Вершловский с г матюшкина м д функциональная грамотность выпускников школ
Обновлено: 30.06.2024
Функциональная грамотность – это целый ряд навыков и умений: познавательных, эмоциональных и поведенческих. Они позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.
В современных условиях развития общества для человека традиционной элементарной грамотности становится недостаточно. Среди факторов, вызывающих необходимость повышения уровня общего образования, можно перечислить следующие:
• изменения структуры занятости и профессионально-квалификационных требований к работнику;
• расширение использования в повседневной жизни современных технических средств и бытовых приборов, хозяйственных химических средств и т.д.;
• усложнение политической и гражданской жизни, а также новые процессы, влияющие на общую социально-политическую атмосферу и т.д.;
• большие геополитические изменения и растущая интернационализация различных сфер и областей в обществе [4].
Таким образом, функциональная грамотность выходит за рамки школьного образования и рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.
Для определения уровня функциональной грамотности выделяют такие индикаторы грамотности как:
• владение иностранными языками;
• грамотность действий в чрезвычайных ситуациях и другие.
Более подробно рассмотрим компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью понимают владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества [1].
В современном мире информация становится главным ресурсом общества, а компьютер – главным орудием построения информационного общества. Совершенствование персонального компьютера и разработка программного обеспечения способствуют быстрому внедрению компьютера во многие сферы жизнедеятельности. Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, промышленного производства, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Таким образом, овладение компьютерной грамотностью является необходимым условием для нормального существования человека в современном обществе [5].
Как индикатор функциональной грамотности, компьютерная грамотность включает в себя следующие умения:
• искать информацию в сети Интернет;
• пользоваться электронной почтой;
• создавать и распечатывать тексты;
• работать с электронными таблицами;
• использовать графические редакторы [2].
Для формирования компьютерной грамотности у студентов колледжа при Алтайском государственном университете на своих занятиях мы используем следующие задания:
Задание 1: Работа с почтовыми серверами.
Описание задания: Практическое задание на работу с почтовыми серверами.
1. На поисковом сервере Яндекс создать свой почтовый ящик.
Описание задания: Поиск информации в сети интернет.
Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.
1) Место и дата рождения П.И. Чайковского – великого русского композитора.
2) Место и дата рождения М.И. Кутузова – великого русского полководца.
4) Настоящая фамилия Кира Булычева.
5) Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.
8) В каком году и где родился Мишель Нострадамус?
9) Место и дата рождения Н.К. Рериха – великого Русского художника и философа.
10) Основатели фирмы Honda и год ее создания [6]. Задание 3: Форматирование текста.
Описание задания: наберите текст, приведенный на Рисунке 1, используя заданные параметры форматирования и шрифты.
Рис.2. Бланк накладной
Компьютерная грамотность является неотъемлемой частью функциональной грамотности. Овладение компьютерной грамотностью является залогом успеха успешной адаптации личности в современном обществе и ее полноценного функционирования.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. – 937 с.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – C. 140-144.
3. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2-2(78).– С. 13-17.
4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла: методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 41 с.
5. Рукина Н.М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования: дисс… канд. пед. наук. – Оренбург, 2010. – 179 с.
Функциональная грамотность – это целый ряд навыков и умений: познавательных, эмоциональных и поведенческих. Они позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.
В современных условиях развития общества для человека традиционной элементарной грамотности становится недостаточно. Среди факторов, вызывающих необходимость повышения уровня общего образования, можно перечислить следующие:
• изменения структуры занятости и профессионально-квалификационных требований к работнику;
• расширение использования в повседневной жизни современных технических средств и бытовых приборов, хозяйственных химических средств и т.д.;
• усложнение политической и гражданской жизни, а также новые процессы, влияющие на общую социально-политическую атмосферу и т.д.;
• большие геополитические изменения и растущая интернационализация различных сфер и областей в обществе [4].
Таким образом, функциональная грамотность выходит за рамки школьного образования и рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.
Для определения уровня функциональной грамотности выделяют такие индикаторы грамотности как:
• владение иностранными языками;
• грамотность действий в чрезвычайных ситуациях и другие.
Более подробно рассмотрим компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью понимают владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества [1].
В современном мире информация становится главным ресурсом общества, а компьютер – главным орудием построения информационного общества. Совершенствование персонального компьютера и разработка программного обеспечения способствуют быстрому внедрению компьютера во многие сферы жизнедеятельности. Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, промышленного производства, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Таким образом, овладение компьютерной грамотностью является необходимым условием для нормального существования человека в современном обществе [5].
Как индикатор функциональной грамотности, компьютерная грамотность включает в себя следующие умения:
• искать информацию в сети Интернет;
• пользоваться электронной почтой;
• создавать и распечатывать тексты;
• работать с электронными таблицами;
• использовать графические редакторы [2].
Для формирования компьютерной грамотности у студентов колледжа при Алтайском государственном университете на своих занятиях мы используем следующие задания:
Задание 1: Работа с почтовыми серверами.
Описание задания: Практическое задание на работу с почтовыми серверами.
1. На поисковом сервере Яндекс создать свой почтовый ящик.
Описание задания: Поиск информации в сети интернет.
Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.
1) Место и дата рождения П.И. Чайковского – великого русского композитора.
2) Место и дата рождения М.И. Кутузова – великого русского полководца.
4) Настоящая фамилия Кира Булычева.
5) Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.
8) В каком году и где родился Мишель Нострадамус?
9) Место и дата рождения Н.К. Рериха – великого Русского художника и философа.
10) Основатели фирмы Honda и год ее создания [6]. Задание 3: Форматирование текста.
Описание задания: наберите текст, приведенный на Рисунке 1, используя заданные параметры форматирования и шрифты.
Рис.2. Бланк накладной
Компьютерная грамотность является неотъемлемой частью функциональной грамотности. Овладение компьютерной грамотностью является залогом успеха успешной адаптации личности в современном обществе и ее полноценного функционирования.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. – 937 с.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – C. 140-144.
3. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – № 2-2(78).– С. 13-17.
4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла: методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 41 с.
5. Рукина Н.М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования: дисс… канд. пед. наук. – Оренбург, 2010. – 179 с.
Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.
Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.
По мнению авторов, необходим глубокий анализ данной проблемы, позволяющий рассмотреть вопрос с точки зрения понимания педагогами функциональной грамотности, владения ими инструментарием решения данной задачи, практикой подготовки современного учителя к иному пониманию качества образования.
Наталья Ивановна Шевченко, канд. пед. наук,
Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук.
В эпоху глобализации информационного пространства, массового использования гаджетов система образования вынуждена ускорить свое преобразование, приспособление к новым социальным требованиям. Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной неграмотности в условиях развития глобального информационного общества.
Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем, преподавателем новой информации. Этот метод требует от обучающихся воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому, абстрактному. Проведенное исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности у школьников, студентов сдерживает их общее развитие. В ходе исследования стало очевидным, что это проблема не только педагогической науки, но и качества подготовки педагогов, образования детей в начальной школе и далее, поэтому устранять эти дефициты у школьников и студентов следует на уровне подготовки учителей, преподавателей педагогических университетов.
С позиции культурных констант функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (прежде всего — общего) с многообразной человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе (С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, 2007). В этом контексте она превращается из условия в фактор, влияющий на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни. Исходя из этого функциональная грамотность в ее глобальном измерении — индикатор общественного благополучия, определенных социокультурных достижений общества (Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог, 2014). Низкий уровень функциональной грамотности следует расценивать как риск формирования социального кризиса в стране.
Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов (2009) рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время Контримович А.А., Паюнена М.В. (2011) полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров (О.Е. Лебедев, 2003) и др. Однако комплексно для обучающихся школьников и студентов этот вопрос недостаточно исследован.
Анализ литературы позволил определить, что в структуру функциональной грамотности входят (О.Е. Лебедев, 2003):
— познавательная база, представляющая собой органическое единство предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;
— образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;
— методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.
При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, отмечает О.Е. Лебедев, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя.
Опыт современной практики, научных исследований показывает, что в структуре функциональной грамотности главным представляется осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично. В настоящее время вновь актуализируется идея о том, что процесс обучения протекает внутри собственной, личной деятельности учащегося и только на основе формирования конкретных видов деятельности, у него возникают и развиваются определенные психические способности, умения и действия (Л.С. Выготский, 2005).
Сравнительный анализ результатов международных исследований качества общего образования TIMSS и PISA позволяет выявить основные проблемы, характерные для российской общеобразовательной школы. TIMS оценивает качество математического и естественнонаучного образования на уровнях общего начального, основного и среднего образования (4, 8 и 11 классы). Исследования PISA оценивают функциональную грамотность 15-летних школьников в области математики, чтения и естествознания. Анализ результатов исследований TIMSS показал, что в области математического и естественнонаучного образования (1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 гг.) уровень подготовки школьников 4 и 8 классов по естественно-математическим предметам превышает средние международные показатели. Российские учащиеся незначительно уступают в общеобразовательной подготовке своим сверстникам в других развитых странах мира. В этом исследовании лидируют учащиеся Японии, Южной Кореи, Сингапура.
Показатели TIMSS свидетельствуют о достаточно высоких образовательных результатах учащихся, в то время как исследование PISA (Programme for International Student Assesment) свидетельствует об обратном.
Улучшение по сравнению с предыдущим замером (2011 год) касается в первую очередь учеников 4-х классов (восьмиклассники практически не изменили свои результаты, а кое-где даже ухудшили). Оценка четвероклассников по математике поднялась на 21 балл, а по естествознанию — на 15 баллов (используется 1 000-балльная шкала). Существенные различия объясняются разной методологией исследования. Так, в TIMSS проверяется освоение базовых знаний и умений, преимущественно на уровне воспроизведения и применения по образцу, что свойственно российским школьникам. В заданиях PISA проверяется способность применять освоенные предметные знания и учебные действия в новой ситуации, выявление новой информации в предлагаемом содержании, ее осмысление и анализ.
Однако всему этому следует обучить учителя, к профессионализму которого резко возросли требования. Они обозначены в профессиональном стандарте педагога и имеют компетентностную сущность. Для актуальной подготовки педагогов разрабатываются новые стандарты, при этом большинство преподавателей университетов имеют недостаточные представления о способах формирования новых трудовых действий (компетенций) педагогов, в том числе относительно функциональной грамотности.
Главная идея проведенного исследования состоит в экспонировании способности преподавателей, педагогов к развитию функциональной грамотности как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом.
Исходя из этого, целью нашего исследования рассматривается: выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития функциональной грамотности у школьников и студентов.
Гипотеза состоит в следующем: преподаватели, педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников и студентов, не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого.
В анкетировании приняли участие 68 учителей и преподавателей из 8 регионов и 15 университетов Российской Федерации.
На вопрос, когда школьник достигает уровня функциональной грамотности, 48% респондентов ответили, что в школе он не достигает этого уровня. 24% ответили, что на уровне окончания основной школы, 12 % соответственно — на уровне окончания старшей школы. Достижение уровня функциональной грамотности на уровне окончания начальной школы отметили 6%.
Ответы на данный вопрос указывают на понимание способов формирования и развития функциональной грамотности в образовательном процессе школы.
Анализируя ответы респондентов, следует отметить тенденцию в них на перемены в образовательном процессе, что безусловно отражает благоприятные перспективы в подготовке студентов-педагогов и изменении ситуации в школе.
Анализируя состав опрашиваемых, отметим его зрелость профессиональную и перспективность, позитивный настрой на изменения в систем образования, которые приобрели перманентный характер в последнюю четверть века.
Школьникам 11-ого класса и студентам 3-ого курса было предложено оценить учебное содержание, методы обучения и образовательную среду с позиции обеспечения условий развития функциональной грамотности по шкале от 1 до 3 (рис. 6-8).
Проведенные исследования охватили школьную и университетскую среду, отвечающую за развитие школьников и подготовку педагогов для работы с ними. Это позволило выявить комплекс условий, необходимых для развития функциональной грамотности у обучающейся молодежи, найти общее и отличное в работе со старшеклассниками и студентами, учителями и преподавателями.
Анализ анкетных данных свидетельствует о противоречивости представлений преподавателей педагогических вузов о сущности и способах формирования функциональной грамотности у студентов и школьников.
Респонденты в большинстве своем отмечают недостаточность условий для формирования функциональной грамотности на всех уровнях общего образования включая учителей, старшеклассников, преподавателей, студентов. Результаты показали, что учителя и преподаватели понимают, что наиболее эффективными будут педагогические и социально-ориентированные практики для формирования функциональной грамотности школьников и студентов. К сожалению, педагоги не придали важности работу над развитием индивидуальности обучающихся, хотя именно она обеспечивает успешность социализации в современном обществе.
Результаты анализа анкетирования школьников 11-ого класса и студентов 3-ого курса подтвердили идею о том, что функциональная грамотность формируется только в личностно значимой деятельности человека, которая может иметь как целенаправленный, так и стихийный характер, но всегда имеет личностные мотивы. На что указывают низкие оценки методов обучения (по 1 баллу) и образовательной среды (особенно студентов). В отношении учебного содержания оценки разделились у школьников и студентов. Для первых оно оказалось более значимым и актуальным в процессе развития функциональной грамотности, для вторых – менее важным. Можно предположить, что в этом случае студенты осознают потребность в практико-ориентированных, компетентностных текстах учебной литературы, которых недостаточно. Выпускники школы еще это не осознают.
Вместе с тем, результаты исследования указывают на необходимость перемен в общем и высшем педагогическом образовании. Очевидно, что для развития функциональной грамотности актуальны современные подходы и соответствующие им интерактивные методы, слабо используемые в современном образовательном процессе, как в школе, так и в университете при подготовке педагогов. Оперативность, прочность и осознанность предметных знаний обеспечивают формирование функциональной грамотности обучающегося как целостной интегральной характеристики личности, ее способности иметь гражданскую позицию в определенной сфере деятельности и науки. В настоящее время функциональная грамотность представляет собой трамплин для успешной самореализации в обществе.
Отличительные признаки функциональной грамотности:
- направленность на решение социальных и бытовых проблем;
- ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах;
- связь с решением стандартных, стереотипных задач;
- наличие определенного элементарного (базового) уровня навыков чтения и письма;
- используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения;
- имеет смысл, главным образом, в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.
В системе подготовки и повышения квалификации педагогов, преподавателей целесообразно соблюдать следующие условия:
- комплексный подход к подготовке преподавателей, педагогов с учетом того, что они будут решать задачу развития функциональной грамотности у обучающихся;
- владение предметным содержанием и современными методами и технологиями обучения;
- применение педагогических технологий и техник в соответствии с целью;
- организация самостоятельных исследований обучающихся;
- учет индивидуальных потребностей, интересов и склонностей обучающегося;
- реализация сотрудничества и преемственности в достижении единой цели – развития функциональной грамотности обучающихся;
- организация работы команд педагогов с руководством своей организации, профессиональными ассоциациями и союзами;
- оптимизация использования цифровых ресурсов в образовании, применение информационных систем для диагностики развития каждого учащегося;
- проектирование, планирование и управление образовательной средой в сотрудничестве с другими учителями, преподавателями и партнерами;
- рефлексия собственного опыта и его коррекции по необходимости.
Таким образом, функциональная грамотность – метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к изучению проблемы развития функциональной грамотности учителей и школьников, преподавателей и студентов педагогических вузов и соблюдении комплекса условий, выявленных нами.
Абдрахманова А.Ж
старший преподаватель кафедры ИТМПЕН(Г)Д
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
В Казахстане разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг., утвержденный 25 июня 2012г. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Задачи Национального плана:
- Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
- Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
- Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
- Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
- Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
- готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,
- способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,
- готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,
- способность к коммуникативной деятельности.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:
- Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.
- Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
- Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
- используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя информатики является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:
- использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, т.е. использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line уроки лучших преподавателей.
- психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;
- совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.
Выделяют следующие ключевые компетенции ученика средней школы.
Управленческие (способность к разрешению проблем).
Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).
Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).
Социальные (способность к социальному взаимодействию).
Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).
Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности).
Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
Формирование технологических компетенций является актуальной задачей современности. От того, насколько успешно она будет решена, зависит эффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества. Важная роль в решении этой задачи принадлежит урокам информатики.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс (с 5 класса в 2013 г) также обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В наши дни современное образовательное учреждение должно готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Успех достигается там, где активно используются современные средства коммуникаций, информационные технологии и сетевые приложения.
Одна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ.
Сегодня актуально и востребовано дистанционное обучение, конкурсы, конференции, фестивали и олимпиады.
Дистанционный конкурс – это увлекательная и эффективная форма внеучебной деятельности, которая с каждым годом расширяется, и обучающийся из любой точки мира может принять участие в конкурсе, который ему нравится, имея лишь компьютер и доступ к Интернету.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Способность человека делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся само реализоваться. На уроках информатики можно использовать различные творческие задания:
Для высокой эффективности процесса обучения преподавателю необходимо повышать свое педагогическое мастерство, совершенствовать себя. Для преподавателей информатики это особенно важно, так как очень быстро устаревает компьютерная техника и программное обеспечение к ней.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, пересмотра программ повышения квалификации и переподготовки учителей, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в ученых и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.
Читайте также: