Грех шолпан краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Урок охватывает историю жизни казахского поэта М. Жумабаева и анализ его единственного прозаического произведения "Грех Шолпан".

Оценить 1953 0

Задачи:
1) образовательная: проанализировать символику образа женщины в мировой культуре, религии и показать особенности его раскрытия у М. Жумабаева;
2) развивающая: развивать интерес к творчеству наших писателей-земляков, умение анализировать и высказывать свою точку зрения;
3) воспитательная:воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок с использованием ИКТ.

Этапы урока

Формы и методы урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Мотивационное начало.

3. Знакомство с темой урока.

3.1. Основные этапы жизни и творчества М. Жумабаева.

Презентация.

3.2. Культурологический комментарий: образ женщины в мировой культуре и религии.

Презентация.

4. Итог урока.

1.Организационный момент.

2. Мотивационное начало.

Определите, о каком поэте сегодня будет идти речь.

Первая подсказка.

Повсюду по имени знают меня,
Я выйти сумел из воды и огня.
Орел я с кровавыми лохмами в лапах.
Чтоб труса я праздновал – не было дня.

Вторая подсказка.

Я грозный лев, кто сдержит мой напор?

Я тигр, который устрашает взор.

Я в небе – туча, на земле буран,

Бушующий с равнин до самых гор.

Третья подсказка.


Его называли киргизским (т.е. казахским) Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то даже похож на Сергея Есенина – то ли волнами вьющихся волос, то ли искренностью в глазах, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе. И все-таки как бы ни называли, с кем бы ни сравнивали (…), он был и остается самобытным казахским поэтом, звездой первой величины в созвездии мировых поэтов.
В. Брюсов.

Сила женщины –
в семье.
Н. Рерих.

3.1. Основные этапы жизни и творчества М. Жумабаева.

М. Жумабаев родился 25 июня 1893 года в Булаевском районе Северо-Казахстанской области на берегу озера Сасыкколь. Новорожденному дали имя Абилмагжан, он стал третьим сыном в семье. Но именно ему дед предрекает прославить род Жумабаевых.

1929 год стал для поэта роковым – М. Жумабаев приговорен к 10 годам лишения свободы.

Народному комиссару Внутренних Дел КССР
От заключенного Жумабаева Магжана
6.1.38.

Желая искупить свою вину перед Советской властью, чистосердечно заявляю, что предъявленные мне обвинения в том, что я, Джумабаев, занимался на протяжении нескольких лет шпионской деятельностью в пользу одного из иностранных государств, подтверждаю. Шпионажем в пользу Японии я, Джумабаев, начал заниматься с 1919 г. и продолжал эту работу до 1929 г. т.е. по день моего ареста и отправки в лагеря. По отбытию таковых и возвращения в Казахстан в 1936 г. я возобновил свою шпионскую работу в пользу названного государства…

Жумабаева арестовали по обвинению в японском шпионаже, троцкизме и буржуазном национализме.

8 июля 1960 года решением военного трибунала Туркестанского военного округа М. Жумабаев посмертно реабилитирован. А в 1988г. полностью реабилитирован.

Магжан Жумабаев не был предан забвению. Родная земля вернула дань уважения поэту.


3.2. Культурологический комментарий. Символика образа женщины в мировой культуре и религии.

В большинстве древних европейских культур различают три образа женщины.

Женщина- Женщина – Женщина -

соблазнительница Великая мать Возлюбленная

1. Женщина-соблазнительница представлена образами сирены, ламии.

2.Женщина - Великая мать
выступает в образе матери-земли или матери-природы, т.е.всеобщей матери

3. Женщина – возлюбленная, или anima

Объект восхищения, созерцания

Образ женщины в христианстве.

Священная мать Личная святыня любого

мужчины, хранительница очага

В патриархальной культуре функция женщины заключалась в рождении сыновей, а все прочее считалось не только излишним, но и достойным порицания.

Образ женщины в мусульманстве.

Архетип женщины-матери, посланницы иного мира, олицетворяющей высшее, творческое начало человечества.

Из общего древнего архетипа женщины-матери исходят образы женщины в казахской литературе:
Женщина

Мать невеста жена возлюбленная

Итак, в европейской (католической), православной, мусульманской культурах традиционным явился образ женщины – матери.

Что в образе Шолпан противоречит традиционному образу женщины?

Почему отречение Шолпан от материнства оказалось губительным для нее?

Отречение = грех
Грех –
1) сознательное и свободное противление воли человека нравственному закону и божественной воле;
2) поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе (с нерелигиозной точки зрения).

Вопрос 4.
Как изменяется восприятие рассказа в соответствии с режиссерской интерпретацией его названия?

В фильме в отличие от рассказа Магжана Жумабаева ребенок остается жив.

Проблемный вопрос: можно ли оправдать Шолпан?

4. Итог урока.


Как и многие выдающиеся мастера художественной литературы, Магжан проявил себя не только в поэзии, но и в других жанрах-прозе, публицистике.

На высоком художественном уровне написаны его рассказы и новеллы, не говоря уже о замечательных образцах переводов на казахский язык произведений классиков русской и зарубежной литературы.

Шолпан беременна! Исполнилось ее желание. Теперь грех не может считаться грехом. Когда она почувствовала себя беременной, радости не было предела. Она ожила, шутила и смеялась без умолку. Оставшись наедине с собой, поглаживала живот и целовала ладони, шепча ласковые слова тому живому, что зарождалось в ней.

Безрассудная Шолпан! Почему же теперь, достигнув желаемого, не расстается она с Азимбаем? Неужели вероломство и коварство сродни сердцу Шолпан? Нет-нет, Шолпан не может быть такой. Тогда что же заставляет ее теперь изменять мужу? Ничего не может ответить на это Шолпан. Разве поймешь женщину. То она ребенок, беспечно играющий с огнем, то повелевает мужчиной, может вознести его до небес, а если захочет, обратит его в прах; пожелает - он будет счастлив в ее объятиях, а нет -терзаться ему всю жизнь. Женщина может стать рабой мужчины, его тенью, может раствориться в нем. Она может зажечь сердце мужчины неутомимым огнем желаний. Но мужчина всегда должен помнить, что он мужчина, и женщина, особенно если у нее спокойный, тихий характер, может стать его покорной, бессловесной рабой, беспрекословно исполнять его любые прихоти и быть счастливой. Шолпан была именно такой женщиной. Она ошиблась, думая, что может легко порвать с Аэимбаем, отдавая ему лишь свое тело. Через три-четыре месяца и душа ее, и помыслы безраздельно принадлежали ему. Она страдала сейчас не меньше, чем в те дни, когда мечтала о ребенке. Завидев Азимбая, она не могла произнести ни слова. Сама не зная почему Шолпан терпела его грубые ласки, молчала, когда он больно тискал и мял ее упругое тело. А может, дело в том, что он отец ребенка и имеет, как Сар-сенбай, ее законный муж, право на нее? Наверное, так оно и есть. Но что же делать со слухами и сплетнями, разносившимися по аулу? Молод и горяч, безрассудно пылок Азимбай. Не обращая ни на кого внимания, может подкрасться и обнять.

Бедная Шолпан! Свекровь сказала ей на днях: "Не пойму, почему Азимбай вечно трется возле твоих дверей?". Шолпан не знала, куда деться от стыда. Да и Сарсенбай стал другим в последнее время, молчит, ни о чем не расспрашивает, а если и заговорит, то обязательно обругает ее оби-дными словами, обзовет, а то и камчой замахнется. Почему Сарсенбай так жестоко избил ее вчера? Неужели из-за плошки, которую она нечаянно разбила? Нет. Он знает обо всем и мстит ей. Но отчего он не упрекнет ее, не спросит открыто? Ведь она могла бы объяснить, что пошла на это ради ребенка. Но нет. Молчит. Их уже не связывает любовь. Исковеркана жизнь. Да будь все проклято! Проклят неродившийся ребенок, отравивший жизнь. С каждым днем Сарсенбай все больше отдаляется, становится чужим, и ей было больно сознавать это, она мучительно думала, что делать, и не знала.

Все разрешилось само собой, жизнь, как это часто бывает, распорядилась по-своему.

Последние дни сентября. Аул готовится откочевать на зимовье. Прохладная ночь. Свинцовые хмурые тучи плывут по небу, обгоняя друг друга. Землю посеребрили первые заморозки. Под телегами спят молодые телята, просыпаясь от холода, они жалобно мычат, располневшие важные коровы мирно посапывают возле них.

Сарсенбай утром угнал скот в город. В юрте, закутавшись в теплое одеяло, свернулась клубком Шолпан. Рядом с ней, развалясь поперек кровати, разбросав руки, похрапывает Азимбай. Издалека послышался скрип арбы. Шолпан, вздрогнув, проснулась в испуге. "Это, наверное, где-нибудь поблизости трется корова", - подумала она, еще не проснувшись окончательно. Но нет. Это скрип арбы.

-Азимбай! - затормошила она его. -Азимбай! - Но он пробормотал что-то невнятное, продолжал храпеть. Тогда Шолпан с силой ущипнула его.

-Ты что, с ума сошла?

- Ой, пропали мы, я слышу скрип арбы, вставай скорее. Уходи. Не дай бог, твой дядя приехал.

- Ты что, свихнулась? У него нет крыльев за плечами, чтобы так быстро примчаться.

- Ой-бай, вставай скорее, поднимайся и уходи. Вон, видишь, это он.

Азимбай, соскользнув с кровати, вышел на улицу. Сарсенбай, слезая с телеги, крикнул, заметив его: "Эй, кто это?". Азимбай, не отзываясь, кинулся прочь в заросли камыша. Сарсенбай, конечно, узнал его.

Не распрягая лошадь он вошел в юрту, сорвал с плеч поддевку и плеткой стал стегать Шолпан. Глаза его налились кровью, он был вне себя от ярости. Шолпан не подавала признаков жизни, лежала не шевелясь и не издавая ни звука. Это еще больше разъярило Сарсенбая.

- Ах ты, сукина дочь, - и он отбросил в сторону плетку, сорвал одеяло с жены, за руку стащил ее на пол и начал в бешенстве пинать ее ногами. Шолпан молчит, закрывает руками то голову, то грудь. Но вот Сарсенбай, остервенев, пнул ее в живот. Шолпан охватила живот руками и простонала: "Дитя. " Одного этого слова Сарсенбаю было достаточно, он взревел как бешеный:

- Сукина дочь, я тебя просил о ребенке? Я тебе говорил, чтобы ты, наблудив, родила мне ребенка? Ты ведь, сука, уже полгода таскаешься со всякими кобелями у меня под носом. Чем так позориться, я тебя лучше убью и успокоюсь. Сдохни, собака, сдохни!

Весь аул давно проснулся от воплей Сарсенбая. Первой, накинув на плечи облезлую дошку, приплелась старая мать Сарсенбая. За ней, набросив на дырявую, сплошь в заплатах и дырах сорочку, мужнину безрукавку, пришла жена лупоглазого соседа. Они с причитанием вошли в юрту.

- Ой-бай, ты же убьешь человека. Сын мой, где твой рассудок?

- Не вмешивайтесь, это не ваше дело. Сказал, что убью эту собаку, и убью!

Они попытались было удержать его, но Сарсенбай, бледный, как смерть, с глазами, налитыми кровью, продолжал пинать безжизненное тело бедной женщины, отшвырнув заступниц.

Соседка, увидев, что они не справятся с Сарсенбаем, вышла на улицу и заголосила:

- Ой-бай, поумирали что ли все? Скорее сюда! Здесь человека убивают!

Аульчане повыскакивали из своих жилищ, хлябая старыми калошами, кое-как натянув кишемеки, шли женщины, за ними, кашляя, чихая, громко сплевывая, тянулись их мужья. Обув сапожки на босу ногу, двигались молодухи, стесняясь и прячась друг за друга. Степенно, с важным видом, переваливаясь с боку на бок, шли джигиты, стараясь придать своим лицам вид озабоченный и суровый. Пришел и мулла Темир, собравший зекет и заночевавший в одной из юрт.

Сарсенбай уже к тому времени бросил избивать несчастную жертву. Шолпан, вся в крови, в изорванном платье, не подавала признаков жизни. Из носа струилась кровь. Сарсенбай безучастно сидел на кровати, в каком-то оцепенении глядя прямо перед собой. Он сам, казалось, был в глубоком обмороке. Народу становилось все больше.

- Этот молодец, видно, совсем свихнулся, - сказал один.

- О боже, по-моему, она умерла, -ужаснулся другой.

- Пусть сдохнет, потаскуха, - процедил третий.

Все стояли в замешательстве, переглядываясь и перешептываясь. Мулла Темир взял Шолпан за кисть, прощупывая пульс.

- Принесите воды, - сказал он наконец.

Принесли воду, побрызгали ей в лицо. Немного погодя Шолпан вздохнула, еле слышно пробормотала: "Алла".

- Не оскверняй имя Аллаха, сукина дочь, - вскрикнул Сарсенбай.

- Сарсенжан, дорогой мой, успокойся. Нет мужчины, который не бил бы свою жену, но.

- Уважаемый, я прошу вас не вмешиваться. Пусть сдохнет поскорей, собака!

- Сарсенжан, взываю к твоему разуму, убить человека.

- В таком случае она мне больше не жена. Талак, талак, талак - объявляю ей развод.

- Сарсен, гнев - твой враг, разум -друг, успокойся. Не просто расстаться с человеком, прожившим с тобой в мире и согласии столько лет. Заблудшую овцу можно вернуть к праведной жизни. По шариату надо раздеть ее и вылить на нее сорок ведер холодной воды.

Не успел мулла проговорить последние слова, как пять-шесть женщин подхватили под руки Шолпан и выволокли из юрты.

Шолпан пришла в себя в темной пустой юрте. Она была раздета донага, ее поддерживали за руки несколько женщин. Вдруг одна из них подняла большое железное ведро и вылила ледяную обжигающую воду на голову Шолпан. Вздрогнула, но ни звука не произнесла бедняжка. В эту секунду вся жизнь ее, как яркий всполох молнии, промелькнула в сознании. Вот она, вновыхшолпах, нарочно, чтобы еще раз послушать их звон, разбирает и снова заправляет одеяла. Вот она упрашивает мать отпустить ее на гулянье. Вот первый приезд Сарсенбая. Первая ночь. Вот вымученные слова святого ходжи, брызгающие слюной. Черные шелковистые усы Азимбая.

Бабенка, закусив губу, бормоча что-то про себя, опрокинула на Шолпан второе ведро. Губы Шолпан еле слышно прошептали: "О,Алла!".

- Блудница, зачем тебе Аллах! -прикрикнула на нее одна из соседок.

- Ничего, милая, это все по молодости, Бог даст тебе силы, - проговорила вторая.

Но Шолпан уже не могла ни думать, ни говорить. Вместе с застывшей кровью погасли и последние проблески сознания. Она закрыла глаза.

Третье, четвертое, пятое ведро. Каждый раз, когда на нее обрушивалась ледяная вода, тело несчастной женщины вздрагивало. Через некоторое время оно уже лежало без всякого движения.

Шолпан очнулась к полудню следующего дня и,с трудом открыв глаза, прошептала:

- Где мое дитя? Почему он не придет посмотреть? - С этими словами она прижала край одеяла, как будто убаюкивала ребенка. Губы ее произнесли: "Бай, бай", и она, потеряв сознание, откинулась на подушки.

К вечеру, вместе с угасающим днем, душа Шолпан покинула эту грешную землю.

Грех Шолпан (из магжановской прозы) // Северный Казахстан. – 2008. – 20 июня. – С.7.


Магжана Жумабаева еще при жизни называли не иначе как гением, причем не только казахские, но и зарубежные писатели. Башкирский писатель Сайфи Кудаш называл его своеобразным писателем, выработавшим свой слог не только в поэзии, но и в прозе. Неоценим вклад Магжана Жумабаева в поэзию, однако и его прозаические произведения поражают глубиной, и в них чувствуется дыхание уникальности великого классика казахской литературы. Сегодня мы хотим поговорить о его повести "Грех Шолпан", которую на русский язык перевел замечательный поэт, писатель и философ Ауэзхан Кодар.

"Шолпанның күнәсі" — одно из немногих прозаических произведений известного казахского поэта М. Жумабаева интересно современным звучанием темы. В нем столкнулись любовь, ревность, насилие и жестокость. Глубокое, искреннее чувство гибнет под натиском жизненных коллизий. Такое могло произойти и сто, и двести лет назад, случается это и сейчас. Сюжет заинтересовал Болата Шарипа, моего давнего друга и коллегу по режиссерскому цеху, выпускника Ленинградского института театра, музыки и кино, поставившего несколько фильмов, в том числе "Заманай". Он очень талантливый кинематографист, набирался в свое время опыта, работая вторым режиссером у Шакена Айманова и Султана Ходжикова, – говорил о произведении Жумабаева второй режиссер фильма по произведению казахского классика Лаврентий Сон.

Так в чем же именно состоял грех Шолпан? Чем она так прогневила мужа и бога? Сюжет повести, как это обычно бывает с истинно великими произведениями, очень прост и понятен каждому, и поэтому пробирает до глубины души. Простая девушка Шолпан вышла замуж по любви. Она боготворит своего мужа, живет им и его любовью, и просит бога только об одном: не нужно детей. Шолпан боится, что они омрачат ее семейное счастье, внесут в него разлад и хаос.

… хоть Шолпан и повезло в том, что ей среди тысяч молоденьких казашек, продаваемых за калым, удалось в кои-то веки выйти замуж по любви, она в первые годы и вправду не хотела ребенка. Была ли она одна в просторной белой юрте, или предавалась любовным утехам в объятиях мужа, она внутренне молила лишь об одном: "Господи, не дай мне ребенка!". Как это ни кощунственно, Шолпан думала, что с ребенком не будет в доме никакой отрады.

Однако проходит время, и Шолпан понимает, что только их двоих в семье мало – нужно дитя, которое укрепит их любовь и взаимопонимание. И молитвы Шолпан меняют свое содержание: теперь она молит создателя о ребенке.

Однако Шолпан, растревоженная открывшейся ей бездной, не могла сомкнуть глаз. Долгая зимняя ночь тянулась как волос шайтана. Мысли Шолпан все углублялись, все мрачнели, до полной беспросветности. Когда с востока едва показались первые лучи рассвета, Шолпан, бессильная унять душившие ее рыдания, молила бога лишь об одном: "Господи, дай мне ребенка!".

Кажется, что Шолпан одинока в своем желании, потому что муж не выказывает никаких признаков того, что хочет ребенка. Он играет с соседскими детьми, рассказывает об их проказах Шолпан, но ничего не говорит ей напрямую. Вскользь он обронил однажды фразу, что дом без детей – это мазар (мавзолей или могила, – прим. ред.), с чего и начались мучения Шолпан. Поняв, что муж неспособен иметь детей, Шолпан решается на грех – она решает родить ребенка от другого, и выбирает младшего брата своего мужа.

Ну, ладно, может, так судил им Господь, видимо, поскольку Азимбай – отец ее ребенка, она не должна порывать с Азимбаем. Возможно, это даже не грех. Если Сарсенбай ей – законный супруг, то Азимбай – отец ее ребенка: Господь сам простит.

Здесь важно помнить, что история Шолпан – это история постепенного нравственного падения. Писатель не говорит о том, что его героиня изначально была греховна, однако что мы узнаем, более внимательно изучив ее образ? Говоря современными терминами, Шолпан – очень эгоцентричная личность, все ее мысли и порывы направлены глубоко в себя, она меряет окружающий мир только по себе, и пусть неосознанно, но хочет подчинить его своим желаниям. Почему Шолпан так легко так легко падает в объятия Азимбая? Почему она не сказала ничего своему горячо любимому мужу? Пусть тогда в степи действовали иные законы, но ведь разговоры о детях никогда не были под запретом, так как это святое, важная часть семейной жизни. Неизвестна Шолпан и любовь, лишенная чувственных удовольствий – если бы ей было известно глубокое чувство, она могла бы найти другой выход из своего положения. Магжан Жумабаев и сам говорит о Шолпан: Ее душа была нераздельна с телом. Разумеется, здесь можно сказать о том, что именно в единении души и тела кроется гармония человеческого существования, но почему же тогда Шолпан пришла к своему трагическому концу? Но ни у писателя, ни у исследователей его творчества нет точного ответа на этот вопрос. Искали ответ даже в имени героини.

Женская душа глубже морской пучины. Легче познать тайну под семью пластами земли, чем тайну женской души. На первый взгляд, женщина как ребенок, играет с огнем, не зная, что обожжется. Женщина – божество для мужчины, она может и создать его, и уничтожить, может и внушить ему любовь, и повергнуть в пучину горя.

Образ Шолпан примечателен еще и тем, что он не выполнен в сугубо плоскостной манере – героиню повести интересно рассматривать с разных сторон. Одной из наиболее прижившихся трактовок является мнение о том, что история Шолпан – это история поэтапных превращений или же мимикрии. Итак давайте разберемся, кем перед нами предстает Шолпан на протяжении всего произведения: любящая жена, набожная женщина, легкомысленная или недальновидная особа и ближе к своему трагическому финалу – кающаяся жена. Однако до этого Шолпан наконец стала той, кем так страстно хотела быть – женщиной-матерью.

Ах, как же была рада Шолпан, когда почувствовала, что зачала ребенка! Ее лицо так и сияло! Ее ликующий смех раздавался и днем, и ночью. Едва оставшись одна, она гладила руками живот и целовала свою ладонь. Словно обезумев, она беззвучно шевеля губами возносила хвалу неодушевленному куску мяса, шевелящемуся в ее животе. Эх, Шолпан, глупышка Шолпан! Ну, хорошо, она добилась своего.

Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко (слева направо)

Какие меры закрепили минские соглашения. Краткое содержание

Как исполнялись минские соглашения

По факту за семь лет сторонам после долгих переговоров удалось лишь добиться обмена насильно удерживаемых лиц (по факту пленных). ДНР и ЛНР, а также МИД России неоднократно обвиняли Киев в незаконном занятии населенных пунктов в буферной зоне и появлении там тяжелой техники.

Не были амнистированы участники событий 2014–2015 годов. И хотя Верховная рада приняла в 2015 году закон об особом статусе Донбасса, однако увязала вступление его в силу с проведением местных выборов. При этом в Киеве настаивали на том, что сначала должны восстановить контроль над границей, а уже потом проводить выборы. В Москве с этим категорически не соглашались.

В 2019 году участники Контактной группы приняли так называемую формулу Штайнмайера (по имени ее автора, главы МИД Германии Франка Штайнмайера), в соответствии с которой закон об особом статусе должен был вступить в силу после признания местных выборов в Донецкой и Луганской областях соответствующими стандартами ОБСЕ. Помимо этого, предполагалось вновь отвести вооруженные формирования на прежние позиции. Принятие этой поправки вызвало недовольство оппозиции в Киеве. Согласовать порядок проведения выборов сторонам так и не удалось.

Читайте также: