В творческой лаборатории чехова краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В творчестве Чехова запечатлен процесс развития и углубления прогрессивной общедемократической идеологии в период перехода от политической реакции 80-х годов к подъему общественного движения перед революцией 190 5 года.

На первый взгляд отдельные эпизоды жизненных судеб героев и связанные с ними частные конфликты кажутся существующими вне единого сюжетного движения, но в его глубинном, втором плане чувства, случайные настроения, симпатии и антипатии объединяются в общем эмоциональном потоке.

В композиции драматургического сюжета Чехов отходит от четких форм завязки, развязки, действие развивается медленно, без внешних катастроф. Продажа вишневого сада внешне является как бы кульминацией, но она ничего не меняет по существу ни в расстановке действующих сил, ни в будущих судьбах героев.

Рецензируемый сборник интересен, однако, не только новыми материалами и наблюдениями. Почти все его участники стремятся прийти к каким-то принципиальным выводам и заключениям, чаще всего касающимся тех или иных сторон поэтики Чехова. Это тоже примечательная особенность сборника. В самом деле, хотя он действительно состоит из трех частей, из которых лишь последняя группа статей непосредственно посвящена поэтике Чехова, по существу эта тема является общей, объединяющей все разделы книги.

Небольшая по объему статья М. Роговской показывает, что ей удалось найти плодотворный подход к избранной теме. Будем надеяться, что автор продолжит ее разработку.

Во вступительной статье отмечается, что многое в современном чеховедении остается еще дискуссионным. «Одни и те же произведения писателя, – пишут редакторы сборника, – вызывают разные, подчас противоположные оценки исследователей, когда речь заходит об их фактической подоплеке. Различных точек зрения придерживаются и некоторые авторы раздела, посвященного проблеме типа и прототипа у Чехова…

Редакторов-составителей можно понять. Вокруг многих вопросов все еще идут споры, несомненно также, что поиски нового подхода к тем или иным проблемам или произведениям – явление естественное, свидетельствующее о процессе развития советского литературоведения вообще, советского чеховедения в частности. Тот вклад в чеховедение, который сделан авторами многих статей сборника, подтверждает эту мысль.

Нельзя, однако, закрывать глаза и на то, что в процессе современных научных исканий не все удается исследователям. Бывает и так, что новые выводы и суждения оказываются недостаточно обоснованными, являются следствием одностороннего подхода к материалу, когда факты, противоречащие таким выводам, во внимание не принимаются. Встречаются издержки и иного характера. Авторам, взявшимся за решение весьма сложных проблем, подчас не хватает подготовки для их успешного решения. Неравноценны по своему научному уровню и статьи, помещенные в рецензируемом сборнике.

Последователен Чехов и в другом – в своей ненависти, презрении к людям, олицетворяющим господствующие порядки, к охранителям, особенно – убежденным охранителям. В этом отношении Беликов является прямым наследником многих героев раннего творчества Чехова, унтера Пришибеева в первую очередь.

К сожалению, и в некоторых других статьях можно встретить подчас недостаточно убедительные выводы и положения.

Таким образом, сборник не лишен известных недостатков. И все же несмотря на это, книга, подготовленная ИМЛИ, будет с интересом а пользой прочитана не только специалистами, но и всеми теми, кто стремится глубже понять творчество Чехова.

Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

Особенности раннего творчества Чехова

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Драматические произведения

Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

Последние годы жизни писателя

Писатель оставил своим современникам и потомкам много замечательных произведений, которые никогда не устареют, потому что они описывают человеческую жизнь со всеми ее взлетами, падениями, достоинствами и недостатками.

Эта статья о жизни и творчестве Чехова кратко передает нам все основные вехи его творческой биографии. Она пригодится учащимся 10 классов при подготовке к уроку или написании сочинения по творчеству Чехова.


Организаторы: отдел периодических изданий СГК УНБ им. М. Ю. Лермонтова, кафедра истории и теории журналистики Ставропольского государственного университета.

Особое внимание участники встречи уделили вопросам, затрагивающим три периода в творчестве А. П. Чехова:

Живой отклик у участников лаборатории вызвал фильм корреспондента ТВ-центра Ставропольского государственного университета Александры Слободских о А. П. Чехове, а также материалы выставки, на которой были представлены периодические издания конца XIX – начала XX века, публиковавшие произведения А. П. Чехова.

Читайте также: