В стране z часть расходов бюджета идет на строительство школ центров здоровья и других объектов

Обновлено: 02.07.2024

В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.
В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.
Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z – унитарное государство?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: к обществам постиндустриального/ информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: гуманизация образования;
3) ответ на третий вопрос, например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно;
(Могут быть приведены другие характеристики.)
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух или более характеристик.)
4) ответ на четвёртый вопрос: государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.
Ответ на четвёртый вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента текста.
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа

Граждане РФ Марина и Фёдор накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о способах участия в доходах друг друга, о разделении бытовых обязанностей, о взаимной обязанности супругов сообщать друг другу содержание всей личной и деловой переписки, а также пункт о порядке несения каждым супругом семейных расходов. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта.
О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный нотариусом брачный договор вступил в силу? Какие ещё полномочия, кроме названного в условии задачи, есть у нотариуса? (Назовите любые два полномочия.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
– о разделении бытовых обязанностей;
– о взаимной обязанности супругов сообщать друг другу содержание всей личной и деловой переписки;
(Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух пунктов.)
(Ответ на первый вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента условия задачи.)
2) объяснение, например: брачный договор в РФ регулирует только имущественные отношения супругов;
(Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)
3) ответ на второй вопрос: государственная регистрация заключения брака;
4) ответ на третий вопрос, например:
– удостоверение сделок с недвижимостью;
– ведение наследственных дел;
– составление проектов заявлений и других документов;
– предоставление разъяснений по вопросам совершения нотариальных действий.
Могут быть названы другие полномочия нотариуса.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух или более полномочий.)
Элементы ответа могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках

В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2019 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием интернет-технологий. В среднем число учеников, имеющих доступ к видеоурокам и другим цифровым учебным материалам, выросло в 12 раз.
В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z демократическое?

В структуре экономики государства Z доминирует промышленность, ориентированная на массовое производство. Производственные процессы полностью механизированы. Активно развивается массовая культура. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
Парламент формирует правительство, которое осуществляет функции исполнительной власти. Возглавляет правительство лидер партии, получившей большинство мест в парламенте на очередных выборах. Президент избирается парламентом. Депутатские места (мандаты) в Законодательном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 8%-ный избирательный барьер.
К какому типу относится общество государства Z? К какому типу относится экономика государства Z? Какова форма правления в государстве Z? (Дайте полное название.) К какому типу относится избирательная система демократического государства Z?


Задания Д25 № 118

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z около 15% доходов бюджета расходуются на образование и здравоохранение.

2) В стране Z есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.

3) Правительству страны Z следует ослабить ответственность за неуплату налогов.

4) Можно сказать, что граждане страны Z стали более ответственно относиться к вопросу об уплате налогов.

5) В результате реформ в стране Z установилось правовое государство.

1) В стране Z около 15% доходов бюджета расходуются на образование и здравоохранение — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.

2) В стране Z есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания — да, верно, таких — 10−15%.

3) Правительству страны Z следует ослабить ответственность за неуплату налогов — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.

4) Можно сказать, что граждане страны Z стали более ответственно относиться к вопросу об уплате налогов — да, верно, количество неплательщиков сократилось с 35% до 20%.

5) В результате реформ в стране Z установилось правовое государство — нет, неверно, из данных опроса такой вывод сделать нельзя.

Школ меньше, школьников больше

В России становится меньше школ. С 2001 г. количество сельских школ сократилось с 46 000 до 24 000, городских – с 23 000 до 18 000 единиц, сказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, выступая на правительственном часе в июне 2019 г. (ее слова есть на сайте Счетной палаты). Из-за этого 13% школьников, по ее данным, учится во вторую или даже третью смену. Всего в России 16 млн школьников.

Другая проблема – износ. В России 9146 школ имеют износ от 50 до 70% и 6082 – более 70%, говорится в программе содействия созданию в регионах новых школьных мест. Это, судя по данным Росстата, более трети всех школ в стране. Ветхие школы не соответствуют федеральным государственным программам образования, сказано в документе. Повысить доступность и качество образования помогут переход на обучение в одну смену и строительство новых школ взамен ветхих.

Миллиарды на школу

Правительство должно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, говорится в майских указах президента Владимира Путина.

Но есть более масштабная программа, посвященная содействию созданию в регионах новых мест в школах и рассчитанная на 2016–2025 гг. Она предполагает создание 6,6 млн новых мест, ее бюджет – 2,8 трлн руб., почти 2 трлн из которых – федеральные.

С бизнес-помощью

Основные области применения ГЧП в мире:

– строительство автомагистралей;
– проекты в сфере ЖКХ;
– строительство и эксплуатация IT-инфраструктуры;
– социальная сфера

Источник: Центр развития ГЧП

Школа-центр

В новых школах Нижнего расположатся трансформируемые актовые залы, универсальные спортивные залы и бассейны, творческие студии, помещения для кружков, мастерские ручного труда, коворкинг, зоны для самостоятельной и проектной работы – в библиотеке-медиацентре. Рядом с производственными помещениями столовой будет кулинарная студия, чтобы дети могли наблюдать за работой поваров. По задумке школа станет и культурным центром.

Реализация проекта позволит решить злободневные проблемы: сократить очереди при поступлении в школы и ликвидировать вторую смену обучения, докладывал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на встрече с президентом Владимиром Путиным в октябре (цитата по сайту правительства области).

Пока в России не так много примеров ГЧП в сфере образования. Эту сферу регулируют два акта: вступивший в силу в 2015 г. закон о ГЧП и закон о концессионных соглашениях (разновидность ГЧП), одобренный 10 годами раньше.

Неновый механизм

Сейчас большинство проектов с участием государства и бизнеса реализуется по закону о концессиях, делает вывод Ильичева. Одна из причин – сложная процедура инициации проекта, объясняет она: предложение представляет собой фактически предпроектную подготовку стоимостью 5–10% общего объема инвестиций. Нужны банковская гарантия (от 5% общего объема финансирования), разрешительная документация. Но это не освобождает компанию-инициатора от участия в конкурсе, в котором конкуренты заявляются на сформированный ею проект и, соответственно, не несут предварительных затрат, отмечает Ильичева.

Кроме того, частным компаниям невыгодно инвестировать в социальную инфраструктуру: по закону о ГЧП собственность остается за компанией, но заработать, например, на школах весьма сложно, отмечает Ильичева.

Разбираемся, как школы устроены с точки зрения бизнеса: какие у них доходы и расходы, кто клиенты и почему инвестор-государство вкладывает в них столько денег.

Николай Кульбака

В Дагестане 1446 школ, а в Магадане — 58

В 2018 году в России было 40 498 общеобразовательных школ — это свежие данные Минпросвещения. В этих школах учились 16 013 569 человек, а работали 2 130 446 учителей, то есть на одного учителя приходилось 7 учеников.

В среднем на регион приходится по 476 школ, но если смотреть количество школ не в среднем, а по регионам, меньше всего школ:

  • в Ненецком автономном округе — 26;
  • Чукотском автономном округе — 41;
  • Магаданской области — 58;
  • Севастополе — 61;
  • Еврейской автономной области — 67.

В этих пяти регионах количество школ меньше ста. Но есть семь регионов, в которых школ больше тысячи:

  • Свердловская область — 1065;
  • Ростовская область — 1156;
  • Краснодарский край — 1221;
  • Республика Башкортостан — 1309;
  • Республика Татарстан — 1394;
  • Московская область — 1400;
  • Республика Дагестан — 1446.

При этом нет прямой корреляции между количеством школ и числом учеников. Например, в Дагестане 1146 школ, в каждой из которых в среднем учится по 278 человек, а в Магаданской области 58 школ, в каждой из которых по 287 учеников, — наполняемость почти одинаковая. А в школах Свердловской, Московской областей, Краснодарского края и Севастополя учеников больше — от 485 до 725 человек.


Норма наполняемости классов — в типовом положении об общеобразовательных учреждениях

В законе нет нормы о том, сколько мест должно быть в школе. Раньше действовала норма о наполняемости — не больше 25 человек на класс, но постановление, в котором она прописана, утратило силу. Еще до 2010 года в санпине для школ прописывали количество учеников и наполняемость классов в точных цифрах, а в новом санпине указывают условия.

Старый санпин для школ
Новый санпин

Количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения по проекту.

Вместимость строящихся городских школ должна быть не больше 1000 человек, сельских — 500 человек.

Наполняемость классов — не больше 25 человек.

Вместимость строящихся школ должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

Количество учеников в классе определяется из расчета площади и расстановки мебели: не меньше 2,5 м² на ученика при обычных уроках и не меньше 3,5 м² для групповых и индивидуальных занятий.

Получается, если построить большую школу с кабинетами по 125 квадратных метров, можно будет формировать классы по 40-50 человек — ведь нормы по количеству учеников на класс или учителя нет.

Чем больше детей, тем больше денег получает школа

В России работает система нормативного подушевого финансирования — это значит, что школы получают деньги по количеству учеников. Чем больше человек учится в школе, тем больше ее финансирование.

Нормы в регионах отличаются. Например, в Москве в 2020 году нормы такие:

  • 135 000 рублей в год на ученика начальной школы;
  • 155 000 рублей на ученика 5-9 классов;
  • 175 000 рублей на старшеклассника.

А, к примеру, в Краснодарском крае на одного ученика городской школы выделяют 26 604 рубля в год. Эти деньги распределяются так:

  • 25 581 рубль — оплата труда;
  • 1004 рубля — учебники и игрушки;
  • 19 рублей — дополнительное образование педагогов.

При этом учитывается, что в сельской местности школы могут не набирать столько учеников, чтобы хватило на нормальную работу. Такие школы называют малокомплектными и финансируют дополнительно: например, в Краснодарском крае такие школы получают по 96 144 рубля в год на ученика. Это в 3,6 раза больше нормы для городской школы.

Сколько стоит построить школу

В среднем строительство школы обходится в 950 млн-1,9 млрд рублей, при этом нет прямой связи между количеством мест в школе и стоимостью строительства.

Объект и госзакупка
Стоимость
Особенности

Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию

Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию

Сложно сказать, 1,9 млрд рублей на строительство школы на 860 мест — это дорого или нет, но, к примеру, на организацию питания в четырнадцати школах Москвы в этом учебном году потратят столько же.

Частные школы тоже получают деньги от государства

Мы попросили директора частной гимназии рассказать, как устроена ее школа, сколько получает денег от государства, как обучает и на что обращают внимание родители при выборе школы.

Деньги. Аккредитованные частные школы, как и муниципальные, работают по федеральному государственному образовательному стандарту. Учебные планы одинаковые, но частная школа может оказывать дополнительные услуги сверх стандарта.

Реализация программ в рамках госстандарта частным школам тоже финансируется из бюджета, но только тем, которые аккредитованы государством. Сумма зависит от города: например, наша гимназия находится в Краснодаре и получает по 26 604 рубля на ученика в год. В сумме получается около 10 млн рублей.

Наша гимназия находится в Краснодаре и получает от государства по 26 604 рубля на ученика в год

Всё остальное — кружки, секции, медобслуживание, занятия с логопедом, питание, автобус для учеников, который привозит их в школу и развозит по домам, — оплачивают родители. За одного ученика в месяц родители платят 32 000 рублей.

Программа. В нашей школе все ученики с 1 по 11 класс находятся в школе до 16:00. У начальной школы после уроков идут секции, занятия с логопедом, у средней — секции, кружки, у старшей — подготовка к ЕГЭ.



Ученики старшей школы проводят эксперимент с реагентами на уроке химии. На заднем плане — интерактивная доска

Родители оплачивают учебу, поэтому частная школа может создавать более комфортные условия: разнообразное питание, классы до двадцати человек в средней школе и до шестнадцати в начальной школе, дополнительные программы.

В муниципальных школах всё то же самое, но предметы изучают целым классом, а мы делим на подгруппы по уровням знаний и по темпу усвоения — так каждый ребенок получает знания в том виде, в котором способен их освоить. При этом группы подвижные: например, есть сильная группа по математике, и, если ребенок чувствует, что не справляется, может перейти в группу обычного уровня, а если наоборот, ученику скучно в обычной, переходит в сильную.


Мы не готовим еду в здании школы. У нас есть контракт с компанией, которая привозит готовые блюда, и раздаточная зона в формате шведского стола. Дети питаются три раза в день — есть завтрак, обед и полдник. Каждый подходит и накладывает в тарелку, что хочет

Подготовка к ЕГЭ. В 10-11 классах начинается узкая специализация. Например, ученик хочет поступать на инженера, тогда у него будет больше часов математики, физики и информатики. В государственных школах есть четкий план, условно три часа русского, три часа математики, три часа физики, а мы можем давать больше часов математики и физики, если ученику это нужно для подготовки к ЕГЭ.

Специализация в старших классах позволяет родителям не тратиться на репетиторов. Я так и ставлю задачу учителям: ученики не должны уходить к репетиторам. За счет такой системы наши ученики показывают высокие результаты по ЕГЭ. Например, по русскому языку в 2019 году средний балл по краю — 73,5, а у наших учеников — 88, по профильной математике средний по краю — 58,6, у нас — 64,1.

Не надейтесь, что здесь учителя на извольте-с ставят четверки и пятерки. У нас строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам высокий

Учителя. Каждый год мы приглашаем молодых преподавателей, чтобы обучать их. Даем минимальную нагрузку, тьюторство, научные проекты, обеспечиваем работой, но они всегда должны присутствовать на уроках того учителя, у которого учатся. Только после внутреннего обучения запускаем в классы как преподавателей.

Костяк у нас из опытных учителей, текучки нет: те, кто начинал работать двадцать лет назад, до сих пор работают. Поэтому и приглашаем новых преподавателей — чтобы омолодить коллектив.

В государственных школах зарплаты у учителей обычно ниже: например, базовая ставка в Краснодаре — 25 581 рубль, в реальности может выходить больше из-за категории педагога, количества часов, классного руководства, но в частных школах всё равно получают больше — 60 000 — 70 000 рублей. При этом многих учителей в государственных школах всё устраивает. Когда я переманивала сильных учителей, делала это в основном за счет высокой зарплаты, но требования у нас соответствующие.

Реклама. Мы не даем рекламу, потому что у нас нет свободных мест сейчас и потому что лучше всего работают рекомендации: родители рассказывают своим друзьям, знакомым о нас, и те потом приходят.

Директор. У нас нет человека, который отдельно занимался бы бизнес-процессами. Все обязанности выполняет директор: ремонт, учебный план, деньги, сотрудники. Директор и учителя, которые открывали школу двадцать лет назад, они же и учредители.

Прибыль. Мы некоммерческая организация, и в нашем уставе прописано, что прибыль мы не извлекаем. У нас расходы равны доходам, и всё, что мы зарабатываем, можем потратить только на уставные цели:

  • оборудование. Например, в каждом классе у нас интерактивные доски и современные ноутбуки, а у каждого учителя — рабочий ноутбук, поэтому не было проблем с дистанционным обучением: учителя взяли ноутбуки, системный администратор настроил доступы, и всё работало;
  • зарплаты учителей;
  • медицинское обслуживание детей;
  • аренда здания;
  • спортивный инвентарь.

И все частные школы прибыли не извлекают: работают, получают деньги и тратят их на аренду, зарплаты, питание и оборудование.

В 2020 году государство потратит на образование 887 млрд рублей

Государство выделяет деньги на образование — например, в ближайшие три года бюджет такой:

  • 2020 год — 887,5 млрд рублей;
  • 2021 год — 927,7 млрд рублей;
  • 2022 год — 886,5 млрд рублей.

Если посчитать, что в России всего 16 013 569 учеников, на каждого из которых, допустим, выделяют 25 000 рублей в год, получится 400 млрд рублей — это чуть меньше половины годового бюджета на образование. Оставшихся денег хватит на строительство примерно 325 новых школ.

Для сравнения на оборону в 2020 году запланировано потратить 1,894 трлн рублей — это в 2,1 раза больше, чем на образование.

Мы попросили экономиста рассказать, зачем государству тратиться на школы, как от них зависит уровень благосостояния страны и правда ли, что правительству выгодно некачественное образование.

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук

Состояние экономики любой страны — сколько производят, какого качества, за какие деньги — определяется факторами производства. Основных фактора два:

  • капитал — заводы, здания, станки, оборудование, технологии;
  • труд — трудовые ресурсы страны.

Чтобы всё это работало, нужен высокий уровень образования трудовых ресурсов. Если страна хочет использовать высокие технологии, например искусственный интеллект, ей нужны трудовые ресурсы, которые знают, что это такое, и умеют использовать в работе.

Например, в 1930-е годы СССР покупал за золото заводы и фабрики у Запада под ключ — по ставками, технологиями и оборудованием. Но практически на всех этих заводах производительность была ниже, чем на таких же американских и немецких, хотя станки и технологии были одинаковыми. Уровень образования трудовых ресурсов был ниже, из-за этого падала и производительность.

Если государство хочет, чтобы в стране люди богатели и был экономический рост, ему важно вкладывать деньги в образование трудовых ресурсов. Человека с общим школьным образованием можно принять на государственную службу, взять в армию, он может прочитать законы и выполнять их.

Теоретически государство могло бы подождать, пока люди начнут сами вкладывать деньги в образование, но тут появляется проблема с тем, что денег у людей нет. Поэтому на практике почти во всех странах мира школьный уровень образования оплачивает государство. Да, есть частные школы, но большая часть школ — государственные.

Есть стереотип о том, что проще управлять глупыми людьми, поэтому государство сознательно снижает качество образования — это миф, никакого конспирологического заговора против образования нет. За последние 20-30 лет образование в России не стало хуже, оно просто стало другим.

Еще говорят, что ЕГЭ — это диверсия, но это сказки. Чтобы создать единую систему тестирования для всех школ, нужно ориентироваться на основную массу учеников. Тогда получится дать всем ученикам равные возможности. В СССР, о качестве образования которого ходят легенды, большинство школ давали низкий уровень образования, например в поселках, небольших городах, и дети из этих школ не поступали в столичные вузы. Без репетиторов, дополнительной подготовки и курсов при вузах поступить было нереально.

Система ЕГЭ как раз нужна, чтобы убрать из цепочки репетиторов, курсы при вузах и коррупцию при поступлении. Система рассчитана на некий средний уровень образования, и она хорошо работает на примере средних учеников. ЕГЭ может сбоить на очень умных учениках с нестандартным мышлением, но в среднем работает без сбоев.

Когда ЕГЭ ввели, оно и показало, что уровень образования в стране средний, не плохой и не хороший. В реальности так и есть, это подтверждается международным исследованием PISA — это исследование оценивает уровень подготовки школьников в разных странах.

По этому исследованию в 2015 году Россия среди 72 стран заняла:

  • 26-е место по читательской грамотности;
  • 23-е — по математической грамотности;
  • 32-е — по естественнонаучной.

А в 2018 году уже среди 78 стран позиции были такими:

  • 31-е место по читательской грамотности;
  • 30-е — по математической грамотности;
  • 33-е — по естественнонаучной.

В целом российские школьники где-то в середине рейтинга. Есть исследование, которое показывает, что качество образования зависит от одного критерия — финансирования. Чем выше в стране уровень ВВП, тем лучше финансируется образование и выше результаты PISA.


Связь результатов PISA по читательской грамотности и уровня ВВП страны, такая же связь прослеживается в математической грамотности и естественных науках, исследование Сьюзан Чен на экономических базах данных

Ситуация такова, что наше государство готово выделять на образование меньше денег, чем другие страны, но больше на силовиков, чиновников — и это не сознательная война против школ, а просто другие интересы.


Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение правительства о выделении 34 регионам 74 млрд руб. на строительство 128 школ, сообщает пресс-служба правительства.

"В России завершился второй этап отбора проектов по строительству школ в регионах. Чтобы помочь регионам осуществить эти проекты, федеральный центр направит туда более 74 млрд руб.", – отмечает правительство.

"Все 34 региона подтвердили готовность к предстоящей работе. В ближайшие годы в этих субъектах построят 128 современных школ и появится более 93,7 тыс. дополнительных учебных мест", – подчеркивает правительство.

В строительстве школ задействуют деньги из федерального и региональных бюджетов, а также средства инвесторов.

Первый этап отбора проектов прошел весной, правительство распределило между регионами 43,5 млрд руб. на строительство школ.

Читайте также: