Зачем изучать религию в школе

Обновлено: 04.07.2024

Концепция курса

В современной России возрождается религиозная жизнь. Религиозные организации ныне не только занимаются распространением своих вероучений, но и активно проявляют себя в политике, образовании, культуре, благотворительности и даже предпринимательстве. Всё это положительные явления возвращения к многовековым традициям. Но не могут не тревожить и отрицательные процессы: немало людей увлеклось мистикой и различными формами оккультизма. Случается, что религиозные сообщества и их последователи оказываются втянутыми в межнациональные и межэтнические конфликты.
Автор предлагаемых вашему вниманию лекций исходит из того, что изучение религий в конечном счёте должно способствовать установлению взаимопонимания, служить гармонизации межличностных и межкультурных отношений, в особенности между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений.
Лекции адресованы, главным образом, учителям истории, обществознания и других общественных дисциплин, ведущим или собирающимся вести подобные уроки. Полезными они будут и для учителей, преподающих литературу, курс мировой художественной культуры, музыки. Знания о религиях и религиозной жизни помогут руководителям и организаторам школьного образования.
Лекции познакомят с теоретическими проблемами, связанными с различными методологическими подходами к изучению религии, с наиболее сложными аспектами религиозных учений. Кроме того, вы узнаете и о практических проблемах, например правилах религиозной безопасности для молодёжи. Большое место займёт рассказ о методических приемах преподавания религиоведческого материала, постоянно совершенствуемых автором.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция первая

Цели, задачи и мотивация изучения религии и религиозной жизни
в системе общего среднего образования. Анализ методологических подходов
к изучению религии.

Почему современному
российскому школьнику
нужны знания о религиях?

Можно смело утверждать, что новое поколение россиян просто не сможет успешно обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации. Аргументов в пользу этого утверждения можно найти немало.

Всё перечисленное выше вполне естественно и свидетельствует лишь о том, что жизнь россиян возвращается в нормальное общечеловеческое и цивилизованное русло. Но одновременно мы становимся свидетелями некоторых новых, нередко настораживающих процессов: многие соотечественники увлеклись мистикой и различными формами оккультизма, обострилось межконфессиональное соперничество, идёт активное вторжение в духовную жизнь наших граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями.

Живя в России, нельзя не учитывать, что наша Родина — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. При очевидном недостатке объединяющих общество общенациональных идей в наши дни заметно усилилась тенденция к этническому эгоизму. Религиозные сообщества и рядовые верующие втягиваются в текущую политику, в межнациональные противоречия и конфликты. Чрезвычайно возросла угроза того, что к этим конфликтам могут добавится столкновения на религиозной почве. И это очень опасно, как для страны в целом, так и для всех её граждан.

Молодой человек, взрослея, сталкивается со злом и несправедливостью в окружающем мире. Всё это требует осознания и объяснения. Людям, в том числе и молодым, свойственно искать ответы на вечные вопросы: что есть я, в чём смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти… Религии (каждая по-своему) отвечают на них. Следовательно, изучение религий может стать одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам бытия и человеческой души. Важнейшие проблемы нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Можно возразить, что некоторые элементы этого наследия устарели, звучат архаично и даже, с точки зрения человека наших дней, парадоксально. Но изучение этих воззрений – полезно, поучительно и интересно. Знакомство с этической составляющей религиозного наследия ведёт к более глубокому познанию человеческого поведения и исторического процесса во всех его проявлениях. В этом смысле тот предмет, которым нам предстоит заниматься на уроках, теснейшим образом перекликается со всеми дисциплинами гуманитарного цикла.

У изучения религий есть и утилитарный смысл, напрямую связанный с жизнедеятельностью человека, с его безопасностью. Нам постоянно приходится вступать в контакты с людьми, исповедующими различные — в том числе религиозные, нерелигиозные или антирелигиозные взгляды. Каким образом построить продуктивное общение с теми, кто придерживается иных воззрений? Этим навыкам следует целенаправленно учить. Изучение религий не только помогает учащимся осуществлять свободное и сознательное самоопределение в собственной мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, но и грамотно вести мировоззренческий диалог, овладевать искусством понимания других людей. Это в конечном счёте должно способствовать установлению климата взаимопонимания и гармонизации отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе.

Отрадно, что в последние годы россияне стали много путешествовать как по стране, так и по миру. Приезжая в тот или иной национальный регион России либо в иную страну, необходимо располагать точной информацией о местных религиозных и культурных традициях. Особенно внимательным следует быть в тех регионах и странах, где религиозными законами руководствуется подавляющая часть населения. Без знаний о религиях, распространённых в нашем Отечестве и в мире, школьникам будет трудно уберечься от возможных неприятностей.

Методологическая
концепция работы учителя

Отношение исследователей к религии неоднозначно. Одни учёные ощущают личную связь с предметом изучения и благоговеют перед сакральным, другие не ощущают этой связи и настроены нейтрально, объективистски, третьи видят в религии вредное заблуждение. Из первых рождаются теологи, и возникает связанный с этой наукой (теологией) комплекс дисциплин. Из вторых — религиоведы и другие гуманитарии, изучающие культурологические и социальные аспекты религии. Из третьих — учёные и общественные деятели, ставящие своей целью скрытую или открытую борьбу с религией. В нашем обществе десятилетиями господствовала марксистская парадигма в религиоведении. Она надолго закрепила в общественном сознании оценку религии как неадекватного истинному бытию мировосприятия, которое носит временный характер и должно быть преодолено на более высоком этапе развития человечества. Такая концепция нередко трансформировалась в открытый террор и репрессии, направленные против священников, рядовых верующих, приводила к массовому разрушению храмов, уничтожению икон. И это было страшно…

Исследования религии можно условно разделить на описательно-исторические, с одной стороны, и нормативные — с другой. Предметом исторических исследований являются структура тех или иных религиозных верований и представлений, их развитие и т.д. Подобные исследования не содержат оценок содержательной стороны религиозных доктрин. Нормативные исследования изучают истинность постулатов религии, приемлемость проповедуемых ею ценностей с точки зрения юридических и этических критериев, являющихся общеобязательными в том или ином обществе и государстве и других подобных аспектов. Кстати, теология как явление, принадлежащее к религиозной традиции, тоже составляет объект изучения религиоведов.

Так какую же мировоззренческую позицию можно считать наиболее приемлемой для учителя массовой общеобразовательной школы? Можно ли избрать универсальную методологию? Если исходить из сказанного выше, то у педагога нет иного пути, как ознакомление учащихся с различными подходами и концепциями понимания религии, как с богословско-теологическими, так и с нерелигиозными. В то же время для него будет неуместным обоснование теологической интерпретации религии как сверхъестественного и внеисторического феномена. Задача учителя состоит в том, чтобы представить ученикам различные позиции и, не вступая в полемику с представителями богословия и атеизма, по возможности раскрыть содержание религии, её структуру и функцию в жизни каждого человека и общества на основе фактического материала. В таком ключе можно осветить проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа, организации современных мировых и нетрадиционных религий, положения религиозных организаций в современной России. При подаче материала следует чётко обозначать позиции, не отдавая предпочтения ни одной из них.

Мудрые люди утверждают, что спор атеиста с верующим бессмыслен, поскольку спорящие придерживаются противоположных взглядов на основной тезис. Любой спор такого рода превращается во взаимные обвинения в мракобесии, а аргументы одной стороны не имеют для другой никакого смысла. Между верой и неверием лежит вечная проблема свободы выбора. Но сделать этот выбор осознанно можно, лишь усвоив и переработав в собственном сознании огромную сумму массу фактов. Описание этих фактов – начальная стадия их усвоения. Именно этим и должен заняться преподаватель.

Следует научить школьников различать две задачи, которые до сих пор часто смешиваются в массовом сознании: изучение религий и обучение религии. Вторая задача осуществляется с целью образовать и воспитать верующего человека. Если изучение религии уместно в массовых государственных учебных учреждениях, то обучение религии — дело конкретных религиозных конфессий, которое они осуществляют своими силами и на свои средства.

Какие задачи
стоят перед учителем?

Глубокое изучение теоретических аспектов любой религии — дело специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая школа призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или представителя конкретной профессии. Поэтому школьный учитель должен стать прежде всего популяризатором. В число его задач входят:

— в сжатой и увлекательной форме раскрыть философские, социологические, политические, культурные и экономические аспекты религии как общественного феномена;

— корректно и (что очень важно) занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув факт его многообразия;

— осветить историю возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельства их появления и распространения;

— познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и выдающимися деятелями разных религий;

— популярно раскрыть особенности учений различных религий (в первую очередь, их этическую составляющую), подчеркнув многообразие подходов к проблеме человеческой нравственности;

— описать различные религиозные традиции, которые не только ограничиваются церковной сферой, но и существенно влияют на быт, а также повседневную жизнь людей;

— познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры, включая в первую очередь Россию, а также край (город, село), где находится данная школа;

— постараться привить уважение к этим памятникам, научить элементарным приёмам их изучения и сохранения;

— познакомить учащихся с ролью религий в истории нашего Отечества, а также в истории других стран мира;

— наглядно показать влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;

— в деликатной форме познакомить школьников с характерными особенностями психологии последователей той или иной религии, поставив при этом в качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим;

— научить элементарным правилам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространённых в России;

— осветить современное состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с этим возникают;

— защитить молодёжь от разрушительного влияния тоталитарных сект и организаций, действующих под религиозными лозунгами;

— привести и разъяснить современную статистику религий и географию их распространения в России и в мире в её динамике.

Хотя изучение религий не может быть построено на основе предпочтения какой-либо одной конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что в истории нашей страны те или иные религии сыграли неодинаковую роль. С этим фактом необходимо считаться при отборе материала, большая часть которого будет непременно связана с православным христианством. Роль этой религии особенно подробно рассматривается в связи с историей страны, развитием нашей культуры, российскими общественными устоями, традициями и бытом людей. Не исключено, что в ряде регионов России структуру преподавания необходимо будет скорректировать, уделив большее внимание тем религиям, которые исторически получили там широкое распространение.

Учащимся целесообразно давать как можно больше сведений об обычаях и традициях религий, с последователями или служителями которых они могут встретиться в жизни. Как обращаться к этим людям? Как избежать неловких положений? Как вести себя в храме, если ты попал туда случайно, например в ходе ознакомительной экскурсии, и т.д. Все эти сугубо практические вопросы должны быть максимально подробно разъяснены на уроках.

О специальном курсе
по изучению религий

Наш курс теснейшим образом связан с изучением истории, граждановедения, философии, права, литературы и некоторых других дисциплин. Прочные связи устанавливаются на уроках по курсу с предметами эстетического цикла. Для тех школ, которые выберут курс, желательна комплексная увязка учебных планов всех гуманитарных предметов с учётом того содержания, которое он вносит в учебный процесс.

В ходе командировок в разные регионы России автору приходилось сталкиваться даже с такими вопиющими фактами, когда за преподавание курса с удовольствием брались миссионеры современных религиозных течений, в том числе сект, признанных общественно опасными. Администрация школ оказывалась неспособной или не желала распознать столь тревожные факты. В связи с этим следует ещё раз подчеркнуть, что конфессиональное обучение религиозным дисциплинам может осуществляться в нашей стране только вне рамок государственной массовой школы и при условии обязательного согласия учащихся (если им исполнилось более 16 лет) или их родителей.

Основные методические подходы
к изучению религий

Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений. Не проявляйте насилия, не навязывайте готовых рецептов, уважайте мнение оппонентов, давайте учащимся по возможности полную, объективную и многогранную информацию — вот главные требования к учителям. Нажим и неверный тон могут свести наши усилия к нулю.

В обобщённом виде методические принципы можно сформулировать так:

— максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках;

— учёт индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома. Конфессиональные знания и навыки отдельных учащихся могут быть использованы на уроках (если это делается деликатно и по их собственному побуждению). Выявлять конфессиональную принадлежность учащихся (в любой форме) недопустимо. Учитель должен знать: чтобы побудить учащихся к полноценному разговору о религии, он должен достигнуть высокой степени доверия со стороны своих учеников;

— доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов в изучаемом материале, которые связаны с изучением ситуаций, опасных для жизни и здоровья учащихся;

— манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не надо бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешённых тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала;

— на занятиях могут широко использоваться приёмы лабораторной работы, заключающейся в решении поисковых задач на основе документов. Учащиеся выполняют сравнительный анализ текстов, определяют конфессиональную принадлежность их авторов и т.д. Автор этих строк разработал множество задач такого рода и широко пользуется ими (систематизировав их по типу рабочей тетради). Эти задачи будут продемонстрированы читателям в последующих лекциях;

— занятия по нашей тематике невозможны без использования настенных карт и атласов. Так как специальных картографических пособий мало, можно использовать общегеографические, этногеографические или исторические карты. Существуют специальные настенные этно-конфессиональные карты мира и России, однако в общеобразовательной школе они распространены мало и используются в основном в практике вузов;

— вполне уместно использование на уроках произведений изобразительного искусства, архитектуры, фрагментов художественной литературы, поэзии. Это делает уроки красивыми и поэтичными. На современном уроке обязательно должен присутствовать звук. Хотелось бы обратить особое внимание преподавателей на религиозную музыкальную культуру. Музыка — самый понятный всеобщий язык, он идёт от сердца к сердцу. И.-С. Бах и П.И. Чайковский, например, принадлежали к разным христианским конфессиям, но их сочинения объединяют людей и возвышают мысли и чувства. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий. Заметим попутно, что качество воспроизведения видео- и аудиоиллюстраций должно быть достаточно современным и технологически безупречным. Если не соблюсти этого условия, то можно достигнуть плачевного результата. Ведь музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые мы будем демонстрировать, непривычен и малопонятен для большинства школьников;

— было бы очень полезным и эффективным использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет во много раз эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма, стоящего на соседней улице. В ходе такой миниэкскурсии можно познакомить учащихся с его архитектурой и устройством. При этом следует учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Краеведческий элемент будет способствовать решению ещё одной задачи — воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, культурному наследию предков;

ОРКСЭ — лишняя трата времени

Аргумент

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 академических часа, то есть урок по этому предмету проходит один раз в неделю. Хотя эта дисциплина и обязательная, за нее не ставят оценки, нет домашних работ и контрольных.

Контраргумент

✅ Предмет подготавливает гуманитарную базу обучающихся к поступлению в среднюю школу, где она дополняется знаниями по истории, географии, русскому языку и литературе

Педагоги, которые ведут ОРКСЭ, уверены, что эти уроки далеко не бесполезны, а наоборот, нужны для развития ребенка и расширения общего кругозора.

По мнению педагога, полученные знания будут вырабатывать уважительное отношение к культуре других народов и понимание мирового культурного наследия:

Школа — светская территория

Аргумент

Есть родители, которые категорически против того, чтобы такая интимная тема, как религия и вероисповедание, выносилась в школьное пространство в любом виде.

Кстати, ситуация, когда дети вынуждены изучать модуль, отличный от того, который указали в заявлении родители, — не редкость в маленьких поселениях, где найти достаточное количество учителей для разных направлений практически невозможно. Из-за нехватки кадров направление курса назначает школа исходя из выбора большинства, поэтому предпочтения единиц не учитываются — в итоге кому-то приходится подстраиваться.

Контраргумент

Такой же позиции придерживается и учитель ОРКСЭ Марина Коренева:

ОРКСЭ искажает представление о религиозных ценностях

Аргумент

❌ В рамках изучения религиозных модулей у детей может сложиться неверное понимании религии, потому что преподаватель — не священник, а, как и положено по российскому законодательству, светский человек

Беспокойство у взрослых вызывает то, как ведется преподавание религиозных модулей — особенно, если семья верующая. Мама первоклассника из Челябинска рассказала нам, что уже сейчас задумывается о том, нужен ли этот предмет в школе:

Психологи тоже считают, что любое неосторожное вмешательство в детское сознание может повлечь за собой определенные последствия.

Контраргумент

19 октября в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учителями ОРКСЭ. Сейчас эта дисциплина ведется только в четвертых классах, но, по мнению Владыки, ее преподавание нужно продлить на весь срок обучения в школе. Основной аргумент таков: элементарная религиозная грамотность позволит школьникам держаться подальше от опасных сект, субкультур и психокультов и перейти от деструктива к созиданию:

Мнение патриарха о важности нравственного воспитания в школе разделяет и министр образования Сергей Кравцов:


Когда я перешла в четвёртый класс, в сентябре 2012-го вышло постановление министерства образования о введении в программу обучения детей моего возраста нового предмета — ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Слава природе, что не МУДОД!

1. Дети не способны сделать настоящий выбор в силу возраста

Да-да, сюда входит и несостоятельность крещения сразу после рождения. Кто из десятилетних детей в состоянии решить сложную философскую дилемму и вынести действительно собственное, не навязанное извне решение? Прибавьте к этому полное отсутствие прививания критического мышления в начальной школе (да и сомневаюсь, что это есть в наших заведениях вообще).

2. Отказ от развития морали и доброты в пользу банальной системы разрешений и запретов

Верующий человек делает всё ради вечной жизни после смерти. Он не убивает, не ворует, ведёт себя в наивысшей степени благопристойно и соблюдает всё обряды. Хорошо.

Рассмотрим неверующего человека. Есть ли на свете атеисты, творящие добро? Разумеется, да. Он отрицает рай и ад, но это не мешает ему быть благодетельной личностью. Как и какие блага ему за это обещаны?

Федеральное тюремное бюро США в 1997 году выявило занимательный факт: около 75% заключенных — христиане.

3. Появление препятствий к самостоятельности и вере в свои силы

4. Сомнительность безопасности для психического и физического здоровья

Выше я уже расписывала влияние уроков ОРКСЭ на меня. Возможно, я чересчур впечатлительна, но не считаю себя особенной — такое может случиться с каждым. Причём не факт, что родители заметят что-то неладное со своими детьми.

Иногда, если дело зашло слишком далеко, ребёнок начинает интересоваться постами. Сегодня как раз проходит Великий пост, посмотрим на календарь питания.


  • Белковая недостаточность — это остановка роста, кахексия (истощение) и прогрессирующая дистрофия.
  • Недостаток жиров — выпадение волос, нарушение работы сердца, сухость кожи, агрессивность и общие сбои метаболизма.
  • Запрещены молочные продукты с высоким содержанием кальция в них. Зубы пошатываются, кости поламываются.

Говорите с детьми о нашей единственной настоящей Родине — планете Земля. Учите милосердию ради милосердия, а не выгод после смерти. Позволяйте им верить в себя. Оставьте религиозное распутье на более зрелый возраст и не хороните их заживо в непрекращающейся панике.

Сторонников изучения религиозных культур в школе обвиняли в нарушении Конституции, а противников призывали предать анафеме. Сейчас, когда страсти немного улеглись, можно подвести первые итоги и разобраться во всех плюсах и минусах новой дисциплины.

Что такое ОРКСЭ и зачем его ввели

Официальная задача нового предмета — знакомство с мировыми культурами, формирование у младшеклассников норм морали и нравственности и подготовка к жизни в многоконфессиональном государстве. Однако, по мнению большинства ученых, учебники по предмету составлены в проповедническом и антинаучном стиле и абсолютно не отвечают поставленным целям.

Читайте также: