в полотняную куртку, сижу тут в своем гнезде, как онемевшая малиновка — нет, скорее, как мышь, что сдохла за камином, в тепле, и лежит там теперь, как мумия в пирамиде.

Никто и не знает, что у меня есть своя история. Через год, через неделю или даже завтра я уж точно умру, и мне закажут маленький гроб да выроют узкую ямку. Камня в изголовье и того не поставят, да и неважно.

Так и все люди, наверное, маленькие и узкие.

Тишина кругом. Почерк у меня еще твердый, и еще есть замечательная ручка, полная синих чернил, которую мне дал мой друг доктор, потому что я сказала, что мне цвет нравится — он в самом деле неплохой человек, доктор, быть может, даже философ, — и тут у меня пачка бумаги, которая отыскалась в шкафу среди прочих ненужных вещей, а вот расшатанная половица, где я прячу все эти сокровища. Я записываю свою жизнь на ненужной бумаге, которой у меня с избытком.

Я начинаю с чистого листа — со множества чистых листов. Теперь мне так страстно хочется оставить что-то вроде отчета, отверстой и откровенной истории самой себя, и если Господь даст мне сил, я расскажу всю эту историю и запру ее под половицами, чтобы затем почти с радостью улечься вместе с остальными моими покойниками под роскоммонским дерном.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Прочитала книгу по рекомендации. Мутная история. Много описаний морщин, обстановки, событий в стране, совсем нам непонятных. Противостояние сторонников разных ветвей христианской религии. И почему-то нет сочувствия к героине. Какая-то плывущая по течению девушка. То ей хорошо, то плохо. Нет борьбы и принятых решений с ее стороны. Идёт туда куда зовут , и неважно кто. Из исторических моментов совсем не выстроилась картина происходящего. Может быть книга будет понятна тем, кто знаком с историей Ирландии. Трудно не разбираясь в событиях тех времён той страны разбираться в мотивах поступков героев. А именно этого бы хотелось понять.

Книга потрясающая. Хотя, конечно, тяжёлая. Непредсказуемый финал, очень живые образы. Очень рекомендую!

Ко мне в руки попала история невероятной грусти, душераздирающей несправедливости и разъедающей злобы.
Это история пациентки психиатрической больницы по имени Розанна, которой перевалило за 100 лет, более 80ти из которых она провела в стенах клиники. Наблюдающий ее врач задался целью узнать, при каких обстоятельствах она попала в больницу и как давно. Сам он наблюдал ее более 30 лет, а архивные записи превратились в пыль. Он хотел узнать ее историю. Ссылаясь на плохую память она вынуждает его самостоятельно провести расследование и изложить те факты, что ему удастся узнать. Конечно она все помнит. Такое забыть невозможно. Она начала записывать свою историю, все что помнила, что хранила и берегла, что спрятала и пыталась забыть. Розанна начала создавать свои "Скрижали судьбы" и хранить их под половицей, в надежде, что ее тайник не обнаружат..ну хотя бы до тех пор, пока она жива.
Эти два варианта ее судьбы переплетаются в повествовании и обрушиваются на тебя холодным и тяжелым потоком воды. Прям максимальной своей концентрацией печали, старости, безнадежности и несправедливости. А вот конец однозначно разочаровал. Прям очень сильно.
Эта истории не смогла оставить меня равнодушной, а вот язык автора подкачал (хотя большинство утверждает, что роман он писал под премию Букера, которую, кстати, так и не получил).
Книга болезненная.
Но прочитать стоит.
С удовольствием посмотрю экранизацию.

Эта история начинается в психиатрической лечебнице Роскоммона. В ней уже много десятков лет содержится Розанна Макналти. Эту лечебницу собираются сносить в ближайшее время, поэтому доктору Грену в эти "времена сострадания" дают задание выяснить, кого из его подопечных можно "выпустить на свободу". Благодаря этому он начинает интересоваться Розанной, тайной ее жизни, почему же она была заключена в этом месте.
Вместе с этим Розанна начинает вести письменную историю своей жизни с самого начала. Фактически, все повествование заключено в двух дневниках: пациентки и доктора, - в которых они отмечают как события настоящего времени, так и ушедшего прошлого.
Девочка, с таким счастьем вспоминающая свое детство, потом терпит все больше страданий. Они то уступают место приятным мгновениям, то обрушиваются на нее с еще большей силой. У нее отняли все, что она имела, а затем оклеветали и поместили в психушку.
Здесь - одна из самых трагичных историй любви, которые Вам доводилось когда-либо читать. Муж, слабый для любви к столь прекрасной женщине. Его семья, в частности, мать, желающая "самого лучшего" для своих обожаемых детей. Священник Гонт также сыграл одну из первых ролей. И все это - на фоне войн, жесткого консерватизма (могу неправильно назвать, но это слово лучше всего передает суть), когда женщина, особенно, ее красота - сплошное зло.
С каждой страницей Розанна раскрывает нам свой путь, и в нем действительно переплетается так много судеб: Джо Клир, она сама, ее мать, отец Гонт, Том, Джек и Энус Макналти, Старый Том и его жена, Джон и Шон Лавелл. В конце концов, к этому списку присоединяется и Уильям Грен, и даже Джон Кейн - уборщик в больнице.
Часть концовки не была для меня неожиданной, с середины книги закрадывались некоторые подозрения. Но конец счастливый, как лучик надежды для столь печальной жизни, в которой наконец-то все встает на свои места. Лучше и не сделаешь.

Хоть "Скрижали судьбы" и грустная книга, но читать ее определено стоит. Лично я оторваться от нее могла, настолько интересно все в ней переплеталось, а также потому, что надеялась на хоть какой-то просвет и, в конце концов, его получила.

Также хочется отметить пару ошибок, но в них можно углядеть нежелательные спойлеры до прочтения книги, так что сами решайте, сейчас или потом:
1) В аннотации издания с кинообложой сказано, что доктор обнаружил дневник пациентки, который она писала десятилетиями. В корне неверно. Писала она его, когда ей было сто лет и, собственно, по ходу всего действия книги. А обнаружил этот дневник доктор лишь в конце книги, когда ему подкинул его Джон Кейн.
2) Пару раз в тексте Розанна называет Старого Тома - отца своего мужа - тестем. Долго меня это вводило в ступор, ведь тесть - это отец жены, а вот свекор - отец мужа. Думаю, ошибка переводчика.


Затягивающее повествование, есть и смысл, и философия, и ирландский мрак

Мой отец говорил, что мир начинается с каждым рождением. Но забывал добавить, что с каждой смертью - заканчивается. Или не считал нужным договаривать. Потому что добрую часть жизни проработал на кладбище.

Осилить все хитросплетения сюжета можно только с помощью философии, и в книге она тоже есть:

Наш внутренний взор есть наше величайшее несовершенство, поскольку мы видим лишь тень себя. Сколь немногим историкам или читателям исторических трудов удается извлечь хотя бы малую пользу из своих усилий. Помимо того, самые достоверные свидетельства древней и современной истории подчас таят в себе так много недосказанного, что любовь к истине, которая во многих умах незыблемо укреплена от природы, неизбежно приводит к любви к тайным мемуарам и семейным преданиям.

Словно круги ствола магического ирландского древа Росса разворачиваются скрижали судьбы в семейном предании Розанны Макналти, которая более сорока лет провела в психушке. Что удивительно, за сорок лет в желтом доме она сохранила ясность ума, память восстановлена (бывает ли такое в нашей психиатрической практике??) и Розанна пишет дневник.

У Розанны даже в больничном казенном шкафу имеется свой скелет, то есть семейная тайна. Второй повествователь, автор дневника, доктор психиатрии Грен, имеет самое непосредственное отношение к страдалице и главной героине. Ну самое непосредственное. Все откроется, как и в бразильском сериале, в конце книги.

До этого читателю придется ознакомиться с нравами викторианской Ирландии 19 века и не раз облиться холодным потом, что судьба избавила от немилости родиться в те времена в этой мрачной стороне. Пусть первым кинет камень в Розанну тот, кто безгрешен, но ирландская мораль, настоенная на кальвинизме, клевете и пересудах - это отстой!

Читайте также: