Приобщение детей к народному искусству в семье и детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Калинская Анастасия Николаевна

Населенный пункт: г. Иваново

Автор: Короленко Елена Валерьевна

Населенный пункт: г. Иваново

В соответствии с ФГОС дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования.

Дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно формируются морально-нравственные ценности ребенка, развиваются его личностные качества, эмоциональная отзывчивость. Поэтому возникает необходимость с самого раннего возраста заложить в ребёнке прочный фундамент нравственных ценностей, научить его любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками.

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Знакомство ребёнка с народной культурой в семье начинается с малых фольклорных форм (потешки, колыбельные, песенки, присказки), со знакомства с народной игрушкой.

Более систематично и целенаправленно приобщение к народной культуре осуществляется в детском саду. Так элементы народного творчества являются частью развивающей предметно пространственной среды нашей группы для детей раннего возраста. Это игрушки- забавы для создания положительного эмоционального фона, двигательные игрушки (деревянные качалки, лошадки на палочке и др.). В музыкальном уголке есть различные народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, дудочки, трещётки. Для продуктивной и творческой деятельности имеются расходные материалы по народной тематике. С целью стимулирования речевой активности в группе создан книжный уголок с подборкой русских народных сказок, потешек, поговорок, загадок, иллюстрационный материал. В уголке ряженья у девочек есть возможность нарядиться в красивый фартучек, повязать платочек, а у мальчиков надеть жилетку в народном стиле, фуражку с красивым цветком. В театральном уголке представлены различные виды театра по мотивам русских народных сказок, доступных для восприятия детей раннего возраста. В группе также имеются народные игрушки, обеспечивающие сенсорное развитие детей: пирамидки, матрёшки, неваляшки и др.

Все элементы развивающей предметно пространственной среды находятся в свободном доступе для детей и используются ими в самостоятельной деятельности, что позволяет малышам взаимодействовать с природными материалами (дерево, глина, натуральные хлопковые ткани), осваивать через игру семейные роли (хозяйка дома, мама, мужчина-хозяин), непосредственно участвовать в создании простейших народных игрушек, развивать фантазию, творческое мышление.

Поиск новых, интересных форм работы с детьми раннего возраста привел нас к методу проектной деятельности, который позволяет интегрировать все образовательные области, вовлечь в образовательный процесс родителей малышей.

С целью приобщения детей к народному творчеству нами был реализован проект на тему "Ложки-матрёшки, потешки на ладошке".

Изначально задачей проекта было вызвать у детей интерес к народному творчеству, развивать у них эмоциональный отклик на фольклорные произведения, прививать навыки слушания, восприятия художественных текстов, стимулировать желание детей исполнять потешки, пестушки, колыбельные, прибаутки.

Реализация данного проекта позволила значительно обогатить речевой, познавательный, сенсорный и эмоциональный опыт детей, повысить педагогическую и социальную компетентность родителей в вопросах воспитания детей на основе использования фольклорного материала, обогатить предметно-развивающую среду в группе.

В приобщении воспитанников раннего возраста к народной культуре нами используется так же музейная технология, которая позволяет детям в специально организованной предметно-пространственной среде получить более целостное представление об устройстве русской избы, предметах быта, образе жизни предков. Алгоритм использования музейной технологии в приобщении ребенка раннего возраста к народному творчеству предполагает организацию предварительной работы, восприятие информации и ее применение в игровой и практической деятельности.

Каждое посещение мини-музея предваряет большая подготовительная работа с детьми для облегчения восприятия экспозиции (чтение произведений устного народного творчества, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры по мотивам русских народных сказок).

После посещения музея дети продолжают применять полученные знания в игровой и продуктивной деятельности в группе.

Таким образом в игровой форме на основе чувственно-эмоционального восприятия обеспечивается накопление познавательного и речевого опыта ребенка, приобщение к истокам народной культуры.

С целью создания яркого зрительного образа содержания фольклорных произведений, активизации интереса к народной культуре у детей, введения их в игровую ситуацию мы применением ИКТ-технологии как в образовательной деятельности, так и в отдельных режимных моментах: аудиозаписи колыбельных перед дневным сном, бодрая народная музыка при пробуждении, прослушивание народных сказок в исполнении профессиональных актеров; показ отрывков из мультфильмов по мотивам русских народных сказок с помощью мультимедийного проектора, тематические презентации. Использование ИКТ-технологий значительно расширяет возможности педагога по ознакомлению детей с народным творчеством, обеспечивает наглядность и привлекательность.

Проведенная нами работа показала, что народное творчество остается интересным и привлекательным для современного ребенка, да и взрослого, необходимо только умело мотивировать их для более близкого и активного знакомства с ним. Именно использование современных технологий может активизировать приобщение современного поколения к народным традициям, культуре и позволит уже с первых лет жизни вызвать у малышей живой интерес к народной игрушке, русскому слову, истории своего народа, заложить фундамент формирования здоровой личности будущего патриота соей Родины.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение

принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,

- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы,

- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха,

- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность,

- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Успех приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д.

Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности : изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения.

Это - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;

- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;

-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами

разных видов искусства, художественной деятельности.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времён Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.

Проанализировав уровни ознакомления старших дошкольников с историей и культурой русского народа мы пришли к выводу, что большинство детей имеют не достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного нами были выбраны следующие приоритеты :

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Для этого мы используем занятия художественно-эстетического цикла.

В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации используем разные приё мы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентрирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливаю взаимосвязь между видами изобразительной деятельности : рисованием, лепкой, аппликацией. Например, сначала дети лепят дымковскую лошадку, затем на рисовании расписывают силуэт-заготовку лошадки.

При обучении детей декоративному рисованию ставим задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т. д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводим итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из папье-маше и др.

Система освоения материала стала более стройной, когда музыкальный руководитель соответственно ведущей теме месяца стал включать в содержание занятий работу с произведениями народной словесности и музыкального фольклора.

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники). Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.)

Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.

Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используем следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества :

-двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок;

Анализируя проделанную работу за последние годы, мы поняли, что на современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

Социальное развитие обучающихся через разные виды деятельности в детском саду Ежедневно общаясь с детьми, я часто наблюдаю за неумением ребят правильно вести себя во многих совокупностях социальных явлений. Эта проблема.

Приобщение детей к национальной культуре через танец Видео Кемеровская область отличается национальным многообразием проживающих в ней людей, это томские татары, шорцы, телеуты, русские. На протяжении.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район Материал для.

Тема "Приобщение детей к истокам народной культуры". Материал о необходимости сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, о возрождении традиций и обычаев в ДОУ.

ВложениеРазмер
obobshchenie_opyta.docx 133.63 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы на тему:

Подготовила: Пивоварова Е.П.

Данные о педагоге :

Ф.И.О. Пивоварова Е.П.

Педагогический стаж: 26 лет.

Наличие категории: первая квалификационная категория.

I. Введение. Понятие и сущность народной культуры.

II. Основные направления работы :………………………………………..7

1. Создание условий

2 Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

3. Взаимодействие с родителями.

III. Актуальность Теоретическая база. Новизна опыта. Адресная направленность. Трудоемкость ……………………………………………11

1.Методы проведения диагностики детей.
2.Методы проведения диагностики родителей.
3. Результаты диагностики на окончание внедрения опыта.

V. Педагогические условия для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников. 22

2. Праздники и развлечения.
3. Речевое творчество.

4. Музейная педагогика.

I. Введение. Понятие и сущность народной культуры.

Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.

Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.

Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.

Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности.

Воспитание - кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности избирательно использовать методы воздействия на них. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты. Если педагог находит время для каждого ребенка, внимателен и чуток, приходит на помощь в минуты затруднений, может почувствовать, приободрить, приласкать, создать такую обстановку в группе, в которой дети чувствуют себя как дома, у них растет привязанность к своему детскому саду, к друзьям, к воспитателю.

Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком

В группах созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.

Такие праздники оказывают благотворное влияние на развитие любознательности детей. Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры

Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева

Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми постоянно выявляю, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:

- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;

- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;

- изменение современного социокультурного пространства;

Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.

Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству,

через использование фольклора.

1. Создать условий в группе для приобщения детей к фольклору.

2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.

3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.

4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова. В работе использую следующие методы:

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

II. Основные направления работы:

3. Взаимодействие с родителями.

В ходе работы в данном направлении мною были выбраны приоритеты:

1 .Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

2.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.

1.Методы проведения диагностики детей :
- наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы;
- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
- игровые тестовые задания, дидактические игры;
- вопросы поискового характера;
- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т.д.);
- рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;
- чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);

Модель взаимодействия педагога и родителей.

А теперь, дети пригласите своих мам и пап, и мы узнаем, почему они вам дали такие имена.

Татьяна Александровна Пигилова – талантливый педагог, сильная, яркая личность, собиратель и исследователь сокровищ народной культуры, - создала концепцию предмета, предложила механизм реализации своего замысла, опробовала технологии преподавания народной культуры в дошкольных учреждениях и в школе.

Теоретическая концепция Т. А. Пигиловой привлекает своей чёткостью, логической выстроенностью, простотой и жизнеспособностью.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.

Условия возникновения и становления опыта.

Сущность опыта.

Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.

Система работы.

Приоритеты данного опыта:

Проведение систематических интегрированных занятий-игр.

Подойдя творчески к реализации программы, были разработаны конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами татарского костюма. Можно рассмотреть вещи, принадлежащие узбекскому, белорусскому народам. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Нами разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.

Проведение традиционных народных праздников.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.

2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Результативность работы.

За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.

Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.

Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.

Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.

Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности.

Воспитание - кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности избирательно использовать методы воздействия на них. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты. Если педагог находит время для каждого ребенка, внимателен и чуток, приходит на помощь в минуты затруднений, может почувствовать, приободрить, приласкать, создать такую обстановку в группе, в которой дети чувствуют себя как дома, у них растет привязанность к своему детскому саду, к друзьям, к воспитателю.

Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком

В группах созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.

Такие праздники оказывают благотворное влияние на развитие любознательности детей. Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры

Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева

Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми постоянно выявляю, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:

- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;

- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;

- изменение современного социокультурного пространства;

Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.

Технология опыта.

Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству,

через использование фольклора.

1. Создать условий в группе для приобщения детей к фольклору.

2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.

3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.

4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова. В работе использую следующие методы:

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

II. Основные направления работы:

3. Взаимодействие с родителями.

В ходе работы в данном направлении мною были выбраны приоритеты:

1 .Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

2.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.

Читайте также: