В своем поместье организовал школу для крестьянских детей

Обновлено: 08.07.2024

в 1859—1862 начальная школа, открытая Л. Н. Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей окрестных деревень. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя. Я. ш. состояла из младшего и старшего классов, каждый с двумя отделениями. Обучение было бесплатным и совместным.

Я. ш. вошла в историю как опытно-педагогическое заведение, в котором обучение строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребёнка, учёта его интересов. Кроме преподавания русского языка и арифметики, с детьми велись беседы по истории, естествознанию, на этические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным и с.-х. трудом, проводились экскурсии. Всё это выдвинуло Я. ш. в число передовых народных школ 60-х гг. 19 в. Наличие в Я. ш. полной свободы детей в выборе видов занятий вне твёрдого учебного расписания являлось отражением идей свободного воспитания (См. Свободное воспитание).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Яснополянская школа" в других словарях:

Яснополянская школа — нач. школа, открытая осенью 1859 Л. Н. Толстым для крепостных детей в имении Ясная Поляна. В школе обучалось 37 детей в возрасте 7 15 лет. В 2 х классах ученики делились на два отделения в соответствии с возрастом и способностями. Обучение было… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Яснополянская школа — учебное заведение для крестьянских детей, организованное в Ясной Поляне усадьбе Л.Н. Толстого (14 км от Тулы), где Толстой родился и прожил ок. 60 лет, создал романы Война и мир , Анна Каренина и др. Толстой также редактировал журнал Ясная… … Педагогический терминологический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — уч воспитат. учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени пед.идей, а также практич.опыта учителей и педагогов Начали возникать в странах Зап Европы в 17 18 вв В школе в Шарошпатаке (1650 54) под… … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогическое учение Л.Н. Толстого — Содержание 1 Религиозно нравственные основы воспитания 1.1 Условия нравственного воспитания … Википедия

Толстой, Лев Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Толстой. В Википедии есть статьи о других людях с именем Толстой, Лев. Лев Николаевич Толстой … Википедия

Экспериментальные школы — учебно воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей. Начали возникать в странах Западной Европы в 17 18 вв.: школа в… … Педагогический терминологический словарь

Ясная Поляна — I Ясная Поляна Государственный музей усадьба Л. Н. Толстого в Щёкинском районе Тульской области РСФСР, в 14 км от Тулы. Основан в 1921. В состав музейного комплекса входят: дом музей, флигель (где была школа для крестьянских детей и… … Большая советская энциклопедия

Ясная Поляна — I Ясная Поляна Государственный музей усадьба Л. Н. Толстого в Щёкинском районе Тульской области РСФСР, в 14 км от Тулы. Основан в 1921. В состав музейного комплекса входят: дом музей, флигель (где была школа для крестьянских детей и… … Большая советская энциклопедия

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру… … Российская педагогическая энциклопедия

Толстой, граф Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

Каждому из нас сегодня кажется, что грамотность сродни безусловному рефлексу, как чихание, кашель или отдёргивание руки от горячего чайника. Чтение и письмо входит в нашу жизнь естественно, как обыденный процесс, над которым мы даже не задумываемся. Между тем, ликвидацию безграмотности в Советском Союзе провозгласили лишь в 1959-м – всего 61 год назад. А за столетие до этой даты только-только начинались разговоры о необходимости реформ, которые будут направлены на просвещение детей крестьян, рабочих, разночинцев, мещан и другого простого сословия. Огромную роль в просветительском процессе тотально безграмотной страны, сыграли энтузиасты. Люди, которые задолго до введения всеобщего среднего образования взялись обучать детвору бедноты. Одним из таких людей был писатель, мыслитель, классик русской литературы, граф Лев Николаевич Толстой. В своём имении Ясная Поляна в 1859 году он организовал школу, педагогические приёмы которой впору осваивать и современным учебным заведениям.

Вопрос о всеобщей народной грамотности поднимался ещё в конце XVIII века, при Екатерине II. Её эксперимент по внедрению на огромной имперской территории народных училищ потерпел крах. В частности из-за недофинансирования, но в большинстве из-за банальной нехватки преподавательского состава. Не имели успеха и предпринятые реформы императора Александра I по разделению училищ на приходские, уездные, губернские (гимназии) и университеты.

Как свидетельствуют историки, самые нужные учебные заведение – приходские – не открывались вовсе. Причиной неудач можно считать несколько факторов: отсутствие субсидирования и квалифицированных кадров, бюрократия, казнокрадство. Но в большей степени процесс тормозило общественное мнение.

Поначалу местные отнеслись к бесплатному образованию с недоверием. В первый учебный день порог школы перешагнули лишь 22 ребёнка. Спустя пару недель добрая весть подтвердилась, и количество учеников увеличилось в три раза. Из дневниковых записей Софьи Андреевны Толстой (жены писателя) можно узнать, что детей в имение привозили аж за 50 вёрст. Что же это была за школа такая необычная? И почему её так полюбили сами ученики?

Лев Толстой на уроке в собственной школе. Ясная Поляна

Свобода равно ответственность. Начало занятий было плавающим – с 8 до 9 утра. Детям нужно было дать возможность дошагать несколько вёрст до имения. Полдень – перерыв на обед. Уходить с уроков домой было позволено в любое время, даже до перемены. Толстой понимал, что крестьянские дети обременены домашними обязанностями наравне с взрослыми. Рассадка в классе отсутствовала, каждый садился, где хотел – кто на лавку, кто на подоконник, а кто и вовсе на полу. Распределяли ребят не по возрасту, а по степени подготовленности – на младшую, среднюю и старшую группы. Атмосфера в классе царила непринуждённая. Каждый из учеников мог спросить учителя о чём угодно, мог советоваться с соседом, ребята заглядывали друг другу в тетрадки. Уроки напоминали скорее беседу, нежели лекцию. А иногда и увлекательную игру. Заданий на дом не задавали. Как мог маленький крестьянин делать уроки в переполненной тёмной избе?

Крестьянин Василий Морозов (справа), бывший ученик школы Л.Н. Толстого в имении Ясная Поляна. Портрет неизвестного художника

Учебная программа, опередившая время. Закон Божий, письмо да азы арифметики – это всё, на что могли надеяться крестьянские дети, обучающиеся у попа или дьячка. Толстой считал, что любой ребёнок должен иметь широкий кругозор. Он ввёл в программу 12 предметов: чтение, письмо, грамматику, русскую историю, арифметику, географию, природоведение, черчение, Закон Божий. А ещё были беседы из естественных наук, рисование и даже пение. В старшую группу постепенно вводили математику, физику и мировую историю, который Толстой, судя по дневниковым записям, любил преподавать лично. Подачу материала талантливый педагог варьировал в зависимости от постепенного развития подопечных. Чаще всего его уроки имели формат увлекательного рассказа, полного сравнительных примеров, эмоциональности и контраста.

Поощрял наставник и физический труд. Рядом с флигелем он выделил для ребят участок земли, на котором они выращивали овощи и злаковые, добиваясь высоких урожаев. С пользой проходили и перемены. Сегодня их можно было бы отнести к урокам физкультуры: Толстой учил ребят гимнастическим упражнениям, играл в городки, боролся с учениками, бегал наперегонки, летом все вместе плавали, зимой – ходили на лыжах или катались на коньках.

сам учительствует в ней, пишет Азбуку, создает 4 русские книги для чтения .ктому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он-один из самых знаменитых писателей россии, в собрании его сочинений более девяноста томов.

Ответ или решение 1

Лев Николаевич Толстой, живя в своем поместье Ясная Поляна, написал не только "Азбуку" для детей, но издал сборник небольших рассказов и басен. По этим книгам крестьянские дети учились читать и узнавали историю России.

О своем взрослении он рассказал в повестях "Детство", "Отрочество" и "Юность". Как и многие русские дворяне, он участвовал в кавказских сражениях и в крымских событиях. После возвращения из Крыма он написал цикл "Севастопольские рассказы".

Самым монументальным творением русской литературы стал его роман-эпопея "Война и мир".

Читайте также: